Смоленская область
Решение от 30 октября 2002 года № 446

О работе комитета по международным и межрегиональным связям за период с апреля 2001 г. по октябрь 2002 г.

Принято
Смоленским городским Советом (Смоленская обл.)
30 октября 2002 года
    Заслушав и обсудив отчет председателя комитета по международным и межрегиональным связям Федорова В.А. о работе за период с апреля 2001 г. по октябрь 2002 г., учитывая проделанную комитетом определенную работу и имеющиеся проблемы в сфере развития туризма, Смоленский городской Совет решил:
    1.Признать работу комитета по международным и межрегиональным связям за отчетный период удовлетворительной (отчет прилагается).
    2.Администрации города (Аверченков И.А.):
    2.1.Создать в срок до 15.11.2002 рабочую группу по разработке программы по развитию туризма на основе "Концепции развития туризма в городе-герое Смоленске на 2003 - 2007 гг." (прилагается). Включить в состав рабочей группы депутатов по согласованию с городским Советом.
    2.2.Вынести подготовленный проект муниципальной целевой программы "Развитие туризма в городе-герое Смоленске в 2003 - 2007 гг." на рассмотрение сессии городского Совета в декабре 2002 года.
    2.3.Рассмотреть вопрос о соответствии названия комитета нормам законодательства о местном самоуправлении.
    3.Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по вопросам науки, образования, культуры, спорта и молодежи (Д.С. Павлов).
    Председатель Смоленского
    городского Совета
    В.В.ВОВЧЕНКО
    ОТЧЕТ О РАБОТЕ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ СВЯЗЯМ С АПРЕЛЯ 2001 Г. ПО ОКТЯБРЬ 2002 Г.
    Комитет по международным и межрегиональным связям образован в соответствии с решением 3-й сессии Смоленского городского Совета II созыва 30.01.2001 в структуре администрации города.
    Постановлением главы администрации г. Смоленска от 25.07.2001 N 1750 "О совершенствовании практики международных и межрегиональных связей города-героя Смоленска" комитету было вменено в обязанности:
    1.Осуществление координации в сфере международных и межрегиональных контактов структурных подразделений администрации города, а также муниципальных предприятий и учреждений;
    2.Обеспечение подготовки проектов постановлений, распоряжений и переписки руководства администрации города в сфере международных и межрегиональных контактов;
    3.Участие в предварительно согласованных встречах и переговорах с иностранными делегациями;
    4.Подготовка отчетной информации о деятельности в сфере международных контактов для представления в администрацию Смоленской области.
    Исходя из поставленных задач и в соответствии с функциональными обязанностями комитет начал свою работу с накопления, анализа информации о международной и межрегиональной деятельности структурных подразделений администрации. Анализ показал, что необходимо привести в соответствие и пролонгировать соглашения, имеющиеся с городами-побратимами.
    Комитетом были установлены контакты с международными организациями, с зарубежными городами-партнерами.
    Комитет установил тесное сотрудничество с Союзом Российских городов, Российским Союзом исторических городов и регионов, Союзом городов Северо-Запада России, Клубом экономического сотрудничества муниципальных образований.
    В мае 2001 года по инициативе комитета совместно с клубом городов-побратимов Смоленск - Тюль были организованы мероприятия, связанные с 20-летним юбилеем побратимских связей городов Тюля и Смоленска. В этих мероприятиях приняла участие французская делегация. Во время официального приема главой администрации города Смоленска, председателем Смоленского городского Совета делегации города-побратима был вручен проект обновленного договора о побратимстве. В сентябре 2002 года во время ответного визита Смоленской делегации во главе с заместителем главы администрации города Смоленска Меженцевым А.О. этот договор был подписан.
    Была проведена работа по подготовке к заключению договора о сотрудничестве между районом Варшава - Урсынов (Республика Польша) и городом Смоленском, и работа над проектом договора о сотрудничестве с городом-побратимом Хагеном (Германия).
