-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 24 ноября 2001 года

Об особенностях регулирования труда моряков

Принят
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
24 ноября 2001 года
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Настоящий Закон устанавливает особенности регулирования трудовых и непосредственно связанных с трудом отношений моряков, их социального обеспечения, медицинского и бытового обслуживания.
    Действие настоящего Закона распространяется:
    - на всех судовладельцев, независимо от форм собственности и подчиненности;
    - на лиц, деятельность которых связана с использованием любых морских транспортных судов гражданского флота, в том числе судов типа "река - море";
    - на всех моряков и в соответствующих случаях на членов семьи, а также лиц, находящихся на иждивении моряка-кормильца.
    Законодательство о труде моряков состоит из законодательных актов о труде, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними иных актов законодательства, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с трудом отношения.
    Моряк - лицо, работающее по найму на борту морского судна или судна типа "река - море";
    иждивенец моряка - любой нетрудоспособный член семьи моряка или другое лицо, находящееся на его иждивении;
    организация - профсоюзная или иная организация моряков, созданная для представительства и защиты их интересов;
    судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
    морское судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания;
    капитан - лицо, которому вверено командование судном;
    шкипер - лицо, которому вверено управление судном;
    лица командного состава - помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиооператор, боцман, директор судового ресторана и администратор пассажирской службы;
    экипаж судна - капитан, другие лица командного состава и все лица судовой команды, занесенные в судовую роль;
    вахтенный помощник капитана - лицо, кроме лоцмана, которое в данное время осуществляет обязанности по вождению или маневрированию судна;
    старший механик - лицо, постоянно ответственное за управление судовым двигателем;
    вахтенный механик - лицо, которое в данное время исполняет обязанности по управлению судовым двигателем;
    квалифицированный матрос - любой моряк, который признается обладающим необходимой квалификацией для выполнения любых обязанностей, которые могут потребоваться от моряка, несущего службу на палубе, кроме обязанностей руководителя или специалиста (матроса первого класса);
    судовой повар - лицо, в обязанности которого входит приготовление пищи для лиц судового экипажа;
    основная заработная плата - выплата, независимо от ее структуры, за работу в течение нормального рабочего времени, она не включает выплаты за сверхурочную работу, премии, пособия, оплату отпуска или какое-либо другое дополнительное вознаграждение;
    рабочее время - время, в течение которого член экипажа обязан выполнить работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии;
    несчастный случай - случай, в результате которого моряк при нахождении на судне в течение рабочего времени или в свободное от вахты и судовых работ время получил увечье или иное повреждение здоровья, приведшее к временной или стойкой утрате им трудоспособности либо его смерти;
    трудовой договор (контракт) - письменное соглашение между моряком и судовладельцем, по которому моряк обязуется выполнять работу по специальности (квалификации или должности) в определенных условиях, а судовладелец обязуется выплачивать моряку соответствующую заработную плату, предоставлять установленные льготы и компенсации, обеспечить соответствующие условия труда и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и (или) коллективным договором;
    репатриация - обеспечение возвращения в место найма или жительства моряка согласно национальному законодательству, коллективному или трудовому договору;
    компетентный орган - орган, уполномоченный издавать нормативные акты, приказы, инструкции, выдавать разрешения на производство определенных видов работ или деятельности, имеющие обязательную силу в области мореплавания, трудовых отношений между моряками и судовладельцами, осуществлять контроль за их исполнением;
    инспектор - государственный служащий или уполномоченный профсоюза, имеющий в соответствии с законодательством полномочия, право инспектировать условия труда и быта моряков, давать предписания и налагать взыскания на судовладельца.
  3. Глава 2.Коллективный договор

  4. Коллективный договор заключается с одной стороны судовладельцем или группой судовладельцев и с другой стороны одной или несколькими профсоюзными организациями моряков или, при отсутствии таких организаций, представителями самих моряков, уполномоченными на представительство согласно национальному законодательству.
    В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться отраслевые (тарифные) соглашения, устанавливающие направления социально-экономического развития морской отрасли, условия труда и его оплаты, социальные гарантии для моряков на отраслевом или профессиональном уровне - между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными моряками представительными органами, работодателями (объединениями работодателей).
    Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений определяется законодательством о коллективных договорах, отраслевых соглашениях или законодательством о труде.
    Выполнение положений коллективного договора должно обеспечиваться подписавшими его сторонами, а также лицами, от имени которых он заключен. Условия трудовых договоров моряков, ухудшающие положение моряков по сравнению с условиями коллективного договора или национального законодательства, являются недействительными.
    Положения коллективного договора распространяются на всех моряков соответствующих категорий, работающих на судах, подпадающих под действие коллективного договора, если в коллективном договоре не предусматривается иное.
    Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Обязательства судовладельцев и моряков должны предусматривать положения, включающие:
    а) условия найма на работу, продолжительность договора и условия его прекращения;
    б) условия оплаты труда;
    в) условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций;
    г) продолжительность рабочего времени, сверхурочного рабочего времени, судовых вахт и отдыха;
    д) состав судового экипажа;
    е) замену недостающих членов экипажа;
    ж) медицинское обслуживание;
    з) оплату в случае временной нетрудоспособности;
    и) порядок и условия предоставления оплачиваемых отпусков;
    к) охрану труда и предупреждение несчастных случаев;
    л) меры в случае смерти в период найма;
    м) условия работы в опасных для судоходства зонах;
    н) социальное страхование;
    о) репатриацию;
    п) социально-бытовое обеспечение;
    р) условия обеспечения питанием;
    с) компенсацию в случае гибели или повреждения личного имущества членов экипажа;
    т) порядок досрочного расторжения коллективного договора;
    у) порядок изменения коллективного договора;
    ф) обязательства в случаях невыполнения условий коллективного договора, помимо предусмотренных законодательством.
    Споры, вытекающие из толкования коллективного договора, подлежат урегулированию в порядке, установленном соглашением сторон.
    Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, а также соответствующими представительными органами государства.
  5. Глава 3.Трудовой договор

