-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Смоленская область
Письмо от 04 мая 2001 года № 10-2405

Руководителям управлений, комитетов администрации области руководителям органов местного самоуправления

Принято
Администрацией Смоленской области
04 мая 2001 года
    Направляю аналитический доклад "Состояние условий и охраны труда в Смоленской области в 2000 году и меры по их улучшению" для принятия мер по устранению имеющихся недостатков в трудоохранной сфере, реализации федерального и регионального законодательства о труде и охране труда и разработки соответствующих программ улучшения условий и охраны труда 2001 - 2005 годы.
    О принятых мерах прошу проинформировать Главное управление труда и социального развития к 1 июня 2001 года.
    С.В.АНТУФЬЕВ
    АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ И МЕРЫ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ
    Являясь органом по труду субъекта Российской Федерации, Главное управление труда и социального развития администрации Смоленской области через свое Управление охраны труда осуществляет на территории Смоленской области реализацию государственной политики в сфере охраны труда.
    Деятельность Управления охраны труда в 2000 году была направлена на обеспечение выполнения областной Программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, регионального Соглашения по социальным вопросам на 1999 - 2000 годы и плана организационных мероприятий по реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", утвержденного первым заместителем Главы администрации Смоленской области С.В. Антуфьевым.
    Программой на 1998 - 2000 гг. было предусмотрено выделение на мероприятия по охране труда 101,5 млн. рублей, израсходовано за 3 года 91,44 млн. рублей, в том числе из бюджета области 0,308 млн. рублей при плане 0,230 млн. рублей. Кроме того, было выделено дополнительно и израсходовано 1,045 млн. рублей из Фонда социального страхования на обучение застрахованных.
    В 4 квартале 2000 года Управлением охраны труда был подготовлен проект областной Программы улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы и направлен на экспертизу в государственно-правовое управление администрации области, которое рекомендовало процедуру утверждения Программы осуществить через областную Думу. 28 марта 2001 года проект Программы на 2001 - 2005 годы был обсужден на заседании областной межведомственной комиссии, в основном одобрен и рекомендован для включения в план законотворческой деятельности Смоленской областной Думы на 2001 год.
    До ноября 2000 года в области действовал, принятый 1997 году закон "Об охране труда в Смоленской области", который по представлению прокурора был признан утратившим силу, так как в нем имелся ряд несоответствий нормам нового Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации". В этой связи Управлением охраны труда подготовлен и согласован с заинтересованными ведомствами проект нового закона "Об охране труда в Смоленской области", в котором учтены все новеллы федерального законодательства и особенности их реализации в условиях конкретного субъекта Российской Федерации. Концепция данного закона также получила одобрение на заседании межведомственной комиссии, а сам проект закона рекомендован для включения в план законотворческой деятельности областной Думы на 2001 год.
    Областная межведомственная комиссия образована в 1994 году постановлением Главы администрации N 189. В 2000 году проведено 3 ее заседания, на которых рассмотрено более 20 вопросов, в том числе:
    - об итогах областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях Смоленской области в 1999 году;
    - о состоянии профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях Смоленской области в 1999 году и мерах по ее профилактике в 2000 году;
    - о состоянии производственного травматизма в организациях Смоленской области в 1999 году и задачах по реализации государственной политики в области охраны труда на 2000 год;
    - о проведении региональной научно-практической конференции по проблемам безопасности труда и применения компьютерных технологий в системе управления охраной труда в организациях Смоленской области;
    - о ходе реализации областной программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы.
    Кроме того, в 26 из 30 органов местного самоуправления также созданы районные (городские) межведомственные комиссии по охране труда, на заседаниях которых рассмотрено свыше 350 вопросов их компетенции.
    В области проводится определенная работа по организации научных исследований и разработок по вопросам охраны труда. Так научно-производственным предприятием "Этна - информационные технологии" разработана автоматизированная информационная система по управлению охраной труда (АИС ОТ) на территории области, макет которой был представлен на проходившей в Москве 4 Международной выставке "Безопасность и охрана труда - 2000" и получил положительную оценку специалистов. В настоящее время программный продукт АИС ОТ приобретен более чем 20 предприятиями области и проходит практическую апробацию.
    Смоленской медицинской академией подготовлено пособие по профилактике профессиональных заболеваний персонала лечебно-профилактических учреждений.
    Смоленским филиалом Московского энергетического института совместно с Сафоновским заводом "Теплоконтроль" осуществлена разработка серии регистраторов температуры рабочих зон, а совместно со Смоленским ПО "Аналитприбор" продолжаются исследования по созданию новой и усовершенствованию выпускаемой газоаналитической техники: газосигнализаторов, газоанализаторов и пылемеров.
    Управлением с участием специалистов по охране труда органов местного самоуправления проведена проверка хода аттестации рабочих мест в 370 организациях. Кроме того, проведено 20 экспертиз и 47 проверок качества аттестации рабочих мест, в том числе 9 экспертиз с использованием результатов лабораторных исследований, проведенных специалистами Управления охраны труда.
