-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 07 декабря 2002 года

Модельный закон о просветительской деятельности

Принят
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
07 декабря 2002 года
    Закон призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы просветительских учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию неотъемлемого права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также их права на беспрепятственное получение и распространение информации.
  1. Раздел I.Общие положения

  2. Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:
    образование - процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;
    просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;
    непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов - социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);
    образование взрослых - составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;
    общее образование - совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;
    неформальное образование - совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;
    просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела");
    просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;
    эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.
    Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
    - признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
    - ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
    - недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
    - широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
    - автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
    - плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
    - недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
    - государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
    - достоверность сообщаемых сведений;
    - партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
    - учет региональных и местных особенностей территории;
    - учет общегосударственных интересов.
    Законодательство о просветительской деятельности является правовой системой, включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.
    Оно основывается на конституции страны, нормах настоящего Закона и иных нормативных актов, а также межгосударственных договоров, ратифицированных страной.
    Просветительская деятельность регулируется также уставами и другими положениями, принимаемыми самостоятельно просветительскими учреждениями и организациями.
    Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.
    Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования.
    Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.
  3. Раздел II.Система просвещения

  4. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
    В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
    - исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
    - просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
    - учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
    - государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.
    Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности.
    В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
    - образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
    - информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
    - разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
    - идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
    - агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
    - консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.
    Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности - повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач, перечисленных в статье 9 настоящего Закона.
    Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
    - использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
    - своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
    - содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
    - способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
    - содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
    - формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
    Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
    - общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское просвещение;
    - специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.
  5. Раздел III.Права граждан в сфере просвещения

  6. Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения (см. статью 6 настоящего Закона).
    Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.
    Все граждане имеют право на пользование достижениями науки и культуры, а также право на получение информации, затрагивающей их интересы, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
    Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.
    Право граждан на просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение.
    Органы власти и управления всех уровней являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:
    - разрабатывают и осуществляют политику в сфере просвещения;
    - издают нормативные акты, обеспечивающие развитие сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
    - оказывают финансовую помощь всем зарегистрированным просветительским организациям и учреждениям, независимо от того, кто является их учредителем;
    - осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;
    - осуществляют общий контроль за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.
    Контроль за исполнением нормативных актов, обеспечивающих право граждан на просвещение, осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также неправительственными организациями, профессиональными союзами и другими общественными организациями, имеющими правоохранительные и правозащитные функции.
  7. Раздел IV.Просветительские программы

  8. Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
    Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
    - целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности (статьи 7, 9 настоящего Закона);
    - адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
    - достоверность предлагаемых для освоения сведений;
    - доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
    - научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
    - учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
    - взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
    - взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
    - учет региональных и местных особенностей территории.
    Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), его приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).
    В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
    - профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
    - экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
    - политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
    - правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
    - гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
    - научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
    - художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;
    - национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
    - медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
    Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом управления реализующих их учреждений и организаций.
    Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.
    К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
    Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
    Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения, создаваемые субъектами, упомянутыми в статье 24 настоящего Закона.
    Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.
    Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
    - тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
    - территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
    - проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
    Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.
    Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
  9. Раздел V.Просветительские учреждения