    Комитетом были возобновлены контакты с г. Колорадо - Спрингс (США). Одновременно проводилась работа по обеспечению мероприятий протокольного обслуживания иностранных делегаций, прибывших в Смоленск из Бельгии 11.09 - 26.10.2001 и 12.09 - 13.09.2001, города Тюля (Франция) 28.05 - 04.06.2001, Варшавы (Польша) 22.11.01, Хагена (Германия) 30.03 - 04.04.2001. Также проводилась работа по организации выезда и участия в международных Форумах, конференциях, выставках:
    - 2-й Международной научно-практической конференции по теме "Туризм и региональное развитие" в Смоленске (2001 г.);
    - 2-й Московской Международной туристической ярмарке MITF-2002;
    - Международной научной конференции "Устойчивое развитие современных крупных городов: теория, опыт, проблемы" г. Минск.
    Приоритетным направлением в работе администрации города и комитета по-прежнему было тесное сотрудничество с городами и регионами, особенно Центрального Федерального округа, с которыми сложились давние связи. Так, представители города Смоленска постоянно приглашаются и принимают участие в мероприятиях городов Москвы, Орла, Брянска, Курска, Липецка, Белгорода, Воронежа, Рязани, Калуги, Тулы и других городов Центрального Федерального округа.
    Комитетом проведен анализ состояния инфраструктуры туризма г. Смоленска.
    В результате перехода экономики к развитию в условиях рынка, появился ряд принципиально новых факторов, существенно изменивших основу управления важнейшей ее отраслью - туризмом.
    1.Изменение форм собственности основных предприятий и организаций, входящих в инфраструктуру туризма, привело к утрате ранее существовавших правовых механизмов административного регулирования развития этой отраслью.
    На сегодняшний день:
    - из 32 туристических предприятий и организаций, прошедших лицензирование на территории города, лишь одно - "Город-ключ" - является государственным унитарным предприятием.
    - из 8 гостиниц и предприятий гостиничного типа ни одно не является государственным или муниципальным.
    - из 5 учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для индустрии туризма, лишь одно - профессиональный лицей N 4 - является учреждением государственной системы образования.
    - в системе банковского, страхового, транспортного, бытового обслуживания и в сфере общественного питания также большинство предприятий имеют негосударственную форму собственности.
    Наличие в сфере туризма большого количества предприятий и организаций с негосударственной формой собственности и отсутствие на муниципальном уровне механизма координирующего их деятельность резко снижает эффективность работы сферы туризма в целом.
    Анализ туристической инфраструктуры города также позволил выявить следующее положение: на 1 октября 2002 года лицензию на международную туристическую деятельность имеют 32 фирмы, 28 из которых являются туроператорами и турагентствами. Из них 4 кампании постоянно осуществляют операторскую деятельность по приему туристов. Наиболее активно по приему туристов работают "Смоленск-турист", "Интурист", "Город-ключ", "Меридиан".
    Объем туристско-экскурсионных услуг населению в 2001 году по сравнению с 2000 годом возрос с 14473 тыс. руб. до 17430 тыс. руб. Число размещенных лиц на предприятиях гостиничного типа увеличилось с 113000 в 2000 г. до 146000 в 2001 г.
    На сегодняшний день в городе Смоленске 8 предприятий гостиничного типа. Все гостиницы города не категорированы. За 2001 год наметилась тенденция улучшения деятельности гостиниц города. В настоящее время гостиницы активно модернизируют собственный номерной фонд.
    Руководствуясь ст. 73 Конституции РФ, Уставом города-героя Смоленска, областным законом "О туристской деятельности на территории Смоленской области", постановлением Администрации Смоленской области от 07.06.99 г. N 370, решениями Смоленского городского Совета N 87 от 31.07.97 г., N 549 от 30.06.2000 "О Положении о заповедной зоне исторического ядра г. Смоленска (историко-культурной заповедной территории), охраняемой государством", была подготовлена и одобрена межведомственной комиссией (05.12.2001) "Концепция развития туризма в г. Смоленске 2003 - 2007 гг.".
    В течение отчетного периода комитетом разработаны принципиальные предложения к проекту муниципальной целевой программы "Развитие туризма в городе-герое Смоленске 2003 - 2007 гг.".
    Комитет постоянно работает с турфирмами в обеспечении подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма на базе Смоленского Гуманитарного Университета, Института Сервиса.
    Комитет совместно с администрацией города Санкт-Петербурга разрабатывает школьно-молодежный маршрут "Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Смоленск - Москва - Санкт-Петербург".
