О муниципальной системе здравоохранения: проблемы и пути решения
Самарская область
Постановление от 27 июня 2002 года № 158
О муниципальной системе здравоохранения: проблемы и пути решения
Принято
Самарской Городской Думой (Самарская обл.)
27 июня 2002 года
В настоящее время в тяжелой ситуации оказались муниципальные медицинские учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В результате низкого финансового обеспечения Территориальной программы ОМС Самарской области, неадекватности тарифов в системе ОМС в муниципальных медицинских учреждениях растет кредиторская задолженность по оплате за медикаменты, продукты питания, коммунальные и другие услуги. Недостаточное финансовое обеспечение здравоохранения из федерального и областного бюджетов, а также отсутствие законодательных и финансовых полномочий у органов местного самоуправления для решения вышеуказанных проблем привело к тому, что система здравоохранения города находится в критическом состоянии.
Заслушав и обсудив информацию начальника Управления здравоохранения администрации города Чертухиной О.Б., а также учитывая рекомендации Думских слушаний по вопросу "О муниципальной системе здравоохранения: проблемы и пути решения", Самарская Городская Дума постановила: 1.Принять текст Обращения в органы законодательной и исполнительной власти Самарской области (прилагается). 2.Направить Обращение депутатов Самарской Городской Думы Губернатору Самарской области и Председателю Самарской Губернской Думы. 3.Поручить заместителю председателя Городской Думы Кириллову В.И. подготовить Обращение депутатов Самарской Городской Думы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ на основе принятого Обращения с учетом полномочий федеральных органов законодательной и исполнительной власти. 4.Официально опубликовать настоящее Постановление. 5.Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по здравоохранению и охране окружающей среды (Кириллов В.И.).
Председатель Городской Думы
Г.С.ЛИМАНСКИЙ
Губернатору Самарской области
Титову К.А.
Председателю Самарской
Губернской Думы
Сазонову В.Ф.
ОБРАЩЕНИЕ Уважаемый Константин Алексеевич! Уважаемые депутаты Самарской Губернской Думы!
В настоящее время в медицинских учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и выполняющих программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, сложилась критическая ситуация.
Из-за низкого уровня заработной платы укомплектованность врачебных штатов кадрами составляет около 65%. Средняя заработная плата врача по единой тарифной сетке составляет 1690 руб., среднего медперсонала - 1183 руб.
В лечебных учреждениях растет кредиторская задолженность, в том числе за коммунальные услуги (по состоянию на 01.01.02 - 10,5 млн. руб., на 01.06.02 - 16,0 млн. руб.). Общая сумма задолженности на 01.06.02 составила 51,0 млн. руб. Перспектив ее погашения в данных финансовых условиях нет.
Основной причиной бедственного положения медицинских учреждений является многолетний финансовый дефицит в системе ОМС, не позволяющий установить тарифы на медицинские услуги в соответствии с затратами лечебных учреждений на их оказание.
В 2002 году расчетная стоимость территориальной программы ОМС составляет 5,4 млрд. руб., а бюджет Территориального фонда ОМС утвержден в размере 3,8 млрд. руб. Дефицит составляет 29,6%.
Включение в территориальную программу социально значимых ресурсоемких видов медицинской помощи (туберкулез, онкология, скорая помощь, льготные медикаменты, психиатрия, наркология и т. д.) повышает ответственность бюджета за финансовое обеспечение системы ОМС.
Прямое финансирование из Территориального (ОМС) фонда отдельных учреждений и услуг, таких как областной госпиталь ветеранов войн, станции переливания крови п. т. д., усугубляет финансовую ситуацию. При этом существенно уменьшается размер фонда оплаты медицинских услуг, из которого оплачиваются услуги большинства учреждений в системе ОМС. На протяжении ряда лет не решается вопрос о недостаточном финансировании детского населения.
Областные целевые программы не носят адресного характера. Города и районы Самарской области не имеют информации о плановых объемах средств по каждой целевой программе, не участвуют в их планировании.
Обсудив сложившуюся ситуацию и руководствуясь действующим законодательством, депутаты Самарской Городской Думы предлагают следующее: 1.При определении направлений расходования профицита областного бюджета в 2002 году предусмотреть средства на увеличение стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования согласно нормативам, установленным федеральным законодательством, в том числе на погашение кредиторской задолженности медицинских учреждений и выплату в полном объеме заработной платы персоналу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2001 N 775. 2.Осуществлять расчет и утверждение стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, в том числе увеличить размер средств областного бюджета, направляемых на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в 2003 году. 3.Привести тарифы на медицинские услуги в соответствие с фактическими затратами на их оказание с учетом уровней оказания медицинской помощи (районный, городской, клинический). Установить порядок формирования данных тарифов, предусматривающий их обязательное согласование с органами местного самоуправления. 4.Привести размер среднедушевой ставки финансирования детского населения в соответствие с уровнем потребления медицинских услуг данной возрастной категорией. 5.Предоставить органам местного самоуправления право формировать муниципальные планы - задания на выполнение территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 6.При утверждении областных целевых программ в сфере здравоохранения устанавливать нормативы распределения средств, предусматриваемых на финансирование мероприятий программы, между муниципальными образованиями Самарской области. 7.При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования населения исключить приоритетное финансирование отдельных медицинских учреждений при недостаточном финансировании большинства учреждений здравоохранения. 8.Профицит бюджета Территориального Фонда обязательного медицинского страхования направлять на увеличение подушевой ставки, а не на финансирование отдельных медицинских учреждений и мероприятий.
Депутаты Самарской Городской Думы