  10. К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.
    Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.
    В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:
    - монопрофильные - одна определенная программа или несколько программ одного профиля;
    - многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.
    С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.
    Создание и регистрация просветительских учреждений осуществляются в соответствии с национальным законодательством. Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения предоставляется организациям и отдельным гражданам, располагающим требуемой квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.
    Право на создание просветительских учреждений имеют:
    - центральные и региональные органы государственной власти и управления;
    - органы местного самоуправления;
    - негосударственные (неправительственные) организации и учреждения;
    - учреждения системы образования;
    - учреждения науки и научные сообщества;
    - учреждения культуры и их объединения;
    - творческие союзы деятелей культуры;
    - общественные организации и общественные движения;
    - средства массовой информации;
    - профессиональные объединения.
    Просветительские учреждения, создаваемые общественными организациями и общественными движениями, регистрируются в министерстве юстиции.
    Просветительские учреждения могут функционировать и вступать в имущественные или иные отношения с другими учреждениями и организациями двояким образом:
    - как юридическое лицо;
    - как структурное подразделение учреждения или организации, являющихся юридическим лицом.
    Просветительское учреждение, выступающее как юридическое лицо, подлежит регистрации в порядке, установленном законом. Регистрация проводится в целях упорядочения взаимодействия с другими социальными субъектами и носит заявительский характер.
    Никому не может быть отказано в праве на создание просветительского учреждения и его регистрацию, за исключением случаев, предусмотренных законом страны по отношению к пропаганде насилия, расовой и религиозной вражды, социальной нетерпимости.
    В целях содействия выполнению стоящих перед ними задач просветительским учреждениям предоставляются права на:
    - финансовую поддержку со стороны государства в размере, установленном законодательной властью;
    - льготное пользование помещениями и необходимым оборудованием;
    - издательскую деятельность по профилю учреждения;
    - получение не облагаемого налогами дохода от платных мероприятий и от издательской деятельности;
    - учреждение печатного органа, отражающего их идеологию и текущую деятельность;
    - льготное пользование эфирным временем в электронных средствах массовой информации в установленном законодателем объеме (число часов, отводимых на ту или иную программу, реализуемую учреждением);
    - создание союзов, ассоциаций и иных объединений просветительских учреждений.
    Для координации деятельности и содействия успешному достижению общих целей, установленных статьей 8 настоящего Закона, просветительские учреждения объединяются в организации, формируемые по территориальному, тематическому и ведомственному признаку или по совокупности названных признаков.
    Просветительские организации в лице их управленческих органов являются представителями входящих в них учреждений при рассмотрении вопросов развития просвещения в органах законодательной и исполнительной власти и в органах управления.
  11. Раздел VI.Управление системой просвещения

