-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Сахалинская область
Постановление от 02 марта 2000 года № 19/4/95-2

О Концепции социальной политики по отношению к женщинам в Сахалинской области

Принято
Сахалинской областной Думой
02 марта 2000 года
    Рассмотрев Концепцию социальной политики по отношению к женщинам в Сахалинской области, Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Утвердить Концепцию социальной политики по отношению к женщинам в Сахалинской области (прилагается).
    2.Сахалинской областной Думе, администрации Сахалинской области ежегодно предусматривать разработку законопроектов в целях реализации данной Концепции.
    3.Обратить внимание губернатора Сахалинской области на несвоевременное представление в Сахалинскую областную Думу законопроекта "Об охране детства, материнства и отцовства", сроки внесения которого определены четвертым кварталом 1999 года его письмом N 1-2743 от 19.08.99.
    4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Сахалинской областной Думы Л.Ф.Шубину.
    Председатель
    областной Думы
    Б.Н.Третяк
    КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖЕНЩИНАМ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
    Настоящая Концепция разработана в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, декларацией и Платформой действий, принятых четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 года), Указами Президента Российской Федерации от 18.06.96 N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", от 30.06.96 N 1005 "О повышении роли женщин в системе Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.96 N 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" и другими документами.
    Концепция обосновывает направления и приоритеты социальной политики по отношению к женщинам в Сахалинской области, является основой для нормотворческой деятельности и разработки программ в важнейших сферах жизнедеятельности женщин.
  1. I.Положение и анализ проблем женщин в сахалинской области

  2. На 1 января 1999 года в Сахалинской области проживали 307472 женщины (55,8% населения). В составе населения трудоспособного возраста (с 16 до 59 лет) насчитывалось 184284 женщины, т.е. 46,5%. При этом доля женщин в общей численности безработных составила 68,3%, или 11696 человек.
    Основными проблемами женщин на рынке труда являются:
    - снижение спроса на женский труд в связи с предоставлением социальных льгот, делающих его невыгодным для работодателя;
    - несоответствие между профессиональной квалификацией женщин и спросом на рынке труда;
    - отсутствие или недостаточное развитие новых сфер приложения женского труда;
    - распад сферы бытовых услуг;
    - отсутствие начального стартового капитала для предпринимательской деятельности;
    - сокращение числа предприятий бюджетной сферы, где традиционно заняты преимущественно женщины;
    - низкий уровень механизации рабочих мест;
    - нарушение социальных прав работающих женщин.
    На положение женщин негативно влияет:
    - ориентированная преимущественно на мужчин организация управленческого труда и, как следствие, отсутствие возможности женщин оказывать влияние на принимаемые решения, дела общества, государства и семьи.
    В областном масштабе участие женщин в управлении характеризуется тем, что при общем большом количестве женщин - служащих в администрации области (более 60%) высшие должности занимает только 25,7% женщин. В законодательном органе власти области женщины составляют 14,8%. В органах исполнительной власти местного самоуправления на высших должностях работает 14% женщин. В представительных органах Северо-Курильского, Курильского районов женщин - 14,3%, Корсаковского района - 18,2%, Южно-Курильского - ни одной.
    В силу целого ряда причин ухудшается здоровье женщин, и это связано со снижением материального достатка в большинстве семей, с феминизацией бедности, ростом потребления некачественных продуктов питания, ростом цен на лекарственные препараты и медицинские услуги, распространением наркомании, алкоголизма, увеличением числа курящих женщин.
    В Сахалинской области остается высокий уровень патологии беременности и родов, что влечет к ухудшению здоровья детей. Увеличился рост числа венерических заболеваний и бесплодных браков. Не снижается число абортов (на каждые 100 родов приходится 220 абортов, в том числе у девочек - подростков 14%).
    Все это в конечном итоге снижает потенциал политики, экономики и культуры в Сахалинской области, влияет на благосостояние семьи.
  3. II.Цели и принципы социальной политики по отношению к женщинам

  4. Социальная политика по отношению к женщинам в Сахалинской области (далее - Концепция) заключается в ряде преобразований, имеющих своей целью существенное улучшение положения женщин.
    Приоритеты отдаются тем направлениям, которые формируют положительные изменения на рынке труда, повышают социальную мобильность и политическую активность женщин, способствуют укреплению семьи, рождению и воспитанию здоровых детей.
    Концепция формируется на следующих принципах:
    - равноправия и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах производства и управления;
    - участия женщин в определении и реализации главных направлений социальной политики;
    - осуществления комплексного и дифференцированного подхода к решению проблем социальной политики по отношению к женщинам;
    - создания условий для повышения конкурентоспособности женщин, степени их самостоятельности, экономической и социальной активности.
  5. III.Субъекты социальной политики по отношению к женщинам