  6. Трудовой договор (контракт) об условиях и сроках найма, соответствующих законодательству и положениям коллективного договора, подписывается судовладельцем или его уполномоченным представителем с одной стороны и моряком с другой стороны. Моряку предоставляются соответствующие условия для ознакомления и изучения своих прав и обязанностей, устанавливаемых договором до его подписания. Моряку выдается экземпляр подписанного трудового договора.
    Каждому моряку вручается документ, содержащий сведения о его работе на борту судна, по форме, определяемой национальным законодательством. Моряк вправе требовать выдачи копии трудового договора на национальном языке.
    Трудовой договор может заключаться на неопределенный или определенный срок.
    В трудовом договоре определяются права и обязанности сторон и должны содержаться следующие данные:
    а) фамилия, имя, отчество моряка, дата, месяц, год и место рождения;
    б) место и дата заключения договора;
    в) название судна или судов, на борту которых моряк обязуется работать, и порт их приписки;
    г) численность экипажа судна;
    д) профессия или должность, на которую нанимается моряк;
    е) место и дата явки моряка на борт судна для работы;
    ж) продовольственное обеспечение;
    з) размер заработной платы;
    и) продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска;
    к) срок трудового договора и условия прекращения его действия;
    л) если договор заключен на определенный срок, точная дата истечения срока действия договора.
    Трудовой договор, заключенный на неопределенный или определенный срок, может быть прекращен:
    а) по соглашению сторон;
    б) в случае гибели судна;
    в) в случае смерти моряка;
    г) в случаях, предусмотренных национальным законодательством о труде.
  7. Глава 4.Найм и трудоустройство моряков

  8. При найме и трудоустройстве моряков на суда, плавающие под флагом государства, применяется законодательство о труде государства флага с особенностями, установленными настоящим Законом.
    Минимальный возраст допуска моряков для работы на борту судов не может быть менее восемнадцати лет. Вышеуказанное положение не применяется в отношении работы, выполняемой подростками на учебных или тренировочных судах.
    Созданные частные службы по найму и трудоустройству моряков могут осуществлять свою деятельность только при наличии государственной лицензии, удостоверения или иного разрешения от органов государственной власти.
    Частная система найма функционирует по согласованию с представительными организациями судовладельцев и моряков.
    На моряков не могут возлагаться прямо или косвенно оплата полностью или частично каких-либо сборов в связи с наймом или предоставлением работы.
    Плата за прохождение медицинского осмотра, выдачу свидетельств, личных проездных документов и национального паспорта (удостоверения) моряка не считается "сборами в связи с наймом".
    Службы найма моряков должны:
    а) учитывать нужды морской отрасли как на национальном, так и международном уровнях при разработке программ профессиональной подготовки для моряков;
    б) иметь постоянно действующую систему по сбору и анализу всей соответствующей информации о морском рынке труда, включая:
    - текущее и перспективное предложение рабочей силы в разбивке по возрасту, полу, уровню квалификации, а также потребности отрасли;
    - наличие рабочих мест на национальных и иностранных судах;
    - непрерывность занятости;
    - трудоустройство юнг, курсантов морских училищ и других стажеров;
    - профессиональную ориентацию будущих моряков;
    в) обеспечивать, чтобы персонал, ответственный за непосредственное руководство деятельностью службами найма и трудоустройства моряков, имел профессиональную подготовку и соответствующие знания в области морского дела.
    Все службы найма и трудоустройства моряков должны вести реестр в отношении моряков и следить, чтобы:
    а) все моряки, трудоустроенные ими, имели квалификацию и располагали документами, необходимыми для выполнения соответствующих функций;
    б) трудовые договоры соответствовали действующему национальному законодательству или коллективному договору, настоящему Закону;
    в) моряки были информированы о своих правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, до приема на работу или в процессе трудоустройства;
    г) морякам предоставлялась возможность ознакомления с их трудовыми договорами до их подписания и получения экземпляра трудового договора.
    Положения статьи 21 настоящей главы не освобождают от исполнения обязанностей и ответственности судовладельца или его уполномоченного представителя (капитана) при выполнении трудового договора.
    Контроль за деятельностью всех служб найма и трудоустройства моряков осуществляется органами, определяемыми национальным законодательством.
    Выдача или продление срока действия лицензии, удостоверения или аналогичного разрешения производится только при условии, что деятельность службы найма и трудоустройства соответствует требованиям национального законодательства.
    Службам найма и трудоустройства запрещается осуществлять какие-либо действия, которые имели бы целью помешать моряку получить рабочее место.
    Службы найма и трудоустройства моряков обязаны применять меры, обеспечивающие защиту моряков, оставленных в затруднительном положении в иностранном порту.
    Рассмотрение жалоб, касающихся деятельности служб найма и трудоустройства моряков, осуществляется с привлечением представителей судовладельцев и моряков, а также компетентных органов.
    Все службы найма и трудоустройства моряков должны рассматривать и давать ответ на все жалобы, касающиеся их деятельности, и сообщать компетентному органу о любой неудовлетворенной жалобе.
    Если в службы найма и трудоустройства моряков поступают жалобы, касающиеся условий труда или быта моряков на борту судов, то эти службы должны направлять такие жалобы соответствующему компетентному органу.
  9. Глава 5.Найм моряков на суда, зарегистрированные в иностранном государстве

