-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Сахалинская область
Письмо от 10 октября 2000 года № 08-05-3
Обзор разъяснений по вопросам платежей за право пользования природными ресурсами и имущественному налогу
- Принято
- Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области
10 октября 2000 года
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18.09.2000 N ИС-6-04/749 Управление МНС России по Сахалинской области направляет обзор разъяснений по наиболее важным, проблемным и часто встречающимся вопросам по платежам за право на пользование природными ресурсами и имущественным налогам, доведенных управлением до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков области.
По плате за землю
Вопрос:Постановлением органа местного самоуправления организации предоставлен земельный участок в долгосрочную аренду. Договор аренды на землю не оформлен, государственный акт на землепользование отсутствует. На этом земельном участке расположены складские помещения, числящиеся на балансе у данной организации. Имеет ли право налоговый орган начислить земельный налог и на основании каких документов?
Ответ: В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. В случае незаключения договора аренды на выделенный участок и установления факта землепользования должен начисляться земельный налог на основании статьи 1 указанного Закона до момента заключения договора аренды.
(12.08.1999 - здесь и далее дата ответа)
Вопрос:С какого времени возникает обязанность исчисления и уплаты земельного налога при следующих обстоятельствах:
- предприятие имеет в собственности здание при отсутствии документов на право собственности, владения и пользования на земельный участок;
- предприятие имеет в собственности здание, но право собственности, владения либо пользования земельным участком принадлежит другому лицу (юридическому либо физическому);
- предприятие имеет в собственности здание, но собственник земельного участка не установлен или отсутствует.
Ответ: В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" (с учетом изменений и дополнений) использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. В этой связи:
- при наличии в собственности недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве собственности другому лицу, плательщиком земельного налога будет являться собственник земельного участка на основании статьи 15 указанного Закона;
- при переходе права собственности на строение, сооружение и другое недвижимое имущество, находящееся на земельном участке, принадлежащем на праве пользования другому лицу, вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком в соответствии со статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.04.91 N 1103-1 (с учетом изменений и дополнений) и, следовательно, переходит и обязанность исчисления и уплаты земельного налога, при этом следует получить новый документ, удостоверяющий право на землю;
- при отсутствии собственника земельного участка плательщиком земельного налога является землепользователь, при этом обязанность исчисления и уплаты земельного налога возникает с момента постановки на баланс недвижимого имущества, находящегося на этом земельном участке.
(14.03.2000)
Вопрос:В связи с индексацией земельного налога в 2000 году в 1,2 раза имеет ли право налоговый орган округлить ставки земельного налога за расположенные вне населенного пункта земли промышленности, транспорта и связи с 0,0864 руб. за 1 кв. м до 0,09 руб. за 1 кв. м?
Ответ: Ставки земельного налога устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с учетом изменений и дополнений), законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации (за сельскохозяйственные угодья) и органов местного самоуправления согласно пункту 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 9 Закона РФ "О плате за землю" налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения установлен в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога для поселений численностью 20 тысяч человек в соответствии с приложением N 2 Закона (6 руб. за 1 кв. м в 1994 году). С учетом коэффициентов индексации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставка земельного налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи на 2000 год составит 86,4 руб. за 1 кв. м в масштабе цен, действовавшем до 1 января 1998 года, или 864 руб. за 1 га с учетом изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.97 N 1182.
Указанные законодательные и нормативные акты не содержат норм, которые бы являлись основанием для округления налоговых ставок.
(04.04.2000)
Вопрос:Согласно пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное безвозмездное пользование. Подпункт 11 пункта 5 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" полностью освобождает от уплаты земельного налога государственные предприятия связи. Обязано ли управление федеральной почтовой связи платить земельный налог?
Ответ: В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом РФ и законами, принятыми в соответствии с ним.
Согласно пункту 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Совместным письмом Минфина России, Росгосналогслужбы от 13.01.93 N 2, ВГ-6-02/18, согласованным с Министерством связи России, определен Перечень государственных предприятий связи, обеспечивающих распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Объекты почтовой связи в этом Перечне не указаны.
Учитывая изложенное, управление федеральной почтовой связи должно исчислять земельный налог при наличии объектов налогообложения.
(28.05.2000)
Вопрос:Имеет ли право предприятие пользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", учитывая, что основная доля добытого торфа реализуется предприятием на экспорт (70%), а не используется на повышение плодородия почв?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.
