-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 14 мая 2009 года
Модельный закон о воспитании детей и молодежи
- Принят
- Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
14 мая 2009 года
Настоящий Закон основывается на признании приоритетов норм международного права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Конвенции о правах ребенка (1989 год) и других документах ООН, определяет общие правовые и организационные принципы воспитания детей и молодежи в государствах-участниках СНГ и имеет целью создание необходимых условий для формирования систем воспитания детей и молодежи, ориентированных на развитие социально зрелой и творческой личности.
I.Общие положения
В настоящем Законе используются следующие термины и их определения:
образование - процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, не противоречащий общепринятым в государстве-участнике СНГ нравственно-этическим принципам и нормам, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества;
воспитание - систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государстве-участнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни;
воспитательный процесс - деятельность по формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в государстве-участнике СНГ программами воспитания детей и молодежи;
дети - лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;
молодежь - лица от 18 до 29 лет, если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;
программа воспитания детей и молодежи - программно-планирующий документ воспитания, закрепляющий основные направления воспитания детей и молодежи и мероприятия по их реализации;
учреждение образования - юридическое лицо, основной функцией которого является осуществление деятельности по обучению и воспитанию.
1.Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи в государстве-участнике СНГ основано на национальном законодательстве об образовании, других законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих воспитательный процесс в государстве-участнике СНГ, с учетом положений настоящего Закона и других международных договоров и соглашений в этой сфере.
2.Если вступившим в силу международным договором государства-участника СНГ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
1.Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи основывается на принципах:
- гуманизма;
- преемственности процесса воспитания в семье, учреждениях образования, иных учреждениях и организациях, средствах массовой коммуникации и социализации подрастающего поколения, занятых в процессе воспитания;
- приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- обеспечения условий для формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;
- учета духовно-нравственных ценностей и традиций государства-участника СНГ для гармоничного развития детей и молодежи;
- развития и укрепления партнерства государств-участников СНГ в сфере воспитания детей и молодежи.
2.Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи направлена:
- на разностороннее развитие детей и молодежи, формирование навыков самореализации личности;
- обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав детей и молодежи;
- установление гармонии в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством;
- воспитание у детей и молодежи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества;
- воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов;
- подготовку детей и молодежи к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, миролюбия, терпимости;
- привитие детям и молодежи культуры межэтнических отношений.
3.Организационной основой осуществления политики в сфере воспитания детей и молодежи являются программы воспитания детей и молодежи, утверждаемые правительством государства-участника СНГ.
4.Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений обучающихся (их родителей или иных законных представителей) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.
1.Задачами воспитания детей и молодежи являются:
- формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;
- воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
- воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;
- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
- формирование культуры семейных отношений;
- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.
2.Государства-участники СНГ принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры для выполнения задач воспитания детей и молодежи.
3.Государства-участники СНГ принимают также все необходимые меры для того, чтобы содействовать физической и психологической реабилитации и социальной реинтеграции детей и молодежи, ставших жертвами любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такие реабилитация и реинтеграция осуществляются в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство детей и молодежи.
1.Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи осуществляется в рамках международных договоров государства-участника СНГ, международных и национальных проектов и программ, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в этой сфере, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.
2.Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, осуществляют международное сотрудничество путем:
- установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, в том числе по обмену технологиями воспитания, программами воспитания детей и молодежи, опытом организации воспитательного процесса;
- разработки программ двустороннего и многостороннего обмена учащимися и участия в них;
- приглашения специалистов иностранных государств и направления специалистов государства-участника СНГ в иностранные государства для участия в педагогической, исследовательской деятельности в сфере воспитания детей и молодежи;
- организации международных конгрессов, конференций, симпозиумов и участия в них, а также в работе международных организаций и ассоциаций.
II.Система воспитания детей и молодежи
Система воспитания детей и молодежи включает в себя:
- программы воспитания детей и молодежи и научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;
- учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание детей и молодежи, иные организации (в том числе общественные организации и объединения), обеспечивающие функционирование системы воспитания детей и молодежи;
- органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи;
- общественные (государственно-общественные) организации и объединения;
- субъекты воспитательного процесса.
1.Основой для разработки программ воспитания детей и молодежи является национальная доктрина воспитания детей и молодежи или иной документ такого уровня государства-участника СНГ, в котором определяются цели, задачи, содержание воспитания детей и молодежи, а также методологические подходы и общие требования к воспитанию детей и молодежи с учетом их возрастных особенностей.