  6. Политику по отношению к женщинам в области определяют и реализуют Сахалинская областная Дума, администрация Сахалинской области, органы местного самоуправления, общественные организации.
    Областная Дума, действуя в рамках своих полномочий, принимает законы, программы, решения, необходимые для осуществления Концепции, обеспечивает контроль за исполнением социальных программ, областного бюджета и внебюджетных фондов.
    Администрация области разрабатывает направления Концепции, реализует ее программы, используя нормативную базу, бюджетные и внебюджетные средства, формирует схему управления, расстановку и подготовку кадров администрации области для осуществления Концепции, координирует действия общественных организаций.
    Органы местного самоуправления обеспечивают выполнение программ, координируют действия, оказывают поддержку женским, молодежным, профсоюзным организациям, выступающим с инициативой, направленной на улучшение положения женщин.
    Общественные организации принимают участие в разработке Концепции, реализуют ее социальные программы и проводят мероприятия, направленные на улучшение положения женщин, защищают интересы женщин в сфере труда и и политики.
  7. IV.Категории женщин, нуждающихся в поддержке на начальном этапе реализации концепции

  8. В категорию женщин, нуждающихся в поддержке на начальном этапе реализации Концепции, входят:
    Группы женщин и типы семей, наиболее неблагополучные по своему положению и тенденциям его изменения, нуждающиеся в поддержании приемлемых условий и уровня жизни:
    а) безработные, низкооплачиваемые и малообеспеченные, неконкурентоспособные женщины;
    б) беременные женщины (в т.ч. несовершеннолетние), одинокие и многодетные матери, матери детей - инвалидов, несовершеннолетние матери;
    в) инвалиды, заключенные, одинокие престарелые женщины, женщины, подвергшиеся насилию.
    Для стимулирования прогрессивных изменений в положении женщин, для повышения их роли в обществе, расширения возможностей решения проблем усилиями самих женщин привлекаются:
    - благополучные группы женщин и семьи;
    - женщины с высоким уровнем конкурентоспособности, наиболее адаптированные к рыночным отношениям;
    - женщины с высоким уровнем и современным типом культуры.
  9. V.Приоритеты и задачи социальной политики по отношению к женщинам

  10. 1.Занятость, трудовая деятельность, охрана труда женщин
    Для реализации этой программы необходимо:
    - разработать систему экономических стимулов для сохранения и создания новых рабочих мест для женщин;
    - способствовать развитию надомного труда в качестве основной, дополнительной или временной формы занятости;
    - разработать и внедрить новые технологии, направленные на замену тяжелого женского труда;
    - разработать программу подготовки женщин к руководящей работе в традиционных отраслях и новых структурах производства;
    - определить направления, включающие развитие женского и семейного предпринимательства, крестьянских и фермерских хозяйств, развитие малого бизнеса;
    - организовать систему подготовки женщин для участия в предпринимательской деятельности, систему обучения ремеслам, оказать консультативную помощь женщинам - предпринимателям;
    - усилить административный надзор за соблюдением конституционных прав женщин в сфере трудовых отношений;
    - организовать проведение проверок состояния условий труда женщин;
    - предусмотреть при формировании городских и районных программ занятости сохранение рабочих мест в типично женских отраслях экономики, изучить опыт в распределении, в том числе и квотировании рабочих мест для женщин в других субъектах Российской Федерации.
    2.Гармоничное совмещение профессиональной и семейной ролей
    Бытовые перегрузки отнимают у женщин время, необходимое для воспитания детей, налаживания отношений в семье, повышения профессиональной грамотности и поддержания своего здоровья. Поэтому в целях гармоничного совмещения профессиональных и семейных ролей необходимо:
    - добиваться на основе заключения трудовых соглашений, коллективных договоров, договоров - контрактов предоставления женщинам, имеющим детей дошкольного и младшего школьного возраста, дополнительных отпусков, реальной возможности работать на условиях неполного рабочего времени дома или по гибкому графику. Предусмотреть меры стимулирования работодателей при решении этих вопросов;
    - оказывать поддержку организациям, объединениям женщин, советам микрорайонов при создании домашних детских садов и других форм присмотра за детьми;
    - способствовать снижению семейно - бытовых нагрузок, используя в этих целях специальные программы;
    - создавать службы помощи матери в воспитании детей.
    3.Охрана здоровья женщины, материнства и детства
    В рамках Концепции необходимо:
    - восстановить обязательные профилактические медосмотры для женщин, занятых во всех отраслях производства, усилить профилактику женских заболеваний и абортов;
    - создавать специальные рабочие места для беременных женщин, занятых на вредных производствах;
    - вести просветительскую работу среди женщин о правильном подходе к вынашиванию, воспитанию и уходу за младенцами, обеспечивать нуждающихся беременных женщин антианемичными препаратами и витаминизированными продуктами питания по льготным ценам;
    - в дошкольных учреждениях и начальной школе создавать благоприятные санитарно - гигиенические и психологические условия для формирования личности будущей женщины;
    - улучшать материально - техническое оснащение родовспомогательных учреждений, оснащать современным оборудованием медико - генетическую консультацию;
    - создавать центры реабилитации женщин.
    4.Участие женщин в процессе решений на всех уровнях власти
    В этом направлении необходимо:
    - содействовать становлению общественных женских организаций как основного канала формирования активности женщин, способствовать повышению их социального статуса;
    - координировать деятельность женских организаций, вырабатывать идеологию женского движения;
    - создавать условия для реализации наиболее важных социально значимых проектов;
    - с помощью средств массовой информации информировать женщин о действующих в области женских организациях, направлениях их работы; пропагандировать положительный опыт;
    - вводить в практику работу с резервом кадров государственных служащих;
    - ввести должность заместителя (советника) губернатора по делам женщин;
    - создавать комиссии и комитеты по вопросам женщин, семьи и детей в муниципальных образованиях, органах государственной власти.
    5.Дифференцированный подход к социальной поддержке
    Социальная поддержка женщин должна быть строго дифференцирована. Для этого необходимо провести классификацию по таким показателям, как:
    - социальное положение женщин;
    - доход на члена семьи;
    - уровень занятости женщин;
    - уровень образования;
    - квалификация;
    - семейное положение и наличие детей;
    - состояние здоровья матери и ребенка.
    Для женщин с неблагополучными показателями (безработная мать, воспитывающая одна ребенка, больная мать с больным ребенком, женщина, не имеющая специальности, квалификации, с доходом ниже прожиточного минимума и т.п.) должны быть разработаны специальные программы.
    Для их реализации требуется:
    - расширить сферу социальных услуг для инвалидов и престарелых женщин;
    - проводить патронаж одиноких больных женщин, включая оказание материальной, медицинской, бытовой помощи, психологической поддержки, других услуг;
    - материально и морально помогать матерям военнослужащих, погибших на военной службе;
    - добиваться разрешения для сыновей одиноких матерей нести военную службу на территории области;
    - создавать особые программы работы с женщинами "группы риска" (заключенными, инвалидами и т.д.);
    - организовывать центры реабилитации для женщин и детей, подвергшихся насилию в семье и обществе;
    - создавать разветвленную сеть социальных учреждений, оказывающих комплексную дифференцированную психологическую, педагогическую, юридическую, бытовую, медицинскую помощь в преодолении кризисных и трудных жизненных ситуаций.
  11. VI.Развитие концепции