    Для осуществления рекламно-информационной деятельности комитет занимался поиском и подборкой материалов, посвященных 400-летию Смоленской крепостной стены. В итоге к юбилейным датам Смоленска были изданы:
    - туристическая карта г. Смоленска;
    - книга Орловского "400 лет Смоленской крепостной стене";
    - линогравюры "Башни Смоленского кремля";
    - буклет по Смоленской крепости;
    - репринтное издание "Древний Смоленск".
    Комитетом была издана обновленная туристическая карта города-героя Смоленска с учетом изменения названия улиц и увеличением плановой застройки, разработаны методические экскурсии для 32 туристских фирм города на тему "Смоленская крепостная стена", три маршрута пешеходные, составлен полный перечень башен и ход военных событий, связанных с ними. Разработан текст экскурсии "Смоленская крепостная стена - 400 лет".
    Комитет также подготовил и предлагает к изданию макет памятного настенного календаря на 2003 год, посвященного 1140-летию города.
    Уважаемые депутаты, позвольте коротко обозначить итоги работы комитета за неполных полтора года.
    Были разработаны, утверждены и подписаны проекты и соглашения в области международных и межрегиональных отношений.
    В марте 2002 г.:
    Подписано Соглашение о сотрудничестве с районом Варшава - Урсынов (Польша).
    Есть практический эффект от этого документа:
    - поступило приглашение о принятии на отдых в Варшаву 40 смоленских детей в период зимних каникул, 40 смоленских школьников 28 - 30 октября будут бесплатно приняты в Варшаве;
    - Комитетом ведется работа по созданию Общества Дружбы "Смоленск - Варшава (Урсынов)", польской стороне передан проект Устава общества. В настоящее время ведется работа по подготовке и проведению Дней Польской культуры в связи с 10-летием Дома Польского в Смоленске.
    В апреле:
    Направлен проект Соглашения о сотрудничестве с городом-побратимом Колорадо-Спрингс (США). Восстановлены утраченные с 1998 г. контакты: ведется переписка с мэром города Мэри Лу Мэйкпис, состоялась встреча с членом комитета городов-побратимов Ричардом Пэйном.
    Появились перспективы в расширении сфер сотрудничества в отношениях с нашим побратимом в Германии - городом Хагеном. Комитет вышел с предложением о заключении Соглашения о сотрудничестве между общественностью и властями Смоленска и Хагена с целью дальнейшего использования возможностей каждой стороны, поиска прибыльных направлений партнерства для развития предприятий, ведущих деятельность на территории городов Смоленска и Хагена.
    Был разработан и направлен в город-побратим Хаген проект Соглашения о сотрудничестве. 13.05.2002 получен положительный ответ; 23 сентября 2002 г. состоялся визит заместителя обер-бургомистра г. Хагена Кристиана Шмидта. По итогам визита сейчас идет работа по обмену информационными материалами взаимовыгодного сотрудничества на уровне промышленных предприятий и представителей смоленского бизнеса. В настоящее время комитет ведет подготовку делегации города к участию в VII Встрече городов-побратимов России и Германии, организуемой Международной Ассоциацией "Породненных городов" и Германо-Российским Форумом.
    В сентябре 2002 г. было:
    1.В рамках нового Договора о побратимстве с г. Тюль (Франция) в настоящее время комитетом проработан вопрос о приеме в Смоленск на стажировку представителей здравоохранения, образования, молодежных структур города Тюля и установлением связей между двумя медколледжами Тюля и Смоленска.
    2.Также в сентябре состоялось подписание Договора о сотрудничестве городов Смоленск и Торговище (Болгария), по этому Договору предусматривается реализация совместных бизнес-проектов и программ, открытие совместных предприятий.
    Комитет разрабатывал планы и обеспечивал мероприятия по протокольному обслуживанию находящихся с официальным визитом в Смоленске следующих иностранных делегаций:
    1.8 - 11 мая - Болгария (дружеский визит);
    2.4 - 6 июля - Польша (ответный официальный визит), делегация во главе с бурмистром района Варшава - Урсынов Станиславом Фалиньски;
    3.10 - 15 июля - Германия (Дни Дружбы городов Смоленска и Хагена, посвященные 15-летию партнерства двух городов).
    Комитетом также были подготовлены официальные делегации в Польшу (20 - 23 марта 2002 г.) и Францию (9 - 11 сентября с.г.), направляемые с целью расширения сотрудничества.
