-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 06 декабря 1997 года
Модельный закон о государственном социальном страховании
- Принят
- Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
06 декабря 1997 года
Настоящий Закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определяет правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования.
Глава 1.Общие положения
Государственное социальное страхование является частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков и заключается в материальном обеспечении застрахованных лиц, оказании им социальной, медицинской и реабилитационной помощи.
Объекты государственного социального страхования - социальные (профессиональные) риски, связанные с имущественными и иными интересами застрахованного лица, обусловленные наступлением страхового случая.
Субъекты государственного социального страхования - физические и юридические лица, находящиеся в правовых отношениях в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании: государство (в лице органов соответствующей исполнительной власти), страховщики, страхователи, застрахованные лица.
Страховщики - юридические лица, осуществляющие страховую деятельность в области государственного социального страхования в силу действующего законодательства.
Страхователи - юридические и физические лица, обязанные в соответствии с действующим законодательством вносить страховые взносы по конкретным видам государственного социального страхования.
Застрахованные лица - физические лица, в пользу которых осуществляется государственное социальное страхование.
Социальный (профессиональный) страховой риск - вероятное событие, на случай наступления которого осуществляется государственное социальное страхование (для каждого вида отдельно) в соответствии с национальным законодательством.
Страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплаты по государственному социальному страхованию, а в случае необходимости - компенсировать застрахованному лицу понесенные затраты либо оплатить расходы, в том числе по оказанию медицинской помощи, проведению медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, другим видам социального обеспечения, предусмотренным настоящим Законом.
Страховой взнос - плата страхователя, вносимая страховщику, позволяющая покрыть возможную величину расходов на цели государственного социального страхования.
Страховой тариф - показатель ставки страхового взноса на цели государственного социального страхования по отношению к размеру оплаты труда (дохода) по всем основаниям, если другое не предусмотрено законодательством.
Страховая выплата - постоянная, временная или единовременная денежная сумма, выплачиваемая страховщиком при наступлении страхового случая застрахованному лицу либо лицам, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечение по государственному социальному страхованию - выплата застрахованному или иному определенному соответствующим законодательством лицу пенсии, пособия, компенсации либо оплата оказанной ему медицинской и/или реабилитационной помощи при наступлении страхового случая.
Бюджет социального страхования - средства, образуемые за счет страховых взносов страхователей и других поступлений в соответствии с действующим законодательством.
Страховой стаж - суммарная продолжительность периодов уплаты страховых взносов за застрахованное лицо на цели государственного социального страхования.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - законодательно установленный учет сведений о каждом застрахованном лице, периодах его трудовой и иной общественно-полезной деятельности, размерах заработной платы (дохода), на которые начислены страховые взносы, и другие сведения, необходимые для целей государственного социального страхования.
1.Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в системе государственного социального страхования.
2.Законом устанавливаются виды государственного социального страхования и их основные принципы, гарантированные виды возмещения, правовое положение, права и обязанности субъектов государственного социального страхования, принципы построения, функционирования и финансирования системы государственного социального страхования, порядок установления, изменения, отмены страховых взносов и исполнения обязательств по их уплате, введение страхового учета и ответственности за правонарушения по уплате страховых взносов и выплат.
3.Действие настоящего Закона не распространяется на добровольное социальное страхование.
Основными принципами государственного социального страхования являются:
гарантированность соблюдения прав граждан по защите от социальных (профессиональных) рисков и выполнения обязательств по государственному социальному страхованию независимо от финансового положения страхователя и страховщика;
паритетность представителей всех субъектов государственного социального страхования в управлении государственным социальным страхованием (представители государства, страховщика, объединений работодателей и работников в лице профсоюзов или иных органов);
всеобщность и обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджет государственного социального страхования;
дифференциация страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от уровня социального (профессионального) риска;
ответственность государства за использование, размещение и сохранность средств государственного социального страхования;
солидарность всех субъектов социального страхования в виде коллективной ответственности за каждого застрахованного;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении уровня социальных (профессиональных) рисков;
зависимость размера выплат, связанных с социальным (профессиональным) риском, от величины страховых взносов за застрахованных и их страхового стажа;
доступность для каждого застрахованного лица сведений, которые имеются о нем в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Государственное социальное страхование включает следующие виды:
- медицинское;
- на случай временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам (материнство);
- по инвалидности;
- по старости;
- по случаю потери кормильца;
- на случай трудового увечья и профессионального заболевания;
- по безработице;
- дополнительные виды государственного социального страхования в соответствии с действующим законодательством.
