Сахалинская область
Постановление от 20 сентября 2001 года № 3/2/340-3

О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 74 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Принято
Сахалинской областной Думой
20 сентября 2001 года
    В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 74 Уголовного кодекса Российской Федерации" (прилагается).
    2.Направить настоящее постановление в Верховный Суд Российской Федерации и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
    3.Уполномочить председателя постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по законности, законодательству и внешним связям Пономарева Сергея Алексеевича и (или) председателя Сахалинского областного суда Мастеркову Надежду Григорьевну быть представителями Сахалинской областной Думы при рассмотрении указанного проекта Федерального закона в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
    4.Просить члена Совета Федерации В.П.Горегляда и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.А.Ждакаева поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
    5.Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
    6.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по законности, законодательству и внешним связям С.А.Пономарева.
    И.о. председателя
    областной Думы
    Л.Ф.Шубина
    Проект
    вносится Сахалинской
    областной Думой
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954) следующие изменения и дополнения:
    1.Часть 3 статьи 74 изложить в следующей редакции:
    "В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо, если условно осужденный скрылся от контроля, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может постановить об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда.".

    2.Дополнить статью 74 примечаниями следующего содержания:
    "Примечание. 1. Под систематическим неисполнением обязанностей в настоящей статье признается совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
    2. Злостным неисполнением признается в настоящей статье систематическое совершение условно осужденным административных правонарушений в течение испытательного срока.".

    Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.
    Президент
    Российской Федерации
    В.В.Путин
    Москва, Кремль
    "____" ___________ г.
    N ___________________
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    1.Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
    Разработка и принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 74 Уголовного кодекса Российской Федерации" обусловлены необходимостью совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации с учетом четырехлетней практики применения содержащихся в статье 74 положений об условиях и порядке отмены условного осуждения в отношении условно осужденных лиц, систематически или злостно неисполняющих возложенные на них судом обязанности. В настоящее время уголовно - исполнительные инспекции Министерства юстиции Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 190 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, направляют в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда "в случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрывается от контроля". Вместе с тем в части 3 статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации названы лишь систематическое или злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей как основание отмены условного осуждения и не упоминается о случаях, когда осужденный скрылся от контроля. В связи с чем у судов не имеется в настоящее время законного основания разрешить по существу представление, внесенное уголовно - исполнительной инспекцией в отношении условно осужденного, скрывшегося от контроля, а предусмотренная частью 2 статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации мера в виде продления испытательного срока на один год, как показывает сложившаяся практика, является неэффективной.
    2.Цели и задачи принятия законопроекта
    Цель данного законопроекта - устранение пробела в уголовном законе в свете практики применения закона органами юстиции и судами.
    Основной задачей данного законопроекта является создание условий для реализации уголовно - исполнительными инспекциями правомочий, предусмотренных главой 8 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации ("Контроль за условно осужденным"), а также формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
    Второй не менее важной задачей законопроекта является устранение имеющейся у условно осужденных возможности скрываться от контроля и совершать новые, порой более тяжкие преступления.
    3.Общая характеристика и основные положения законопроекта
    Для достижения цели и решения задачи законопроекта в части 3 статьи 74 дополнительно указано основание отмены условного осуждения и исполнения наказания, если условно осужденный скрылся от контроля. Это позволяет в соответствии с частью 4 статьи 190 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации предложить дополнительный правовой механизм для реализации прав и свобод граждан в сфере социально - экономического развития, гарантированных Конституцией, а также по предупреждению преступлений.
    В связи с тем, что действующий уголовный закон не раскрывает такие понятия, как "систематическое, злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей"; "условно осужденный, скрывающийся от контроля", и в соответствии с частями 5 и 6 статьи 190 Уголовно - исполнительного кодекса РФ (в которых законодательно определены подходы к пониманию вышеназванных признаков) вносится дополнение в статью 74 в виде "Примечания".
    4.Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
    Отмена условного осуждения или продление испытательного срока регулируется Федеральными законами: Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 73, 74); Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР (глава 29); Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации (глава 24).
    Законопроект не противоречит положениям законодательства в данной сфере (сфере исполнения приговоров), не меняет концепцию и положения действующего Уголовного кодекса Российской Федерации.
    5.Ожидаемые социально - экономические последствия принятия законопроекта
    Упорядочение процедуры рассмотрения судами вопросов о дальнейшем применении условного осуждения в отношении условно осужденных, не вставших на путь исправления и перевоспитания, позволит этому государственному институту стать основным средством стабилизации социально - политической обстановки и снижения криминогенной напряженности в обществе, а также будет способствовать усилению авторитета судебной власти как необходимого условия развития гражданского общества в нашей стране.