    Комитетом систематически проводится работа по развитию сотрудничества с Международной Ассоциацией "Породненные Города", Белорусской ассоциацией "Породненные города" и другими международными организациями. В этой связи были реализованы следующие практические мероприятия:
  1.        В январе 2002 г.    - работник комитета был направлен в г. Москву, МАПГ 
                                 с  целью   установления   деловых   контактов   и 
                                 знакомства с работой Ассоциации 
           В мае 2002 г.       - Комитет принял участие в работе круглого стола по 
                                 теме   "Породненные  связи  -  фактор устойчивого 
                                 развития  городов  и  регионов",  организованного 
                                 МАПГ  совместно  с  Китайским  народным Обществом 
                                 дружбы   с   заграницей,    российским    Центром 
                                 международного       научного    и    культурного 
                                 сотрудничества  при  Министерстве иностранных дел 
                                 Российской     Федерации   (Росзарубежцентр).   В 
                                 результате,   Смоленск    получил    (25.07.2002) 
                                 официальное   предложение     по     установлению 
                                 дружественных отношений с городом Жичжао (Китай) 
           В сентябре 2002 г.  - Комитет   принял   участие   в   Третьей  Встрече 
                                 городов-побратимов  России  и  Белоруссии   в  г. 
                                 Витебске 
  2. Комитетом постоянно ведется работа по развитию сотрудничества с городами-побратимами, а именно:
    - обеспечивается деловая переписка руководства администрации города в сфере международных и межрегиональных контактов;
    - разрабатываются предложения о проведении мероприятий, способствующих расширению дружеских отношений (подготовлено Положение и письма о конкурсе для городов-побратимов "Жизнь моего города", посвященного 1140-летию Смоленска);
    - на апрель 2003 года запланирован фестиваль городов-побратимов, посвященный Всемирному дню Породненных городов.
    С целью координации зарубежных связей администрации города с представителями городов-побратимов, международными организациями и ассоциациями, отдел международных и межрегиональных связей комитета систематически осуществляет перевод документов и корреспонденции, поступающих из-за рубежа, обеспечивает международную переписку на иностранных языках.
    Так, только за 9 месяцев 2002 года было переведено 70 писем и документов:
    - с английского - 23;
    - на английский - 4;
    - с французского - 11;
    - на французский - 7;
    - с немецкого - 17;
    - на немецкий - 5;
    - с польского - 3.
    Штатные работники комитета владеют немецким, французским и английским языками.
    В настоящее время комитет занимается сбором и оформлением информации для заключения Договора консульского обслуживания с Министерством иностранных дел Российской Федерации, что значительно облегчит процедуру оформления документов, дающих право получения в консульском учреждении Российской Федерации за рубежом визы для въезда и выезда на территорию России.
    Уважаемые депутаты!
    Комитет по международным и межрегиональным связям осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением государственной политики, в соответствии с целевыми установками сформулированными Президентом в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, решениями Городского Совета, постановлениями и распоряжениями главы администрации г. Смоленска.
    В соответствии с этими принципиальными установками, Комитет по международным и межрегиональным связям видит своими приоритетными задачами:
    - дальнейшее развитие дружественных связей с муниципальными образованиями и с партнерами в других странах;
    - создание широкого спектра международного сотрудничества с акцентом на повышение эффективности взаимовыгодного партнерства в экономической сфере;
    - восстановление рабочих контактов с городом-побратимом Колорадо - Спрингс (США);
    - разработку концепции развития межрегиональных (международных) породненных связей посредством туристского обмена и конкретных мероприятий по ее реализации;
    - реализацию плана первоочередных мер по практическому осуществлению концепции инфраструктуры туризма.
    Позвольте внести предложения по совместной работе над проектом муниципальной целевой программы "Развитие туризма в городе-герое Смоленске 2003 - 2007 гг.", где реально необходимо проработать перспективы развития инфраструктуры туризма, опираясь на финансовые и исторические возможности города. Позвольте обозначить только некоторые возможные направления работы:
    1.Например, мы полагали бы реальным одну из гостиниц города сделать категорийной, т.е. хотя бы 3-звездочной.
    2.Рассмотреть возможности создания строительными фирмами мини-гостиниц.
    3.Подготовить несколько предприятий общественного питания, которые были бы способны обслуживать уровень международного туризма.
    Выполнение этих и других задач возможно при совместной работе комитета с Федеральными структурами, структурными подразделениями администрации города Смоленска, городским Советом.