1.Право застрахованного на обеспечение по государственному социальному страхованию наступает с момента возникновения страхового случая и не зависит от выполнения страхователем обязанностей по уплате страховых взносов.
2.Лица, получившие до введения настоящего Закона право на обеспечение по государственному социальному страхованию, также имеют это право в соответствии с настоящим Законом.
3.В случаях, установленных действующим законодательством, право на обеспечение по отдельным видам государственного социального страхования могут иметь члены семьи застрахованного лица, находящиеся на его иждивении.
4.Отношения, возникающие в системе государственного социального страхования и правовое положение застрахованных лиц, выезжающих на постоянное место жительства за границу, а также иностранных граждан, прибывающих из других стран на постоянное место жительства, осуществляются на основе международных договоров (соглашений).
Законодательство о государственном социальном страховании состоит из настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства, регулирующих отношения в области социального страхования.
В тех случаях, когда международными договорами (соглашениями) предусматриваются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила, установленные такими договорами (соглашениями).
Глава 2.Реализация гарантий государственного социального страхования
Государственное социальное медицинское страхование является системой гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов, поступающих в соответствии с законодательством.
Обеспечение по государственному социальному медицинскому страхованию осуществляется страховщиком в виде оплаты лечебной организации расходов, связанных с предоставлением ею застрахованному лицу необходимой медицинской, реабилитационной и лекарственной помощи.
Основным критерием дифференциации взносов страхователей на цели государственного социального медицинского страхования является установленный в законодательном порядке уровень социального риска потери здоровья с учетом показателей заболеваемости населения данного региона и для данной организации.
Порядок дифференциации взносов, а также условия, нормы и порядок назначения пособий и компенсаций застрахованным по государственному социальному медицинскому страхованию регулируются соответствующими законодательными актами.
Государственное социальное страхование временной нетрудоспособности является системой гарантированного обеспечения граждан пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих в соответствии с законодательством о страховании временной нетрудоспособности граждан.
Обеспечение по государственному социальному страхованию временной нетрудоспособности застрахованного лица осуществляется в виде выплаты пособия или компенсации в случаях:
- утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;
- необходимости ухода за больным членом семьи;
- болезни матери или иных лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком или ребенком-инвалидом до законодательно установленного возраста;
- временного перевода на другую работу в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием и иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, а также в случае заболевания туберкулезом;
- необходимости получения санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения и/или оздоровления;
- протезирования по медицинским показаниям;
- в иных случаях, установленных законодательством.
Основным критерием дифференциации взносов страхователей на цели государственного социального страхования временной нетрудоспособности является установленный в законодательном порядке уровень социального риска с учетом показателей данного региона и для данной организации.
Порядок дифференциации взносов, а также условия, нормы и порядок назначения пособий и компенсаций застрахованным по государственному социальному страхованию временной нетрудоспособности регулируются соответствующими законодательными актами.
Государственное социальное страхование на случай беременности и родов (материнства) является системой гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих в соответствии с законодательством.
Обеспечение по страхованию материнства осуществляется в виде выплаты застрахованному лицу:
- пособия на период отпуска по беременности и родам;
- единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- единовременного пособия при рождении ребенка;
- пособия на период отпуска по уходу за ребенком;
- единовременного пособия в случае необходимости получения санаторно-курортного лечения и/или оздоровления детей.
