Сахалинская область
Постановление от 04 февраля 1999 года № 16/3/35-2

Об усилении мер по социально-правовой защите детей и молодежи в Сахалинской области

Принято
Сахалинской областной Думой
04 февраля 1999 года
    Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы детей и молодежи, ухудшение их положения в последнее время вызывают необходимость принятия экстренных мер по усилению социально-правовой защиты детей и молодежи.
    Последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации наиболее тяжело отразились на условиях жизни и развитии подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции, усугубляющие положение детей и молодежи, как в Российской Федерации и в целом, так и в Сахалинской области.
    Статистические данные подтверждают отрицательные явления и проблемы развития российского общества.
    Кризис семьи, увеличение числа разводов, в первую очередь в молодых семьях, снижение рождаемости, высокая младенческая смертность в условиях социально-экономического кризиса ведут к сокращению численности населения. Численность детей Сахалинской области в возрасте до 16 лет на 1 января 1998 года составила 134,8 тысячи человек, или 21,7 процента населения области, и сократилась по сравнению с 1990 годом на 57,8 тысячи человек. Показатель материнской смертности в области более чем в 2 раза превышает республиканский. На каждые 100 родов приходится 220 абортов, причем число абортов у девочек - подростков составило в 1998 году 14 процентов. Количество нездоровых молодых граждан превышает 90 процентов, в Сахалинской области - 2136 детей - инвалидов, что составляет более 18 процентов на 1000 человек детского населения. При этом на 70 процентов инвалидность получена вследствие заболевания нервной системы, психических нарушений, пороков развития, которые имеют прямую связь со здоровьем женщины во время беременности. Резко снизилось число призывников, годных к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
    Указанные явления, по прогнозам специалистов, могут привести к сокращению численности населения к 2040 году в два раза, что представляет угрозу национальной безопасности страны.
    Несоответствие между зарплатой и ценами на потребительском рынке ведет к обнищанию огромного числа семей. Несвоевременно выплачиваются детские пособия. Задолженность по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, только в Сахалинской области составила на 1 января 1999 года 252 миллиона рублей.
    В последние четыре года крайне неудовлетворительно финансируются федеральные и региональные целевые Программы, входящие в президентскую Программу "Дети России". На реализацию Программы "Дети - сироты" из областного бюджета в 1998 году выделено 216 тыс. рублей из запланированных 1 млн. 900 тыс. рублей, на Программу "Одаренные дети" выделено 193 тыс. рублей из запланированных 599 тыс. рублей, на Программу "Дети - инвалиды" выделено 200 тыс. рублей из запланированных 1 млн. 368 тыс. рублей. В целом финансирование областных Программ составило в 1998 году 15,9 процента.
    Несколько тысяч детей оказались на грани выживания. Постоянное недоедание в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего профессионального образования, детских больницах, детских домах, интернатах, приютах крайне негативно сказывается на состоянии здоровья детей.
    Разрушение семейных отношений способствует увеличению числа безнадзорных детей, детской преступности. В 1998 году несовершеннолетними совершено 1823 преступления, на 3,8 процента больше, чем в прошлом году. Под контролем органов внутренних дел находились 2453 несовершеннолетних и 371 неблагополучная семья.
    На 1 января 1998 года в области было выявлено 590 детей, оставшихся без попечения родителей, около 59 процентов которых в настоящее время устроены в семьи граждан и усыновлены. Растет число учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, однако финансирование этих учреждений за последние годы резко снизилось.
    Отсутствие реабилитационной базы, беспризорность и отсутствие знаний в области права у подростков предопределили рост преступлений среди несовершеннолетних на 19,9 процента.
    За последние 10 лет заболеваемость наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом молодежи увеличилась в России более чем в 10 раз. В Сахалинской области в 1998 году по сравнению с прошлым годом на 46,7 процента увеличилось число молодежи, употребляющей наркотики. Исключительная опасность такого процесса связана не только со стремительным разрушением здоровья подростков - наркоманов, но и с сопутствующим ростом числа венерических заболеваний у указанных лиц. За три последних года уровень заболевания сифилисом у подростков увеличился почти в 2 раза.