  12. Под управлением системой просвещения понимается осуществляемая на основе законов и других законодательных актов деятельность по разработке, принятию и исполнению решений, направленных на повышение ее эффективности.
    Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия.
    Функционирование и развитие системы просвещения регулируется и направляется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений и организаций.
    В управлении функционированием и развитием системы просвещения принимают согласованное участие представители коллективных субъектов управленческой деятельности, перечисленных в статье 32 данного Закона, а также представители организаций, заинтересованных в развитии просветительской деятельности.
    Государственные, неправительственные и общественные органы управления системой просвещения взаимодействуют, выполняя свои особые задачи по достижению общей цели, и предпринимают согласованные действия на всех уровнях (национальный, региональный, местный) и стадиях управленческой деятельности (целеполагание, разработка решений, принятие решений, реализация решений, оценка достигнутых результатов, анализ причин несовпадения результатов и целей, корректировка и способы их выполнения).
    В целях обеспечения государственно-общественного характера управления системой просвещения настоящий Закон устанавливает совместную компетенцию государственных, неправительственных и общественных органов управления.
    Совместную компетенцию государственных, муниципальных, неправительственных и общественных органов управления составляет круг вопросов, по которым может быть принято только согласованное, одобренное всеми основными участниками управленческого процесса решение. К ним относятся:
    - разработка концепции и общенациональной политики в области просвещения и ее региональных модификаций;
    - развитие просвещения на определенной территории;
    - формирование нормативно-правовой базы просветительской деятельности.
    В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:
    - партнерство субъектов управленческой деятельности;
    - целенаправленность: ориентация на достижение результатов, соответствующих целям и задачам просветительской деятельности;
    - децентрализация: четкое разграничение компетенции и полномочий субъектов управленческой вертикали;
    - представленность различных категорий и групп населения;
    - демократичность разработки и принятия решений;
    - учет плюрализма потребностей и интересов;
    - гибкость управленческих структур;
    - участие граждан в формировании просветительских программ и проектов.
    Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.
    В целях координации и оптимизации взаимодействия компонентов системы просвещения создаются органы управления четырех основных типов, выступающие как основные участники управленческого процесса:
    - государственные, входящие в состав соответствующих органов исполнительной власти;
    - муниципальные, входящие в состав органов местного самоуправления;
    - неправительственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и организаций и иных организаций, причастных к просветительской деятельности;
    - общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан.
    Решения, касающиеся функционирования и развития системы просвещения и ее отдельных компонентов, могут быть приняты только коллегиальным органом власти и управления.
    Взаимодействие государственных, муниципальных, неправительственных и общественных органов управления координируется национальным комитетом по просвещению.
    К государственным органам управления относятся подразделения центральных и региональных учреждений исполнительной власти, ответственные за развитие просвещения.
    Основные задачи государственных органов сориентированы на содействие просветительской деятельности. К ним относятся:
    - формирование и воплощение единой общенациональной политики по развитию просвещения;
    - разработка и реализация системы мер по поддержке просвещения на определенной территории;
    - финансовая поддержка просветительской деятельности;
    - содействие учреждениям просвещения в выполнении их текущих задач.
    В целях выполнения названных задач в составе соответствующих управленческих структур и в рамках их бюджетного финансирования создаются следующие органы:
    - комитет или комиссия по вопросам просвещения при парламенте страны;
    - межведомственный государственный комитет просвещения при правительстве;
    - комиссия по просвещению при представительном собрании субъекта федерации;
    - департамент просвещения при администрации;
    - отделы просвещения при органах местного самоуправления;
    - администрация просветительского учреждения.
    Деятельность перечисленных органов регламентируется подзаконными актами, разработанными на основе настоящего Закона. Управленческие решения государственного органа носят обязательный характер.
    Решение государственного органа не может быть принято без согласования с управленческим органом неправительственной или общественной организации, в ведении которой находится рассматриваемый вопрос. Разногласия между государственными и негосударственным органами устраняются в порядке, установленном законодательством.
    Под негосударственными органами в данном Законе понимаются коллективные субъекты управленческой деятельности, не имеющие полномочий принимать нормативные решения, обладающие обязательной юридической силой. Названные органы являются коллегиальными и формируются из представителей просветительских учреждений и организаций, а также из представителей всех иных субъектов, причастных к просветительской деятельности. Норма представительства устанавливается уставом управленческого органа.
    Основные задачи негосударственных органов управления связаны с их деятельностью по разработке и реализации политики в сфере просвещения. К ним относятся:
    - разработка общей концепции просветительской деятельности;
    - координация деятельности учреждений и организаций, совместно осуществляющих тот или иной просветительский проект;
    - подготовка рекомендаций по отбору содержания просветительской деятельности и по выбору способов его реализации;
    - формирование сети просветительских учреждений.
    Для выполнения поставленных задач негосударственным органам управления предоставляются следующие права на:
    - участие в разработке и принятии решений, касающихся функционирования развития системы просвещения;
    - участие в экспертизе программ просветительских учреждений;
    - участие в решении вопросов о распределении денежных средств и иных ресурсов, выделяемых на нужды просвещения;
    - представление интересов системы просвещения в органах законодательной и исполнительной власти;
    - участие в разработке социальных программ, требующих участия системы просвещения.
    К негосударственным органам управления относятся:
    - национальный совет по просвещению;
    - региональные советы по просвещению;
    - президиум ассоциаций просветительских организаций;
    - правление просветительской организации.
    Негосударственные органы национального регионального и местного уровней имеют право на консультативное участие в разработке нормативно-правовой базы просвещения.
    К общественным органам относятся коллективные субъекты управленческой деятельности, сформированные из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных добровольных объединений граждан.
    Основные задачи общественных органов вытекают из их роли как выразителя интересов и потребностей различных категорий населения и социальных групп. К ним относятся:
    - разработка и реализация просветительских программ, отражающих идеологию общественных организаций;
    - проведение мероприятий по разъяснению целей и задач общественных организаций и по привлечению новых членов;
    - координация взаимодействия просветительских учреждений и организаций, работающих по программам, выработанным общественной организацией.
    Общественные органы управления пользуются всеми правами, предусмотренными данным Законом для неправительственных органов.
  13. Раздел VII.Национальная программа развития просвещения