  12. Концепция является основой программно - организационных мер, проводимых Сахалинской областной Думой, администрацией Сахалинской области, органами местного самоуправления, общественными советами самоуправления, общественными организациями.
    Разрабатываемые программы должны учитывать действующие нормативно - правовые акты, законодательную базу области и Российской Федерации, включать в себя конкретные проекты, способствующие реализации конкретных целей и задач. Концепция может получать развитие при рассмотрении областных законов или при разработке соответствующих программ.
    1.Программно - законодательное обеспечение Концепции
    С целью реализации данной Концепции предполагается разработать следующие приоритетные Программы:
    "Женщины села"
    "Женщины и быт"
    "Занятость"
    "Поддержка женщин - предпринимателей".

    Необходимо дальнейшее развитие законодательной базы, направленной на решение проблем женщин. В перспективе возможны разработка и принятие Законов области: "Охрана репродуктивного здоровья населения Сахалинской области", "Основы государственной семейной политики в Сахалинской области", "Охрана здоровья женщин в Сахалинской области", "О комплексной кадровой политике в Сахалинской области".
    2.Финансовый механизм реализации Концепции
    Базируется на принципе финансового партнерства всех субъектов управления. Данный механизм предполагает:
    - определение в соответствии с Концепцией сфер финансирования;
    - выбор конкурентных объектов финансирования.
    Данный подход целесообразно использовать применительно к будущим программам и законам области, обеспечивающим реализацию Концепции. Однако в период до их разработки отдельные, социально значимые направления разделов Концепции, требующие безотлагательных действий, рекомендуется проводить в жизнь на основе финансирования из бюджетов всех уровней.
    3.Развитие Концепции
    Концепция является началом формирования целенаправленной политики по отношению к женщинам всеми ветвями власти. Следующие шаги в данном направлении предусматривают разработку и принятие специальных Целевых программ и законов. Для определения первоочередности разработки программ и законов необходимо изучение следующих показателей жизнедеятельности женщин области:
    - количество городских и сельских женщин;
    - количество женщин детородного возраста;
    - количество создаваемых рабочих мест;
    - количество женщин, работающих на вредных производствах;
    - количество женщин ("группы риска"), нуждающихся в первоочередной социальной поддержке;
    - количество женщин с доходом ниже прожиточного минимума;
    - количество женщин, страдающих хроническими заболеваниями;
    - характеристика женщин по уровню образования, специальностям;
    - количество женщин, работающих в органах власти, государственных и муниципальных служащих с дифференциацией по высшим, главным, ведущим должностям.
    Перечень показателей может дополняться в соответствии с изменениями, происходящими в области, предусматривать получение разного рода информации.
    Сбор и обработку сводной информации, контроль за ее динамикой ведут администрация области, органы местного самоуправления.