    Председатель
    комитета по международным и
    межрегиональным связям
    В.А.ФЕДОРОВ
    КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ-ГЕРОЕ СМОЛЕНСКЕ В 2003 - 2007 ГГ.
    Концепция развития отрасли туризма в городе Смоленске (далее по тексту - концепция) направлена на создание условий для развития конкурентоспособного рынка туристических услуг, обеспечение закрепленных конституцией РФ прав на отдых, свободу передвижения, восстановление и укрепление здоровья, благоприятную окружающую среду, удовлетворение духовных потребностей; определяет цели, принципы, приоритетные направления в области туризма, способствующие увеличению доходов городского бюджета, рациональному использованию природного и культурно-исторического потенциала города; повышению качества жизни населения и приобщения к здоровому образу жизни.
    Стратегическими задачами концепции являются:
    - вопросы сохранения и пропаганды историко-культурного и природного наследия города-героя Смоленска;
    - содействие формированию и реализации городской государственной политики в сфере рекреационной деятельности, в вопросах использования, распоряжения и владения туристическими ресурсами;
    - анализ перспектив развития отрасли, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
    - анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении конкурентоспособности продукции на разных рынках и возможностей для повышения результатов работы в конкурентных направлениях при соблюдении оптимальных стратегий во всех видах деятельности.
    1.Анализ состояния туризма в г. Смоленске
    Туристический потенциал Смоленска исключительно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры, многие из которых являются уникальными (например, Успенский кафедральный собор, Смоленская крепостная стена и т.д.); красота и многообразие природных ландшафтов; сравнительно благоприятная экологическая среда; выгодное транспортное и геополитическое положение по отношению к крупнейшим центрам Российской Федерации и Республики Беларусь, способным генерировать сюда туристические потоки.
    В настоящее время в Смоленске туристическую деятельность осуществляют 34 туристических предприятия. Все они в большей степени ориентированы на продажу турпродукта международного выездного туризма московских и белорусских туроператоров. Организацией собственных туров по местному региону, различными видами туризма в той или иной мере занимаются 6 турфирм, а совсем узкую специализацию по перечисленным направлениям не имеет ни одно туристическое предприятие. Основная причина - в низкой рентабельности внутреннего туризма в силу слаборазвитой материальной базы, отсутствие "цивилизованных" отношений среди партнеров смоленского туристического рынка и отсутствия Муниципального Унитарного Туристического предприятия, которое работало бы только на город.
    Прежде вся отрасль туризма и культуры в стране носила социальный характер и полностью финансировалась из бюджета государства и общественных организаций. С начала перестройки произошел резкий спад объемов развития отрасли, не в последнюю очередь связанный с крахом профсоюзного туризма, а также из-за отказа многих промышленных предприятий от содержания объектов инфраструктуры отдыха и спорта.
    Темпы проводимых в России социально-экономических преобразований значительно опережают темпы формирования адекватной законодательной и нормативно-правовой базы отрасли, что привело к снижению возможностей государственного регулирования и внебюджетного финансирования. В 1996 г. Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определены принципы государственной политики в области туризма. Областной закон "О туристской деятельности на территории Смоленской области", постановление Администрации Смоленской области от 07.06.1999 N 370, городские законодательные акты и программы по развитию и поддержке туризма (решения Смоленского городского Совета N 87 от 31.07.97, N 549 от 30.06.2000 "О Положении о заповедной зоне исторического ядра г. Смоленска (историко-культурной заповедной территории), охраняемой государством") не работают. Анализ настоящего и потенциального туристического предложения включает:
    - существующее предложение: доступность (транспорт), оборудование (размещение, обслуживание и рекреационная деятельность), общее представление о городе и регионе;
    - потенциальное предложение: привлекательны аспекты природной среды (пейзажи, озера, флора), привлекательные аспекты культурной жизни (археология, традиции, фольклор, народные промыслы), туристическую деятельность (спорт, досуг, курорты и культурные мероприятия);
    - в результате приватизации в государственной собственности практически не осталось предприятий туризма и отдыха, осуществляющих свою деятельность по приему и размещению туристов на территории города. Не ведется строительство новых объектов и реконструкция уже существующих;
    - отсутствие стратегических, концептуальных подходов, несовершенство существующей законодательной базы вынуждает руководителей учреждений сферы туризма, физической культуры и спорта выживать самостоятельно, применяя различные формы деятельности, зачастую не способствующие городской индустрии отдыха; большинство перешли на хозрасчетную деятельность, которая не подвергается надлежащему профессиональному контролю;
    - в городе и области, как и в России в целом, процветает выездной туризм. Въездной туризм, напротив, переживает не лучшие времена. За последние десять лет число иностранных посетителей уменьшилось более чем в три раза. Главная задача развития въездного туризма - создание современной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам, в ближайшие годы не представляется возможным для реализации без широкого привлечения российских и иностранных инвестиций. В условиях снижения уровня жизни, при постоянном росте цен на путевки и сокращении дотаций на них, большинство жителей города Смоленска не в состоянии оплачивать туристические расходы.