  10. Найм моряков на работу через службы найма на суда, зарегистрированные в иностранном государстве, должен осуществляться с соблюдением условий найма, предусмотренных коллективным договором, действующим на данном судне, и индивидуальным договором (контрактом).
    Каждому моряку, работающему на судне, зарегистрированном в иностранном государстве, гарантируется:
    а) возвращение в порт, в котором он был нанят, или возвращение по месту жительства;
    б) медицинский уход и выплата суточных моряку, вынужденному остаться на берегу в иностранном порту в результате болезни или несчастного случая.
  11. Глава 6.Непрерывная занятость моряков

  12. В рамках национальной политики занятости:
    - разрабатываются планы потребности специалистов для морского транспорта с учетом характера и масштабов занятости распределения рабочей силы по возрастным профессиональным группам, тенденций эволюции новой техники на морском транспорте как в государстве, так и за границей в связи со структурными изменениями в отрасли;
    - принимаются меры по непрерывной или регулярной занятости квалифицированных моряков, обеспеченности судовладельцев стабильной рабочей силой.
    Меры, направленные на достижение целей, указанных в статье 27, включают:
    а) трудовые соглашения, контракты, предусматривающие непрерывную или регулярную занятость в судоходной компании или на ином предприятии, занимающемся морскими перевозками, или в ассоциации судовладельцев;
    б) меры, направленные на регулирование занятости путем создания и ведения реестров или списков квалифицированных моряков по категориям.
    В случаях, когда непрерывность занятости моряков обеспечивается только путем создания и ведения реестров или списков, в них включаются все профессиональные категории моряков в порядке, определяемом законодательством или коллективным договором, соглашением.
    Моряки, внесенные в указанный в статье 29 реестр или список, пользуются преимуществом при найме в качестве моряков.
    Моряки, внесенные в такой реестр или список, обязаны приступить к работе в порядке, определяемом законодательством или коллективным договором, соглашением.
    Реестры или списки квалифицированных моряков должны учитывать основные критерии для определения тех квалифицированных моряков, которые могут быть включены в такие реестры или списки.
    Такие критерии включают следующее:
    а) проживание в государстве;
    б) возраст и медицинские показания к работе на борту судна;
    в) опыт работы и квалификацию;
    г) предшествующую работу в море на борту судов.
    При пересмотре численности моряков в реестрах или списках должны учитываться все надлежащие факторы, включая и такие, как модернизация судоходства и меняющиеся тенденции в профессии.
    Изменения в обязанностях и функциях доводятся до моряков не позднее чем за два месяца.
    Независимо от действующей системы найма и трудоустройства за моряками сохраняется право на выбор судна, на которое он будет нанят, а за судовладельцем - право на выбор моряка, которого он намерен нанять.
    Численность моряков в реестрах или списках периодически пересматривается в целях достижения уровней, соответствующих потребностям морского судоходства.
    В случаях, когда необходимо сокращение в таком реестре или списке, принимаются все соответствующие меры с целью недопущения или сведения к минимуму отрицательных последствий для моряков.
    При невозможности непрерывной или регулярной занятости морякам предоставляются гарантии в соответствии с национальным законодательством о занятости.
  13. Глава 7.Заработная плата моряков

