Смоленская область
Закон от 24 апреля 2003 года № 12-З

Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области

Принят
Смоленской областной Думой
24 апреля 2003 года
    В редакциях
  • от 14.12.2004 № 91-з,
  • от 24.03.2005 № 17-з,
  • от 10.07.2006 № 92-з,
  • от 27.04.2007 № 36-з,
  • от 30.05.2007 № 38-з,
  • от 28.05.2008 № 61-з,
  • от 29.09.2009 № 79-з,
  • от 30.04.2010 № 26-з,
  • от 06.10.2010 № 67-з,
  • от 30.09.2011 № 66-з,
  • от 24.05.2012 № 16-з,
  • от 11.07.2012 № 44-з.
    Настоящий областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами , Уставом Смоленской области и областными законами определяет систему, компетенцию, полномочия, порядок деятельности избирательных комиссий в Смоленской области при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, комиссий референдума в Смоленской области при подготовке и проведении референдума Смоленской области, местных референдумов, а также регулирует отдельные вопросы формирования данных комиссий.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.В настоящем областном законе (далее - настоящий закон) используются термины и понятия в следующих значениях:
    1) выборное должностное лицо - Губернатор Смоленской области, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования;
    2) выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;
    3) депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
    4) закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон, областной закон;
    5) избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
    6) избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов;
    7) избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;
    8) избирательная комиссия нижестоящая (нижестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;
    9) избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов;
    10) комиссия - избирательная комиссия, комиссия референдума;
    11) комиссия референдума - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума;
    12) комиссия референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом, Уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
    13) комиссия референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом, Уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
    14) комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), - комиссия референдума, на которую законом, Уставом муниципального образования возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующего референдума;
    14.1) органы государственной власти Смоленской области - Смоленская областная Дума и Губернатор Смоленской области;
    15) утратил силу.
    16) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
    17) референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;
    18) референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Смоленской области, областным законом, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;
    19) референдум Смоленской области - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Смоленской области, областным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Смоленской области;
    20) участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме;
    21) федеральный закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон.
    2.В настоящем законе используются также другие термины и понятия в значениях, определенных статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    1.В Смоленской области действует система избирательных комиссий, комиссий референдума, включающая:
    избирательную комиссию Смоленской области;
    избирательные комиссии муниципальных образований Смоленской области (далее - избирательные комиссии муниципальных образований);
    окружные избирательные комиссии;
    территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
    участковые комиссии.
    2.При проведении референдума Смоленской области в качестве комиссий референдума действуют избирательная комиссия Смоленской области и территориальные избирательные комиссии.
    При проведении местного референдума в качестве комиссии референдума действует избирательная комиссия муниципального образования.
    Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    1.Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Смоленской области.
    2.Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
    3.Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
    3.1.В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
    4.Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
    5.Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
    6.Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
    7.Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
    8.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Смоленской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
    Общие условия формирования избирательной комиссии Смоленской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий определяются в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    1.Деятельность комиссий осуществляется коллегиально.
    2.Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    3.Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.
    4.Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
    5.Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
    6.Иные комиссии, не указанные в пункте 5 настоящей статьи, собираются на свое первое заседание в сроки, установленные областными законами.
    7.Первое заседание избирательной комиссии Смоленской области и избирательной комиссии муниципального образования открывает старший по возрасту член комиссии с правом решающего голоса и ведет его (является председательствующим на заседании) до избрания председателя комиссии. Первое заседание иных комиссий открывает председатель соответствующей комиссии.
    8.Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.
    9.Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    10.Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости.
    Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей членов комиссии с правом решающего голоса должно быть представлено председателю комиссии (или его заместителю в случае, если он исполняет обязанности председателя комиссии).
    Заседание комиссии проводится в срок, предлагаемый членами комиссии, представившими требование о проведении заседания комиссии, или не позднее трех дней со дня поступления требования, если срок проведения заседания комиссии в требовании не указан (а за три дня до дня голосования и в день голосования - незамедлительно).
    11.Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
    12.Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    13.Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
    14.Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    15.Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
    16.Решения комиссии принимаются только на заседании комиссии.
    Решения комиссии оформляются постановлениями или выписками из протоколов заседания комиссии.
    17.Решения комиссии принимаются открытым голосованием, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    Комиссия может принять решение о проведении тайного голосования с использованием бюллетеней по любому вопросу, входящему в ее компетенцию.
