Сахалинская область
Постановление от 02 октября 2003 года № 8/5/312-3

О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Принято
Сахалинской областной Думой
02 октября 2003 года
    В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 20 Устава Сахалинской области Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
    2.Направить проект Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.А.Ждакаеву, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.П.Горегляду, Б.Н.Третяку и просить их поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
    3.При рассмотрении проекта Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначить депутата Сахалинской областной Думы Павла Матвеевича Алборова представителем Сахалинской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
    4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Сахалинской областной Думы В.И.Ефремова.
    Председатель
    областной Думы
    В.И.Ефремов
    Проект
    вносится
    Сахалинской областной Думой
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Внести в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033) следующие изменение и дополнения:
    1.Подпункт 3 пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
    "3) периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет, но не более девяти лет в общей сложности;".

    2.Пункт 1 статьи 11 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
    "7) период обучения в высшем учебном заведении по очной форме обучения.".

    3.Статью 12 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
    "3. Периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитываются в полуторном размере.
    4. Периоды военной службы по призыву учитываются в двойном размере.".

    4.Пункт 4 статьи 30 дополнить подпунктами 7 и 8 следующего содержания:
    "7) периоды обучения в высших учебных заведениях по очной форме обучения;
    8) периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет, но не более девяти лет в общей сложности.".

    5.Статью 30 дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:
    "5. Периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитываются в полуторном размере.
    Периоды военной службы по призыву учитываются в двойном размере.".