    Установлено, что аттестация рабочих мест завершена в 46 организациях (12% от числа проверенных предприятий), а в 206 организациях (55%) проводятся работы по оценке условий труда (изданы приказы о проведении аттестации рабочих мест, определены члены комиссий, утверждены графики проведения работ и ведутся лабораторные измерения факторов производственной среды).
    Проведено 139 проверок правильности предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях. Проверки проводились в соответствии с утвержденным графиком и в ходе лицензирования. Анализировались данные коллективных договоров и материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда. При наличии нарушений оформлялись предписания, в которых устанавливались сроки их устранения. Всего было оформлено 91 предписание.
    Проведено 59 проверок и 21 экспертиза правильности применения Списков N 1 и 2. Экспертами учитывались материалы по аттестации рабочих мест и проверялась объективность принятых решений об отнесении (или не отнесении) рабочих мест к Спискам. Выявлено 24 нарушения, которые повлекли случаи незаконного включения (или незаконного отказа во включении) в Списки N 1 и 2. Проведено три экспертизы условий труда по запросам судебных органов, связанные с оценкой условий труда работников и с предоставлением прав на пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и 2.
    С участием специалистов по охране труда органов местного самоуправления было проверено 107 предприятий по специально разработанным опросным листам. В ходе проверок анализировались: практика организации работ по приобретению средств индивидуальной защиты, обеспечение ими работников предприятий и наличие сертификатов соответствия на средства индивидуальной защиты.
    Проведено 8 совместных проверок с государственной инспекцией труда, органами госсанэпиднадзора и отделением пенсионного фонда РФ, в частности: АО "Швейник", АО "Эрго" (г. Смоленск), ОАО "Сафоновский электромашиностроительный завод" (г. Сафоново), ОАО "СААЗ" (г. Смоленск).
    Госэкспертизой условий труда в 2000 году было учтено и принято к рассмотрению 1221 (+10,2%) заявление работодателей о проведении экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. Выдано 1205 заключений о соответствии видов деятельности требованиям безопасности и 1028 предписаний по устранению недостатков в организации работ по охране труда.
    Выполнено 52 (+108%) экспертизы проектов строительства производственных объектов, по 44 проектам после внесения в них изменений и дополнений по замечаниям экспертизы выданы положительные экспертные заключения.
    Произведено 2376 (+41%) замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. Оказана методическая и консультационная помощь лабораториям и организациям, осуществляющим измерения факторов производственной среды и напряженности трудового процесса для аттестации рабочих мест по условиям труда 16 предприятиям и организациям. Проведена выборочная проверка качества протоколов измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса в 9 организациях.
    Совместно с государственной инспекцией труда в Смоленской области организовано проведение совещаний - консультаций по вопросам законодательства о труде и охране труда с руководителями и специалистами предприятий АО "Смоленская чулочная фабрика", "Смоленскпиво", СТПП "Формация", МП "Спец АТХ по уборке города".
    Проведены выездные семинары по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в Хиславичском, Вяземском, Смоленском, Кардымовском, Рославльском районах.
    В августе месяце подготовлена и проведена научно-практическая конференция по проблемам безопасности труда и применения компьютерных технологий в системе управления охраной труда, на которой присутствовало более 450 руководителей и специалистов предприятий и организаций области. В ее работе приняли участие заместитель Главы администрации области В.С. Горьков, руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Ю.Г. Сорокин, руководители ряда комитетов и управлений администрации области, научно-исследовательских институтов.
    Важное место в системе охраны труда занимает подготовка работников, обучение, повышение их квалификации. Совместно с Ивановским НИИ по охране труда организовано обучение и аттестация 265 специалистов по охране труда организаций в качестве экспертов по сертификации работ по охране труда.
    В соответствии с Соглашением между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Главным управлением труда и социального развития администрации Смоленской области была проведена подготовительная работа и организовано обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных, в том числе уполномоченных лиц по охране труда и членов комиссий по охране труда в Центре охраны труда (при ЦНТИ) и в Учебно-методическом центре облсовпрофа. Были разработаны программы, расписания обучения, графики заездов на обучение слушателей из районов области. В итоге обеспечено выполнение условий Соглашения и обучено более 1700 человек при плане 1100.
    Кроме того, в течение года проведено обучение по охране труда 3709 руководителей и специалистов в учебных центрах и 5408 - на предприятиях области. Специалистами управления охраны труда прочитано более 350 лекций, подготовлено и опубликовано 14 статей по вопросам охраны труда в газетах "Рабочий путь", "Смоленские новости", в журнале "Деловая Смоленщина".
    В рамках изучения и распространения передового опыта работы по охране труда в феврале 2001 года на заседании коллегии Главного управления труда и социального развития был рассмотрен вопрос "Об опыте работы по организации охраны труда в ОАО "Сафоновский электромашиностроительный завод". Коллегия своим решением одобрила положительный опыт работы указанного предприятия по охране труда и рекомендовала его для внедрения на средних и крупных предприятиях машиностроительной отрасли.