    18.При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
    19.На заседании комиссии ведется протокол заседания комиссии. Протокол заседания комиссии ведет секретарь комиссии (секретарь заседания) либо уполномоченное лицо в соответствии с регламентом комиссии.
    20.Решения комиссии и протоколы заседания комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
    21.Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
    22.Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.
    23.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
    24.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
    25.Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций теле- и радиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    26.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.
    27.Статус членов комиссий определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    28.Члену комиссии на срок его полномочий выдается удостоверение, которое является документом, подтверждающим его личность и полномочия.
    Положения об удостоверениях членов комиссий, их образцы и описания утверждаются избирательной комиссией Смоленской области.
    Удостоверение члена комиссии подписывается председателем данной комиссии и вручается на заседании комиссии.
    Председателю комиссии удостоверение подписывает и вручает председатель вышестоящей комиссии.
    Председателю избирательной комиссии Смоленской области удостоверение выдается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
  3. Глава II.Компетенция и полномочия избирательной

  4. КОМИССИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ
    ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. ОСОБЕННОСТИ
    ПОРЯДКА И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
    КОМИССИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    1.Избирательная комиссия Смоленской области является государственным органом Смоленской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Смоленской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим законом, иными областными законами.
    2.Избирательная комиссия Смоленской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
    3.Срок полномочий избирательной комиссии Смоленской области составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии Смоленской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Смоленской областной Думы.
    4.Избирательная комиссия Смоленской области состоит из 12 членов с правом решающего голоса.
    5.Избирательная комиссия Смоленской области является избирательной комиссией, организующей выборы Губернатора Смоленской области, депутатов Смоленской областной Думы, а также комиссией референдума, организующей референдум Смоленской области.
    6.Избирательная комиссия Смоленской области:
    а) осуществляет на территории Смоленской области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    б) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории Смоленской области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;
    в) обеспечивает на территории Смоленской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
    г) назначает выборы Губернатора Смоленской области, депутатов Смоленской областной Думы в случаях, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
    д) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
    е) определяет схему избирательных округов по выборам депутатов Смоленской областной Думы и представляет ее в Смоленскую областную Думу для утверждения;
    ж) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума;
    ж.1) регистрирует кандидатов на должность Губернатора Смоленской области;
    з) - и) утратили силу.
    к) утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, а также число избирательных бюллетеней и порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней по выборам Губернатора Смоленской области, депутатов Смоленской областной Думы по единому (областному) избирательному округу;
    к.1) утверждает форму избирательного бюллетеня по выборам депутатов Смоленской областной Думы по одномандатному избирательному округу;
    л) размещает заказ на изготовление избирательных бюллетеней по выборам Губернатора Смоленской области, депутатов Смоленской областной Думы по единому (областному) избирательному округу;
    м) осуществляет на территории Смоленской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
    н) осуществляет на территории Смоленской области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Смоленской области, референдума Смоленской области, распределяет выделенные из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
    о) утверждает перечень территориальных комиссий, осуществляет формирование территориальных комиссий;
    п) выдает удостоверения избранным депутатам Смоленской областной Думы;
    р) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    с) составляет списки избранных депутатов Смоленской областной Думы;
    т) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, референдума Смоленской области, местного референдума;
    у) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    ф) отменяет решения нижестоящих комиссий, противоречащие закону либо принятые с превышением установленной компетенции;
    ф.1) участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;
    ф.2) представляет по запросу избирательной комиссии муниципального образования сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности;
    х) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами.
    7.Избирательная комиссия Смоленской области обладает правом законодательной инициативы в Смоленской областной Думе по вопросам своего ведения.
    8.Избирательная комиссия Смоленской области может иметь официальный печатный орган.
    9.Избирательная комиссия Смоленской области награждает Почетной грамотой избирательной комиссии Смоленской области, применяет другие меры поощрения наиболее активных организаторов выборов, референдумов (денежные премии, почетные знаки, благодарности и др.).
    Положение о Почетной грамоте избирательной комиссии Смоленской области утверждается избирательной комиссией Смоленской области.
    10.Избирательная комиссия Смоленской области принимает решения и иные акты, которые оформляются постановлениями избирательной комиссии Смоленской области.
    Постановления избирательной комиссии Смоленской области вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено законом, постановлением избирательной комиссии Смоленской области.