В случае использования торфа в иных целях освобождение от уплаты земельного налога законодательством не предусмотрено.
(12.07.2000)
Вопрос:С какого момента прекращается исчисление и уплата земельного налога за участки, предназначенные для передачи в муниципальную собственность?
Ответ: В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Согласно статьям 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) земельные участки относятся к недвижимым вещам, право собственности и другие вещные права на которые, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В связи с вышеизложенным, в случаях передачи жилого фонда в муниципальную собственность, земельный налог должен быть исчислен до даты государственной регистрации, указанной в документе о прекращении права пользования земельным участком.
(15.08.2000)
Вопрос:С момента издания Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" прекращается ли действие льготы по уплате земельного налога у судоремонтных заводов?
Ответ: В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются земли, занятые предприятиями, государственными учреждениями и организациями морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений.
Пунктом 11 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" подтверждается норма, установленная Законом РФ "О плате за землю" по освобождению от уплаты земельного налога земель, занятых предприятиями, государственными учреждениями и организациями морского и речного транспорта.
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 N 81-ФЗ регулируются отношения в области торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием в статье 2 Кодекса понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и багажа, промысла водных биологических ресурсов и другая, и которая, как видно из указанной статьи Кодекса, не связана с ремонтом и строительством морских судов.
В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденным 1 января 1976 года (с изменениями и дополнениями), организации по ремонту судов (код 14921 5) относятся к отрасли "Промышленность", организации морского транспорта (код 51210 6) - к отрасли "Транспорт и связь".
Учитывая изложенное, судоремонтные и судостроительные заводы не имеют льготу по земельному налогу и должны уплачивать в 2000 году земельный налог в общеустановленном порядке.
(21.06.2000)
По плате за право на пользование недрами
Вопрос:Трест является специализированной организацией по проведению морских геофизических (сейсморазведочных, гравиразведочных, магниторазведочных) работ на континентальном шельфе с целью геологического изучения бассейнов и оценке перспектив их нефтегазоносности. Трест имеет лицензии на геологическое изучение недр на нефть и газ в пределах континентального шельфа острова Сахалин. Соглашением к лицензиям предусмотрена обязанность по уплате налога за право на поиск и оценку месторождений в размере 1% от сметной стоимости работ. Между тем, данное положение противоречит подпункту 2 статьи 40 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которым предприятие должно быть освобождено от платежей при выполнении сейсморазведочных работ, которые проводятся без нарушения целостности недр. Должен ли трест производить обязательные платежи за пользование недрами, при условии, что все работы по изучению морского дна производятся без нарушения целостности недр?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", разработанной Росгосналогслужбой (30.01.93 N 17), Минфином России (04.02.93 N 8) и Федеральным горным и промышленным надзором (04.02.93 N 01-17/41), форма внесения платы, размер и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии, которая выдается Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр или его территориальными подразделениями.
Обязанность треста производить регулярные платежи за право на поиск и оценку предусмотрена в приложении N 1 к лицензии "Лицензионное соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Трестом", что является основанием для налоговых органов по исчислению указанных платежей. По вопросу освобождения от платежей в соответствии со статьей 40 Федерального закона "О недрах" вам следует обращаться в орган, выдавший лицензию.
(02.09.1999)
Вопрос:Закрытое акционерное общество имеет лицензию на право пользования недрами. Лицензией предусмотрен платеж за право проведения поисков месторождений нефти и газа в долларах США за один квадратный километр лицензионного участка недр в год. Пунктом 5 Инструкции "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" предусмотрена периодичность платежей "исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг)", что к нашему случаю отношения не имеет. Учитывая, что Законом РФ "О недрах" и Инструкцией "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" периодичность уплаты данных платежей не конкретизирована, просим разъяснить какими нормативно - правовыми актами должны руководствоваться при определении сроков уплаты данных платежей?
Ответ: Согласно приложению к лицензии владелец лицензии на период геологического изучения должен уплачивать платеж за право проведения поисков месторождений нефти и газа и платеж за право проведения разведки месторождений нефти и газа. Размеры этих платежей определены в лицензии исходя из площади лицензионного участка и ставки платежа.
В соответствии с пунктами 5 и 6 указанной Инструкции платежи за право на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также за право на разведку месторождений взимаются в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения.
Пунктом 22 Инструкции предусмотрены сроки уплаты платежей за право на пользование недрами в форме регулярных платежей исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) и ставок платежей. В вашем случае под объемом работ следует понимать площадь лицензионного участка недр. При определении сроков уплаты платежей за право на пользование недрами необходимо руководствоваться данным пунктом.