Основным критерием для определения величины взносов страхователей на цели государственного социального страхования беременности и родов (материнства) является установленный в законодательном порядке уровень социального риска с учетом этого показателя в данном регионе.
Порядок уплаты взносов страхователями, а также условия, нормы и порядок назначения пособий и компенсаций застрахованным по государственному социальному страхованию беременности и родов (материнства) регулируются соответствующими законодательными актами.
Государственное социальное пенсионное страхование является системой гарантированного обеспечения граждан трудовыми пенсиями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих в соответствии с действующим законодательством.
По системе государственного социального пенсионного страхования назначаются следующие виды пенсий: по старости (по возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца; в связи с особыми условиями труда; за выслугу лет.
Основным критерием дифференциации взносов страхователей на цели государственного социального пенсионного страхования является установленный в законодательном порядке уровень социального риска с учетом условий труда в данном регионе и в данной организации.
Основным критерием дифференциации условий и норм государственного социального пенсионного страхования признается трудовой стаж, условия и оплата труда.
Порядок уплаты взносов страхователями, а также условия, нормы и порядок назначения пенсий застрахованным по государственному социальному пенсионному страхованию регулируются соответствующими законодательными актами.
Государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является системой гарантированного обеспечения граждан пенсиями, пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих от страхователей в соответствии с законодательством.
Обеспечение по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в виде:
- пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями или иными повреждениями здоровья, связанными с исполнением застрахованным лицом трудовых обязанностей;
- единовременных и ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного;
- оплаты расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного лица на дополнительную медицинскую помощь, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, профессиональное обучение и переобучение, посторонний уход за застрахованным, санаторно-курортное лечение, стоимости проезда застрахованного и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, протезирования и обеспечения приспособлениями, требующимися для трудовой деятельности и быта, транспортными средствами и иных видов дополнительной помощи в соответствии с законодательством.
Основным критерием дифференциации взносов страхователей на цели государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является установленный в законодательном порядке уровень социального (профессионального) риска с учетом показателей региона, отрасли и данного предприятия (уровень риска, величина оплаты и условия труда и т.д.).
Порядок уплаты взносов страхователями, а также условия, нормы и порядок назначения пенсий, пособий и компенсаций застрахованным по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются соответствующими законодательными актами.
Государственное социальное страхование безработицы является системой гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями, осуществляемого за счет страховых взносов в соответствии с законодательством.
Основным критерием дифференциации взносов страхователей на цели государственного социального страхования от безработицы является установленный в законодательном порядке уровень социального риска потери работы с учетом перспектив занятости населения данной отрасли в данном регионе.
Порядок уплаты взносов страхователями, а также условия, нормы и порядок назначения пособий застрахованным по государственному социальному страхованию от безработицы регулируются соответствующими законодательными актами.
Глава 3.Страховые выплаты
Основаниями для вступления в силу обязательств по государственному социальному страхованию являются:
а) болезнь, необходимость санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения и/или оздоровления;
б) временное прекращение работы застрахованным лицом вследствие заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им определенного законом возраста, карантина, протезирования, санаторно-курортного лечения, ухода за больным членом семьи;
в) инвалидность, наступившая вследствие полной или частичной утраты трудоспособности застрахованным лицом;
г) достижение застрахованным лицом возраста, дающего право для назначения трудовой пенсии;
д) смерть застрахованного (потеря кормильца);
е) стойкая утрата застрахованным лицом трудоспособности вследствие болезни, трудового увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей;
ж) утрата работы по независящим от застрахованного лица обстоятельствам (безработица);
з) другие обстоятельства в соответствии с законодательством.
1.Назначение и выплаты страховых сумм производятся по каждому виду государственного социального страхования в размерах и в сроки, предусмотренные законодательством.
2.Страховые выплаты по государственному социальному страхованию, направленные на возмещение дополнительных расходов, устанавливаются в законодательном порядке.
При наступлении нескольких страховых случаев застрахованному лицу выплачивается каждая из полагающихся страховых выплат в соответствии с законодательством по отдельным видам государственного социального страхования.
