-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Сахалинская область
Информация от 01 января 2003 года

Об упрощенной системе налогообложения

Принята
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области
01 января 2003 года
    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК) пополнился еще двумя новыми главами, которые устанавливают специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Речь идет о главах 26.2. "Упрощенная система налогообложения" и 26.3. "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Обе главы содержат ряд принципиальных изменений в налогообложении малого бизнеса. Сегодня речь пойдет об упрощенной системе налогообложения.
    Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства не в новинку. Она действует давно и на сегодняшний день у нас в области ею воспользовались 417 индивидуальных предпринимателей и организаций. Их могло быть и гораздо больше, однако, в существующем законодательстве присутствуют недочеты, которые не делают эту систему популярной у представителей малого бизнеса. Глава Налогового кодекса Российской Федерации (НК) 26.2. "Упрощенная система налогообложения", вступающая в действие с 1 января 2003 года, призвана улучшить деловой климат в сфере малого предпринимательства. Новое законодательство изложено достаточно четко и понятно и устраняет ряд противоречий, присущий старой упрощенной системе налогообложения. Уходит в прошлое такое понятие как патент для индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2003 года и организации, и предприниматели, попадающие под упрощенную систему налогообложения, будут уплачивать единый налог и вести одинаковый налоговый учет. Единый налог заменит собой ряд налогов. Для организаций это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Для индивидуальных предпринимателей - тот же ряд налогов, только вместо налога на прибыль следует читать - налог на доходы физических лиц в части доходов от предпринимательской деятельности. Все иные налоги, не включенные в единый налог, будут уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения. На практике это означает, что с 1 января 2003 года налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут облагаться, при наличии объекта налогообложения, вновь вводимым транспортным налогом, налогом на землю, различными сборами, таможенными платежами. Кроме этого, и организации, и индивидуальные предприниматели будут уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые в свою очередь будут уменьшать единый налог.
    Новое законодательство предусматривает на выбор два объекта налогообложения - доходы и доходы минус расходы. Те налогоплательщики, которые выберут объект "доходы", смогут уменьшить единый налог на суммы фактически уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд, но не более 50% от всей суммы единого налога. Те налогоплательщики, кто выберет объектом налогообложения "доходы минус расходы", будут включать страховые платежи в Пенсионный фонд в расходы. При этом нельзя забывать о необходимости представлять отчетность в Пенсионный фонд. Сохраняется и обязанность ведения учета хозяйственных операций и ведения статистической отчетности.
    Надо отметить, что налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в частности, они обязаны удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов физических лиц, занятых у них в качестве наемных работников.
    На упрощенную систему налогообложения имеют право перейти налогоплательщики, занятые в сфере малого бизнеса, чей доход от реализации продукции (работ, услуг) за 9 месяцев текущего года, то есть по состоянию на 1 октября 2002 года не превысил 11 миллионов рублей без учета НДС и налога с продаж. При этом доход определяется по правилам, установленным статьей 249 главы 25 НК "Налог на прибыль". Это для организаций. Что касается предпринимателей, то для них объемный показатель не предусмотрен. Следует лишь внимательно изучить статью 346.12. главы 26.2., где поименованы те налогоплательщики, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Особое внимание стоит обратить на то, что не попадают под упрощенную систему налогообложения предприниматели и организации, чей вид деятельности попадает под обложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности. Введены и ограничения в применении "упрощенки" для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых по состоянию на 1 октября текущего года превышает 100 человек. Не могут применять данную систему и организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
    Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представляется в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября этого года.
    Надо сказать, что налогоплательщики могут перейти на упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке. При этом надо иметь в виду, что свое решение плательщик не может менять среди года. Если налогоплательщик в дальнейшем выразит желание вернуться на общеустановленную систему налогообложения, то сделать это он сможет только по окончании календарного года. И об этом он должен будет известить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он хочет перейти на общеустановленную систему налогообложения.
    Стоит обратить внимание и на критерии, изложенные в главе 26.2. НК, в соответствии с которыми налогоплательщик утрачивает право остаться на "упрощенке". Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 миллионов рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 миллионов рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения. Причем с 1 числа того квартала, в котором было допущено это превышение. И речь идет не только о доходах с реализации товаров (работ, услуг), но в расчет берутся еще и внереализационные доходы, которые определяются в соответствии со статьей 250 главы 25 НК.
    Существенным изменением в новом законодательстве являются и новые налоговые ставки, применяемые при упрощенной системе налогообложения. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, то ставка налога устанавливается в размере 6%. Когда объектом налогообложения являются доходы минус расходы, то налог рассчитывается исходя из ставки в 15%. Надо добавить, что возможность выбирать объект налогообложения будет существовать до 2005 года. После 1 января 2005 года все, без исключения, налогоплательщики будут исчислять сумму налога по принципу - доходы минус расходы.
    Начальник отдела
    по работе со СМИ
    и связям с общественностью
    Е.Исакович
    "УПРОЩЕНКА" И НДС
    Многие предприятия, изъявившие желание и имеющие возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, столкнулись с непростой ситуацией учета и возврата НДС по авансам, полученным в текущем году. Например, предприятие получило аванс в 2002 году, а работы планирует выполнить в 2003, при этом с 1 января 2003 года предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения. Разобраться в этом вопросе мы попросили начальника отдела налогообложения юридических лиц областного налогового управления Э.А.Фуксмана.
    В данной ситуации можно использовать два варианта.
    Первый вариант. При переходе на упрощенную систему налогообложения организация признает в доходах сумму полученных авансов без учета налога на добавленную стоимость, исчисленного и уплаченного в бюджет при применении общего режима налогообложения.