(11.01.2000)
По плате за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов
Вопрос:Просим разъяснить порядок применения штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации 10-процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей среды?
Ответ: Статьей 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), содержащей перечень федеральных налогов, предусмотрены платежи за пользование природными ресурсами. Плата за загрязнение окружающей природной среды, взимаемая за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, является составной частью платежей за пользование природными ресурсами и у налогового органа имеются правовые основания для применения норм Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление расчетов 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Расчеты 10-процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, производимые согласно приложению N 2 к утвержденному Порядку определения указанных отчислений, являются документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налога, и их несвоевременное представление является основанием для привлечения к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ. Взыскание штрафа за непредставление налогоплательщиком в указанный срок расчета 10-процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, направляемых в федеральный бюджет РФ, производится от суммы, подлежащей к уплате (доплате) в бюджет на основе этого расчета.
Сведения же о величине платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой, представляемые в налоговые органы до 1 февраля текущего года в соответствии с приложением N 1 утвержденного Порядка, являются документом, необходимым для осуществления налогового контроля, и поэтому их непредставление в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей в соответствии со статьей 126 НК РФ.
(29.03.2000)
Вопрос:Является ли плательщиком платы за загрязнение окружающей природной среды предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения?
Ответ: Согласно статье 1 Закона Сахалинской области от 02.11.98 N 88 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Сахалинской области" предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками платы за загрязнение окружающей природной среды.
(21.12.1999)
Вопрос:Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусмотрено, что исполнительные органы субъектов РФ по согласованию с территориальными природоохранными органами могут освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды организации социальной и культурной сферы.
Постановлением губернатора Сахалинской области от 25.08.98 N 330 "Об установлении дифференцированной ставки платы за загрязнение окружающей природной среды" предусмотрено освобождение от платы за загрязнение окружающей природной среды организаций социальной и культурной сферы.
Распространяется ли указанная льгота на 10-процентные отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды?
Каким документом следует руководствоваться при определении организаций социальной и культурной сферы?
Ответ: Законом РФ от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" установлено, что 10 процентов платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Указанным Законом и Порядком направления 10-ти процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ, разработанным Минфином РФ, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Росгосналогслужбой во исполнение этого Закона и постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", не предусмотрено каких-либо льгот предприятиям, учреждениям и организациям при внесении платежей в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 предусмотрено, что исполнительные органы субъектов РФ по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ и Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора вправе понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов Российской Федерации.
Этот Порядок не применяется по отношению к 10 процентам платы за загрязнение окружающей среды, направляемым в федеральный бюджет.
Аналогичное разъяснение содержится в письмах Министерства финансов РФ от 05.03.98 N 04-05-11/26 и Минэкономики РФ от 26.03.98.
При отнесении организаций к социальной и культурной сфере следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).
(28.03.2000)
По лесному доходу
Вопрос:Согласно статье 104 Лесного кодекса РФ ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством. Таким образом, должна действовать ставка лесной подати в размере 1 руб. за 1 га (с учетом деноминации - 0,1 коп. за 1 га), принятая постановлением Сахалинской областной Думы от 09.09.94 N 5/38. Но в Сахалинской области ставки лесных податей на сегодняшний день установлены районными органами власти, что противоречит Лесному кодексу РФ, и составляют от 0,1 коп. до 18 коп. за 1 га. Какие ставки лесных податей необходимо применять при заключении договоров на право охотпользования лесным фондом с лесхозами? Когда должны вноситься в бюджет лесные подати за 2000 год (договоры на охотпользование на 2000 год будут заключаться в сентябре 1999 года)? Если лесные подати за 2000 год должны вноситься в бюджет в 1999 году, то на какой счет следует относить (20 или 31)?