Выплаты по государственному социальному страхованию застрахованным лицам, проживающим и работающим в районах и местностях, где в установленном порядке применяются региональные (районные) коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
Выплаты по государственному социальному страхованию подлежат индексации в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании и другими законодательными актами.
1.Страховые выплаты по государственному социальному страхованию не облагаются налогами, таможенными пошлинами и другими сборами.
2.Удержания из страховых выплат производятся только в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Глава 4.Права, обязанности и ответственность субъектов государственного социального страхования
1.Застрахованные лица имеют право:
а) получать страховые выплаты и компенсацию (оплату) расходов по государственному социальному страхованию в порядке и на условиях, установленных в законодательном порядке;
б) направлять доверенное лицо для участия в расследовании страхового случая;
в) участвовать через своих представителей (в лице профессиональных союзов или их органов) в управлении государственным социальным страхованием в соответствии с национальным законодательством;
г) на защиту своих прав лично или через своего представителя, в том числе в судебном порядке.
2.Застрахованные лица обязаны:
а) предоставлять страховщику все необходимые документы для назначения выплат по государственному социальному страхованию;
б) своевременно извещать страховщика о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемых ими страховых выплат;
в) уплачивать установленные законодательством страховые взносы на государственное социальное страхование.
1.Страхователь имеет право:
а) участвовать в управлении государственным социальным страхованием через своих представителей;
б) бесплатно получать от страховщиков расчеты, на основании которых получены тарифы страховых взносов (по каждому виду государственного социального страхования);
в) в случае несогласия с установленным ему тарифом (уровнем социального (профессионального) риска) требовать участия государственных или региональных органов исполнительной власти в проверке правильности действий страховщика;
г) бесплатно получать от страховщика сведения о выплаченных им страховых суммах своим застрахованным;
д) направлять застрахованного для освидетельствования в орган медико-социальной экспертизы (ВТЭК);
е) на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.
2.Страхователь обязан:
а) регистрироваться у страховщика в установленном порядке;
б) в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику взносы на государственное социальное страхование;
в) предоставлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчета размеров взносов на цели государственного социального страхования;
г) предъявлять по требованию страховщиков необходимые сведения и документы, подтверждающие своевременность и правильность уплаты страховых взносов;
д) вести учет средств государственного социального страхования и представлять страховщику отчеты о расходах;
е) выполнять по поручению страховщиков обязанности по начислению и выплате определенных видов пособий застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
1.Страховщик имеет право:
а) определять страхователям размеры страховых взносов в зависимости от уровня социального (профессионального) риска;
б) определять уровень социального риска для конкретного страхователя (относить страхователя к конкретному классу профессионального риска);
в) осуществлять меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы государственного социального страхования;
г) участвовать в расследовании страховых случаев;
д) направлять застрахованного для освидетельствования в орган медико-социальной экспертизы (ВТЭК);
е) проверять сообщенную страхователем и застрахованным информацию, а в случае необходимости направлять запросы в правоохранительные и другие уполномоченные на то органы;
ж) делегировать необходимые полномочия по осуществлению выплат по государственному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством;
з) применять к страхователю финансовые санкции в соответствии с действующим законодательством;
и) взыскивать со страхователей (с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке) недоимку по страховым взносам, а также суммы пеней, предусмотренные действующим законодательством;
к) предъявлять в судебном порядке регрессный иск к виновной стороне (юридическому лицу) о возмещении понесенных им затрат, если страховой случай наступил по вине третьей стороны;
л) обращаться в установленном законодательством порядке с иском о признании страхователя банкротом в случае его неплатежеспособности, принимать участие в конкурсном производстве в случае признания страхователя банкротом и направлять представителя в состав ликвидационной комиссии;
м) защищать свои права, в том числе и в судебном порядке.