  14. Национальная программа развития просвещения (далее - национальная программа) разрабатывается как составная часть национальной программы развития образования и является организационной основой реализации государственной политики в сфере просветительской деятельности.
    Проект национальной программы разрабатывается специалистами в области просвещения и подвергается научной и общественной экспертизе.
    Программа принимается парламентом страны на основе проекта, представленного правительством. Перед тем как выносить проект на рассмотрение в парламенте, правительство должно получать заключение национального совета по просвещению.
    Национальная программа развития просвещения определяет:
    - цели и задачи просветительской деятельности;
    - приоритетные направления развития просвещения;
    - виды деятельности и меры, направленные на повышение эффективности просветительской деятельности;
    - общий объем финансирования по бюджету страны и иных источников;
    - общую структуру расходов по отдельным направлениям, видам и формам просветительской деятельности;
    - просветительские проекты, подлежащие бюджетному финансированию.
  15. Раздел VIII.Финансирование просветительских учреждений и организаций

  16. Совокупность денежных средств на разработку и реализацию просветительских проектов и программ подразделяется на следующие основные части:
    - фонд оплаты аренды зданий и помещений;
    - средства, расходуемые на приобретение оборудования;
    - фонд оплаты труда штатных и привлеченных работников;
    - фонд поощрения волонтеров.
    Просветительские учреждения и организации обеспечиваются денежными ресурсами на основе следующих принципов:
    - достаточность средств для успешного выполнения поставленных задач;
    - гарантированность стабильности бюджета;
    - безвозвратность предоставляемых субсидий.
    Просветительские учреждения и организации финансируются из следующих источников:
    - государственный, региональный и местный бюджеты в законодательно установленной пропорции;
    - средства, выделяемые учредителями;
    - средства, получаемые от проведения платных мероприятий;
    - доходы от издательской деятельности;
    - доходы, полученные из иных законных источников.
    Решение об объеме бюджетного финансирования просветительских учреждений и организаций принимается органами законодательной власти на основе предложений, согласованно выработанных государственными, негосударственными и общественными органами управления системой просвещения.
    Объем финансирования устанавливается на календарный или финансовый год или на иной специально оговоренный период времени, в течение которого он не может быть изменен в сторону уменьшения по чьему-либо усмотрению.
    Настоящий Закон допускает взимание с граждан платы за участие в просветительских мероприятиях при условии, если ее размер не противоречит принципу доступности просветительских мероприятий и не препятствует реализации конституционного права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры.
    От платы за участие в просветительских мероприятиях освобождаются инвалиды, учащиеся общеобразовательных школ и учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, граждане, зарегистрированные как безработные, пенсионеры, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан.
  17. Раздел IX.Научное обеспечение просветительской деятельности

  18. Просветительская деятельность планируется и осуществляется с учетом рекомендаций, выработанных учреждениями науки и иными исследовательскими центрами, занимающимися разработкой теоретических и прикладных проблем, связанных с оптимизацией процесса функционирования и развития системы просвещения.
    Направления исследований формируются с учетом структуры факторов, определяющих эффективность просветительской деятельности; они носят комплексный характер, охватывая различные аспекты просветительской деятельности:
    - разработку концептуальных основ просветительской деятельности;
    - изучение динамики потребностей и запросов населения;
    - обоснование содержания просветительских программ;
    - планирование сети просветительских учреждений;
    - разработку дидактических основ просветительской деятельности;
    - правовое и ресурсное обеспечение деятельности системы просвещения;
    - мониторинг эффективности просветительских мероприятий.
    Координация исследований осуществляется в целях достижения их комплексности. Задачи координации исследований выполняет специализированное подразделение национальной академии образования (институт проблем просвещения), а также его региональные филиалы и научно-практические центры, создаваемые при департаментах образования, входящих в состав региональных органов исполнительной власти.
  19. Раздел X.Работники просвещения