Ответ: Пунктом 3.2. раздела 3 приложения N 7 к постановлению Сахалинской областной Думы от 15.07.94 N 419 "Об утверждении Порядка пользования лесным фондом в Сахалинской области" предусмотрено, что конкретные размеры платежей лесной подати и арендной платы устанавливает представительный орган местного самоуправления. Данный Порядок был определен в соответствии со статьей 69 Основ лесного законодательства, которые с принятием Лесного кодекса РФ утратили силу. Следовательно, в настоящее время отсутствуют правовые основания для установления размера платежей органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесного хозяйства, в связи с чем следует применять ставки, установленные постановлением Сахалинской областной Думы от 09.09.94 N 5/38 "О внесении в пункт 6.2. приложения N 2 Положения "О порядке пользования лесным фондом", утвержденного постановлением Сахалинской областной Думы от 15.07.94 N 4/19, в размере 0,001 руб. за гектар площади участка лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Оплата за участки лесного фонда производится в порядке, установленном арендным договором, или в обычном порядке - при краткосрочном пользовании, по срокам уплаты календарного года в форме как разовых, так и регулярных платежей, то есть платежи вносятся в том календарном году, на который выделен лесной фонд. (12.07.1999)
Вопрос:Сахалинскому управлению лесами стало известно о попытках проведения налоговыми инспекторами освидетельствования мест рубок главного и промежуточного пользования. При этом основанием для проведения проверок указаны статьи 31, 87, 89 Налогового кодекса РФ. Понятие "повторное освидетельствование" отсутствует в действующем лесном законодательстве. Ссылки на указанные статьи Налогового кодекса РФ несостоятельны, так как ни в одной из этих статей не указаны права налоговых органов на проведение освидетельствования мест рубок и предъявления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при проведении рубок главного или промежуточного пользования. Порядок проведения освидетельствования мест рубок установлен "Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551, в которых полномочия на проведение освидетельствования мест рубок предоставлены только лесохозяйственным органам.
Выдаваемые налоговыми органами предписания с превышением своих полномочий не могут подлежать исполнению. Во избежание недоразумений и дублирования деятельности государственных органов просим разъяснить правомерность постановлений о проведении налоговых проверок в той их части, где говорится о проведении повторного освидетельствования мест рубок главного и промежуточного пользования, либо необходимо ограничиться камеральной проверкой начисленных лесхозом неустоек?
Ответ: Контроль за уплатой лесного дохода (платежей за пользование лесным фондом), предусмотренного действующей статьей 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьями 11, 20 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год", возложен на налоговые органы.
Налоговым кодексом РФ определены права и обязанности налоговых органов, а также формы проведения налогового контроля.
В частности, налоговые органы:
- вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (в данном случае участки лесного фонда, предоставленные для заготовки древесины), статья 31;
- обязаны осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, статья 32;
- проводят камеральные или выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, статьи 87, 89.
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территории (в данном случае участков лесного фонда, предоставленных для заготовки древесины), помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов, статья 92.
Кроме того, Инструкцией Госналогслужбы РФ от 19.04.94 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню", разработанной в соответствии с вышеуказанным Законом и с учетом Основных положений о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденных Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом, предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки владельцев лесного фонда (в том числе лесозаготовителей) проверяется полнота и своевременность проведения освидетельствования мест рубок, а также правильность предъявления лесозаготовителям неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах.
При проверке деятельности владельцев лесного фонда, в случае проведения ими собственных заготовок древесины по всем видам рубок, лесхозу начисляются и предъявляются к уплате неустойки за установленные нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах.
В связи с изложенным, выездная налоговая проверка с повторным освидетельствованием мест рубок главного и промежуточного пользования проводится налоговыми органами в пределах своих полномочий и на основании вышеуказанных нормативных актов.
(16.07.1999)
По налогу на имущество предприятий
Вопрос:Организация расположена в районе Крайнего Севера и имеет сезонный цикл завоза товарно - материальных ценностей для производственных нужд. В связи с этим на предприятии образуются сезонные запасы товарно - материальных ценностей и прочего имущества.
Какие документы являются основанием для предоставления льготы, предусмотренной пунктом "ж" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" и каким органом власти должны быть утверждены данные документы?
Ответ: В соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями), а также подпунктом "ж" пункта 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом, согласно Разъяснениям Госналогслужбы России по согласованию с Минфином России от 06.05.97 N СШ-6-02/348 "О налоге на имущество предприятий", в целях правильного применения данной нормы закона территориальные органы власти самостоятельно определяют перечень предприятий, расположенных на их территории и связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования).
Предприятия, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с указанными органами.
Таким образом, основанием для получения предприятием указанной в пункте "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) льготы, будет являться решение территориального органа власти по месту нахождения организации о внесении Вашего предприятия в перечень предприятий, расположенных на территории вышеуказанного органа власти и связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также согласованный с ним размер сезонных запасов.
