Сахалинская область
Информация от 01 января 2003 года

Разъяснения положений Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Принята
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области
01 января 2003 года
    03.12.2002 вступил в силу Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который обязывает руководителей всех государственных и муниципальных унитарных предприятий до 1 июля 2003 г. привести свои уставы в соответствие с нормами вышеуказанного Закона. На территории Сахалинской области зарегистрировано более 350 унитарных предприятий, из них 270 включено в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
    Об этом рассказывает начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков областного налогового управления Олег Владимирович Сапаров.
    Олег Владимирович, что Вы можете сказать о новом законе?
    До вступления в силу Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" правовое положение унитарных предприятий регулировалось только нормами Гражданского кодекса РФ, которые носят рамочный характер и содержат отсылки к закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
    Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
    Этим Законом конкретизирован ряд норм, в частности определен минимальный размер уставного фонда; требования к наименованию организации; порядок управления предприятием и т.д.
    Также новшеством является запрещение унитарным предприятиям создавать дочерние предприятия.
    Поскольку до 1 июля осталось совсем ничего, можно предположить, что на многих предприятиях работа по приведению уставов в соответствие с законодательством идет полным ходом. Что представляет собой эта работа?
    Всем унитарным предприятиям необходимо пересмотреть свои уставы по ряду позиций, которые отражены в статье 9 вышеназванного Закона.
    Не буду останавливаться на каждом пункте, скажу лишь, что каждого госпредприятия коснется пересмотр полного фирменного наименования. Согласно Закону полное фирменное наименование государственного и муниципального предприятия с 1 июля текущего года должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Закона от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    Понятно, что, изменив наименование, следует подумать и о замене печати предприятия, на которой помимо полного фирменного наименования должно быть указано и место нахождения унитарного предприятия.
    Все изменения, внесенные в устав предприятия, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
    Хотелось бы отметить следующее, что унитарные предприятия, зарегистрированные до 08.12.94, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с приведением в соответствие с действующим законодательством.
    Также в случае, если заявителями являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, то на основании пункта 7 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" государственная пошлина не уплачивается.
    Одним из часто задаваемых вопросов является формирование уставного фонда унитарного предприятия.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
    Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
    Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (пункт 1 статьи 13 Закона N 161-ФЗ).
    Таким образом, поскольку в Законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в отношении момента формирования уставного фонда установлен срок - в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия и не установлена обязанность юридического лица привести уставный фонд в соответствие с указанным Законом, нет необходимости при приведении устава в соответствие с нормами Закона увеличивать уставный фонд.
    Вы говорили, что унитарные предприятия не вправе создавать дочерние предприятия. А как новый закон рассматривает существование раннее созданных дочерних предприятий?
    В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона созданные унитарными предприятиями до вступления в силу вышеуказанного Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Учитывая что Закон вступил в силу с 03.12.2002, реорганизация дочерних предприятий должна была быть проведена в срок до 03.06.2003.
    И последний вопрос, что ожидает те предприятия, которые не успеют в установленный законом срок провести все необходимые изменения?
    Во-первых, те "нерадивые" предприятия и их собственники, которые не выполнят требования указанного Закона, прибавят работы налоговым органам.
    Учитывая, что данное нарушение законодательства не носит неустранимый характер, налоговые органы будут вынуждены направить каждому такому предприятию уведомление о необходимости приведения учредительных документов нормам действующего законодательства.
    И только в случае, когда в предложенный срок предприятие не отреагирует соответствующим образом, налоговые органы в соответствии с предоставленным им правом будут вынуждены обратиться в суд на предмет ликвидации таких предприятий.
    Начальник отдела
    О.В.Сапаров