  14. Должностные оклады морякам судов морского флота устанавливаются судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, исходя из установленного в организации минимального размера оплаты труда и с учетом рекомендуемых в отраслевых соглашениях соотношений должностных окладов членов экипажей.
    Должностные оклады членам экипажей устанавливаются без учета каких-либо доплат и надбавок.
    Системы и условия оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются судовладельцем по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективном договоре, соглашении.
    Судоходные компании и профсоюзы, представляющие интересы моряков на судах загранплавания, на переговорах по заработной плате моряков в процессе заключения отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров исходят из установленной Паритетной морской комиссией суммы за календарный месяц матросу первого класса в рамках Рекомендации МОТ N 187, 1996 г.
    При ремонте судна с выводом его из эксплуатации членам экипажа, оставленным для выполнения ремонтных работ и для обслуживания судна и экипажа, выплачивается заработная плата по фактически выполняемой работе, но не менее 100 процентов должностного оклада.
    За время нахождения судна на отстое или консервации членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, выплачивается заработная плата в размере 100 процентов должностного оклада.
    Членам экипажей судов, срок эксплуатации которых превышает нормативный, выплачивается компенсация за худшие производственные и бытовые условия в размерах, устанавливаемых коллективным договором.
    Членам экипажа за время нахождения судна в зонах военных действий, эпидемиологических опасностей или пиратских действий выплачивается двойной должностной оклад и соответственно вдвое увеличивается размер возмещения вреда в случае утраты трудоспособности или смерти вследствие повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
    Члену экипажа должна быть предоставлена полная информация о предстоящих рейсах в указанные зоны. Он имеет право отказаться от рейса без риска потерять работу или подвергнуться другим, приносящим ему убытки, воздействиям. Согласие на рейс в вышеуказанные зоны член экипажа обязан подтвердить письменно на имя капитана судна.
    Членам экипажей производится доплата за каждый час несения вахты в ночное время в соответствии с национальным законодательством. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
    Авральные работы, выполняемые членами экипажа (включая командный состав) сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы). Сверхурочные работы оплачиваются за фактическую их продолжительность не менее чем в двойном размере часовой ставки.
    Сверхурочная работа или работа, выполненная в течение еженедельного выходного дня или в праздничные дни, может компенсироваться также предоставлением морякам времени, свободного от службы или обязанности находиться на борту, или посредством дополнительного отпуска вместо денежного вознаграждения, или иным образом. Условия такой компенсации определяются коллективным договором, соглашением и (или) трудовым договором.
    В период нахождения за пределами морских границ государства флага судна членам экипажа выплачивается иностранная валюта в размерах, устанавливаемых индивидуальным соглашением и коллективным договором.
    Коллективные договоры должны предусматривать равное вознаграждение за равноценный труд по всем категориям моряков, занятых на одном судне, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических взглядов, национальности или социального происхождения.
    Текст трудового договора, содержащего действующие ставки или сумму заработной платы, должен находиться на борту судна; информация о сумме или ставках заработной платы должна предоставляться каждому моряку посредством выдачи ему экземпляра трудового договора на языке, который ему понятен.
    Заработная плата должна выплачиваться в валюте государства, указанного в трудовом договоре, непосредственно моряку или переводиться на банковский счет, указанный моряком, если последний не дал каких-либо иных указаний в письменной форме.
    Удержания из вознаграждения возможны только в тех случаях, когда:
    - это прямо предусмотрено национальным законодательством;
    - в сумме они не выходят за пределы, установленные национальным законодательством или судебными решениями в отношении осуществления таких удержаний.
    Удержания за принятие моряка на работу или сохранение за ним его рабочего места не допускаются.
    Размер минимальной заработной платы моряков определяется после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков и включается в отраслевое тарифное соглашение.
    При определении размера минимальной заработной платы учитываются особенности труда моряков, штатная численность экипажей и группа судов, изменения в стоимости жизни и другие социальные критерии.
  15. Глава 8.Рабочее время и время отдыха моряков

  16. Продолжительность рабочего времени моряков должна рассчитываться на основе продолжительности рабочей недели, установленной национальным законодательством о труде. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
    Максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.
    Максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любой семидневки.
    Время отдыха может быть разделено не более чем на два периода, продолжительность одного из которых должна быть не менее 8 часов.
    Сборы для осмотра и учения, учебная отработка действий по борьбе с пожаром и шлюпочные учебные занятия, а также учебные занятия, предписываемые национальным законодательством и международными актами, должны проводиться таким образом, чтобы свести к минимуму нарушения времени отдыха и не вызывать усталости.
    Моряку должен быть предоставлен в порядке компенсации соответствующий период свободного времени, если нормальная продолжительность времени отдыха нарушается вызовами на рабочее место.
    Законодательством или коллективным договором могут устанавливаться отступления от указанных в настоящей главе Закона норм, предусматривающие более частые или более продолжительные периоды отпусков или предоставление компенсационных отгулов несущим вахту морякам или морякам, работающим на борту судов в коротких рейсах.
    На судне в легко доступном месте должны быть вывешены правила внутреннего трудового распорядка на борту судна, в которых по каждой должности указываются:
    а) режим работы в море и порту;
    б) максимальное количество часов работы или минимальное количество часов отдыха, предусмотренное законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением или коллективным договором.
    Указанные правила излагаются на рабочем языке или языках, используемых на судне.
    Изложенные в данной главе правила не применяются в случаях непосредственного обеспечения безопасности судна, лиц, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или лицам, терпящим бедствие на море.
    После восстановления нормальной ситуации капитан должен предоставить моряку, работавшему в течение предусмотренного графиком времени отдыха, соответствующий период времени отдыха.
    На судне должен вестись учет ежедневной продолжительности рабочего времени моряков и времени отдыха для проверки их соответствия установленному режиму труда и отдыха моряков. Моряку выдается копия табеля учета времени работы и отдыха, которая должна быть заверена капитаном или уполномоченным им лицом, а также моряком.
    Компетентный орган определяет порядок ведения учета рабочего времени и времени отдыха на борту судна, в том числе промежутки времени, через которые должна записываться информация об этом.
    Минимальные требования к укомплектованию экипажей с учетом обеспечения безопасности судов, а также достаточного отдыха моряков утверждаются компетентным органом.
  17. Глава 9.Ежегодные оплачиваемые отпуска моряков

  18. Моряк имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска составляет не менее 30 календарных дней.
    Выполнение работы, не предусмотренной при найме, а также периоды прохождения курсов морской профессиональной подготовки засчитываются в общий стаж работы.
    При исчислении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного статьей 56, исключаются из подсчета:
    а) праздничные дни, признанные нерабочими днями в стране флага;
    б) периоды нетрудоспособности в результате болезни, несчастного случая или беременности;
    в) временный отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый моряку во время действия контракта.
    Каждому моряку за полный период отпуска выплачивается вознаграждение в размере средней заработной платы.
    Суммы, причитающиеся в валюте, выплачиваются заинтересованному моряку до отпуска, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением между моряком и судовладельцем.
    Моряку, оставляющему службу или увольняемому, выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск в соответствии со статьей 59.
    Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из непрерывного периода. По желанию моряка ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разбит на части или объединен с последующим периодом отпуска.
    При разделении отпуска на части продолжительность одной из них должна быть не менее двух недель.
    Ежегодный отпуск предоставляется по месту найма на работу, если коллективным договором не предусмотрено иное.
    Если моряк вынужден брать свой ежегодный отпуск в ином месте, чем то, которое разрешено статьей 62, он имеет право на бесплатный проезд к тому месту, где он был нанят на работу, расположенному ближе к его дому, а командировочные и другие расходы, вызванные непосредственно его обратной поездкой, относятся на счет судовладельца; время на проезд не вычитается из ежегодного оплачиваемого отпуска.
  19. Глава 10.Профессиональное обучение моряков