    В соответствии с постановлением Главы администрации области от 23.06.1999 N 420 ежегодно проводится смотр-конкурс на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях области. Решением областной межведомственной комиссии его победителями за 1999 год были признаны 5 организаций. Смоленская АЭС, обособленное структурное подразделение Московского предприятия "Мосводоканал", Смоленское муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие, ПО "Авангард", АОО "Вяземский машиностроительный завод". Награждение победителей освещалось в СМИ.
    Постоянно осуществляется обмен опытом работы с соседними областями: Калужской, Тверской, Брянской, Орловской, Московской, а также Витебской Республики Беларусь. В этих целях ряд сотрудников Управления выезжали в указанные регионы для ознакомления с опытом работы по организации охраны труда.
    Кроме того, в 2000 году делегация Смоленской области впервые приняла участие в работе Международного конгресса по проблемам охраны труда и 4 Международной выставке "Безопасность и охрана труда - 2000". Представленная областью экспозиция была отмечена Дипломом и Медалью выставки.
    В области отмечается ежегодный рост количества действующих коллективных договоров и соглашений по охране труда:
  1.         на 01.01.1998 - 1501 
               01.01.1999 - 1685 
               01.01.2000 - 1820 
               01.01.2001 - 1953 
  2. В 2000 году действие колдоговоров распространялось на 213469 человек. При этом охват работников коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений увеличился на 3,9%.
    В 2000 году количество действующих колдоговоров в целом по области выросло по сравнению с 1999 годом на 7,1%. При этом отмечено их увеличение на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности (соответственно на 13,3% и 13,9%). В то же время в организациях частной формы собственности их количество снизилось на 4,7%.
    Неотъемлемой частью коллективных договоров является раздел "Условия и охрана труда" и приложения, в которых конкретизируются вопросы предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, обучения по охране труда и др. Анализ поступающих на уведомительную регистрацию колдоговоров показывает, что в них растет число указанных разделов, которые носят содержательный и конкретный характер, в том числе и в вопросах охраны труда. Наибольшее количество приложений по вопросам охраны отмечено в колдоговорах (и соглашениях по ОТ), заключенных в Вяземском, Сычевском, Холм-Жирковском районах.
    Все вопросы, связанные с заключением коллективных договоров и соглашений по охране труда, в том числе финансирование мероприятий по охране труда контролируются территориальными органами по труду и социальной защите населения.
    В настоящее время во всех районах области, г. г. Смоленске и Десногорске введены и укомплектованы должности специалистов по охране труда. Все специалисты в ноябре истекшего года прошли очередную проверку знаний по охране труда, а в августе 2000 года они прошли обучение на базе Ивановского НИИ ОТ и получили свидетельства о допуске к работе в качестве экспертов по сертификации работ по охране труда.
    В системе управления охраной труда (СУОТ) Смоленской области, утвержденной постановление Главы администрации области от 31.03.99 г. N 183 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда на территории Смоленской области" органы местного самоуправления являются вторым уровнем СУОТ. В целях повышения уровня существующей системы управления 1 августа 2000 года принято постановление Главы администрации области N 490 "О внедрении на территории Смоленской области автоматизированной информационной системы по управлению охраной труда". Для его реализации был разработан и утвержден план первоочередных организационно-технических мероприятий, осуществление которых являлось одним из приоритетных направлений работы Управления охраны труда.
    Работа по организации охраны труда в районах проводилась на основании районных Программ улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 года, разработанных в соответствии с областной Программой и утвержденных постановлениями глав администраций районов. Координацию работы осуществляют районные межведомственные комиссии по охране труда. Ежегодно проводится смотр-конкурс на лучшее состояние охраны труда в организациях районов и определяются предприятия-победители.
    Ниже в таблице N 1 приведены некоторые показатели, характеризующие работу органов местного самоуправления области в 2000 году по выполнению требований Федерального законодательства и нормативно-правовых актов администрации области по реализации государственной политики в сфере охраны труда.