    1.Избирательная комиссия Смоленской области формируется Смоленской областной Думой и Губернатором Смоленской области на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думе. Формирование избирательной комиссии Смоленской области осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 57.1 областного закона от 30 мая 2007 года N 37-з "О выборах депутатов Смоленской областной Думы" (далее - областной закон "О выборах депутатов Смоленской областной Думы"), предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии Смоленской области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
    2.Смоленская областная Дума и Губернатор Смоленской области назначают по шесть членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса самостоятельно. Из них по четыре члена избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса Смоленская областная Дума и Губернатор Смоленской области назначают в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в порядке, установленном пунктами 3 и 5 настоящей статьи, с учетом положений пункта 3.1 настоящей статьи.
    3.Смоленская областная Дума и Губернатор Смоленской области назначают по три члена избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса на основе поступивших предложений:
    а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
    б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Смоленской областной Думе, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 57.1 областного закона "О выборах депутатов Смоленской областной Думы".
    3.1.В случае если количество предложений по составу избирательной комиссии Смоленской области, поступивших от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думе, политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 57.1 областного закона "О выборах депутатов Смоленской областной Думы", окажется недостаточным для назначения членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса в количестве, определенном в пункте 3 настоящей статьи, остальные члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, подлежащие назначению в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, назначаются на основе поступивших предложений других политических партий и иных общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии Смоленской области предыдущего состава.
    4.В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии Смоленской области, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации либо в Смоленской областной Думе созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Данное право принадлежит также политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 57.1 областного закона "О выборах депутатов Смоленской областной Думы".
    5.Смоленская областная Дума и Губернатор Смоленской области назначают по одному члену избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
    6.Сообщение о формировании нового состава избирательной комиссии Смоленской области должно быть опубликовано Губернатором Смоленской области не позднее чем за 50 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии Смоленской области.
    7.Период, в который Смоленская областная Дума и Губернатор Смоленской области принимают предложения по составу избирательной комиссии Смоленской области, составляет 33 дня со дня опубликования сообщения о формировании нового состава избирательной комиссии Смоленской области.
    При этом предложения по составу избирательной комиссии Смоленской области, поступившие в Смоленскую областную Думу, Губернатору Смоленской области после срока, установленного в части первой настоящего пункта, не принимаются и рассмотрению Смоленской областной Думой и Губернатором Смоленской области не подлежат.
    8.Предложения по составу избирательной комиссии Смоленской области направляются в Смоленскую областную Думу или Губернатору Смоленской области.
    Губернатор Смоленской области и Смоленская областная Дума уведомляют друг друга о поступивших им предложениях по составу избирательной комиссии Смоленской области.
    9.Предложения по кандидатурам (документы на кандидатов) в члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, представляемые в Смоленскую областную Думу и Губернатору Смоленской области, должны содержать решения о выдвижении кандидатов в члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, принятые и оформленные с соблюдением требований, предусмотренных федеральным и областным законодательством, уставами, регламентами политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думе, политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 57.1 областного закона "О выборах депутатов Смоленской областной Думы", других политических партий и иных общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии Смоленской области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, с указанием основных сведений о кандидатах биографического характера.
    В предложении по кандидатуре (документах на кандидата) в члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса должно содержаться заявление лица о его согласии на назначение членом избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса.
    Предложения по кандидатурам (документы на кандидатов) в члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, представляемые в Смоленскую областную Думу и Губернатору Смоленской области, должны свидетельствовать о том, что кандидат соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к кандидату в члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.
    10.Назначение Смоленской областной Думой членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса производится на заседании Смоленской областной Думы в соответствии с Регламентом Смоленской областной Думы и Положением о порядке назначения Смоленской областной Думой членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса.
    Назначение Смоленской областной Думой членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса оформляется постановлением Смоленской областной Думы.
    11.Назначение Губернатором Смоленской области членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса осуществляется в соответствии с Положением о порядке назначения Губернатором Смоленской области членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса.
    Назначение Губернатором Смоленской области членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса оформляется указом Губернатора Смоленской области.
    12.Избирательная комиссия Смоленской области нового состава должна быть сформирована Смоленской областной Думой и Губернатором Смоленской области не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии Смоленской области.
    1.Избирательная комиссия Смоленской области собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий избирательной комиссии Смоленской области предыдущего состава. При этом в состав избирательной комиссии Смоленской области должно быть назначено не менее 8 членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса.