Согласно статье 2 вышеуказанного Закона, налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Поэтому под имуществом, используемым для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, следует понимать материальные ценности, в том числе сырье и материалы, образующие вышеуказанные запасы, находящиеся на балансе предприятия.
(06.01.1999)
Вопрос:Молокозавод пользуется льготой по налогу на имущество согласно пункту 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33, как предприятие перерабатывающее сельскохозяйственную продукцию, при условии, что выручка от реализации этой продукции составляет не менее 70% от общей суммы выручки.
В зимний период, при нехватке молока, поставляемого сельхозтоваропроизводителями, завод работает на восстановленном (из сухого) молоке.
Влияет ли данное обстоятельство на право пользования льготой по налогу на имущество?
Ответ: Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено освобождение от уплаты налога предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В случае, если по результатам отчетного года выручка составит менее 70 процентов от общей суммы выручки, то предприятию дано право уменьшать среднегодовую стоимость имущества на балансовую стоимость оборудования, используемого для переработки сельскохозяйственной продукции (пункт "в" статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1).
При определении перечня сельхозпродукции для предоставления данной льготы следует руководствоваться Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции ОК005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301 (коды 970000, 980000).
Молоко, приобретаемое молокозаводами у сельхозтоваропроизводителей для дальнейшей переработки, имеет код 981912, и является сельскохозяйственной продукцией.
Используемое в процессе производства сухое молоко является продукцией молочной промышленности и имеет код 922300.
Учитывая изложенное, молокозавод, являясь предприятием по переработке сельхозпродукции, имеет право на одну из вышеназванных льгот по налогу на имущество, при условии ведения раздельного учета по продукции, произведенной с использованием цельного и сухого молока.
(01.10.1999)
Вопрос:В соответствии с пунктом 4 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 в расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов исчисляется плательщиком из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.
Может ли организация определить налогооблагаемую базу по налогу на имущество с учетом переоценки, проведенной согласно ПБУ 6/97?
Ответ: В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. При этом, основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Согласно пункту 3.6. Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, организации предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, письмом от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288 разъяснили, что переоценка основных средств, осуществленная организациями в соответствии с вышеназванным Положением по бухгалтерскому учету и отраженная в бухгалтерской отчетности, учитывается при исчислении налога на имущество, а также налога на прибыль (в частности, при начислении амортизационных отчислений).
При этом в данном письме сообщается следующее. Учитывая, что расчеты с бюджетом за 1999 год уже завершены и бюджеты всех уровней по доходной и расходной частям исполнены, организации, начислявшие налог на имущество, а также налог на прибыль от балансовой стоимости (в частности, при начислении амортизационных отчислений), уточнение расчетов по налогам за 1999 год не производят.
(03.05.2000)
Вопрос:Организация пользуется льготой согласно статье 4 "б" Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, имеет филиал на территории другого субъекта РФ, через который реализуется указанная продукция. Должна ли она пользоваться данной льготой по месту нахождения филиала? Имеет ли право организация пользоваться льготой по статье 5 "в" Закона, в части имущества, используемого для выращивания, лова и переработки рыбы, а также морепродуктов в случае, если она не подпадает под действие статьи 4 "б"?
Ответ: Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При определении объема выручки организация учитывает в ее составе выручку, полученную от реализации данной продукции собственного производства через филиал.
Кроме того, продажа собственной продукции через филиалы, входящие в структуру организации, не должна рассматриваться в качестве торговой деятельности филиала, так как является одной из форм реализации произведенной организацией продукции.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что согласно Налоговому кодексу налогоплательщиками являются юридические лица, организация, пользующаяся указанной льготой на территории одного региона и имеющая филиал, через который реализуется собственная продукция на территории другого региона, начиная с 1 января 1999 г. указанный выше объем должна рассчитывать в целом по организации.
Что касается использования льготы по налогу на имущество предприятий, предусмотренной пунктом "в" статьи 5 вышеуказанного Закона, то поскольку настоящей статьей Закона не предусмотрено уменьшение стоимости имущества предприятия, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для выращивания, лова и переработки морепродуктов, льгота распространяется только на имущество, используемое для выращивания, лова и переработки рыбы.
(24.05.2000)
Вопрос:При применении льготы согласно ст. 4 "б", за какой отчетный период должна определяться выручка от реализации (год, квартал)?
Ответ: В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 27.10.1997 N ВЗ-6-04/757 "О налоге на имущество предприятий" выручка от льготируемых видов деятельности определяется по итогам налогового периода (отчетного года).
