Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
11 января 2011 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом "О библиотечном деле", Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Уставом Санкт-Петербурга определяет основы политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге, разграничение полномочий органов государственной власти в сфере культуры в Санкт-Петербурге.
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия и термины:
политика в сфере культуры в Санкт-Петербурге - деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга, направленная на сохранение, поддержку и развитие культуры в Санкт-Петербурге, учитывающая государственную политику Российской Федерации в сфере культуры, социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, интересы жителей Санкт-Петербурга, а также субъектов культурной деятельности;
концепция развития сферы культуры в Санкт-Петербурге - нормативный правовой акт Правительства Санкт-Петербурга, в котором на трехлетний период определяются основные задачи и направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге для достижения целей и задач политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
программы развития сферы культуры в Санкт-Петербурге - нормативные правовые акты Правительства Санкт-Петербурга, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на реализацию концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, с указанием механизмов реализации указанных мероприятий, включая механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации указанных мероприятий;
субъекты культурной деятельности - организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, любых организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе творческие союзы, иные общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере культуры, а также индивидуальные предприниматели, творческие работники, представители культурных сообществ, иные физические лица, осуществляющие деятельность в сфере культуры;
инфраструктура сферы культуры - объекты недвижимого имущества, используемые субъектами культурной деятельности для осуществления своей деятельности.
Понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, не указанные в настоящей статье, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
Целями политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге являются:
развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге в целом;
расширение участия различных групп жителей Санкт-Петербурга в развитии сферы культуры в Санкт-Петербурге, включая приобщение жителей Санкт-Петербурга к творчеству, культурному развитию, самообразованию в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
укрепление статуса Санкт-Петербурга как одного из центров культуры и культурно-исторического наследия в Российской Федерации и мировом сообществе;
сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга на уровне, соответствующем современным мировым достижениям искусства, науки, технологий, управления;
создание в Санкт-Петербурге условий для формирования художественного продукта на уровне, соответствующем мировым достижениям искусства и технологий, продвижения инновационных творческих идей, привлечения в Санкт-Петербург лучших мастеров искусств и творческих коллективов, талантливой творческой молодежи;
сохранение статуса Санкт-Петербурга как города высокой культуры поведения, культуры быта и совместного проживания.
Задачами политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге являются:
повышение престижа культуры и деятельности, осуществляемой в сфере культуры, в Санкт-Петербурге;
поддержка многообразия творческих процессов и инициатив в сфере культуры в Санкт-Петербурге как государственных, так и негосударственных организаций;
внедрение инновационных подходов и технологий в сферах культуры и образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге, в том числе современных информационных, телекоммуникационных технологий, нанотехнологий;
привлечение инвестиций в сферу культуры в Санкт-Петербурге;
поддержка инициатив молодых деятелей культуры, расширение участия детей и молодежи в развитии культуры в Санкт-Петербурге;
повышение внимания к интересам жителей Санкт-Петербурга в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
повышение доступности услуг в сфере культуры в Санкт-Петербурге для всех групп жителей Санкт-Петербурга, в том числе обеспечение доступности указанных услуг и осуществления творческой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и малообеспеченных граждан;
повышение эффективности управления процессами в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
модернизация услуг в сфере культуры в Санкт-Петербурге в интересах всех категорий жителей Санкт-Петербурга;
повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге;
развитие системы образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
обеспечение равномерного распределения услуг в сфере культуры по районам Санкт-Петербурга;
развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге;
реализация особо значимых мероприятий или комплексов мероприятий (проектов в сфере культуры), способствующих формированию имиджа Санкт-Петербурга как города с устойчивым социально-экономическим развитием, благоприятного для инвестиционной деятельности, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства при проведении политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
развитие межрегионального и международного сотрудничества Санкт-Петербурга в сфере культуры.