    На первом заседании избирательной комиссии Смоленской области из числа членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса тайным голосованием избираются председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии Смоленской области. При этом председатель избирательной комиссии Смоленской области избирается по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
    Если предложенная Центральной избирательной комиссией Российской Федерации кандидатура на должность председателя избирательной комиссии Смоленской области будет отклонена, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предложить новую кандидатуру из числа членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса.
    Председатель избирательной комиссии Смоленской области должен иметь высшее профессиональное образование.
    2.Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии Смоленской области работают в избирательной комиссии Смоленской области на постоянной (штатной) основе. Иные члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии Смоленской области на постоянной (штатной) основе по решению избирательной комиссии Смоленской области.
    Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии Смоленской области, а также иные члены избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, работающие в избирательной комиссии Смоленской области на постоянной (штатной) основе, замещают государственные должности Смоленской области.
    3.Избирательная комиссия Смоленской области осуществляет свою деятельность в соответствии с законом, Регламентом избирательной комиссии Смоленской области, перспективными и текущими планами работы избирательной комиссии Смоленской области, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов, референдумов. Перспективные и текущие планы работы избирательной комиссии Смоленской области, а также планы мероприятий по подготовке и проведению выборов, референдумов утверждаются избирательной комиссией Смоленской области и доводятся до сведения заинтересованных организаций и должностных лиц.
    4.Правовое, организационно-методическое, информационно-аналитическое, издательское, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности избирательной комиссии Смоленской области осуществляет аппарат избирательной комиссии Смоленской области в соответствии с Регламентом избирательной комиссии Смоленской области.
    5.Структура и штаты аппарата избирательной комиссии Смоленской области устанавливаются избирательной комиссией Смоленской области самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение ее деятельности. Работники аппарата избирательной комиссии Смоленской области являются государственными гражданскими служащими Смоленской области. На них распространяются права и обязанности, а также гарантии, предусмотренные областным законом от 3 мая 2005 года N 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" (далее - областной закон "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области").
    6.В аппарат избирательной комиссии Смоленской области в качестве структурного подразделения входит информационный центр избирательной комиссии Смоленской области, в функции которого входят техническое и информационное обеспечение деятельности избирательной комиссии Смоленской области, автоматизация информационных процессов, реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов, референдумов на территории Смоленской области, эксплуатация и развитие части Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", функционирующей на территории Смоленской области. Работники указанного информационного центра организуют и осуществляют работы по эксплуатации и развитию государственной автоматизированной информационной системы на всей территории Смоленской области, в том числе в территориальных комиссиях, а также (на основании гражданско-правовых договоров) в избирательных комиссиях муниципальных образований, на территориях которых сформировано более одной территориальной комиссии.
    7.Администрация Смоленской области или уполномоченный ею орган исполнительной власти Смоленской области предоставляет избирательной комиссии Смоленской области на безвозмездной основе необходимые для осуществления ее деятельности помещения, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
    1.Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, при избирательной комиссии Смоленской области создается контрольно-ревизионная служба.
    2.Положение о контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии Смоленской области утверждается избирательной комиссией Смоленской области.
    3.Для осуществления деятельности контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии Смоленской области привлекаются руководители и специалисты из государственных и иных органов и учреждений, включая Сберегательный банк Российской Федерации, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Смоленской области. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной комиссии Смоленской области не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов на срок не менее пяти месяцев в распоряжение избирательной комиссии Смоленской области. На срок работы в контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии Смоленской области указанные специалисты в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.
    1.Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Смоленской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    2.Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов избирательной комиссии Смоленской области определяются областным законом "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    Размер и виды денежного содержания работников аппарата избирательной комиссии Смоленской области устанавливаются областным законом "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области".
    2.1.Члену избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) и выплата компенсации. Размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса устанавливаются избирательной комиссией Смоленской области с учетом требований федерального законодательства.
    3.Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Смоленской области за счет средств областного бюджета производится в пределах средств, предусмотренных на обеспечение деятельности избирательной комиссии Смоленской области отдельной строкой в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год.