    Таблица N 1
    N п/п Наименование района Количество организаций с числом работающих более 100 человек Количество штатных инженеров по охране труда Количество организаций, внедряющих СУОТ Количество организаций участвующих в смотре- конкурсе Количество проверенных организаций
    Велижский 9 10 12 4 44
    Вяземский 70 47 33 33 167
    Гагаринский 34 31 8 5 167
    Глинковский 1 3 10 10 25
    Демидовский 11 11 16 16 41
    Дорогобужский 18 42 4 17 55
    Духовщинский 11 11 8 2 36
    Ельнинский 7 7 12 12 71
    Ершичский 6 5 10 8 51
    Кардымовский 10 5 2 3 34
    Краснинский 12 4 37 17 70
    Монастырщинский 14 10 21 22 30
    Новодугинский 8 6 3 1 35
    Починковский 32 25 8 25 61
    Рославльский 44 47 41 35 130
    Руднянский 19 10 14 14 90
    Сафоновский 43 52 11 7 106
    Смоленский 35 37 30 30 103
    Сычевский 11 13 12 16 57
    Темкинский 6 5 25 25 38
    Угранский 7 7 - 5 65
    Хиславичский 8 3 9 - 14
    Холм-Жирковский 9 15 16 77 57
    Шумячский 11 16 10 10 65
    Ярцевский 33 15 15 3 31
    г. Десногорск 19 37 16 15 122
    Промышленный район 118 161 19 9 189
    Ленинский район 85 144 82 3 140
    Заднепровский 52 89 7 - 144
    г. Смоленск (ПМС) 104 72 12 46
    По области: 743 972 563 436 2284

    Осуществление вышеуказанных мероприятий способствовало тому, что в 2000 году в области сохраняется наметившаяся за последние четыре года тенденция к сокращению производственного травматизма. Количество несчастных случаев на производстве снизилось с 1098 в 1999 году до 1056 (-3,2%), а их число в расчете на 1000 работающих - соответственно с 4,8 до 4,7.
    Ниже приведен ряд предприятий городов и районов области, на которых в 2000 году не допущено случаев производственного травматизма:
  3.              г. Смоленск 
            1. ГП "Медтехника". 
            2. ОАО "Смоленский ДОЗ". 
            3. МП "Банно-прачечное хозяйство". 
            4. МП "Горзеленхоз". 
            5. МРЭП "Дорожник". 
                 г. Десногорск. 
            1. Смоленская атомная электростанция. 
            2. АТП "САЭС". 
            3. МСЧ-135. 
            4. ЗАО "Спецстроймонтаж". 
                 Руднянский район. 
            1. ЗАО "Еврогласс". 
            2. Райпо. 
                 Сафоновский район. 
            1. ОАО "Мясопродукт". 
            2. МПКХ. 
            3. ПАТП. 
            4. МП "Жилищник". 
            5. МП "Горэлектросети". 
                 Гагаринский район. 
            1. ОАО "Гагаринская швейная фабрика". 
            2. СУ-852 "СДС". 
            3. РУС. 
            4. АОЗТ им. Пушкина. 
            5. ТСО "Баскаково". 
                 Вяземский район. 
            1. Автоколонна N 1134. 
            2. ОАО "Карьероуправление". 
            3. МП "Водоканал". 
            4. МП "Вязьмарайкоммунэнерго". 
            5. СПК "Успенский" и "Семлево" 
                 Починковский район. 
            1. ОАО "Комбикормовый завод". 
            2. ОАО "Починоклен". 
            3. ЗАО"ПМК-8". 
            4. Нефтебаза. 
                 Рославльский район. 
            1. ОАО "Химзавод". 
            2. ОАО "Хлебокомбинат". 
            3. ТОО "Автоколонна N 1404". 
            4. 720 ремонтный завод. 
            5. ОАО "Смолоблгаз". 
            6. РУС. 
                 Холм-Жирковский район. 
            1. ООО "Смоленская фанера". 
            2. Райпо. 
            3. ЛПУМГ 
            4. РУС. 
                 Монастырщинский район. 
            1. АО "Носково", "Октябрьское", "Стегримово". 
            2. ПСК "Слободской". 
                 Дорогобужский район. 
            1. Дорогобужская ТЭЦ. 
            2. Агрофирма "Днепр". 
            3. РПОЖКХ. 
                 Духовщинский район. 
            1. Совхоз "Добринский", "Коммунар". 
            2. Колхоз "Пламя", "Богатырь". 
                 Шумячский район. 
            1. Первомайское сельпо. 
            2. ГП "Шумячское ДРСУ". 
            3. СПК "Вешенки", "Остер". 
            4. РУС. 
                 Ершичский район. 
            1. КСП "Верный путь". 
            2. ТОО "Правда", "Карла Маркса". 
            3. РУС. 
                 Кардымовский район. 
            1. ПО "Кардымовский пищевик". 
            2. Кардымовское ДРСУ. 
            3. ТОО "Мальково". 
                 Темкинский район. 
            1. ООО "Межколхозлес". 
            2. КООП "Дубровский". 
            3. КООП "Замыцкое". 
            4. ГУ ДРСУ. 
  4. В то же время При снижении абсолютной величины пострадавших на производстве в истекшем году произошел рост числа несчастных случаев со смертельным исходом (по оперативным данным) с 45 в 1999 году до 48 (+6,25%) в 2000 году. Число погибших составляет 49 (+8,8%) человек, из них одна женщина и один работник в возрасте до 18 лет. На иждивении погибших находилось 41 человек, из них - 34 дети.
    Динамика производственного травматизма с летальным исходом в разрезе районов области, а также отраслей экономики представлены в таблицах N 2 и N 3.
