-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Сахалинская область
Информация от 20 ноября 2003 года
Разъяснения положений Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт"
- Принята
- Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области
20 ноября 2003 года
28 июня вступил в действие Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт". Он пришел на смену действовавшему на протяжении десяти лет Закону "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Необходимость принятия нового Закона созрела уже давно. На протяжении ряда лет многое изменилось. Во-первых, усложнилась вычислительная техника, и теперь это не просто отдельные кассовые аппараты, а целые программно-вычислительные комплексы, оснащенные фискальной памятью. Этим нельзя пренебречь, и сейчас само название Закона говорит о применении контрольно-кассовой техники, а не контрольно-кассовой машины. Во-вторых, Закон разграничил компетенцию между налоговыми органами и Центральным банком Российской Федерации в отношении деятельности кредитных организаций, связанной с эксплуатацией контрольно-кассовой техники: Центральный банк также будет определять порядок использования кредитными организациями контрольно-кассовой техники.
Самое существенное изменение в применении контрольно-кассовой техники состоит в том, что действие Закона на наличные денежные расчеты не только с населением, но и с юридическими лицами, а также при расчетах с использованием платежных карт. Например, одна фирма (N) провела разовые работы в торговой точке, принадлежащей другой организации (М). И фирма М расплатилась наличными. В этом случае фирма N обязана не только оформить приходно-кассовый ордер, но и выбить чек (чего не делала раньше). В отношении расчетов между частными предпринимателями и организациями, при условии, что предприниматель поставляет работы, услуги или товары, также необходимо использование контрольно-кассовой техники (ККТ).
Особо отметим, что по новому Закону не допускается неприменение контрольно-кассовой техники при отключении электроэнергии. Для нашей области данный вопрос актуален, но законодатель ссылается на возрастающий парк современных машин энергонезависимых, с автономным питанием.
Еще одно новшество, касающееся применения бланков строгой отчетности. Законом предусмотрено, что наличноденежные расчеты могут осуществляться и без применения ККТ, с условием выдачи бланков строгой отчетности, но только в случае оказания услуг населению. Причем надо иметь в виду, что формы бланков будут утверждаться Правительством Российской Федерации, а не Минфином. Пока, до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, можно использовать действующие бланки.
Что касается применения контрольно-кассовых аппаратов на рынках, то в этой части по сравнению с ранее действовавшими правилами ничего не изменилось. Надо заметить, что впервые Законом установлен стабильный перечень видов деятельности, при осуществлении которой ККТ может не использоваться. В этом перечне есть пункт о том, что ККТ может не применяться при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением находящихся в этих местах магазинов, киосков и т.д., обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.). В статье 2 Закона подробно изложены условия, при которых ККТ может не применяться.
Какие требования теперь предъявляются к контрольно-кассовой технике? В настоящее время применяются прежние требования, изложенные в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. То есть, контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе, применяться в исправном виде, иметь соответствующие пломбы и эксплуатироваться в фискальном режиме. В соответствии с принятым Законом будут разрабатываться новые требования, которые коснуться вновь создаваемой техники.
Следует иметь в виду, что ответственность за исправность техники несет ее владелец. То есть, организация или индивидуальный предприниматель, нарушившие требования данного Закона.
Контроль за соблюдением Закона по применению контрольно-кассовой техники осуществляется налоговыми органами, а также органами внутренних дел и госторгинспекцией в рамках их компетенции. Они же и рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.5. Кодекса об административных правонарушениях. Штрафы налагаются на организации и индивидуальных предпринимателей. Обратите внимание на два существенных момента. Первое, кассовый чек должен в обязательном порядке выдаваться в момент оплаты. И второе, ответственность за надлежащее исполнение данного Закона лежит исключительно на хозяйствующем субъекте, на который зарегистрирована контрольно-кассовая техника. Например, если раньше за непробитый чек можно было оштрафовать продавца, то теперь штраф накладывается на владельца торговой точки.
Отдел по работе со СМИ
и связям с общественностью
УМНС России
по Сахалинской области