Политика в сфере культуры в Санкт-Петербурге осуществляется исходя из следующих принципов: 1) признание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей уровень социально-экономического развития Санкт-Петербурга и являющейся основой для устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга; 2) обеспечение права на участие жителей Санкт-Петербурга в развитии культуры в Санкт-Петербурге, пользование услугами учреждений культуры и образовательными учреждениями в сфере культуры в Санкт-Петербурге, на доступ к культурным ценностям как необходимого условия развития интеллектуальных и нравственных способностей личности, на осуществление художественного и других видов творчества для всех категорий жителей Санкт-Петербурга; 3) обеспечение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; 4) обеспечение приоритета культуры, деятельности в сфере культуры, сохранения культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга при принятии органами государственной власти Санкт-Петербурга решений по вопросам социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в том числе по вопросам в области градостроительства; 5) свобода и гласность, участие представителей субъектов культурной деятельности в формировании и реализации культурной политики в Санкт-Петербурге, использование различных форм публичного обсуждения при формировании основных направлений развития культуры в Санкт-Петербурге, программ развития сферы культуры в Санкт-Петербурге; 6) непрерывность и преемственность культурного воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам.
Механизмами формирования и реализации политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге являются:
принятие законов Санкт-Петербурга, определяющих политику в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
принятие и реализация концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;
принятие и реализация программ развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;
образование при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга и Губернаторе Санкт-Петербурга координационных или совещательных органов по вопросам в сферах культуры и образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге. 1.К полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге относятся: 1) принятие законов Санкт-Петербурга, определяющих политику в сфере культуры в Санкт-Петербурге, в том числе в сфере организации музейного дела и деятельности музеев Санкт-Петербурга, народных художественных промыслов на территории Санкт-Петербурга; 2) установление дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность в сферах культуры и образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге; 3) осуществление контроля за исполнением законов Санкт-Петербурга в сфере культуры в Санкт-Петербурге; 4) назначение совместно с Правительством Санкт-Петербурга группы специалистов для проведения обязательной, независимой и гласной экспертизы программы (проекта программы) социально-экономического развития Санкт-Петербурга в части учета культурных аспектов; 5) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга. 2.К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге относятся: 1) принятие и реализация концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге и программ развития сферы культуры в Санкт-Петербурге; 2) учреждение и присвоение творческим коллективам званий в сфере культуры, за исключением званий, учреждение которых относится к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; 3) решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность в сфере культуры, в том числе вопросов оплаты труда работников указанных государственных учреждений Санкт-Петербурга; 4) решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность в сфере образования в сфере культуры, в том числе вопросов оплаты труда работников указанных государственных учреждений Санкт-Петербурга; 5) установление в концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге направлений поддержки, а также установление в программах развития сферы культуры в Санкт-Петербурге мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры, осуществляющих виды деятельности, указанные в статье 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей Санкт-Петербурга; 6) образование координационных или совещательных органов по вопросам в сферах культуры и образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге; 7) информационное обеспечение деятельности в сферах культуры и образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге; 8) организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам в сферах культуры и образования в сфере культуры в Санкт-Петербурге; 9) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность в сфере культуры; 10) создание условий для организации досуга жителей Санкт-Петербурга и обеспечения их услугами организаций культуры; 11) осуществление от имени Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий имущественных и неимущественных личных прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации; 12) участие в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии; 13) поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества; 14) определение порядка установления государственными учреждениями Санкт-Петербурга, осуществляющими деятельность в сфере культуры, и государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга, осуществляющими деятельность в сфере культуры, льгот для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; 15) назначение совместно с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга группы специалистов для проведения обязательной, независимой и гласной экспертизы программы (проекта программы) социально-экономического развития Санкт-Петербурга в части учета культурных аспектов; 16) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга. 3.Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: 1) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое или культурное значение; 2) благотворительная деятельность в сфере культуры; 3) деятельность в сфере культуры, искусства, образования в сфере культуры, улучшения морально-психологического состояния граждан и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 4) деятельность, направленная на поддержку творческих работников; 5) деятельность, направленная на сохранение, поддержку и развитие народной культуры, художественных традиций, фольклора, семейного творчества.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу преамбулу и статьи 1 - 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 марта 2008 года N 150-27 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере культуры".
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург
11 января 2011 года
N 739-2