    Таблица N 2
    N п/п Отрасль хозяйства; производства Количество погибших при СНС по годам
    1997 1998 1999 2000
    1. Промышленность 18 10 13 13
    2. Строительство 8 8 8 10
    3. АПК, лесное хозяйство 17 24 15 17
    4. Непроизводственная сфера 8 12 9 9
    Всего: 51 54 45 49

    Таблица N 3
    Наименование района 1997 1998 1999 2000
    1. Велижский 1 0 0 0
    2. Вяземский 6 4 3 5
    3. Гагаринский 1 4 6 1
    4. Глинковский 1 1 0 0
    5. Демидовский 2 1 1 1
    6. Дорогобужский 3 3 2 0
    7. Духовщинский 3 1 1 1
    8. Ельнинский 0 1 0 1
    9. Ершичский 0 1 0 0
    10. Кардымовский 2 0 1 1
    11. Краснинский 0 0 2 1
    12. Монастырщинский 0 1 0 1
    13. Новодугинский 1 0 0 1
    14. Починковский 2 2 2 2
    15. Рославльский 3 3 2 5
    16. Руднянский 0 2 0 1
    17. Сафоновский 4 7 3 4
    18. Смоленский 3 1 5 0
    19. Сычевский 0 0 2 -
    20. Темкинский 0 0 0 2
    21. Угранский 1 2 0 0
    22. Хиславичский 0 0 0 1
    23. Холм-Жирковский 1 0 1 4
    24. Шумячский 1 0 0 0
    25. Ярцевский 3 0 1 5
    26. Промышленный <*> <*> <*> 8
    27. Заднепровский <*> <*> <*> 4
    28. Ленинский <*> <*> <*> 0
    29. Десногорск 2 2 2 0
    Всего по области: 51 54 45 49

       -------------------------------- 

    <*> Раздельный учет по районам города Смоленска до 2000 года не проводился.
    На предприятиях и в организациях г. Смоленска смертельные случаи произошли:
    1.по Промышленному району (8 человек) в МПП ДСК - 1 человек, ОАО "Центргазпластик" - 1 чел. Смоленской финансово-промышленной строительной корпорации "Щит" - 1 чел., 000 ПКФ "Вира" - 1 чел., ОАО "Роснефть - Смоленскнефтепродукт" (Вяземский филиал) - 1 чел., частном охранном агентстве "Ангел" (при СОАО "Бахус") - 1 чел.;
    2.по Заднепровскому району (4 чел.) в СОАО "Бахус" - 2 чел. (групповой несчастный случай), ОАО "СААЗ АМО ЗИЛ" - 1 чел., локомотивном депо "Смоленск" - 1 человек.
    Анализ несчастных случаев на производстве со смертельным исходом по видам происшествий, их причинам, травмирующему фактору, профессиям и возрасту погибших представлены на диаграммах в приложениях NN 1 - 5 к докладу (не приводятся).
    В 2000 году количество несчастных случаев с инвалидным исходом уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 32,8% и составило 74 случая, в том числе - 13 с травмами глаз. Большинство из них произошло в промышленности - 25 случаев, в агропромышленном комплексе - 17, в строительстве - 14, в непроизводственной сфере - 12, в лесном хозяйстве - 6.
    Травмы с инвалидным исходом в 2000 году по профессиям получили:
    - специалисты - 10;
    - водители - 11;
    - слесаря - 8;
    - плотники, столяры - 3;
    - механизаторы - 9;
    - токаря - 1;
    - сварщики - 1;
    - крановщики - 1;
    - электрики - 1;
    - сторожа - 2;
    - разнорабочие - 5;
    - станочники по обработке дерева - 3;
    - маляр - 2;
    - каменщик - 1;
    - прочие - 16.
    Основными причинами травм явились:
    1.Неудовлетворительная организация производства работ - 10 (13,5%);
    2.Технические причины - 14 (18,9%);
    3.Низкая дисциплина на производстве - 5 (6,7%);
    4.Употребление алкогольных напитков - 21 (28,3%);
    5.Недостатки в обучении по охране труда - 13 (17,5%);
    6.ДТП - 7 (9,4%);
    7.Хулиганские действия - 4 (5,4%);
    8.Неприменение СИЗ (в том числе по травме глаз) - 9 (12,1%);
    9.Прочие - 12 (16,2%).
    Пострадавшие с инвалидным исходом распределились по видам происшествий следующим образом:
    1.Воздействие движущихся, разлетающихся предметов - 32,4%;
    2.Падение, обрушение предметов - 25,6%;
    3.Дорожно-транспортные происшествия - 9,4%;
    4.Падение с высоты - 9,4%;
    5.Нападение при исполнении трудовых обязанностей - 5,4%;
    6.Поражение электрическим током - 1,3%;
    7.Воздействие экстремальных температур - 1,3%;
    8.Воздействие вредных веществ - 1.3%;
    9.Прочие - 13,5%.