2.Страховщики, осуществляющие государственное социальное страхование, обязаны:
а) регистрировать в качестве страхователей юридические и физические лица, обязанные по настоящему Закону и действующему законодательству по отдельным видам государственного социального страхования уплачивать взносы;
б) вести реестр страхователей государственного социального страхования;
в) вести учет и контроль за своевременным и полным поступлением взносов по государственному социальному страхованию; вести индивидуальный (персонифицированный) учет по каждому застрахованному в соответствии с действующим законодательством;
г) своевременно и в полном объеме производить выплаты застрахованным страховых сумм в сроки и в размерах, установленных действующим законодательством, в том числе в случае несостоятельности (банкротства) или ликвидации страхователя (юридического лица);
д) вести учет и отчетность по средствам страхования и формировать соответствующие финансовые резервы для обеспечения своей финансовой устойчивости;
е) по требованию страхователей бесплатно предоставлять сведения об учете и суммах уплаченных ими страховых взносов, а также произведенных выплатах по государственному социальному страхованию для соответствующих застрахованных;
ж) в соответствии с законодательством представлять отчет об исполнении бюджета, в том числе и средствам массовой информации;
з) информировать субъекты государственного социального страхования о своей деятельности;
и) не заниматься посреднической, в том числе агентской и брокерской деятельностью.
Права и обязанности государства в отдельных видах государственного социального страхования устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.
1.Застрахованное лицо несет ответственность за достоверность сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховых выплат. В случае невыполнения своих обязанностей и выплаты в связи с этим излишних страховых сумм застрахованное лицо возмещает страховщику причиненный ущерб.
2.Страхователь несет ответственность за своевременность и полноту уплаты страховых взносов. При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пени в соответствии с действующим законодательством.
При сокрытии или занижении страхователем размера оплаты труда по всем или каким-нибудь основаниям взысканию подлежит вся сумма взносов с сокрытой или заниженной оплаты труда (дохода). Кроме того, страховщиком налагается на страхователя штраф в соответствии с действующим законодательством.
В таком же порядке страхователь несет ответственность в случае уклонения от регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
Задолженность по страховым взносам, пени и суммы штрафов взыскиваются страховщиком со страхователей в бесспорном порядке, а с физических лиц и индивидуальных предпринимателей - в судебном порядке.
Страхователь несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения страховых выплат. В случае, когда содержащиеся в документах сведения неверны и на их основании произведены страховые выплаты, страхователь возмещает страховщику причиненный ущерб.
3.Страховщик несет ответственность за правильность и своевременность целевого расходования средств и исполнения утвержденного бюджета.
Страховщик несет ответственность за неправильность и несвоевременность выплат по страхованию застрахованному лицу (а в случае его смерти - лицам, имеющим на это право) в порядке, установленном соответствующими законами и иными правовыми нормативными актами.
При задержке выплат по государственному социальному страхованию страховщик уплачивает застрахованному или лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, пени в соответствии с действующим законодательством.
Такой же порядок устанавливается и для оплаты медицинских, реабилитационных и иных услуг, предусмотренных отдельными видами социального страхования.
4.Государство несет ответственность за экономическую и финансовую стабильность страховщиков и развитие системы государственного социального страхования.
Глава 5.Средства государственного социального страхования
1.Взносы на государственное социальное страхование не входят в налоговую систему государства.
2.Средства на государственное социальное страхование образуются за счет:
а) обязательных страховых взносов страхователей;
б) обязательных страховых взносов застрахованных в тех видах социального страхования, где это предусмотрено национальным законодательством;
в) ассигнований и дотаций из общегосударственного, региональных бюджетов;
г) средств, возмещаемых страховщикам в результате регрессных требований к виновным лицам, в том числе к страхователям, которые не выполнили своевременно соответствующие требования, установленные действующим законодательством;
д) поступлений от деятельности, направленной на компенсацию инфляции в соответствии с действующим законодательством;
е) иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
3.Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию в государственный и иные бюджеты, а также использованию на цели, не предусмотренные бюджетом государственного социального страхования.