    Анализ туристического спроса включает деятельный разбор каждого национального и международного туристического потока по следующим признакам:
    - объемы, сезонный характер, динамика;
    - социально-экономические характеристики;
    - мотивировки;
    - продолжительность пребывания;
    - транспортные средства;
    - размещение;
    - организация.
    На базе анализа статистических данных и результатов опроса можно подготовить прогноз:
    - количественного характера (количество прибытий и расходы);
    - качественного характера (типы продукта, продолжительность пребывания, обслуживание).
    Вместе с тем, в последние годы наблюдается рост общественного интереса к туризму и частичная активизация внебюджетных источников их поддержки. Неизменно высоким спросом пользуется отдых на озерах национального природного парка "Смоленское поозерье", зона отдыха "Красный бор", посещение особо охраняемых территорий, филиалов музея-заповедника: "Фленово", усадьба княгини Тенишевой, "Новоспасское" родовое поместье Глинки, "Хмелита", усадьба Грибоедова.
    Несмотря на отдельные признаки стабилизации и предпосылки к движению вперед, рекреационная отрасль переживает глубокий спад. Преодоление указанных негативных тенденций предполагает дальнейшую активизацию государственной политики, создание и совершенствование правовых, организационных и экономических основ управления с целью поддержки и развития туризма и отдыха в г. Смоленске.
    2.Основные направления развития и приоритеты
    Государственное регулирование в области туризма и отдыха осуществляется с целью содействия созданию регионального отраслевого комплекса, способного обеспечить:
    - широкие возможности для удовлетворения потребностей большинства населения области, города, жителей других регионов России и иностранных граждан в отдыхе, оздоровлении;
    - защиту прав потребителей туристических услуг;
    - повышение доходов местного бюджета.
    Развитие рекреационной отрасли предполагается осуществлять в области туризма и отдыха:
    - поддержка организационных структур, способствующих развитию массовых и самостоятельных видов туризма и отдыха;
    - содействие развитию туристическо-экскурсионной деятельности в выходные и праздничные дни;
    - создание условий для отдыха населения в городских рекреационных зонах в свободное от работы время;
    - содействие развитию массового спортивного, школьного, молодежного туризма;
    - развитие молодежных связей и обмен молодежными, культурными организациями;
    - освоение рекреационных и туристических ресурсов НПП "Смоленское поозерье";
    - заключение договоров между городами побратимами об организации отдыха детей и молодежи;
    - организация паломнических поездок.
    Приоритетными направлениями государственного регулирования рекреационной деятельности являются поддержка и развитие внутригородского, областного, самодеятельного, социального и въездного видов туризма, экскурсионной работы.
    3.Основные меры по развитию отрасли
    В условиях современных социально-экономических преобразований, с учетом развития рыночных отношений необходимо предусмотреть систему мер по поддержке развития туристического бизнеса:
    - совершенствование нормативно-правовой базы туристической отрасли;
    - составление реестра рекреационных ресурсов и кадастра рекреационных территорий;
    - подготовка соглашений по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере туризма и отдыха, а также по вопросу эксплуатации рекреационных природных ресурсов между администрацией Смоленской области и администрацией г. Смоленска;
    - заключение договора администрации города и области по делегированию полномочий в сфере туризма и отдыха;
    - разработку и реализацию программ детского отдыха и иных социальных видов туризма;
    - содействие развитию на территории города индустрии туризма;
    - создание оздоровительно-туристических баз города в других регионах России и за рубежом;
    - развитие системы туристического образования, подготовки и переподготовки кадров; поддержка средств массовой информации и других мер, способствующих популяризации здорового образа жизни.