    Несчастные случаи с инвалидным исходом произошли в районах:
    1.Велиж - 2;
    2.Хиславичи - 1;
    3.Ельня - 2;
    4.Новодугино - 1;
    5.Рославль - 7;
    6.Демидов - 2;
    7.Холм-Жирки - 2;
    8.Ярцево - 3;
    9.Смоленский район - 2;
    10.Сафоново - 8;
    11.Монастырщина - 2;
    12.Дорогобуж - 2;
    13.Вязьма - 4;
    14.Шумячи - 3;
    15.Духовщина - 2;
    16.Гагарин - 3;
    17.Сычевка - 1;
    18.Глинка - 1;
    19.г. Смоленск - 24.
    По стажу работы пострадавших данные случаи распределяются:
    - до 1 года - 23 (31%);
    - от 1 года до 5 лет - 11 (14,8%);
    - более 5 лет - 40 (54%).
    В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" был разработан Порядок направления представителей администрации области, органов местного самоуправления для участия в комиссиях по расследованию несчастных случаев, утвержденный постановлением Главы администрации области от 24.05.1999 N 340. Согласно этому постановлению Управлением охраны труда в региональном Центре охраны труда по специальной программе было организовано обучение полномочных представителей администрации области, направляемых для участия в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве. От органов областной администрации прошло обучение 39 человек, от органов местного самоуправления - 30 человек. Всем были выданы соответствующие документы, подтверждающие их полномочия.
    Сообщения о несчастных случаях на производстве (групповых, тяжелых, со смертельным исходом) поступают в течение суток по установленной форме в управление охраны труда, а также в другие органы согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Управление охраны труда по согласованию с областными отраслевыми управлениями и комитетами, в ведении которых находятся организации, где произошли несчастные случаи, направляет представителя администрации области для участия в комиссиях по их расследованию.
    В состав этих комиссий включаются и специалисты по охране труда органов местного самоуправления. Направление указанных работников согласовывается также с государственной инспекцией труда в Смоленской области. По результатам расследования в Управление охраны труда направляется копия акта о несчастном случае для учета и обобщения мероприятий по профилактике производственного травматизма на территории области. Из 162 несчастных случаев (групповых, тяжелых, со смертельным исходом), расследованных в 2000 году государственной инспекцией труда, в 151 случае приняли участие представители администрации области, в том числе в 109 - специалисты по охране труда органов местного самоуправления.
    Расследование тяжелых несчастных случаев комиссиями показало наличие большого числа нарушений существующих норм и правил охраны труда, которых было выявлено более 15 тысяч. Это свидетельствует о сохранении недостатков и упущений в организации управления трудоохранной деятельностью со стороны работодателей, в том числе: в промышленности - 3503, в сельском хозяйстве - 3130, строительстве - 2240, здравоохранении - 1584, в лесном хозяйстве - 863. В связи с несчастными случаями в 2000 году в органы прокуратуры направлено 150 материалов для возбуждения уголовных дел.
    Анализ показал, что около 60% несчастных случаев со смертельным исходом на производстве произошло по организационным причинам: из-за нарушения пострадавшими действующих правил и инструкций по охране труда; неудовлетворительной организации производства работ; а также вследствие низкой трудовой и производственной дисциплины. Из общего числа погибших 18 работников (37%) находились на рабочих местах в нетрезвом состоянии.
    Ниже перечислены некоторые предприятия районов области, на которых отмечается наиболее высокий уровень производственного травматизма:
    г. Десногорск
    1.СМУ "Центрэнергомонтаж", Кч = 19,3 (колич. н/с - 6, число раб. - 446).
    2.СМУ "МосСАЭМ", Кч = 11,4 (колич. н/с - 4, число раб. - 310).
    Сафоновский район.
    1.Кирпичный завод, Кч = 56,7 (н/с - 8, число работ. - 141).
    Гагаринский район.
    1.АОЗТ "Родоманово", Кч = 18,5, (н/с - 5, число работ. - 269).
    2.АО им. Радищева, Кч = 18,5 (н/с - 7, колич. работ. - 580).
    3.ЗАО "Гагаринский звероплемсовхоз", Кч = 20 (н/с - 5, число работ. - 250).
    4.Гагаринское ДРСУ, Кч - 32,5 (н/с - 4, колич. работ. - 123).
    Вяземский район.
    1.Кирпичный завод, Кч = 79,7 (н/с - 11, число работ. - 138).
    Починковский район.
    1.Мурыгинский кирпичный завод, Кч = 89,2 (н/с - 5, кол. работ. - 56).
    2.СПК "Дружба", Кч - 37,8 (н/с - 7, колич. работ. - 185).
    3.ЗАО "Стригино", Кч = 53,8 (н/с - 7, колич. работ. - 130).
    4.Колхоз "Рассвет", Кч = 37 н/с - 7, колич. работ. - 189).
    Рославльский район.
    1.Рославльский вагоноремонтный завод, Кч = 7,9 (н/с - 12, колич. раб. - 1513).