4.Отчисления страхователей, связанные с уплатой взносов на государственное социальное страхование, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), если иное не предусмотрено действующим законодательством.
5.Изменение размеров страховых тарифов в течение текущего финансового года допускается только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в законы об общегосударственном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год.
1.Ассигнования в бюджеты соответствующих видов государственного социального страхования из государственного бюджета выделяются:
- на выплату пособий инвалидам с детства;
- на выплату пенсий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсии;
- на выплату пенсий военнослужащим срочной службы и их семьям;
- на выплату пенсий, не относящихся к трудовым в соответствии с действующим законодательством;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2.В соответствии с национальным законодательством ассигнования в бюджет государственного социального страхования из региональных бюджетов могут выделяться в случае законодательного установления более высокого, чем государственный, уровня социальной защиты на территории данного региона.
3.Дотации в бюджеты государственного социального страхования из государственного и/или иных бюджетов выделяются в случаях:
а) если утвержденные тарифы взносов по государственному социальному страхованию не покрывают расходы на выплату страховых сумм;
б) если соответствующие (региональные) принимаемые законодательные акты требуют дополнительных расходов.
4.Порядок расчета размера ассигнований и дотаций из различных бюджетов устанавливается в соответствии с национальным законодательством.
1.Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, кроме выплат единовременного характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда в соответствии с законодательством.
2.На страховые выплаты, предусмотренные настоящим Законом, взносы по государственному социальному страхованию не начисляются.
Порядок, условия, сроки уплаты взносов на государственное социальное страхование устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
1.Исполнение страхового обязательства осуществляется непосредственно страхователем.
Условия, порядок и сроки исполнения страхового обязательства устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.
2.Подлежащие уплате страховые взносы в установленные сроки уплачиваются страхователем страховщику (в отделения внебюджетных социальных фондов). Указанная сумма может быть уменьшена на величину расходов, связанных с выплатами застрахованным лицам по государственному социальному страхованию, производящимися страхователем по поручению страховщика в соответствии с национальным законодательством (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком, расходы на санаторно-курортное обслуживание и оздоровление и т.д.).
3.Изменение условий, порядка и срока исполнения страхового обязательства может производиться только под залог имущества страхователя либо при наличии поручительства банка.
1.По каждому виду государственного социального страхования ежегодно устанавливаются базовые страховые тарифы в соответствии с социальными (профессиональными) рисками на основании соглашения между правительством, представителями работодателей и работников (профсоюзов) с участием страховщиков.
2.Базовые тарифы государственного социального страхования устанавливаются по каждому виду социального страхования соответствующим законом в процентах к фонду оплаты труда по всем основаниям (доходу) с указанием доли взносов для страхователей и застрахованных (в тех видах социального страхования, где это предусмотрено национальным законодательством).
3.Уплата страховых взносов производится страхователем с момента его регистрации страховщиком.
4.Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из базового страхового тарифа и оплаты труда.
Страховые взносы могут быть увеличены (надбавки) или уменьшены (скидки) страховщиком для каждого страхователя в зависимости от фактических расходов на государственное социальное страхование на основании актуарных расчетов и статистических отчетных показателей страхователя за законодательно установленный период, но не менее чем за последние три года.
5.Страховые взносы по государственному социальному страхованию уплачиваются вне зависимости от налогов и других обязательных платежей.
Расходы страхователя на основании базового тарифа включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Суммы, необходимые для уплаты взноса на государственное социальное страхование, превышающие начисленные по базовому тарифу (надбавки), уплачиваются страхователем за счет прибыли, находящейся в распоряжении страхователя.
6.Порядок дифференциации страховых взносов на государственное социальное страхование утверждается в соответствии с национальным законодательством на основании соглашения между правительством, представителями работодателей и работников (профсоюзов) с участием страховщиков.
1.Определение сумм страховых взносов на государственное социальное страхование основывается на величине фонда оплаты труда и иных выплатах, на которые начисляются страховые взносы в соответствии с национальным законодательством, учитываемых при индивидуальном (персонифицированном) учете.