2.Порядок разработки и организации выполнения программ воспитания детей и молодежи определяется национальным законодательством.
3.Проекты программ воспитания детей и молодежи проходят обязательную общественную экспертизу, порядок которой определяется нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.
1.Основными задачами научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи являются:
- обеспечение реализации принятых в государстве-участнике СНГ программ воспитания детей и молодежи;
- изучение, анализ и оценка результативности воспитательного процесса и состояния методической работы, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- информационно-методическая поддержка внедрения и использования новых воспитательных технологий.
2.Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи включает в себя:
- исследования в сфере воспитания детей и молодежи;
- доктрину непрерывного воспитания детей и молодежи, программу их непрерывного воспитания, комплексные программы воспитания, программы и планы воспитательной работы учреждения образования, планы работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, учебные и методические пособия, оборудование, средства воспитания;
- технологии воспитания;
- экспериментальную и инновационную деятельность в сфере воспитания.
3.Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи осуществляется научно-методическими и исследовательскими учреждениями, учреждениями образования, учебно-методическими подразделениями органов управления образованием, иными юридическими и физическими лицами в пределах их компетенции.
1.Программы воспитания детей и молодежи реализуются учреждениями образования, специализирующимися на реализации программ воспитания детей и молодежи, и учреждениями образования, реализующими программы основного и дополнительного образования.
2.К учреждениям образования, специализирующимся на реализации программ воспитания детей и молодежи, относятся:
- социально-педагогические учреждения;
- специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные учреждения;
- специальные (в том числе закрытого типа) лечебно-воспитательные учреждения.
3.К учреждениям образования, реализующим программы основного и дополнительного образования, относятся учреждения дошкольного, начального, базового, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, учреждения внешкольного воспитания и обучения, другие учреждения в соответствии с национальным законодательством.
4.Во всех учреждениях образования наряду с учебными программами реализуются программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, а при необходимости создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.Управление в сфере воспитания детей и молодежи носит демократический, государственно-общественный характер.
2.Для координации воспитания детей и молодежи, выработки рекомендаций, совершенствования процесса воспитания могут создаваться специальные органы управления в сфере воспитания детей и молодежи.
3.Права и обязанности государства-участника СНГ, органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, общественных организаций и объединений в сфере управления воспитанием детей и молодежи устанавливаются Модельным образовательным кодексом для государств-участников Содружества Независимых Государств, настоящим Законом, национальным законодательством.
Органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи:
- обеспечивают реализацию государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи;
- осуществляют управление и государственный контроль в сфере воспитания детей и молодежи;
- разрабатывают национальную доктрину воспитания детей и молодежи;
- организуют разработку программ воспитания детей и молодежи;
- осуществляют научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;
- обеспечивают функционирование сети учреждений образования, осуществляющих воспитание детей и молодежи;
- организуют повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере воспитания детей и молодежи;
- осуществляют информационное обеспечение в сфере воспитания детей и молодежи;
- осуществляют иные полномочия в сфере воспитания детей и молодежи, определяемые национальным законодательством.
1.Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи создаются и действуют в соответствии с национальным законодательством в целях формирования, выражения и защиты интересов участников воспитательного процесса, осуществления общественного контроля в сфере воспитания детей и молодежи, проведения общественной экспертизы проектов программ воспитания всех уровней, обмена опытом.
2.В состав общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи входят представители органов государственной власти, образовательных, научных, профессиональных, благотворительных и иных объединений.
3.Для создания общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи получение предварительного согласия органов управления в сфере воспитания детей и молодежи не требуется.
4.Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи подлежат регистрации и действуют в соответствии с национальным законодательством об общественных (государственно-общественных) организациях и объединениях с учетом положений настоящего Закона.
5.Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи строят свою работу на принципах партнерства и уважения участников воспитательного процесса.
6.Решения, принимаемые общественными (государственно-общественными) организациями и объединениями в сфере воспитания детей и молодежи, носят рекомендательный характер.
7.Перечень видов общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи не является закрытым.
1.Органы государственной власти могут привлекать общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи с их согласия к участию в подготовке и реализации решений в сфере воспитания детей и молодежи (национальной доктрины воспитания, иных документов), программ воспитания детей и молодежи всех уровней, в осуществлении научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи.