  20. В общей сети учебных заведений создаются соответствующие возможности для профессионального обучения моряков.
    Финансирование программ подготовки моряков осуществляется на систематической основе и обеспечивается с учетом современных и будущих потребностей морского транспорта и его развития.
    Образование моряков в государственных учебных заведениях, а также их переобучение осуществляется бесплатно.
    При направлении моряков на курсы переобучения судовладельцы обязаны сохранять за ними основную заработную плату.
  21. Глава 11.Минимальная квалификация капитана и других лиц командного состава морских судов

  22. Занятие должностей капитана или шкипера, вахтенного помощника капитана, старшего механика или вахтенного механика на судне не допускается без свидетельства о квалификации, удостоверяющего его способность выполнять обязанности по данной должности, выданного соответствующим органом.
    Право на получение свидетельства о квалификации имеют лишь лица:
    а) достигшие возраста, установленного для выдачи такого свидетельства, но не моложе восемнадцати лет;
    б) обладающие профессиональным стажем не ниже минимального, установленным для выдачи вышеупомянутого свидетельства;
    в) успешно выдержавшие экзамены, организованные соответствующим компетентным органом и произведенные под его контролем для проверки необходимой квалификации по выполнению работы, соответствующей свидетельству.
    Запрещается наем на работу лиц, не обладающих свидетельством о квалификации, а также допуск к работе в должности лица, не обладающего свидетельством о квалификации, соответствующим этой должности. Лица, виновные в таких нарушениях, а также лица, посредством обмана или подложных документов поступившие на работу на судно без требуемого для этой должности свидетельства о квалификации, несут уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
  23. Глава 12.Выдача матросам свидетельств о квалификации

  24. Прием на судно в качестве квалифицированного матроса (матроса первого класса) производится только при наличии соответствующего свидетельства квалифицированного матроса (матроса первого класса).
    Компетентный орган принимает необходимые меры для проведения испытаний для выдачи свидетельств о квалификации.
    Свидетельства о квалификации не выдаются лицам:
    а) не достигшим 18-летнего возраста;
    б) не проработавшим в море в качестве члена палубной команды в течение минимального срока, установленного компетентным органом;
    в) не сдавшим установленного компетентным органом квалификационного экзамена.
    Компетентный орган может:
    а) допускать лиц со стажем работы в море продолжительностью не менее двадцати четырех месяцев, успешно прошедших курс профессионального обучения в официальных училищах;
    б) разрешить выдачу свидетельств квалифицированного матроса лицам, успешно окончившим курс профессионального обучения на морских учебных судах и прослужившим на них восемнадцать месяцев.
    Компетентный орган может предусматривать официальное признание свидетельств о квалификации, выданных в другом государстве.
  25. Глава 13.Выдача судовым поварам свидетельств о квалификации

  26. Прием на работу в качестве повара на борту судна без свидетельства о квалификации не допускается.
    Компетентный орган власти принимает меры по организации испытаний и выдаче свидетельств о квалификации судового повара.
    Свидетельство о квалификации не выдается лицам:
    а) не достигшим 18-летнего возраста;
    б) не прошедшим установленного компетентным органом минимального срока морской службы;
    в) не выдержавшим установленного компетентным органом экзамена.
    Экзамены и выдача свидетельств о квалификации могут проводиться компетентным органом или под его надзором, утвержденной для этой цели кулинарной школой или каким-либо другим заведением.
    Компетентный орган может предусмотреть признание свидетельств о квалификации повара, выданных в других государствах.
  27. Глава 14.Национальные удостоверения личности моряков

  28. Положения настоящей главы применяются к морякам, занятым на любой должности на борту судна, плавающего под национальным флагом.
    Удостоверение личности или паспорт моряка являются документом, удостоверяющим личность его владельца как на территории государства, гражданином которого он является, так и за пределами этого государства.
    Удостоверение личности или паспорт моряка выдается гражданам, являющимся моряками и работающим на судах, зарегистрированных на территории государства, или командируемым судовладельцем, зарегистрированным на территории государства, для работы на иностранных судах, а также включенным в судовую роль курсантам (учащимся) учебных заведений, командируемым на суда работникам государственных органов власти и работникам предприятий, организаций, находящихся в ведении этих органов.
    Компетентный орган может выдать удостоверение личности или паспорт моряка любому другому обратившегося за таким документом моряку, который работает на борту судна, зарегистрированного на территории государства, или который зарегистрирован в бюро найма в пределах его территории в порядке, установленном законодательством данного государства.
    Удостоверение личности или паспорт моряка всегда хранится у моряка. Срок действия удостоверения личности или паспорта моряка указывается в нем.
    В удостоверении личности или паспорте моряка должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество; гражданство; число, месяц и год рождения, место рождения, пол.
    Любой моряк, имеющий действительное удостоверение личности или паспорт моряка, выданные компетентными органами, допускается к возвращению на территорию государства, которое выдало документ.
    Моряку, имеющему действительное удостоверение личности или паспорт моряка, разрешается доступ на территорию государства для следующих целей:
    а) временный отпуск на берег во время нахождения судна в порту;
    б) явка на свое судно или переход на другое судно;
    в) транзитный проезд в целях явки на судно в другом государстве или в целях возвращения на родину;
    г) любая другая цель, предусмотренная законодательством.
    Оформление нового удостоверения личности или паспорта моряка без изъятия ранее выданного или без объявления этого документа недействительным в случае его утраты не допускается.
  29. Глава 15.Свобода объединения и защита права на профсоюзную организацию