    Холм-Жирковский район.
    1.АО "Батуринское", Кч = 63,2 (н/с - 5, кол. работ. - 79).
    Смоленский район.
    1.ПСХК "Жуково", Кч = 57,3, (н/с - 7, колич. работ. - 371).
    2.ПСХК "Катынь", Кч - 20,5 (н/с - 5, колич. работ. - 243).
    Дорогобужский район.
    1.РСФ "Омега", Кч = 16,1, (н/с - 6, колич. работ. - 371).
    2.ОАО "Дорогобужкотломаш", Кч = 12,1 (н/с - 10, работ. - 822).
    Определенное влияние на устранение вышеуказанных причин травматизма оказывают органы местного самоуправления через специалистов по охране труда. Однако их реальное воздействие на негативные процессы в трудоохранной сфере пока еще не отвечают современным требованиям государственного управления охраной труда.
    Нельзя признать удовлетворительной практику осуществления целевых проверок действующих предприятий по узловым вопросам охраны труда. Хотя за 2000 год в области их проведено 2284, но 1610 (70,5%) были связаны с лицензированием, т.е. носили в основном разрешительный характер без глубокого изучения положения дел. Поэтому удельная нагрузка на районного специалиста по охране труда в среднем по области по данному показателю составила всего 2 проверки в месяц, что явно недостаточно. В Вяземском, Духовщинском, Кардымовском, Новодугинском, Сычевском, Ярцевском районах этот показатель не превышает 1,4 - 1,9 проверки в месяц, а в Хиславичском, Промышленном и Заднепровском районах подобные проверки проводились лишь при расследовании несчастных случаев на производстве.
    С учетом того, что в Хиславичском, Ярцевском и Заднепровском районах отмечается рост числа погибших от несчастных случаев на производстве соответственно на 1; 1 и 3 случая (что обусловило общий рост числа погибших в области), ослабление контрольной деятельности со стороны специалистов по охране труда указанных районов недопустимо и требует кардинального улучшения.
    По причине недостаточного контроля в 11 районах области не обеспечивается выполнение части 1 статьи 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в которых на 86 предприятиях и организациях с численностью работающих более 100 человек до сих пор не созданы службы охраны труда. Наиболее не благополучная обстановка сохраняется в Вяземском, Ярцевском, Краснинском, Хиславичском и Руднянском районах, где соответственно в 23 из 70; в 18 из 33; в 8 из 12; в 5 из 8 и в 9 из 19 крупных организациях отсутствуют штатные специалисты по охране труда.
    В ряде районов не проявляется необходимой настойчивости по выполнению постановления Главы администрации области от 31 марта 1999 года "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда на территории Смоленской области". В первую очередь это относится к районам областного центра, а также к Вяземскому, Дорогобужскому, Починковскому районам. В Заднепровском районе СУ ОТ внедряется лишь на 7 из 52 крупных предприятиях, в Промышленном - на 19 из 118; в Починковском - всего на 8 из 32.
    Изучение и рассмотрение на коллегии Главного управления труда и социального развития администрации Смоленской области опыта работы ОАО "Сафоновский электромашиностроительный завод" по организации охраны труда показывает, что только системный подход к управлению этим процессом позволяет ликвидировать или нейтрализовать большинство из основных причин производственного травматизма и профзаболеваний.
    Устранение организационных просчетов, сосредоточение усилий на внедрение в практику современных системных подходов и информационных технологий должны стать в 2001 году приоритетными направлениями в работе специалистов по охране труда органов местного самоуправления области.
    СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    1998 1999 2000
    Общее число случаев профзаболеваний 151 129 25
    На 10000 работающих по области 4,1 3,5 0,7
    По Российской Федерации 1,85 1,76

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
    N п/п Отрасли Число случаев
    1998 1999 2000
    1. Сельское хозяйство 53 41 14
    2. Транспорт 1 - 2
    3. Авиационная промышленность 22 20 1
    4. Химическая промышленность 2 5 1
    5. Электротехническая промышленность 8 7 1
    6. Деревообрабатывающая промышленность - 1 1
    7. Текстильная промышленность 2 1 1
    8. Промышленность стройматериалов 3 3 1
    9. Строительно-дорожное машиностроение 2 - 1
    10. Спецстроительство 4 - 1
    11. Здравоохранение 3 8 1

    Снижение количества случаев профзаболеваний произошло во всех отраслях экономики. Существенное сокращение уровня профзаболеваний по области объясняется ликвидацией предприятий угольной промышленности (Сафоновского шахтоуправления), а также установлением динамического медицинского наблюдения за работающими во вредных условиях труда.
    Опыт работы последних двух лет показывает, что в связи с принятием Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в основном снята острота в обеспечении законных прав и интересов работников в части получения возмещения за ущерб здоровью на производстве от травм и профзаболеваний. Однако до настоящего времени не выработан комплексный подход к осуществлению реабилитации пострадавших на производстве, не решен вопрос об индексации страховых выплат относительно прожиточного минимума, а не минимального размера оплаты труда. Кроме того, практика показывает, что назрела необходимость более дифференцированного подхода к отнесению отраслей экономики к классу профессионального риска, а также к переходу от солидарной ответственности к индивидуальному расчету затрат по возмещению вреда от травм и заболеваний на производстве.