Если по результатам работы отчетного года выручка предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову или переработке рыбы и морепродуктов составляет менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уплата налога на имущество за отчетный год производится по годовому расчету.
При определении общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.
Кроме того, для целей обложения налогом на имущество предприятий из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключается стоимость покупных товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
(26.05.2000)
Вопрос:Имеет ли право организация на льготу согласно ст. 4 "ж", если на балансе имеются основные средства, не участвующие в производстве?
Ответ: Согласно пункту "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" не подлежат налогообложению запасы, созданные в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К таким запасам относятся, в частности, материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.
Основанием для освобождения от налогообложения определенной части имущества предприятия будет являться решение о его консервации, принятое в вышеуказанном порядке.
Решение о консервации имущества, принятое только руководителем предприятия, не может являться основанием для применения данной льготы.
Таким образом, вопрос об освобождении от обложения налогом на имущество судов и установок, механизмов и технологического оборудования, судов технологического обслуживания, на период межсезонного отстоя и консервации, может быть решен путем принятия вышеназванными органами соответствующего решения, оформленного в установленном порядке приказом (распоряжением) соответствующего органа, с номером, датой, прилагаемым перечнем и стоимостью конкретного имущества, подлежащего консервации, указанием срока его действия.
(26.05.2000)
По отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы, плате за пользование водными объектами, сбору за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами важных и проблемных вопросов не поступало.
Налог на недвижимость в Сахалинской области не введен.
Одновременно сообщаем, что на территории области установлены и действуют следующие законодательные и нормативные акты, принятые законодательными (представительными) органами власти Сахалинской области и местного самоуправления:
- Закон Сахалинской области от 30.12.99 N 150 "Об областном бюджете Сахалинской области на 2000 год".
По платежам за пользование недрами
- Закон Сахалинской области N 1 (принят Сахалинской областной Думой 16.06.94) "О порядке предоставления недр в пользование для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых Сахалинской области";
- постановление Сахалинской областной Думы от 09.01.96 N 18/130 "О платежах за право пользования недрами при добыче подземных минеральных вод и лечебных грязей в Сахалинской области";
- Закон Сахалинской области от 06.06.97 N 36 "О режиме налогообложения при исполнении Соглашения о разработке Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции" - регулирует отношения с инвестором в части его деятельности, относящейся к проекту "Сахалин-1". На срок действия соглашения инвестор освобождается от любых применимых налогов, сборов и других обязательных платежей, вводимых на областном уровне и (или) взимаемых в областной бюджет на момент вступления в силу настоящего Закона за исключением платы за пользование землей и другими природными ресурсами, а также платежей, предусмотренных пунктом 22.1.Е. статьи 22 Соглашения;
- Закон Сахалинской области от 06.06.97 N 37 "О режиме налогообложения при исполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции" - регулирует отношения с инвестором в части его деятельности, относящейся к проекту "Сахалин-2". На срок действия соглашения инвестор освобождается от любых применимых налогов, сборов и других обязательных платежей, вводимых на областном уровне и (или) взимаемых в областной бюджет на момент вступления в силу настоящего Закона за исключением платежей, предусмотренных пунктом 2 Соглашения;
- постановление Сахалинской областной Думы от 26.12.95 N 18/116 "Об утверждении Положения "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, поступающих в бюджет Сахалинской области".
По плате за пользование водными объектами
- постановление губернатора Сахалинской области от 17.06.98 N 252 "О предоставлении в пользование водных объектов в Сахалинской области" - передает полномочия администрации области по установлению лимитов водопользования гражданам и юридическим лицам комитету природных ресурсов по Сахалинской области, утверждает размеры сбора за выдачу лицензии на водопользование (в зависимости от объема водопользования);
- Закон Сахалинской области от 12.06.99 N 111 "О ставках платы за пользование водными объектами в Сахалинской области";
- постановление губернатора Сахалинской области от 30.09.99 N 385 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в Сахалинской области".