  30. Моряки имеют право создавать по своему выбору профсоюзные организации (далее - организации) без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам. Деятельность профсоюзных организаций моряков, имеющая целью представительство, обеспечение и защиту социально-трудовых прав и интересов моряков, регулируется законодательством об общественных объединениях, о профсоюзах и другими актами национального законодательства.
    Принципы, касающиеся основополагающих прав на свободу ассоциаций и реального признания права на ведение коллективных переговоров, которые являются субъектами и объектами конвенций Международной организации труда, применяются независимо от ратификации этих конвенций.
  31. Глава 16.Бытовые условия для экипажа на борту судов

  32. Компетентный орган издает нормативные акты по следующим вопросам, связанным с обеспечением бытовых условий для экипажа на борту судов:
    - размещение и конструкция помещений для экипажа и средств доступа к ним;
    - обеспечение помещений вентиляцией, установками для кондиционирования воздуха, отоплением и освещением;
    - размещение судовой команды и оборудование кают;
    - обеспечение членов экипажа столовыми и их оборудование;
    - снабжение судов санитарным и вспомогательным оборудованием;
    - предоставление лицам командного состава и членам команды помещений и создание условий для отдыха, культурных развлечений и занятий спортом;
    - установление норм питания, ассортимента продуктов и столового обслуживания всех видов судов;
    - обеспечение судового экипажа постельными и столовыми принадлежностями, рабочей одеждой и другими предметами и создание условий для пользования ими.
    При издании нормативных актов по указанным вопросам учитываются национальные привычки и обычаи членов команды.
  33. Глава 17.Социально-бытовое обслуживание моряков в море и порту

  34. Социально-бытовое обслуживание в портах обеспечивается всем морякам независимо от их национальности, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических убеждений или социального происхождения, а также независимо от формы собственности и государства регистрации судна, на котором они служат.
    Компетентный орган совместно с представительными организациями судовладельцев и моряков определяет нормы, которые следует рассматривать как соответствующие целям надлежащего социально-бытового обслуживания моряков, и обеспечивает проведение необходимых мероприятий по финансированию такого обслуживания моряков.
    Местные органы власти с участием профсоюзов создают региональные и портовые центры бытового и культурного обслуживания, к работе в которых привлекается необходимый квалифицированный персонал. Центры бытового и культурного обслуживания и суда обеспечиваются кинофильмами, видеофильмами, книгами, газетами, спортивным инвентарем.
    Для организации бытового обслуживания на торговых судах судовладелец обязан назначить специально подготовленное лицо.
    В коллективных договорах должно содержаться условие о предоставлении морякам отпусков домой, а также возможности во время стоянки в порту посещения их женами и другими родственниками и друзьями на борту судов, а также о разрешении женам моряков в надлежащих случаях сопровождать своих мужей в отдельных рейсах.
    Жены моряков, сопровождающие своих мужей в плавании, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев и болезни.
    Судовладелец обязан обеспечить распространение среди моряков информации об общедоступных видах обслуживания в портах захода.
    Бытовое обслуживание в портах как моряков своего государства, так и иностранных моряков организуется с учетом следующих условий:
    а) в каждом порту учреждается специальная организация для обеспечения бытового обслуживания моряков в портах;
    б) в портах принимаются регламентирующие меры по продаже алкогольных напитков, применению положений международных соглашений, ограничивающих продажу и употребление наркотиков, запрещению допуска в порт и его районы нежелательных лиц;
    в) опасные районы порта, края причалов и набережных подлежат ограждению специальными барьерами;
    г) причалы и подходы к ним оборудуются освещением и указательными надписями.
    Иностранным морякам обеспечиваются условия для связи их со своими консулами.
    Моряки, находящиеся за рубежом, информируются медиками о средствах профилактики болезней, опасности заболевания которыми они подвергаются.
    Моряки, страдающие каким-либо заболеванием, имеют право на беспрепятственное получение лечения в клиниках и больницах порта, в том числе и непрерывного лечения, независимо от их национальности или религиозных убеждений.
    Капитан совместно с консулами обязан обеспечить возможность хранения или пересылки заработной платы моряков их семьям.
    Судовладелец обязан обеспечить социально-бытовое обслуживание моряков в море на борту судов, которое должно включать:
    а) просмотр телепередач и прослушивание радиопередач;
    б) демонстрацию кинофильмов или видеозаписей, запас которых должен соответствовать длительности рейса и, если необходимо, обновляться через регулярные промежутки времени;
    в) спортивное оборудование, включающее гимнастические снаряды, настольные игры, палубные игры;
    г) по мере возможности, условия для занятия плаванием;
    д) библиотеку, содержащую профессиональную и другую литературу, запас книг которой должен соответствовать длительности рейса и обновляться через регулярные промежутки времени;
    е) возможности для занятий прикладным искусством.
  35. Глава 18.Репатриация моряков