2.Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи в пределах выполнения ими уставных задач не допускается.
III.Субъекты воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность
1.К субъектам воспитательного процесса относятся:
- дети и молодежь;
- педагогические работники;
- родители (иные законные представители детей и молодежи);
- средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации.
2.К педагогическим работникам в настоящем Законе относятся все лица, занятые педагогической работой: няни, воспитатели, учителя, преподаватели, психологи-практики, педагоги-социологи, мастера по трудовому обучению, методисты, педагогические работники внешкольных учреждений, научные работники, инженерно-технические работники, учебно-вспомогательный персонал, работники библиотек учреждений образования, сотрудники педагогической печати, работники органов управления образованием, руководители учебно-воспитательных учреждений и др.
3.Воспитание детей и молодежи обеспечивается во взаимодействии родителей (иных законных представителей детей и молодежи) с педагогическими работниками.
1.Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса имеют право:
- на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- свободу мысли, совести и религии;
- личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, защиту от незаконного посягательства на их честь и достоинство;
- формулирование и свободное выражение своих собственных взглядов по всем затрагивающим их вопросам.
2.Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса обязаны:
- уважать честь и достоинство, права и свободы всех участников воспитательного процесса;
- выполнять законные требования педагогических работников, родителей (иных своих законных представителей).
3.Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.
4.Иные права и обязанности детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.
5.Ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяется национальным законодательством.
1.Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса имеют право:
- на защиту своих прав, чести и достоинства;
- творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания.
2.Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса обязаны:
- осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию программ воспитания детей и молодежи;
- вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди детей и молодежи;
- своевременно информировать родителей (иных законных представителей детей и молодежи) о допускаемых детьми и молодежью нарушениях;
- уважать честь и достоинство детей, молодежи, их родителей (иных законных представителей детей и молодежи).
3.Иные права, обязанности, а также ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством, уставами учреждений образования и должностными инструкциями.
4.К воспитательной работе в учреждениях образования, осуществляющих обучение и воспитание детей и молодежи, иных организациях, обеспечивающих функционирование системы воспитания детей и молодежи, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.
Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и состав преступлений устанавливаются национальным законодательством.
1.Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса имеют право:
- на защиту законных прав и интересов ребенка;
- получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических и др.) ребенка;
- защиту своих прав, чести и достоинства.
2.Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса обязаны:
- создавать условия, необходимые для полноценного развития ребенка;
- заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности начиная с раннего детского возраста;
- уважать достоинство всех участников воспитательного процесса.
3.Иные права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.
4.Родители (иные законные представители детей и молодежи) в соответствии с национальным законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.
5.Родители, лишенные по суду родительских прав, могут утрачивать права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с национальным законодательством.
IV.Организация воспитания детей и молодежи
1.Воспитательный процесс организованно осуществляется:
- в семье;
- в учреждениях основного и дополнительного образования;
- в условиях социально-педагогических учреждений;
- в условиях специальных (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений.
2.Специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения создаются и ликвидируются государственным органом управления образованием государства-участника СНГ и не могут иметь частную форму собственности.
3.Средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации используются государством-участником СНГ для воспитания детей и молодежи. В государствах-участниках СНГ разрабатываются и реализуются специальные программы воспитания детей и молодежи с помощью средств массовой информации, иных средств массовой коммуникации с учетом специфики их воздействия на сознание и поведение детей и молодежи.
4.При организации и осуществлении воспитательного процесса запрещается применение методов физического, психологического и другого насилия по отношению к детям и молодежи.
1.В государстве-участнике СНГ семье как основной ячейке общества и естественной среде для воспитания детей и молодежи предоставляются необходимые защита и содействие.
2.Государство-участник СНГ уважает ответственность, права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) в осуществлении воспитания детей и молодежи.
3.Государство-участник СНГ не допускает разлучение детей со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.
4.Государство-участник СНГ уважает право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Дети и молодежь, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
5.Воспитательный процесс в семье организуется на основе:
- выбора форм, методов и средств воспитания, не допускающих физическое, психологическое и другое насилие над детьми и молодежью;
- культурных традиций и ценностей семьи, народа (народов) государства-участника СНГ, достижений мировой культуры.
6.Родители (иные законные представители детей и молодежи) несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий для воспитания детей и молодежи.