    Изменение жизненных ориентаций, деформация нравственных устоев жизни у значительной части детей и молодежи являются причиной названных явлений, следствием разрушения стабильно действовавшей системы воспитания детей и молодежи.
    Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане от 16 до 29 лет в области составляют более 30 процентов от общего числа безработных. Невостребованность профессионально подготовленной части молодых граждан превышает 40 процентов от их числа. 6000 безработных среди молодежи, имеющей среднее образование.
    Государство сегодня не гарантирует молодежи конституционное право на труд, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи. Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки, утрата понимания значимости труда как важнейшей жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в социально-экономической, социальной и культурной сферах общества.
    В этих условиях являются актуальными задачи обеспечения государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, реализации Программ, направленных на духовное, нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, активное включение молодежи в общественную жизнь, развитие у нее чувства ответственности за свою судьбу, судьбу государства, повышение ее творческой активности в решении экономических, социальных, научно-технических и культурных задач общества.
    Актуальными остаются задачи по формированию правовой базы и реализации государственной молодежной политики в Сахалинской области, активизации законодательной деятельности областной Думы, администрации Сахалинской области в части усиления мер по гарантированной защите прав и законных интересов детей и молодежи.
    В настоящее время исключительно важно принятие органами государственной власти Сахалинской области чрезвычайных мер по решению наиболее острых социальных проблем у детей и молодежи.
    Учитывая вышеизложенное, Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Считать приоритетным направлением в деятельности областной Думы разработку и принятие нормативно-правовых актов области, регулирующих социально-правовую защиту детей и молодежи, создающих социально-экономические, правовые и организационные условия в целях спасения будущих поколений россиян.
    При рассмотрении и принятии проекта Закона области "О бюджете и бюджетной системе Сахалинской области на 1999 год" считать приоритетным выделение необходимых финансовых средств для решения наиболее актуальных задач в области социально-правовой защиты детей и молодежи.
    2.Постоянным комиссиям областной Думы активизировать законотворческую деятельность по подготовке к рассмотрению областной Думой в 1999 году проектов Законов и региональных Программ по социально-правовой защите детей и молодежи:
    постоянной комиссии по труду и социальной защите - проектов Законов "О поддержке многодетных семей", "О детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей";
    постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и делам молодежи - проектов Законов "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Сахалинской области", "О гарантиях прав детей в Сахалинской области";
    постоянной комиссии по законности и местному самоуправлению - Программы "Профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних";
    постоянной комиссии по охране здоровья - проекта Закона "Об охране материнства и детства";
    а также иных проектов законов области и региональных программ по вышеобозначенной теме.
    3.Рекомендовать губернатору Сахалинской области при подготовке проекта Закона области "О бюджете и бюджетной системе Сахалинской области на 1999 год" предусмотреть финансирование в соответствующем объеме целевых региональных Программ "Основные направления семейной политики в Сахалинской области до 2000 года", "Дети Сахалина", "Профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних".
    4.Рекомендовать органам местного самоуправления области при решении задач социально-экономического развития муниципальных образований считать приоритетной социально-правовую защиту детей и молодежи.
    5.Поручить первому заместителю председателя областной Думы Л.Ф.Шубиной сформировать организационный комитет по проведению в области мероприятий, посвященных конгрессу в защиту прав детей и молодежи, который состоится 1 - 3 июня 1999 года в Москве.
    Предложить областному объединению профсоюзов, общественно-политическим, общественным объединениям принять участие в подготовке и проведении конгресса в защиту прав детей и молодежи.
    6.Направить настоящее постановление для опубликования в газете "Губернские ведомости".
    7.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Сахалинской областной Думы Б.Н.Третяка.
    Председатель
    областной Думы
    Б.Н.Третяк