2.Определение доходов индивидуального предпринимателя или физического лица, работающего по гражданско-правовому договору, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством.
3.Виды заработка (дохода) и иных выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются соответствующими законодательными актами.
1.Порядок и условия исполнения требования об уплате страховых взносов и платежей устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.
2.Исполнение страхового обязательства обеспечивается следующими мерами: залогом имущества, поручительством банка, уплатой начисленных пеней, а также взиманием страхового взноса или платежа, в том числе за счет имущества страхователя.
1.Контроль за исполнением страхового обязательства проводится должностными лицами страховщиков (в пределах их полномочий, в соответствии с положениями настоящего Закона и законодательства о государственном социальном страховании) совместно с налоговыми органами (в пределах полномочий налоговых органов и их должностных лиц в соответствии с положениями налогового законодательства), если иное не предусмотрено национальным законодательством.
2.Контроль за обеспечением прав застрахованных лиц осуществляется страховщиками и иными уполномоченными органами, определяемыми законодательством о государственном социальном страховании.
3.Общественный контроль за обеспечением прав застрахованных лиц, расходованием средств государственного социального страхования осуществляется представительными органами работников (органы профсоюзов, их объединения и иные органы).
4.Контроль за финансовой деятельностью страховщиков осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
5.Годовой отчет страховщиков проверяется аудитором (аудиторской фирмой), определяемым в законодательном порядке.
Поручение страхователя на перечисление социальных страховых взносов и платежей соответствующему страховщику (в государственные внебюджетные социальные фонды) или решение о взимании страховых взносов исполняются банком в порядке, установленном национальным законодательством. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается.
Ответственность за нарушения законодательства о государственном социальном страховании устанавливается в соответствии с национальным законодательством.
Привлечение к ответственности не освобождает страхователя от обязанности уплаты страховых взносов.
Глава 6.Организация и управление государственным социальным страхованием
1.Страхователи обязаны в месячный срок с момента регистрации в установленном порядке встать на учет у страховщиков по государственному социальному страхованию.
2.Факт регистрации удостоверяется страховым свидетельством за подписью руководителя и печатью страховщика, в котором указаны: наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика; наименование, юридический адрес и банковские реквизиты, отрасль экономики, вид деятельности и шифр страхователя по классификатору отраслей, видов деятельности, организаций; уровень (класс) социального (профессионального) риска и сроки уплаты взносов по данному виду государственного социального страхования, установленный для страхователя.
3.Страхователи, находящиеся на учете у страховщиков, должны проходить ежегодную перерегистрацию в сроки, установленные страховщиком.
1.Оперативное управление средствами и имуществом государственного социального страхования осуществляют страховщики. В соответствии с национальным законодательством управление средствами, выделяемыми на санаторно-курортное лечение застрахованных, содержание детских оздоровительных лагерей и спортивных школ, могут осуществлять профессиональные союзы.
2.Страховщиками могут быть один или несколько государственных внебюджетных социальных фондов в соответствии с национальным законодательством (например, Государственный пенсионный фонд; Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд государственного социального страхования временной нетрудоспособности и дополнительных видов страхования; Фонд государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Фонд занятости населения и т.д.).
Создание новых страховщиков (государственных внебюджетных социальных фондов), а также ликвидация или реорганизация существующих осуществляются в законодательном порядке.
3.Управление страховщиком осуществляется в соответствии с национальным законодательством представителями застрахованных (профсоюзами либо их объединениями) или на трехсторонней основе на паритетных условиях представителями правительства, объединений (ассоциаций) профсоюзов и работодателей. Каждая сторона самостоятельно определяет порядок делегирования и отзыва своих представителей. Ротация представителей осуществляется не чаще одного раза в год.
4.Денежные средства страховщиков и иное их имущество, а также имущество, закрепленное за подведомственными страховщикам учреждениями (органами) государственного социального страхования, являются собственностью субъектов страхования и не могут быть использованы вне системы государственного социального страхования.
