-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 06 декабря 1997 года

Модельный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
06 декабря 1997 года
    Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты населения и территорий государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности.
    Модельный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет целью определить общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах государства или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территория) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    Чрезвычайная ситуация <*> - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    --------------------------------

    <*> Понятие "чрезвычайная ситуация" применяется в редакции Положения о Межгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденного Президиумом Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 22 марта 1996 г.


    Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
    Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по их урегулированию в компетенцию настоящего Закона не входят.
    Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
    Законодательство государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов государства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства.
    Целями настоящего Закона являются:
    - предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
    - ликвидация чрезвычайных ситуаций.
    Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства государственных органов исполнительной власти субъектов государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
    - разработка и реализация правовых и экономических мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
    - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка их социально-экономических последствий;
    - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - ликвидация чрезвычайных ситуаций;
    - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
    - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
    - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Правительство обеспечивает необходимые экономические и материально-технические условия для безопасного ведения производств и экстренного устранения последствий чрезвычайных ситуаций. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством государства, постановлениями и распоряжениями правительства.
    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством государства руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций <*>, установленной правительством государства, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
    --------------------------------

    <*> Рекомендации по классификации чрезвычайных ситуаций приведены в Приложении 1.


    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством государства.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.
    Сокрытие, несвоевременное представление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством государства.
    Порядок обеспечения населения, государственных и местных органов и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством государства.
    Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
    Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенности территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов государства, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством государства порядке привлекаются силы и средства государственных органов исполнительной власти.
    При необходимости, на основании обращения в установленном порядке правительства государства, применяются силы и средства Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В случае, когда последствия чрезвычайной ситуации затрагивают интересы мирового сообщества, правительство государства может воспользоваться помощью соответствующих международных организаций.
    Определение полномочий <*> органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основано на конституции государства и включает:
    --------------------------------

    <*> Рекомендации по определению полномочий органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления приведены в Приложении 2.


    - полномочия президента государства; полномочия парламентского (законодательного) органа; полномочия правительства государства;
    - полномочия органов государственной власти субъектов государства и органов местного самоуправления;
    - иных уполномоченных органов, на которые возлагаются обязанности по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Для осуществления государственного управления и координации деятельности государственных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Указанный орган создает подведомственные ему территориальные органы.
    Государственные органы исполнительной власти организуют работу <*> в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами государства.
    --------------------------------

    <*> Рекомендации по организации работ государственных органов исполнительной власти и организаций приведены в Приложении 3.


    Руководители государственных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством государства ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Государственные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Государственные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством государства и со своими уставами.
    Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
    Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил государства, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется президентом государства в соответствии с законодательством государства.
    При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел государства и органов внутренних дел субъектов государства применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами субъектов государства.
    Граждане государства имеют право:
    - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    - в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов государства, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
    - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
    - обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
    - на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
    - на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
    - на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
    Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам государства в соответствии с перечисленными в настоящей статье правами, устанавливаются законодательством государства и законодательством его субъектов.
    Граждане государства обязаны:
    - соблюдать законы и иные нормативные правовые акты государства, законы и иные нормативные правовые акты его субъектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
    - изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
    - выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
    - при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
    1.Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется правительством государства.
    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
    Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
    2.Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти, органами государственной власти субъектов государства, органами местного самоуправления, организациями.
    Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
    1.Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством государства и законодательством его субъектов.
    2.Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
    3.Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
    При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда правительства государства в порядке, устанавливаемом правительством.
    4.Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов государства, а также органами местного самоуправления.
    Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством государства, законодательством его субъектов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    1.Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государства в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством государства.
    В случае необходимости указанная экспертиза может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством государства.
    2.Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
    Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются государственными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государства в соответствии с его законодательством и законодательством субъектов государства.
    Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане государства должны нести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством государства и законодательством его субъектов.
    Если международным договором, заключенным или признанным государством, установлены иные правила в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международного договора.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Нормативно-правовые акты, действующие на территории государства, до приведения их в соответствие с настоящим Законом, применяются в части, не противоречащей ему.