Сахалинская область
Постановление от 22 декабря 2000 года № 1/4/99-3

О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

Принято
Сахалинской областной Думой
22 декабря 2000 года
    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьями 105, 106 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (прилагается).
    2.Поручить представление законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и ее органах депутату Сахалинской областной Думы С.А.Пономареву.
    3.Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.А.Ждакаеву с предложением о поддержке данной законодательной инициативы.
    4.Опубликовать настоящее постановление, проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пояснительную записку к нему в газете "Губернские ведомости".
    5.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя Сахалинской областной Думы Б.Н.Третяка.
    Председатель
    областной Думы
    Б.Н.Третяк
    Проект вносится
    Сахалинской областной Думой
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 52 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Внести в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" N 2202-1 от 17.01.1992 изменение:
    исключить часть 4.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Российской Федерации
    В.Путин
    Москва, Кремль
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 52 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Согласно части 4 статьи 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" финансирование материально - технического и иного обеспечения органов прокуратуры, мер по социальной защите работников органов прокуратуры осуществляется помимо прочего также из средств внебюджетного Фонда развития прокуратуры Российской Федерации. В указанный фонд перечисляется 10 процентов денежных средств, поступающих по инициативе прокуратуры в доход предприятий и организаций.
    Постановлением Правительства Российской Федерации N 72 от 26.01.2000 в соответствии с приведенной нормой было утверждено Положение о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации.
    Согласно данному постановлению, Фонд развития прокуратуры Российской Федерации предназначен для дополнительного финансирования материально - технического и иного обеспечения органов прокуратуры, а также мероприятий по социальной защите работников органов прокуратуры, в том числе уволившихся в связи с выходом на пенсию.
    В п. 4 постановления установлено, что предприятия и организации перечисляют средства, предусмотренные пунктом 1 настоящего Положения, на отдельные текущие счета прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, а средства, поступившие по инициативе Генеральной прокуратуры РФ, - на ее отдельный текущий счет.
    31.01.2000 исполняющим обязанности Генерального прокурора Российской Федерации была утверждена Инструкция о порядке использования средств Фонда развития прокуратуры Российской Федерации, в п. 1 которой указано, что средства фонда формируются за счет отчислений предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовой формы:
    10 проц. денежных средств, поступающих в доход предприятий и организаций, в соответствии с решениями судов общей юрисдикции, арбитражных судов по удовлетворенным искам, заявленным прокурором;
    10 проц. денежных средств, добровольно возмещенных физическими и юридическими лицами, причинившими предприятиям и организациям ущерб по гражданским и уголовным делам, а также по материалам, находящимся в производстве органов прокуратуры;
    10 проц. денежных средств, добровольно возмещенных ответчиками по искам органов прокуратуры в судах общей юрисдикции и арбитражных судах до вынесения решения по делу.
    Из изложенного следует, что юридические лица, в защиту которых прокуратура приняла меры прокурорского реагирования, при получении денежных средств в результате принятия таких мер обязаны 10 проц. от этих средств перечислить на счет прокуратуры.
    Предусмотренная в ч. 4 ст. 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обязанность юридических лиц перечислять 10 проц. от сумм, поступивших в их доход в результате принятых прокурорами мер, является платой органам прокуратуры за осуществление возложенных на них государством функций.
    Эта норма по отношению к юридическим лицам носит императивный характер, а учитывая, что органы прокуратуры вправе принимать меры к защите нарушенных прав и без согласия лица, права которого нарушены, если это касается государственных и общественных интересов, то данная норма, по сути, устанавливает новый вид обязательного платежа (отчисления) для юридических лиц, который по своим характеристикам схож с понятием налога (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
    Согласно ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    Из изложенного следует, что в действующем законодательстве с целью обеспечения финансирования государства предусмотрена определенная форма получения денежных средств - налоги. При этом налоги взимаются государством не за то, что оно осуществляет через свои органы соответствующие им государственные полномочия, а с целью создания возможности для их осуществления. Каких-либо других форм финансового обеспечения государства в действующем законодательстве не предусмотрено.
    Внешне привлекательная попытка стимулировать увеличение личного вклада сотрудников прокуратуры в улучшение условий работы оборачивается на практике вынужденной избирательностью в прокурорском надзоре, ориентированной на защиту платежеспособных клиентов (причем защиту едва ли не принудительную), т.е. своеобразным государственным рэкетом.
    Идет, по сути, коммерциализация прокуратуры, т.е. процесс, исключающий беспристрастность, объективность, доступность защиты государственного и "безгласного интереса" (детей, стариков, инвалидов и т.п. социально незащищенных категорий лиц).
    Попытка фактически поставить прокуратуру на самовыживание и самофинансирование губительна для прокурорского надзора как независимого государственного института. Государство должно самостоятельно (исключительно самостоятельно) финансировать этот орган.
    Для осознания всей остроты ситуации достаточно представить, что аналогичные права по сбору "десятины" будут предоставлены судам (общим и арбитражным), федеральной службы безопасности и вооруженным силам.
    Депутат
    Сахалинской областной Думы
    С.А.Пономарев
    СПРАВКА О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ЗАКОНОПРОЕКТА
    Принятие данного законопроекта не потребует затрат из федерального бюджета.