Управление финансовыми средствами страховщика ведется отдельно от управления государственными средствами. Объединение страховщиков (государственных внебюджетных фондов) и консолидация их в государственных и местных бюджетах не допускается.
Бюджет страховщика составляется на финансовый год и представляется в установленном порядке для законодательного утверждения до рассмотрения государственного бюджета. Отчет об исполнении бюджета страховщика за очередной финансовый год представляется им одновременно с отчетом об исполнении государственного бюджета за соответствующий финансовый год.
Средства страховщиков, не использованные в текущем финансовом году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.
5.Страховщик не отвечает по обязательствам государства.
6.Страховщики и их территориальные отделения (органы) являются юридическими лицами, имеющими самостоятельные единые текущие счета, валютные и другие счета в государственном Центральном банке.
1.Регулирование отношений в сфере государственного социального страхования является предметом совместного ведения государственной и региональной законодательной власти, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
2.К ведению государственных органов власти относится принятие обязательных для применения на всей территории государства законов и иных нормативных правовых актов по вопросам:
- установления основных принципов и начал правового регулирования государственного социального страхования;
- установления видов государственного социального страхования;
- установления размеров и условий страховых выплат, порядка предоставления медицинской помощи и медицинских услуг, а также минимального гарантированного уровня материального обеспечения застрахованных лиц по каждому виду государственного социального страхования;
- установления порядка формирования и управления средствами государственного социального страхования;
- установления системы страховых тарифов, размеров и порядка взимания страховых взносов;
- установления круга лиц, подлежащих государственному социальному страхованию;
- установления порядка исчисления страхового стажа;
- установления порядка индивидуального (персонифицированного) учета сведений, необходимых для целей государственного социального страхования;
- определения особенностей правового регулирования обеспечения по государственному социальному страхованию отдельных категорий застрахованных лиц.
3.Полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения или ведения региональной власти, определяются в соответствии с национальным законодательством по каждому виду государственного социального страхования.
1.Назначение и выплаты страховых сумм осуществляются органами и учреждениями государственного социального страхования, уполномоченными на то страховщиком в соответствии с национальным законодательством.
2.Органы, осуществляющие назначение и выплаты по государственному социальному страхованию, имеют право:
- представлять страховщика и действовать от его имени в соответствии с законодательством;
- проверять в необходимых случаях обоснованность выдачи документов, подтверждающих право застрахованных на получение страховых сумм и их размеров;
- требовать от страховщиков своевременного удовлетворения заявок на финансирование выплат страховых сумм.
3.Органы, осуществляющие назначение и выплаты по государственному социальному страхованию, обязаны:
- своевременно и правильно представлять страховщику данные, материалы и отчетность в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;
- представлять страховщикам заявки на потребность средств для выплаты страховых сумм;
- исполнять функции (обязанности) страховщика, установленные в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.
4.Органы, осуществляющие назначение и выплаты по государственному социальному страхованию, несут ответственность за несвоевременное и неправильное назначение и выплаты страховых сумм на оплату лечебной организации расходов, связанных с предоставлением ею застрахованному лицу необходимой медицинской, реабилитационной и лекарственной помощи, а также за нецелевое использование средств страховщиков в установленном законодательством порядке.
Статистическая отчетность по государственному социальному страхованию устанавливается в законодательном порядке.
В случае смерти или выезда застрахованного на постоянное место жительства в другую страну страховые отношения прекращаются, а ранее уплаченные страховые взносы возврату не подлежат, если иное не предусмотрено действующим законодательством, международными договорами (соглашениями).
Обращения страхователей и застрахованных лиц по вопросам нарушения законодательства о государственном социальном страховании рассматриваются страховщиком в десятидневный срок. О результатах рассмотрения страховщик сообщает заявителю в письменной форме в десятидневный срок со дня принятия решения.
В случае несогласия с принятым решением вопрос разрешается в судебном порядке.