    Смоленский региональный Центр сотрудничества и оказания услуг по охране труда работодателям (далее Смоленский региональный Центр охраны труда - РЦОТ) организован на базе Смоленского ЦНТИ в 1996 году и за истекший период стал признанным учебным и методическим Центром для руководителей и специалистов по охране труда организаций Смоленской области. Накоплен большой опыт работы, сформирован фонд нормативно-правовой, патентной, справочной и другой документации по охране труда, который превышает 1,5 млн. единиц хранения, создана необходимая материально-техническая и методическая база для обучения по вопросам охраны труда.
    Занятия со слушателями проводятся в специально оборудованных аудиториях с наглядными пособиями, видеотехникой, с постоянно действующей выставкой спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
    Обучение по охране труда проводится в строгом соответствии с Программой, утвержденной Министерством труда и социального развития РФ. Занятия проводят специалисты Управления охраны труда, Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Госэнергонадзора, преподаватели Смоленских ВУЗов.
    Для обучения и ознакомления слушателей с современными информационными технологиями имеется компьютерный класс, оборудованный персональными электронно-вычислительными машинами (10 рабочих станций). Разработана модульная программа обучения и проверки знаний по охране труда на базе ПЭВМ, которая одобрена Министерством труда и социального развития Российской Федерации и рекомендована для обучения руководителей и специалистов предприятий.
    За прошедший год значительно пополнился справочно-информационный фонд (СИФ) нормативно-правовой документации по охране труда и составляет 45 тысяч документов. Организована и действует автоматизированная система их поиска и выдачи. Имеется доступ в систему Интернет и специалисты могут получить любую международную информацию по охране труда. Только за 2000 год СИФ посетили 6960 пользователей и приобрели более 50 тысяч экземпляров документов и других материалов по охране труда.
    В целях дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда необходимо сосредоточить внимание на решении следующих проблем:
    1.Ускорить принятие следующих нормативных актов на федеральном уровне:
    1."Об образовании фондов охраны труда в органах местного самоуправления, в субъектах федерации и на федеральном уровне";
    2."О совершенствовании системы государственного управления охраной труда в Российской Федерации";
    3."О мерах экономического стимулирования организаций по созданию здоровых и безопасных условий труда";
    4."Об утверждении правил сертификации работ по охране труда";
    5."О мерах по обеспечению социальной защищенности незастрахованных граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний";
    2.Согласовать с органами Госстатистики обязательность представления отчетов о производственном травматизме и об условиях труда всеми предприятиями, учреждениями и организациями без исключения.
    3.Упростить систему проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
    4.Предусмотреть законодательное ограничение продолжительности сверхнормативных сроков работы с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, установленных с учетом научно-обоснованных норм или медико-социальных исследований.
    5.Создать систему учреждений медико-социальной реабилитации инвалидов труда, предоставив этим учреждениям определенные льготы для укрепления материально-технической, лечебной и социальной базы.
    6.Установить обязательные нормативные отчисления из средств фонда социального страхования на проведение целевых профилактических мероприятий по охране труда, областных программ с учетом экономии средств на выплаты возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
    7.Подготовить критерии и методические указания для органов экспертизы условий труда по проверке и подготовке экспертных заключений для решения вопросов о ликвидации организаций или прекращения деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
    Руководителям управлений, комитетов администрации области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций сосредоточить внимание на:
    1.Обеспечении выполнения требований статьи 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в части создания службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда в каждой организации с численностью работающих более 100 человек.
    2.Внедрении системы управления охраной труда в организациях в соответствии с постановлениями Главы администрации области от 31.03.99 г. N 420 и от 01.08.2000 N 490.
    3.Организации деятельности служб охраны труда в соответствии с "Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 N 14, а их численность привести в соответствие с Межотраслевыми нормативами, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 января 2001 года N 10.
    4.Активизации работы комиссий и уполномоченных лиц по охране труда с целью усиления административно-общественного контроля за охраной труда, улучшению условий труда и его безопасности.
    5.Организации проведения семинаров-совещаний по вопросам заключения колдоговоров, соглашений по охране труда с целью улучшения условий и охраны труда и реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в части выделения необходимых средств для финансирования трудоохранных мероприятий.
    6.Разработке и принятии соответствующих программ по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы.
    7.Осуществлении мер по реализации трудоохранных мероприятий на 2001 год, обратив особое внимание на организацию аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, предоставление работникам компенсаций за тяжелые, вредные или опасные условия труда, проведение медосмотров и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
    И.о. начальника Главного
    управления труда и социального
    развития администрации
    Смоленской области
    В.Н.ЩЕГОЛЕВ