    Выполняя работы при применении упрощенной системы налогообложения, она выставляет счет-фактуру с выделением налога на добавленную стоимость, чтобы у заказчика была возможность предъявить его к вычету.
    Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется организацией, не являющейся плательщиком налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом организации необходимо представить в налоговые органы налоговую декларацию по НДС, отразив стоимость выполненных работ по строке 010 раздела 1. НДС, ранее исчисленный и уплаченный в бюджет с авансов, под которые выполняются работы, организация сможет предъявить к вычету в той же налоговой декларации по строке 400 раздела 1.
    Второй вариант. Если организация решила перейти на упрощенную систему налогообложения, можно порекомендовать по возможности расторгнуть договор с заказчиками и вернуть им суммы полученных авансов. После перехода на упрощенную систему налогообложения заказчики перечислят организации авансы уже без учета НДС.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком и уплаченные им в бюджет с сумм авансовых платежей в счет предстоящего выполнения работ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
    Сумму НДС, исчисленную и уплаченную в бюджет с полученных ранее авансов, организация в декабре 2002 года сможет предъявить к вычету в налоговой декларации за декабрь 2002 года по строке 400 раздела 1.
    ВОПРОС - ОТВЕТ
    Вопрос:Предприятие с 01.01.2003 находится на упрощенной системе налогообложения. Объектом налогообложения являются "доходы минус расходы". Начислять ли обязательное пенсионное страхование на пособия, выплачиваемые за счет предприятия: проезд в отпуск, оплата путевок?
    Ответ: Согласно пункту 2 статьи 346.11. части второй Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 данного Закона объектом обложения и базой для исчисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
    Следовательно, для организаций-страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 НК РФ), а база для исчисления взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (пункт 1 статьи 237 Кодекса). При этом законодательством предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).
    Таким образом, организации, перешедшие на уплату налога при применении упрощенной системы налогообложения, обязаны производить исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на все суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению согласно статье 238 НК РФ), в том числе на суммы оплаты проезда в отпуск и оплаты путевок, выплачиваемые за счет средств налогоплательщика (за исключением сумм возмещения стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемых налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 325 ТК РФ и статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", поскольку такие выплаты не подлежат налогообложению согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
    Кроме того, на организации, перешедшие на уплату налога при применении упрощенной системы налогообложения, действие пункта 3 статьи 236 Кодекса (предусматривающего, что выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде) не распространяется, так как данные организации не являются плательщиком налога на прибыль организаций.
    Вопрос:Средство массовой информации (газета) с 01.01.2003 находится на упрощенной системе налогообложения по методу "доходы минус расходы". Как учитывать налог на рекламу - в доходе и в расходе, либо ни в доходе, ни в расходе, принимая во внимание, что СМИ не является плательщиком данного налога?
    Ответ: Решением городского Собрания от 25.10.2000 определено, что плательщиком налога на рекламу выступает рекламодатель, то есть тот, кто рекламирует свой товар или услуги. Газета является рекламным агентом, в обязанности которого входит перечисление данного налога в бюджет. Налог поступает на расчетный счет либо в кассу организации с оплатой за рекламу. Для СМИ этот налог ни в доходах, ни в расходах учитываться не будет.
    Вопрос:Предприятие с 01.01.2003 находится на упрощенной системе налогообложения. Объектом налогообложения являются "доходы минус расходы". Срок полезного использования основных средств от 3 до 15 лет, амортизацию после 01.01.2003 осталось начислить 1 месяц. Как списывать на расходы? А как быть в случае, если амортизацию осталось начислить 13 месяцев? 20 месяцев?
    Ответ: В этом случае следует руководствоваться п. 3 статьи 346.16. главы 26.2. Налогового кодекса РФ, где сказано, что в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет, и приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы в следующем порядке: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости, третьего года - 20% стоимости основных средств. При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
    Следует иметь в виду, что на момент перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения в виде разницы между ценой приобретения и суммы начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ. Поэтому независимо от того, сколько времени осталось начислить амортизацию - 1 месяц, 13 или 20 месяцев - необходимо руководствоваться вышеприведенным порядком (пп. 1 п. 2 статьи 346.26. НК РФ).
    Вопрос:Предприятие с 01.01.2003 находится на упрощенной системе налогообложения. Объектом налогообложения являются "доходы минус расходы". Включаются ли в расходы, уменьшающие полученные доходы, предусмотренные российским законодательством расходы:
    - проезд в отпуск работников, проживающих в местности, приравненной к Крайнему Северу?
    - начисление пособий, которые ранее начислялись по соцстраху?
    Ответ: Что касается проезда в отпуск, то в соответствии с п. 7 статьи 255 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с проездом к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, принимаются в целях налогообложения.
    Что касается пособия по временной нетрудоспособности, которое раньше выплачивалось за счет Фонда социального страхования, то следует иметь в виду, что с 1 января 2003 года в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ пособие выплачивается за счет: 1. средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (то есть 450 рублей); 2. средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. При этом налогоплательщики, которые работают на упрощенной системе налогообложения и налогооблагаемую базу определяют по методу "доходы минус расходы", ни уменьшить единый налог, ни учесть в составе расходов средства, потраченные на оплату больничных не смогут. В соответствии с пп. 6 статьи 346.16. "Порядок определения расходов" главы 26.2. Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы: ...расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации... К сожалению, ныне действующим законодательством иного порядка не предусмотрено. Правда, в том же письме N 02-18/05-195 ФСС предлагает, как вариант, добровольно уплачивать страховые взносы. В этом случае можно будет рассчитывать на стопроцентную выплату пособия по нетрудоспособности из средств ФСС.
    Пресс-служба
    областного налогового Управления