    4.Бюджетная смета избирательной комиссии Смоленской области утверждается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
    5.Избирательная комиссия Смоленской области ежегодно представляет отчеты об использовании средств областного бюджета, выделенных на обеспечение ее деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
    Форма отчетности об использовании средств областного бюджета, выделенных на обеспечение деятельности избирательной комиссии Смоленской области, проведение выборов депутатов Смоленской областной Думы и референдума Смоленской области, устанавливается уполномоченным Администрацией Смоленской области органом исполнительной власти Смоленской области.
  5. Глава III.Компетенция и полномочия избирательных

  6. КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ
    ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
    ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОРЯДКА И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    1.Избирательная комиссия, организующая в соответствии с областным законом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
    2.Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
    3.Избирательные комиссии муниципальных образований действуют на постоянной основе.
    Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
    4.Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Смоленской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
    В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии Смоленской области могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается областным законом. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.
    Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
    5.Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
    6.Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно областным законом в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу областного закона о преобразовании муниципального образования.
    7.Избирательная комиссия муниципального образования:
    а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
    в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;
    г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;
    д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
    е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
    ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;
    и) выдает удостоверения избранным депутатам представительных органов муниципальных образований, выборным должностным лицам местного самоуправления;
    к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами, уставом муниципального образования.
    1.Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    Если представительный орган муниципального образования не назначит состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования в срок, установленный настоящим законом, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган муниципального образования, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа назначается избирательной комиссией Смоленской области, состав или часть состава избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом.
    2.Сообщение о формировании нового состава избирательной комиссии муниципального образования должно быть опубликовано представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия представительного органа муниципального района, городского округа - избирательной комиссией Смоленской области, в случае отсутствия представительного органа поселения - избирательной комиссией муниципального района не позднее чем за 55 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
    3.Период, в который представительный орган муниципального образования, а в случае отсутствия представительного органа муниципального района, городского округа - избирательная комиссия Смоленской области, в случае отсутствия представительного органа поселения - избирательная комиссия муниципального района принимают предложения по составу избирательной комиссии муниципального образования, составляет 33 дня со дня опубликования сообщения о формировании нового состава избирательной комиссии муниципального образования.
    4.Избирательная комиссия муниципального образования нового состава должна быть сформирована представительным органом муниципального образования не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
    1.Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
    Избирательная комиссия муниципального образования представляет отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение ее деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
    2.Избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Замещение работниками аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, должностей муниципальной службы определяется областными законами и иными областными нормативными правовыми актами, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности муниципальной службы работников аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований устанавливается областными законами и иными областными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    3.Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    4.Председатель или секретарь избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работает в данной комиссии на постоянной (штатной) основе.
    Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных членов избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются областными законами, иными областными нормативными правовыми актами, Уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    Абзац утратил силу.
    5.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области предоставляют избирательным комиссиям муниципальных образований на безвозмездной основе необходимые для осуществления их деятельности помещения, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
  7. Глава IV.Компетенция и полномочия окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых

  8. КОМИССИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ОКРУЖНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
    КОМИССИЙ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ
    1.Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
    Окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов Смоленской областной Думы, депутатов представительных органов муниципальных образований, а в случаях, установленных законом, также при проведении выборов членов иных выборных органов местного самоуправления.
    При проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальном образовании с численностью избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, менее 5200 человек окружные избирательные комиссии не формируются. В этом случае полномочия окружной избирательной комиссии выполняет избирательная комиссия муниципального образования.
    В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
    1.1.Формирование окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Смоленской областной Думы, выборам в органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    Отдельные вопросы формирования окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, включая сроки формирования окружных избирательных комиссий, порядок опубликования сообщения о формировании окружных избирательных комиссий, а также период, в который вышестоящие комиссии принимают предложения по составу окружных избирательных комиссий, устанавливаются областными законами, определяющими порядок подготовки и проведения выборов депутатов Смоленской областной Думы, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также членов иных выборных органов местного самоуправления.
    2.Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Смоленской областной Думы формируется в количестве 9 членов с правом решающего голоса.
    Окружная избирательная комиссия по выборам органов местного самоуправления формируется в следующем количестве:
    а) в количестве 9 членов с правом решающего голоса при численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, свыше 2500 человек на один мандат;
    б) в количестве 7 членов с правом решающего голоса при численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, от 1400 до 2500 человек включительно на один мандат;
    в) в количестве 5 членов с правом решающего голоса при численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, до 1400 человек на один мандат.