  36. Моряк пользуется правом на репатриацию в следующих случаях:
    а) по истечении за границей срока найма на конкретный период или конкретный рейс;
    б) в случае заболевания или травмы или по иной медицинской причине, которые влекут за собой репатриацию, если в соответствии с медицинским заключением моряк является транспортабельным;
    в) кораблекрушения;
    г) если судовладелец не способен далее выполнять свои обязательства в соответствии с законом или контрактом как наниматель моряка по причине банкротства, продажи судна, изменения регистрации судна или по другим аналогичным причинам;
    д) если судно без согласия моряка, направляется в зону военных действий, как она определена национальным законодательством или правилами, или коллективным договором;
    е) в случае приостановки или прекращения действия трудового договора, контракта.
    Максимальный срок работы на борту судна, дающий моряку право на репатриацию, составляет девять месяцев, если коллективным договором не установлен иной, меньший, срок.
    Места назначения, куда моряки могут быть репатриированы, определяются компетентным органом. Места репатриации включают пункт, в котором моряк дал согласие на наем, пункт, оговоренный в коллективном договоре, государство проживания моряка или любой другой такой пункт, взаимно согласованный в момент найма.
    Ответственность за организацию и расходы по репатриации несет судовладелец. Эти расходы включают проезд, квартирные, заработную плату, стоимость провоза багажа с момента, когда моряк сходит с судна и до момента прибытия к месту репатриации, а также лечение в случае необходимости до тех пор, пока моряк не будет способен к переезду к месту репатриации.
    Судовладелец обязан страховать расходы на репатриацию моряков.
    Моряки, подлежащие репатриации, имеют право получить свои паспорта и другие документы, удостоверяющие их личность, для целей репатриации.
    В случае репатриации моряка вследствие нарушения им обязанностей, предусмотренных трудовым договором, контрактом, удержание расходов по репатриации может быть произведено в пределах, предусмотренных законодательством и коллективным договором.
    Репатриация моряков, имеющих право быть репатриированными, производится также и в случае, если и судовладелец, и государство, на территории которого зарегистрировано судно, не в состоянии выполнить свои обязательства по организации репатриации и по оплате расходов в связи с репатриацией. При этом расходы взыскиваются с государства, на территории которого зарегистрировано судно.
    Время, затраченное на ожидание репатриации, и время нахождения в пути во время репатриации не уменьшает продолжительность оплачиваемого отпуска моряка.
  37. Глава 19.Предупреждение несчастных случаев среди моряков

  38. Все несчастные случаи, происшедшие с моряками во время работы или связанные с ней, подлежат расследованию и учету. Учет фиксирует число, характер, причины и последствия несчастных случаев с четким их подразделением по службам на борту судов и место: в море или порту.
    Положения, касающиеся предупреждения несчастных случаев, устанавливаются национальным законодательством об охране труда.
    Положения о предупреждении несчастных случаев доводятся до сведения моряков, вывешиваются на видном месте. Из числа членов экипажа судна должны быть назначены ответственные лица, подчиненные капитану и отвечающие за меры по предупреждению несчастных случаев.
    Компетентные органы при сотрудничестве с организациями судовладельцев и моряков разрабатывают программы по предупреждению несчастных случаев и с учетом национальных условий обеспечивают включение курсов обучения по предупреждению несчастных случаев и по мерам производственной гигиены в учебные программы учреждений профессиональной подготовки моряков всех категорий и рангов в качестве элемента профессиональной подготовки.
    Информация о конкретных опасностях доводится до сведения моряков путем официальных извещений и надлежащих инструкций.
    Для своевременного предупреждения несчастных случаев, причиной которых являются отдельные аномалии, свойственные условиям труда моряков, должно регулярно проводиться изучение опасностей, выявленных при анализе статистических данных.
    Судовладелец обязан обеспечить выполнение требований безопасности, в частности, оборудовать используемые машины и механизмы соответствующими защитными приспособлениями, а моряки имеют право использовать эти машины только при наличии таких защитных приспособлений.
    Учебные программы должны периодически рассматриваться и приводиться в соответствие с современным положением, с учетом эволюции типов и размеров судов, их оборудования, а также изменений в составе, национальности и языке экипажей и в организации труда на борту судов.
  39. Глава 20.Медицинское освидетельствование моряков

  40. Положения настоящей главы применяются ко всем лицам, занятым по найму на борту судна, за исключением лоцмана, грузчиков и других лиц, не входящих в состав экипажа
    Прием на работу на судно производится лишь при подтверждении пригодности к работе в море.
    Компетентный орган по согласованию с заинтересованными организациями судовладельцев и моряков устанавливает характер медицинского освидетельствования и данные, которые включаются в медицинское удостоверение (книжку).
    Медицинское освидетельствование учитывает возраст моряка, регион плавания судна и объем всех обязанностей, который он будет выполнять
    Медицинское удостоверение действительно не более двух лет с момента его выдачи.
    Если срок действия удостоверения истекает во время нахождения в плавании, оно сохраняет силу до конца рейса.
    Отказ в выдаче медицинского заключения о пригодности к работе в море может быть обжалован в установленном порядке.
  41. Глава 21.Здравоохранение и медицинское обслуживание моряков и их иждивенцев

