-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Самарская область
Письмо от 03 сентября 2003 года № 02-14/717

Обзор разъяснений налогового законодательства по налогу на прибыль

Принято
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Самарской области
03 сентября 2003 года
    Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области направляет для использования в работе обзор разъяснений по налогу на прибыль, согласованных с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (письмо МНС России от 13.08.2003 N 02-5-11/186-АВ064):
    Вопрос 1.Правомерно ли включить в расходы для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль сумму налога на добавленную стоимость по проездным железнодорожным билетам, если НДС в проездном железнодорожном билете не выделен отдельной суммой.
    Ответ. В соответствии с пунктом 12 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
    В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиками.
    На основании вышеизложенного расходы по оплате проезда до места командировки и обратно принимаются на основании (в данном случае) железнодорожных билетов, без выделения НДС, так как выделение НДС в настоящее время в билетах отдельной строкой не предусмотрено.
    Вопрос 2.Для торговли собственной продукцией организация заключила договор аренды помещения с физическим лицом, не зарегистрированным как индивидуальный частный предприниматель. Согласно этому договору денежные средства перечисляются на лицевой счет физического лица. Физическое лицо подписывает акт выполненных работ и счет.
    Является ли данный акт расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организации?
    Ответ. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
    Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
    Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 212 ГК РФ).
    В связи с вышеизложенным, если имущество, арендованное на основании договора, заключенного в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством у физического лица, не являющегося предпринимателем, используется в производственных целях, то арендатор вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей, предусмотренных договором.
    Вопрос 3.В организации имеются случаи привлечения работников к сверхурочным работам в связи с производственной необходимостью. Оплата за эти работы производится в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ. Статьей 99 ТК РФ установлены ограничения: "Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год".
    Можно ли включать в расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, оплату за сверхурочные часы, превышающие норму, установленную статьей 99 ТК РФ.
    Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 255 главы 25 части второй НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения относятся начисления за сверхурочные работы, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Статьей 99 Трудового кодекса РФ установлено, что сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, однако данной статьей установлено ограничение на сверхурочные работы в размере не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
    Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
    Принимая во внимание вышеизложенное, оплата за сверхурочные часы, превышающие норму, установленную статьей 99 Трудового кодекса РФ, не может быть признана в целях налогообложения по налогу на прибыль.
    Вопрос 4.Образовательное учреждение, финансируемое из федерального бюджета и получающее доходы от дополнительных платных образовательных услуг, просит разъяснить:
    - вправе ли образовательное учреждение приобретать объекты основных средств (стоимостью свыше 10 000 рублей за единицу) за счет средств, поступивших за дополнительные образовательные услуги при наличии соответствующей статьи в смете расходов на дополнительные услуги;
    - учитывается ли стоимость основных средств, приобретенных образовательным учреждением за счет средств от дополнительных образовательных услуг, в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль (дохода) организации;
    - в каком порядке должно быть оформлено поступление объекта основных средств, если он состоит из нескольких агрегатов, которые могут эксплуатироваться как в рамках единого комплекса, так и по отдельности. Например, как оформляется приобретение персонального компьютера, совокупной стоимостью свыше 10 000 рублей, состоящего из системного блока, монитора и других устройств, стоимость которых по отдельности не превышает 10 000 рублей. Как в этом случае учитывается стоимость приобретенного оборудования при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (доход) организации?
    Ответ. С 01.01.2002 налогообложение средств, полученных бюджетными организациями от предпринимательской деятельности, регламентируется положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (глава 25 НК РФ).
    В соответствии с пунктом 5 статьи 270 главы 25 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы по приобретению амортизируемого имущества.
    Амортизируемым имуществом в целях налогообложения признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, первоначальной стоимостью более 10 000 рублей (пункт 1 статьи 256 главы 25 НК РФ). Это имущество должно использоваться в предпринимательской деятельности. Стоимость такого имущества переносится на расходы, учитываемые в целях налогообложения, через амортизационные начисления (подпункт 1 пункта 2 главы 25 НК РФ в редакции Федерального закона РФ от 24.07.2002 N 110-ФЗ).
    В соответствии со статьей 11 части первой НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
    Так как понятие "инвентарный объект" в целях исчисления прибыли не предусматривается Главой 25 НК РФ, то в налоговом учете в соответствии со статьей 11 НК РФ используется определение "инвентарный объект", принятое в бухгалтерском учете.
    В соответствии с ПБУ-6/1 "Учет основных средств", утвержденным Приказом МФ РФ N 26Н от 30.03.2001, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
    В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
    Вопрос 5.Организация, имеющая обособленные подразделения, сформировала базу переходного периода на 01.07.2002 и в приложении N 5а к листу 02 распределила начисления в бюджет по обособленным подразделениям по удельному весу. За 9 месяцев удельный вес по обособленным подразделениям изменился и в связи с этим организация в предоставленной декларации на 01.10.2002 в приложении N 5а перераспределяет начисление в бюджеты между обособленными подразделениями. Правомерно ли это?
    Ответ. В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, утвержденных приказом МНС РФ от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, определяют общую сумму налога по налоговой базе переходного периода один раз исходя из распределения ставок и льгот, действующих на 01.01.2002 - дату, на которую проводится исчисление суммы налога по переходному периоду. Эта сумма по всему юридическому лицу (без распределения по подразделениям) распределяется по годам в установленном порядке.
    Далее каждый отчетный период организация будет распределять сумму каждого причитающегося к уплате по отчетному сроку платежа по подразделениям исходя из доли этого подразделения, определенной по правилам статьи 288 главы 25 части 2 НК РФ на конец отчетного периода, по которому вносится текущий платеж в счет расчетов по налогу с налоговой базы переходного периода.
    Таким образом, в связи с изменением доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения за 9 месяцев 2002 года, организация правомерно произвела перерасчет платежей по подразделениям.
    Заместитель руководителя -
    советник налоговой службы РФ 1 ранга
    Е.В.ЖДАНОВА