По платежам за пользование лесным фондом
- постановление Сахалинской областной Думы от 15.07.94 N 4/19 "Об утверждении Порядка пользования лесным фондом в Сахалинской области";
- постановление Сахалинской областной Думы от 09.09.94 N 5/38 "О внесении изменений в пункт 6.2. приложения N 2 Положения "О порядке пользования лесным фондом", утвержденного постановлением Сахалинской областной Думы от 15.07.94 N 4/19";
- постановление губернатора Сахалинской области от 23.01.98 N 30 "О передаче части полномочий субъекта Российской Федерации в области лесных отношений департаменту лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области" передает полномочия указанному департаменту по установлению ставок лесных податей и ставок арендной платы (по согласованию с Сахалинским управлением лесами), а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда;
- распоряжение департамента лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области от 14.01.2000 N 154-р "О размерах конкретных ставок за древесину, отпускаемую на корню";
- распоряжение департамента лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области от 05.04.2000 N 164-р "О внесении дополнения в распоряжение департамента лесопромышленного комплекса от 14.01.2000 N 154-р "О размерах конкретных ставок за древесину, отпускаемую на корню";
- решение департамента лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области от 17.02.99 N 88-р "О размерах конкретных ставок лесных податей на древесину, отпускаемую на корню, применяемых при расчете арендной платы за неиспользованную часть ежегодного расчетного объема заготовки древесины" - установленные этим решением ставки применяются для перерасчетов арендной платы за пользование лесным фондом по итогам календарного года аренды;
- решение Холмского районного собрания от 25.05.2000 "Об установлении процента отчислений от лесных податей и арендной платы, поступающих в местный бюджет за древесину" - устанавливает Холмскому лесхозу 50% отчислений от лесных податей и арендной платы, поступающих в местный бюджет в качестве лесных платежей за древесину до 31.12.2000.
По плате за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов
- постановление губернатора Сахалинской области от 25.08.98 N 330 "Об установлении дифференцированной ставки платы за загрязнение окружающей природной среды" - освобождает от платы за загрязнение окружающей природной среды организации социальной и культурной сферы, а также правоохранительные контролирующие органы, объекты Минобороны РФ, занимающиеся хозяйственной деятельностью и финансируемые за счет бюджетных средств;
- распоряжение губернатора Сахалинской области от 11.01.2000 N 3-р "Об установлении коэффициента индексации платы за загрязнение окружающей среды".
По плате за землю
- постановление Сахалинской областной Думы от 11.11.94 N 7/57 "О ставках земельного налога на сельскохозяйственные угодья в Сахалинской области";
- постановление губернатора Сахалинской области от 13.02.96 N 81 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю";
- постановление Сахалинской областной Думы от 09.01.96 N 18/140 "О Временном положении о родовых общинах, родовых и семейных хозяйствах коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области" - передаются бесплатно оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и другие угодья для комплексного использования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сборов ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других) родовым общинам, родовым и семейным хозяйствам из числа малочисленных народов Севера, занятых традиционными отраслями и промыслами, в пожизненное наследуемое владение либо в аренду;
- постановление Сахалинской областной Думы от 09.01.96 N 18/140 "О Временном положении о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области" - определяет состав, границы и площадь территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера с учетом их традиционных потребностей;
------------------------------------
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Сахалинской областной Думы от 09.01.1996 "О Временном положении о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области" имеет номер N 18/139.
------------------------------------
- постановление Сахалинской областной Думы от 10.01.96 N 18/154 "Об утверждении Положения о продаже земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, на территории Сахалинской области";
- постановление губернатора Сахалинской области от 11.07.97 N 313 "Об установлении временной нормативной цены земли и организации работ по оценочному зонированию территории Сахалинской области" - устанавливает временную нормативную цену земли в размере 200 - кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка, которая не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения;
- постановление губернатора Сахалинской области от 29.09.97 N 460 "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков в Сахалинской области" - устанавливает выкупную цену земли при продаже земельных участков, на которых расположены приватизированные либо приватизируемые здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства в Сахалинской области, в размере 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В других случаях устанавливает временную нормативную цену земли согласно постановлению губернатора Сахалинской области от 11.07.97 N 313.
По налогу на имущество предприятий
- постановление губернатора Сахалинской области от 01.02.94 N 34 - устанавливает ставку налога на имущество предприятий на территории области в размере 2 процентов;
- Закон Сахалинской области от 02.07.98 N 74 "О льготах по уплате налога на имущество предприятий" - освобождает от уплаты налога на имущество в части зачисляемой в областной бюджет предприятия по производству и переработке мяса и мясопродуктов независимо от форм собственности, при условии, что выручка от указанных видов деятельности, а также от реализации мяса и мясопродуктов собственного производства в совокупности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Заместитель руководителя управления,
государственный советник
налоговой службы III ранга
О.А.Зорина