  20. К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения.
    Основные категории работников:
    - преподаватели: лекторы и другие представители преподавательского корпуса, участвующие в реализации просветительских программ;
    - организаторы просветительской деятельности: сотрудники администрации просветительского учреждения, направляющие его работу;
    - организаторы просвещения: работники органов власти и управления, ведающие вопросами развития просвещения, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления системой просвещения;
    - исследователи: сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования и развития системы просвещения.
    Кадровый корпус системы просвещения формируется из числа дипломированных специалистов, прошедших курс обучения, соответствующий содержанию и задачам их деятельности.
    В целях достижения соответствия квалификации работников просветительской деятельности характеру и уровню сложности их обязанностей в системе образования взрослых создаются учреждения, реализующие три типа курсовых образовательных программ:
    - доподготовку: обучение специалистов в определенной области знаний эффективным приемам и методам их популяризации и передачи;
    - специализацию: освоение и усовершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках ранее приобретенной профессии;
    - повышение квалификации: освоение новых достижений науки и культуры и новых "технологий" (приемов и методов) работы с аудиторией.
    В оговоренных уставом просветительского или управленческого учреждения случаях наличие документа, подтверждающего успешное прохождение курса по названным выше программам или некоторым из них, является обязательным условием приема на работу.
    Труд работников оплачивается в зависимости от занимаемой должности, характера поставленных задач, документально подтвержденного уровня квалификации.
    По форме оплаты труда работники подразделяются на две категории:
    - штатные работники сферы просветительской деятельности получают установленный в определенной сумме должностной оклад и предусмотренные законодательством надбавки к нему;
    - постоянный актив, состоящий из работающих в иных учреждениях специалистов в определенной области науки, культуры и практики, привлекаемых для проведения просветительских мероприятий в качестве преподавателей. Эта категория работников получает денежное вознаграждение на условиях почасовой или договорной оплаты труда.
  21. Раздел XI.Интеграция просветительских структур

  22. В настоящем Законе под интеграцией просветительских структур понимаются процесс и результат их объединения в единое целое, обладающее новыми, более широкими, возможностями в деле реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры.
    Интеграция просветительских структур осуществляется в целях создания комплекса условий, при которых граждане каждого из государств-участников МПА СНГ могли бы свободно пользоваться результатами, достигнутыми наукой и культурой во всех других странах.
    Интеграция просветительских структур осуществляется на основе следующих основных принципов, разделяемых всеми государствами-участниками интеграционного процесса:
    - признание права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры;
    - единство в понимании основных целей просветительской деятельности;
    - партнерство при разработке политики в области просвещения;
    - учет национальных и региональных особенностей;
    - ориентация на формирование единого (общего) информационного образовательного и культурного пространства государств-участников СНГ.
    Деятельность государств-участников СНГ, направленная на интеграцию их просветительских структур, осуществляется на основе их национального законодательства о просветительской деятельности, а также на основе конкретных межгосударственных соглашений о взаимодействии в сфере просвещения, предусматривающих согласованное осуществление мер и мероприятий, сориентированных на формирование их единого информационного, образовательного и культурного пространства.
    В целях организационного обеспечения интеграционных процессов в сфере просветительской деятельности в государствах-участниках СНГ создаются единообразные системы органов управления, включающие в свой состав сходные по своим функциям государственные, неправительственные и общественные органы (см. раздел VI настоящего Закона).
    Государства-участники СНГ предпринимают согласованные действия, направленные на установление и упрочение связей между их просветительскими учреждениями и организациями; их совместная работа по повышению эффективности просветительской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
    - создание на паритетных началах межгосударственных просветительских учреждений и организаций;
    - обмен информацией о положении дел в системе просвещения и о планируемых путях разрешения возникающих проблем;
    - скоординированное использование электронных средств связи и массовой информации в просветительских целях;
    - разработка и реализация просветительских программ, адресованных населению всех стран, входящих в Содружество;
    - разработка и реализация совместных просветительских проектов;
    - подготовка печатных материалов, аудио- и видеокассет просветительской направленности;
    - разработка и реализация исследовательских проектов, направленных на научное, ресурсное и законодательное обеспечение просветительской деятельности.
  23. Раздел XII.Заключительные положения

  24. Настоящий Закон является концептуальной и правовой основой для разработки и совершенствования системы национальных нормативных актов, регулирующих просветительскую деятельность.
    Настоящим Законом признается приоритет международного права в тех случаях, когда действующие внутренние нормы права вступают в противоречие с нормами международного права.