-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Заключение от 28 мая 2010 года № 01-1/7-09
О толковании пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года
- Принято
- Экономическим Судом Содружества Независимых Государств
28 мая 2010 года
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
В запросе Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить: распространяется ли действие пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года на товары, происходящие с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон, экспортированные на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны и впоследствии возвращаемые субъектами хозяйствования государства-участника Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством.
Заслушав судью-докладчика Керимбаеву А.Ш., проанализировав заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А. и имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Толкование пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года осуществляется согласно общему правилу толкования международных договоров, закрепленному в статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, - "договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора". В процессе толкования учитываются международные правовые акты Содружества Независимых Государств, законодательство государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, регламентирующие порядок функционирования зоны свободной торговли.
Правовую базу зоны свободной торговли в Содружестве Независимых Государств составляют международные правовые акты: Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года; Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол от 2 апреля 1999 года); Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года; Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года). Следует учитывать, что со вступлением в силу Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года будут действовать Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью этого Соглашения.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация и Туркменистан применяют данное Соглашение временно, до завершения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Протокол от 2 апреля 1999 года до настоящего времени для Российской Федерации в силу не вступил. Протокол от 2 апреля 1999 года Туркменистаном не подписан.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года заключено в целях реализации положений Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года о формировании и развитии общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, согласованной внешнеэкономической и таможенной политики. Государства-участники Соглашения, подтверждая необходимость обеспечения взаимодействия в создании зоны свободной торговли, в качестве приоритетного направления определили формирование условий для свободного движения товаров и услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года, Соглашение) государства-участники обязались "не применять таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон".
Экономический Суд СНГ отмечает, что толкование данной нормы осуществляется применительно к вопросу о том, распространяется ли ее действие на правоотношения, возникающие в связи с возвратом субъектами хозяйствования товаров ненадлежащего качества, ранее вывезенных с таможенной территории одного государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
Из содержания пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года следует, что к товарам применяется преференциальный режим при выполнении установленных данной нормой условий, а именно: товары должны происходить с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначаться для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон.
Критерии происхождения товаров и порядок определения страны происхождения товаров предусматриваются Правилами определения страны происхождения товаров, которые в силу пункта 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года являются его неотъемлемой частью. Согласно пункту 1 Правил от 30 ноября 2000 года "страной происхождения товара считается государство-участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке". При этом товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также условиям перемещения товара через таможенные границы. Так, нормы, содержащиеся в подпунктах "а" и "б" пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года, предусматривают, что товар экспортируется на основании договора/контракта между резидентами государств-участников Соглашения и соответственно ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника.
Условием неприменения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является также предназначение товара для таможенных территорий других государств-участников Соглашения, которое может быть установлено на основании договоров, заключаемых резидентами государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года.
Договор (контракт) определяет направление движения товара, порядок его перемещения с таможенной территории государства-участника, где товар был произведен, на таможенную территорию государства-участника, для которой предназначен.
Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, принятые Решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 года (далее - Основы таможенных законодательств), трактуют понятие "перемещение через таможенную границу государства" как "совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров... любым способом..." (пункт 6 статья 11).
По мнению Экономического Суда СНГ, слова "ввоз и (или) вывоз товаров", содержащиеся в тексте толкуемой нормы, следует понимать именно как перемещение товара через таможенную границу - от производителя товара к его потребителю.
Учитывая изложенное, Экономический Суд СНГ приходит к выводу, что объектом регулирования нормы пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года являются правоотношения, связанные с вывозом товара, происходящего с таможенной территории одного государства-участника и предназначенного для таможенных территорий других государств-участников. В связи с этим правоотношения, возникающие при обратном ввозе ранее экспортированных товаров по причине их ненадлежащего качества, под действие указанной нормы не подпадают.
Данный вывод находит свое подтверждение и при рассмотрении положений Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (ГАТТ 1947), правилами которого руководствовались государства-участники Соглашения от 15 апреля 1994 года при его заключении. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГАТТ 1947 общий режим наиболее благоприятствуемой нации предоставляется "в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними...". Как видно, при схожести целей регулирования толкуемая норма в отличие от указанной нормы ГАТТ 1947 не содержит слов "в связи с ними", что свидетельствует о намерении Договаривающихся Сторон урегулировать правоотношения, связанные только с ввозом и (или) вывозом товаров на таможенные территории государств-участников Соглашения, и не охватывает правоотношения, косвенно связанные с ввозом и (или) вывозом товаров, в частности отношения субъектов хозяйствования по возврату товаров ненадлежащего качества.
Порядок перемещения товаров через таможенную границу, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, урегулирован нормами таможенного законодательства государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года. Вывоз товаров, происходящих с таможенной территории государства-участника и предназначенных для таможенных территорий других государств-участников, производится с применением различных таможенных режимов, включая режим экспорта. Под экспортом товаров понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории государства без обязательства об их ввозе на эту территорию ( статья 90 Основ таможенных законодательств). Товары, вывезенные с таможенной территории государства в соответствии с режимом экспорта, при обратном ввозе в государства, где они были произведены (изготовлены), помещаются под таможенный режим реимпорта ( статья 25 Основ таможенных законодательств).
Изучение таможенного законодательства государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года показывает, что режим реимпорта предусматривает размещение и использование на таможенной территории товаров, ранее вывезенных с таможенной территории и вновь ввезенных на эту территорию без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (пункт 1 статьи 210 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З; статья 121 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года N 401-II; статья 89 Таможенного кодекса Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года N 87; пункт 1 статьи 234 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ; часть первая статьи 234 Таможенного кодекса Республики Таджикистан от 3 ноября 2004 года N 1209 и других).
По информации, поступившей из таможенных служб государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, а также иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение.
Данное положение относится и к товарам, возвращаемым субъектами хозяйствования государств-участников настоящего Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством (Письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15 марта 2010 года N 08/2804; Письмо Комитета таможенного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан от 12 апреля 2010 года N КТК-2-3-16/2696; Письмо Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 12 марта 2010 года N 25-9/1002; Письмо Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан от 9 марта 2010 года N 8/13-1413 и другие).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 127.1, 143 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств при толковании применения пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года пришел к следующим выводам.
1.Действие пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года на товары, происходящие с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон, экспортированные на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны и впоследствии возвращаемые субъектами хозяйствования государства-участника Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством, не распространяется.
2.Копию консультативного заключения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств и для сведения - в правительства и таможенные службы государств-участников Содружества Независимых Государств.
3.Консультативное заключение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.
Председатель
Ф.Абдуллоев