    3.Окружная избирательная комиссия:
    а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
    б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
    в) осуществляет регистрацию кандидатов;
    г) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;
    д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
    е) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными вышестоящей избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
    ж) определяет результаты выборов по избирательному округу и передает соответствующие документы в вышестоящую избирательную комиссию;
    з) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;
    и) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
    1.Территориальные комиссии организуют подготовку и проведение выборов, референдумов на территориях административно-территориальных единиц Смоленской области (муниципальных районов, городских округов Смоленской области) в соответствии с компетенцией, установленной законом.
    В пределах одной административно-территориальной единицы Смоленской области с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия Смоленской области по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
    2.Территориальные комиссии являются коллегиальными органами, действующими на постоянной основе.
    Территориальные комиссии не являются юридическими лицами.
    3.Полномочия территориальной комиссии по решению избирательной комиссии Смоленской области, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
    4.Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
    5.Территориальные комиссии формируются с учетом числа избирателей (участников референдума), зарегистрированных на соответствующей территории, в следующем количестве:
    - до 30 тысяч избирателей (участников референдума) включительно - 7 членов с правом решающего голоса;
    - свыше 30 тысяч избирателей (участников референдума) - 9 членов с правом решающего голоса.
    6.Территориальная комиссия:
    а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
    в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
    г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
    д) обеспечивает доставку бюллетеней участковым комиссиям;
    е) утратил силу.
    ж) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
    з) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    и) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
    к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов;
    м) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами.
    1.Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией Смоленской области в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    2.Сообщение о формировании нового состава территориальной комиссии должно быть опубликовано избирательной комиссией Смоленской области не позднее чем за 55 дней до дня истечения срока полномочий соответствующей территориальной комиссии.
    3.Период, в который избирательная комиссия Смоленской области принимает предложения по составу территориальной комиссии, составляет 33 дня со дня опубликования сообщения о формировании нового состава территориальной комиссии.
    4.Территориальная комиссия нового состава должна быть сформирована избирательной комиссией Смоленской области не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока полномочий территориальной комиссии.
    1.Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
    2.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
    3.Участковые комиссии формируются вышестоящей комиссией в следующем количестве в зависимости от числа избирателей (участников референдума), зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка (участка референдума):
    до 1001 избирателя (участника референдума) - 3 - 9 членов с правом решающего голоса;
    от 1001 до 2001 избирателя (участника референдума) - 7 - 12 членов с правом решающего голоса;
    более 2000 избирателей (участников референдума) - 7 - 16 членов с правом решающего голоса.
    4.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия:
    а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
    б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
    в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
    г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
    д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
    е) выдает открепительные удостоверения;
    ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также организует досрочное голосование на участке местного референдума;
    з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую вышестоящую комиссию;
    и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
    к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) утратил силу.
    м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;
    н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
    1.Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    2.Сообщение о формировании участковых комиссий должно быть опубликовано вышестоящей комиссией одновременно с опубликованием главой местной администрации муниципального образования списков избирательных участков, участков референдума.
    3.Период, в который вышестоящая комиссия принимает предложения по составу участковой комиссии, составляет 10 дней со дня опубликования сообщения о формировании участковых комиссий.
    4.Участковые комиссии должны быть сформированы вышестоящей комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования, если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством.
  9. Глава V.Обжалование решений и действий (бездействия)

  10. ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА.
    РАСФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ,
    КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА
    1.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
    Обжалование решений и действий (бездействия) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
    2.Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
    а) оставить жалобу без удовлетворения;
    б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
    в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
    3.Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию Смоленской области. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии Смоленской области или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    4.Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию Смоленской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
    5.В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
    6.В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
    7.При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
    Расформирование комиссий осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
  11. Глава VI.Заключительные положения

  12. 1.Настоящий закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
    2.Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу следующие областные законы:
    областной закон от 4 июня 1999 года N 37-з "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области" (Вестник Смоленской областной Думы, 1999, N 4, стр. 98);
    областной закон от 5 ноября 1999 года N 56-з "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области" (Вестник Смоленской областной Думы, 1999, N 8, стр. 152);
    областной закон от 31 марта 2000 года N 13-з "Об избирательной комиссии Смоленской области" (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, 2000, N 3, стр. 9).
    3.Предложить Главе Администрации Смоленской области, Администрации Смоленской области, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
    Глава Администрации
    Смоленской области
    В.Н.МАСЛОВ
    24 апреля 2003 года
    N 12-з