  42. Судовладелец несет ответственность за должное санитарно-гигиеническое состояние судов и обеспечивает принятие мер по охране здоровья и медицинскому обслуживанию моряков на борту судна, включая:
    а) право безотлагательного обращения моряков к врачу в порту захода;
    б) обеспечение бесплатной медицинской помощи во время работы моряка по договору;
    в) меры профилактического характера;
    г) применение к морякам любых, помимо общих, положений об охране здоровья и медицинском обслуживании, также и специальных положений, учитывающих специфику работы в море на борту судов.
    Каждое судно обязано иметь судовую аптечку. В случае отсутствия лекарства, предписанного моряку медиком, обязанность по его доставке возлагается на судовладельца
    Все суда, численность команды которых составляет 100 и более человек, которые находятся в плавании более трех дней, обязаны иметь врача, а остальные суда, не имеющие врача на борту, иметь в составе команды лицо, ответственное за медицинское обслуживание на борту.
    Судам, находящимся в море, предоставляются по радио бесплатно в любое время дня и ночи медицинские консультации специалистов.
    Список радиостанций, от которых можно получать по радио медицинские консультации, определяется компетентным органом и должен иметься на борту каждого судна.
    Все суда обязаны представлять всю возможную медицинскую помощь другим судам по их запросам.
  43. Глава 22.Обязательства судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков

  44. Обязательства судовладельца охватывают следующие виды риска:
    а) болезни и травмы, происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом договоре, и датой истечения срока найма;
    б) смерть, последовавшая в те же сроки в результате болезни или травмы.
    По этим обязательствам судовладелец обязан обеспечить за свой счет:
    а) медицинский уход и предоставление медикаментов и других лечебных средств;
    б) питание и жилье;
    в) судовладелец или его представитель обязан принять меры для обеспечения сохранности имущества, оставленного на борту судна больным, пострадавшим от травмы или умершим моряком.
    Судовладелец несет расходы по оказанию помощи вплоть до выздоровления больного или пострадавшего от травмы или до установления утраты трудоспособности или инвалидности.
    Судовладелец выплачивает заработную плату в полном размере в течение всего времени пребывания больного или пострадавшего от травмы на борту.
    Моряки, репатриированные или оставленные на берегу на территории другого государства, вследствие состояния их здоровья, препятствующего продолжению работы, сохраняют за собой право на получение полной заработной платы (исключая премиальные) с момента их списания на берег и до момента получения соответствующей работы или до момента их репатриации. При назначении пособия по временной нетрудоспособности выплата заработной платы прекращается.
    Судовладелец несет расходы по возвращению на родину больного или получившего травму моряка, списанного в период рейса на берег в результате болезни или несчастного случая.
    Судовладелец несет расходы по похоронам в случае смерти на борту или в случае смерти на берегу, если в момент смерти умерший мог бы претендовать на оказание помощи за счет судовладельца.
    Судовладелец или его представитель обязан принять меры для обеспечения сохранности имущества, оставленного на борту судна больным, пострадавшим от травмы или умершим моряком.
  45. Глава 23.Страхование моряков по болезни и безработице, в том числе вследствие кораблекрушения

  46. Любой член экипажа или любое лицо, несущее другую службу на борту любого судна, используемого для морского плавания, подпадает под правила обязательного страхования на случай временной утраты трудоспособности вследствие болезни.
    Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период действия трудового договора, контракта независимо от места нахождения застрахованного:
    а) за время пребывания застрахованного лица на борту судна или за границей;
    б) за время нахождения застрахованного лица в стационарном лечебном учреждении.
    Выплата пособия производится независимо от получения застрахованным лицом каких-либо сумм из других источников.
    В случае помещения больного в стационарное медицинское учреждение полное содержание его обеспечивается за счет страхового учреждения обязательного медицинского страхования.
    Застрахованному моряку, находящемуся за границей, в случае временной нетрудоспособности пособие выплачивается до его возвращения.
    Право на пособие сохраняется также в случае, если нетрудоспособность наступила в течение двух месяцев по истечении последнего договора о найме.
    При смерти застрахованного лица пособие выплачивается членам семьи умершего или используется на покрытие расходов по погребению.
    Во всех случаях утраты или гибели любого судна судовладелец или лицо, с которым моряки заключили договор о найме на данное судно, выплачивает каждому работавшему на нем моряку пособие по безработице, являющейся результатом такой утраты или гибели.
    Пособие выплачивается за все дни, в течение которых моряк остается безработным, в том же размере, как и заработная плата, причитавшаяся ему в силу договора, при этом общая сумма пособия, выплачиваемого моряку, ограничивается двухмесячной заработной платой.
  47. Глава 24.Инспекция условий труда и быта моряков

  48. Все суда, зарегистрированные на территории государства, инспектируются не реже одного раза в три года, а в случае жалоб или иных доказательств нарушения законодательства о труде и охране труда - по мере необходимости с целью проверки соответствия национальному законодательству условий труда и быта моряков на борту.
    В случае существенных изменений в конструкции судна или жилых помещений судно подлежит проверке инспекцией в течение первых трех месяцев после таких изменений.
    Инспекторы имеют право:
    а) подниматься на борт судна, зарегистрированного на территории государства, и входить в его помещения, если это необходимо для инспектирования, без предварительного уведомления в любое время суток;
    б) проводить любой осмотр, проверку или расследование, которые, по их мнению, могут быть необходимыми;
    в) требовать устранения нарушений, а также запрещать судну покидать порт до принятия необходимых мер. При этом судовладелец имеет право обжаловать неоправданное задержание в порядке, установленном законодательством.
    Инспекторы могут привлекать к своей работе в помощь технических экспертов и специалистов, имеющих должную квалификацию.
    В случае проведения инспекторской проверки после крупной аварии отчет должен представляться в возможно короткие сроки, но не позднее чем через один месяц после завершения инспектирования.