Саратовская область
Информационное письмо от 22 сентября 2000 года № 7-03-00

О практике применения прокурорами предостережений о недопустимости нарушения закона

Принято
Прокуратурой Саратовской обл.
22 сентября 2000 года
    Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализирована практика применения прокурорами предостережений о недопустимости нарушения закона и направлено информационное письмо прокурорам областей.
    Из него усматривается, что за короткий период территориальные прокуроры стали активно и эффективно применять указанное средство прокурорского реагирования. Так, за последние полтора года должностным лицам объявлено 35 тыс. предостережений о недопустимости совершения правонарушений. Наиболее часто этот способ предотвращения нарушений закона применялся горрайпрокурорами Ростовской (1499), Свердловской (1416), Волгоградской (1217) областей, Республики Татарстан (1337), Краснодарского края (1182).
    Применение названной меры прокурорского реагирования имело широкий спектр направленности (трудовые, жилищные правоотношения, соблюдение прав собственности, исполнение требований об охране окружающей среды, исполнение судебных решений и т.д.)
    Прокуроры городов и районов Саратовской области значительно отстают от перечисленных выше областей по количественным показателям.
    За указанный период ими вынесено 586 предостережений о недопустимости нарушений закона (1999 г. - 325).
    В марте текущего года прокуратурой области проводилось обобщение по тому же вопросу. Его результаты опубликованы в Информационном бюллетене N 1 за 2000 год. В нем отмечалась неудовлетворительная работа ряда прокуроров, которые не использовали в своей деятельности данный акт прокурорского реагирования.
    Статистические данные свидетельствуют о том, что по-прежнему некоторые прокуроры недооценивают эффективность указанного способа прокурорского вмешательства. Не вынесено ни одного предостережения прокурорами Октябрьского района г. Саратова, Александрово - Гайского, Аркадакского, Питерского, Ровенского, Федоровского районов, Аткарским межрайпрокурором. Активно применяли данный акт прокурорского реагирования прокурор г. Саратова, прокуроры Кировского, Волжского районов г. Саратова, Самойловского, Дергачевского, Екатериновского районов.
    Анализ поступающих в отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов документов показал, что в основном, предостережения составлялись грамотно, со ссылкой на закон, устранены те недостатки, которые указывались в предыдущем обобщении.
    Так, прокурором Балтайского района обоснованно объявлено предостережение председателю РАЙПО Полуховой Е.П., которая намеревалась уволить с работы продавца Овчинникову В.В., находящуюся в состоянии беременности.
    Марксовским межрайпрокурором вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона директору ООО "Агрофирма Увекская" Гусеву С.И., который пытался решить вопрос о выселении семьи Загарий из квартиры без решения судебных органов.
    Прокурором Саратовского района предотвращено незаконное выселение из квартиры семьи Фитилевой. Предостережение вынесено управляющему ПК "Синеньский".
    Вместе с тем, нередки случаи, когда прокурором объявлялось предостережение тогда, когда правонарушение уже совершено и требовалось принятие более строгих мер воздействия. Как известно, эта мера прокурорского реагирования введена с целью предотвращения любого противоправного деяния.
    Прокурором Озинского района объявлено предостережение главному врачу Центральной районной больницы за осуществление медицинской деятельности без лицензии.
    Ртищевским межрайпрокурором предостережено 7 руководителей хозяйств за уклонение от лицензирования деятельности, подлежащей лицензированию.
    Прокурор Аркадакского района вынес предостережения также руководителям хозяйств за то, что они имеют задолженность в Пенсионный фонд.
    Практически всеми прокурорами выносятся предостережения судебным приставам за нарушение Федерального закона "Об исполнительном производстве".
    Во всех перечисленных случаях уже совершены противоправные действия и в связи с этим по результатам проверок необходимо принятие более строгих мер прокурорского реагирования.
    Обобщение сложившейся практики применения предостережений, проведенное Генеральной прокуратурой РФ, показало, что наиболее характерные недостатки связаны с тем, что прокуроры, получая сведения о возможном совершении правонарушения из различных источников (СМИ, заявления граждан, официальные обращения государственных органов), не проверяют достоверность такой информации, не истребуют объяснений от должностных лиц для выяснения всех обстоятельств и установления причинной связи между возможным нарушением закона и виной конкретного должностного лица. Подобная недоработка приводит к применению предостережения в отношении лица, не имеющего отношения к возможному противоправному деянию.
    В нарушение ст. 25-1 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" предостережения в ряде регионов объявлялись лицам, не являющимся должностными. Подобная практика сложилась в Псковской, Самарской, Тюменской областях.
    В Саратовской области имелись единичные факты вынесения предостережений гражданам. В методических рекомендациях на это нарушение было указано. Изучением поступивших в отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов документов с марта по сентябрь текущего года подобных нарушений не выявлено.
    Не установлено фактов нарушения ст. 25-1 Закона РФ "О прокуратуре РФ", в части объявления предостережения только прокурором или заместителем. Ранее допускались в единичных случаях вынесения предостережений помощниками прокурора.
    Генеральная прокуратура РФ указывает, что недопустимо применение предостережения как репрессивной меры вместо административной ответственности по ст.ст. 165-10, 165-11 КоАП РСФСР за неисполнение законных требований прокуроров. Так, в некоторых областях выносились предостережения за несвоевременное рассмотрение представлений и протестов.
    Сообщая об изложенном, предлагаю более активно использовать данный акт прокурорского реагирования, при применении предостережений о недопустимости нарушения закона строго руководствоваться требованиями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и указанием Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона".
    Обеспечить контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. К должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, применять строгие меры ответственности.
    Все копии надлежаще оформленных предостережений должны направляться в отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры области для обобщения.
    Отдел по надзору
    за исполнением законов
    и законностью правовых актов