    Достижение должного эффекта позволит:
    - удовлетворить потребности населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным и историческим ценностям;
    - повысить уровень культуры граждан, снизить количество правонарушений (алкоголизма и наркомании) за счет изменения интересов и увлечений жителей города;
    - сохранить, возродить и рационально использовать материальную базу, культурно-исторический и природный потенциал города;
    - сформировать современный туристический рынок города, построенный на принципе экономической эффективности и интенсивного развития;
    - сформировать благоприятный имидж города, повысить его туристскую и инвестиционную привлекательность для российских и иностранных предприятий и граждан;
    - увеличить объем туристических услуг, оказываемых жителям города, российским и иностранным гражданам;
    - оказать стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления и др.);
    - увеличить поступления в бюджет от туристической деятельности;
    - создать новые рабочие места в сфере туризма и сопряженных отраслях;
    - расширить единое справочно-информационное пространство для жителей и гостей города.
    В режиме наибольшего благоприятствования нуждаются туристические фирмы, работающие на прием в г. Смоленске туристов из различных регионов России и зарубежных стран. Именно благодаря деятельности этих фирм обеспечивается поступление в бюджет денежных средств от туристическо-экскурсионной деятельности.
    4.Организационные меры
    Реализация настоящей концепции предполагается комитетом по международным и межрегиональным связям, отделом по развитию туристического комплекса администрации города-героя Смоленска при поддержке и взаимодействии с заинтересованными организациями.
    На муниципальной основе, с областным и международным участием, дополнительно должны быть сформированы отраслевые механизмы, обеспечивающие:
    В области экономики и развития:
    - объединение финансовых и материальных ресурсов государственных, муниципальных, банковских, производственных и коммерческих структур в целях содействия реализации программ развития туризма и иных направлений рекреационной деятельности;
    - строительство, реконструкцию, ввод в действие, последующую их эксплуатацию и финансирование на территории области, в регионах России и за рубежом оздоровительных туристических объектов и комплексов, частных гостиниц.
    В области финансов:
    - консолидацию финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие туризма и отдыха из бюджетных и внебюджетных программ, научных исследований и иных предложений в сфере туристической деятельности;
    - содействие привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в развитие сферы туризма.
    В области государственного регулирования:
    - разработку основ муниципальной, государственной политики в сфере туризма, эксплуатации рекреационных ресурсов;
    - разработку и совершенствование городского (муниципального) законодательства в этой сфере;
    - экспертизу и корректировку проектов городских нормативных актов и программ развития туризма;
    - оценку и анализ состояния отрасли, контроль за исполнением управленческих решений.
    5.Этапы преобразований
    Концепция рассчитана на период до 2007 года.
    Первым этапом, 2003 г., предусмотрено:
    - разработать Муниципальную целевую программу "Развитие туризма в городе-герое Смоленске на 2003 - 2007 гг.", в которую войдут уже действующие элементы положения "О заповедной зоне исторического ядра г. Смоленска (историко-культурной территории), охраняемой государством";
    - разработка и внедрение совместно с заинтересованными организациями целевых программ развития туризма для отдельных групп населения: "Подготовка и переподготовка специалистов отрасли", "Информационно-образовательная и пропагандистская деятельность", "Развитие туристической индустрии", "Строительство новой, совершенствование уже имеющейся материальной базы туризма", "Детско-юношеский туризм", "Студенческий туризм", "Туризм для людей с ограниченными возможностями передвижения".
    Вторым этапом, до 2004 - 2005 гг.:
    - разработка и реализация системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма;
    - разработка механизмов муниципального регулирования;
    - совершенствование социально-экономических отношений в отрасли туризма и отдыха;
    - расширение направленной рекламной деятельности;
    - разработка механизмов по привлечению в отрасль внебюджетных инвестиций.
    Третий этап, до 2007 г., спланирован как период:
    - расширения механизмов финансирования, взаимодействия на муниципальном, областном и федеральном уровнях;
    - оптимизации системы управления отраслью;
    - полной реализации муниципальной целевой программы "Развитие туризма в городе-герое Смоленске 2003 - 2007 гг."
    Председатель
    комитета по международным и
    межрегиональным связям
    В.А.ФЕДОРОВ
    Начальник отдела развития
    туристического комплекса
    Исп. БАРЗУНОВ