    6.Пункты 5, 6, 7, 8, 9 считать соответственно пунктами 6, 7, 8, 9, 10.
    Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета.
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
    Президент
    Российской Федерации
    В.В.Путин
    Москва, Кремль.
    "__" __________ 2003 года
    N ______-ФЗ
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Разработка настоящего законопроекта вызвана многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления Сахалинской области в связи с изменениями пенсионного законодательства, не предусматривающего периодов деятельности, которые ранее засчитывались в стаж для назначения пенсии наравне с работой. В частности, не включается учеба в высшем учебном заведении, период ухода матери за ребенком до 3-х лет. Также северяне лишены льготного исчисления периодов работы (один год за полтора). Служба по призыву засчитывалась по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в стаж для начисления пенсии в двойном размере, а в новом Законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" служба учитывается календарно.
    Кроме того, указанные периоды деятельности не включаются в стаж для определения размера пенсии в целях оценки пенсионных прав граждан согласно статье 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". До 1 января 2002 года в соответствии со статьей 92 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включались наравне с работой периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. В общий трудовой стаж также включалось (согласно ст. 94) льготное исчисление периодов, зачисляемых в трудовой стаж.
    Норма об исчислении трудового стажа для назначения пенсии на льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда в полуторном размере действует и в соответствии со статьей 28 действующего Закона Российской Федерации от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
    Положение пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об исчислении суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1-го января 2002 года в календарном порядке ущемляет права граждан, работающих в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 года, так как эти граждане зарабатывали свои пенсионные права при условии учета стажа в полуторном размере, а после принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" их лишили фактически уже заработанного стажа. То же касается и периода военной службы по призыву. Видно, что нарушен пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
    Если в целом по России размер трудовой пенсии составляет 122% от прожиточного минимума, то в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях этот показатель в два раза меньше и составляет 60%. Такое же соотношение размера трудовой пенсии по отношению к заработной плате, в целом по РФ - 35%, на северных территориях - 18,5%. Жить в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в 1,5 - 2 раза дороже, чем в других регионах России. Стоимость буханки хлеба 10 - 15 рублей, 1 кг картофеля - 12 - 16 рублей, 0,5 л - растительного масла 35 - 50 рублей, мясо недоступно.
    Один кВт/час электроэнергии стоит 1,25 - 2,0 рубля. Таковы расходы.
    В то же время размер дохода пенсионеров в северных регионах сравнялся с размером пенсии в других регионах России.
    Надо заметить, что каждый работник районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отчисляет в Пенсионный фонд в два раза больше средств, чем в целом по России.
    В своем заключении на данный законопроект Правительство утверждает, что по ранее действовавшему законодательству пенсии исчислялись с учетом нестраховых периодов и льготного порядка учета стажа, при этом максимальный размер пенсии был ограничен тремя минимальными размерами пенсии. При новом законодательстве размер пенсии не ограничен, а минимум его не может быть меньше 660 рублей. На основании этого правительство делает вывод, что права пенсионеров не ущемлены. Но Правительство не учитывает тот факт, что в ст. 17 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" размер пенсии допускался до 75% заработной платы, что абсолютному большинству пенсионеров сегодня может сниться и реально на этот размер пенсии могут рассчитывать только государственные чиновники.
    Статьей 16 этого же Закона размер трудовой пенсии устанавливался в размере 55% заработной платы пенсионера. Прибавьте сюда инфляцию, и станет ясной вся нелепость сравнения реальных размеров минимальных пенсий по старому и новому законодательству. Правительство утверждает, что введение предлагаемого порядка исчисления стажа приведет к преимуществу тех граждан, которые попадают под льготное исчисление стажа. Да, это очевидно. Но ведь льготный стаж не дар с неба. Он дается за особо напряженное, стрессовое функционирование организма, работающего на максимальном напряжении защитных сил, предъявляемых условиями работы, за которые и даны эти льготы. Тут дело не в общей безграмотности (биологической, физиологической и т.д.), а в отношении правительства к населению, проживающему в районах Крайнего Севера, считая его обузой и забывая при этом, что чиновничье-олигархический капитал формируется в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях. Правительство утверждает, что денег на предлагаемый законопроект нет. Анализ финансов пенсионного фонда за последние 3 года показывает, что остатки в конце каждого года составляют от 90 до 120 млрд. рублей.
    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Принятие указанного Закона потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
    Расчет дополнительных затрат
    1.В случае увеличения страхового стажа за счет включения периодов обучения.
    В настоящее время страховой стаж в среднем по стране составляет у женщин 35 лет, у мужчин 40 лет. Таким образом, средний стажевой коэффициент (СК) составляет 0,7.
    В составе этого СК-0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальное - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин: 35 - 20 = 15, у мужчин: 40 - 25 = 15).
    РП - расчетный размер трудовой пенсии.
    РП = 0,7 х 0,9 х 1671 = 1052,73 руб., где 0,9 - среднее соотношение заработков.
    1.1.По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации ориентировочно 2,34 млн. пенсионеров обучались по очной форме обучения в высших учебных заведениях, и их страховой стаж увеличится на 5 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
    Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
    РП = 0,75 x 0,9 x 1671 = 1127,93 руб.
    Разница на одного человека в месяц:
    1127,93 - 1052,73 = 75,20 руб.
    С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 на 6,5%, с 01.08.2002 на 9,0%, с 01.04.2003 на 12,6% разница в месяц составит 75,20 х 2,34 х 1,065 х 1,09 х 1,126 = = 230,0 млн. руб.
    Разница в год составит:
    230,0 млн. руб. х 12 мес. = 2760 млн. руб.
    2.В случае увеличения страхового стажа за счет исчисления в двойном размере прохождения службы по призыву.
    По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации около 500 тысяч мужчин пенсионного возраста будут иметь право на увеличение страхового стажа на 2 года, что приведет к увеличению СК до 0,72.
    Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
    РП = 0,72 х 0,9 х 1671 = 1082,81 руб.
    Разница на одного человека в месяц:
    1082,81 руб. - 1052,73 руб. = 30,08 руб.
    С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 на 6,5%, с 01.08.2002 на 9,0%, с 01.04.2003 на 12,6% разница в месяц составит:
    30,08 руб. х 500000 х 1,065 х 1,09 х 1,126 = 19659041,2 руб.
    Разница в год составит:
    19659041,2 руб. х 12 мес. = 236 млн. руб.
    3.При исчислении в полуторном размере периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
    В настоящее время страховой стаж при выходе на пенсию лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет у женщин 31 год, у мужчин 36 лет. Таким образом, средний стажевой коэффициент (СК) составляет 0,66. В составе этого СК-0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальное - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин: 31 - 20 = 11 лет, у мужчин: 36 - 25 = 11 лет).
    РП = 0,66 х 1,34 х 1671 = 1477,83 руб., где 1,34 - среднее отношение заработков.
    По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации 3,8 млн. пенсионеров имеют право на исчисление трудового стажа в полуторном размере. Из них 2,1 млн. человек проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а 1,7 млн. человек ранее работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехали в центральные районы страны. В среднем стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 18 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
    Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
    РП = 0,75 х 1,34 х 1671 = 1679,36 руб.
    Разница на одного человека в месяц:
    1679,36 руб. - 1477,83 руб. = 201,53 руб.
    С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 на 6,5%, с 01.08.2002 на 9%, с 01.04.2003 на 12,6% разница в месяц составит:
    201,53 руб. х 3,8 х 1,065 х 1,09 х 1,126 = 1001 млн. руб.
    Разница в год составит:
    1001 млн. руб. х 12 мес. = 12012 млн. руб.
    Итого: 15 млрд. рублей в год.
    Председатель
    Сахалинской областной Думы
    В.И.Ефремов