7.Государство-участник СНГ прилагает все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить выполнение принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей или в соответствующих случаях всех законных представителей детей и молодежи за воспитание детей и молодежи.
8.Государство-участник СНГ в соответствии со своими возможностями принимает необходимые меры по оказанию помощи семьям в воспитании детей.
1.Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности.
2.Воспитание в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи, принятой в государстве-участнике СНГ.
3.Основными направлениями воспитательной работы в учреждениях основного и дополнительного образования являются:
- формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;
- воспитание гражданина и патриота;
- воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;
- формирование творческих навыков;
- педагогическая и психологическая поддержка в социальном развитии личности;
- развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;
- овладение навыками безопасного и культурного поведения, здорового образа жизни;
- формирование экологической культуры;
- психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения и правонарушений детей и молодежи.
4.Организационно-воспитательную работу в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляют педагогические работники, в том числе социальные педагоги и педагоги-психологи.
5.В уставе учреждения основного и дополнительного образования в обязательном порядке указываются язык (языки) воспитания и требования к организации воспитательного процесса.
6.Учреждение образования создает детям и молодежи условия для охраны их здоровья и физического совершенствования. В учреждении образования учебно-трудовая нагрузка, внутренний распорядок, условия питания и санитарные нормы должны соответствовать государственным стандартам и нормативам.
7.Дисциплина детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования поддерживается с помощью методов, основанных на принципе уважения человеческого достоинства.
1.Воспитательный процесс в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений организуется на основе:
- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;
- культурных традиций и ценностей народа (народов) государства-участника СНГ, достижений мировой культуры;
- современных воспитательных технологий;
- приоритета семейных форм жизнеустройства;
- создания приближенных к семейным условий содержания воспитанников.
2.Основными требованиями к организации воспитательного процесса в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений являются:
- обеспечение реализации программ воспитания;
- реализация личностно ориентированного подхода;
- создание условий для вовлечения воспитанников в различные виды социально значимой деятельности;
- профилактика противоправного поведения воспитанников;
- охрана жизни и здоровья воспитанников.
3.Воспитательный процесс при реализации программ воспитания реализуется круглогодично.
4.В специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях создаются специальные условия воспитания, предусматривающие ограничения в правах воспитанников в соответствии с национальным законодательством.
5.Формами организации воспитательного процесса при реализации программ воспитания являются беседа, воспитательное мероприятие, информационный час, общее собрание воспитанников, производительный труд и другие не противоречащие закону формы.
6.Воспитательный процесс может осуществляться в группе с пониженной наполняемостью и индивидуально.
7.Воспитанники социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений обладают правами, предусмотренными национальным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, организуется на основе государственной политики государства-участника СНГ по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.
2.Система работы по воспитанию детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, включает:
- выявление и учет детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;
- принятие и реализацию программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;
- создание учреждений образования, специализирующихся на реализации программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, и развитие сети таких учреждений;
- научно-методическое обеспечение программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.
3.Для каждого ребенка или представителя молодежи, находящегося в социально опасном положении или нуждающегося в особых условиях воспитания, разрабатывается индивидуальный план воспитательной работы.
4.Для координации взаимодействия органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных учреждений и организаций по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, могут создаваться специальные органы управления воспитанием такой категории детей и молодежи.
V.Финансирование воспитания детей и молодежи и материально-техническая база, необходимая для воспитания детей и молодежи
1.Для организации и осуществления воспитания детей и молодежи средства выделяются из бюджета государства-участника СНГ и (или) местных бюджетов этого государства.
2.Дополнительными источниками финансирования воспитания детей и молодежи могут являться:
- безвозмездная помощь юридических или физических лиц;
- иные источники, не запрещенные национальным законодательством.
1.Для обеспечения воспитания детей и молодежи в условиях и порядке, определяемых национальным законодательством, формируется необходимая материально-техническая база.
2.Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы, необходимой для воспитания детей и молодежи, может осуществляться за счет бюджета государства-участника СНГ, местных бюджетов этого государства, дополнительных источников финансирования, не запрещенных национальным законодательством.
VI.Заключительные положения
Государство-участник СНГ:
- принимает меры по приведению национального законодательства в соответствие с настоящим Законом;
- принимает другие меры по обеспечению эффективного осуществления настоящего Закона.