-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Сахалинская область
Постановление от 11 апреля 2002 года № 4/6/128-3
Об обращении депутатов Сахалинской областной Думы к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации
- Принято
- Сахалинской областной Думой
11 апреля 2002 года
Рассмотрев обращение депутатов Сахалинской областной Думы к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации, в котором изложена просьба внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, запрещающий юридическим лицам при имеющейся задолженности образовывать (создавать) хозяйственные дочерние общества, Сахалинская областная Дума постановляет:
1.Принять обращение депутатов Сахалинской областной Думы к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации, в котором изложена просьба внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, запрещающий юридическим лицам при имеющейся задолженности образовывать (создавать) хозяйственные дочерние общества.
2.Направить указанное обращение к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации.
3.Просить представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации поддержать указанное обращение и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующую законодательную инициативу.
4.Направить настоящее постановление и обращение Сахалинской областной Думы в редакцию газеты "Губернские ведомости".
5.Контроль за исполнением данного постановления возложить на председателя постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по законности, законодательству и внешним связям С.А.Пономарева.
И.о. председателя
областной Думы
Л.Ф.Шубина
ОБРАЩЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
Законодательные
(представительные) органы
государственной власти
субъектов Российской Федерации
Уважаемые коллеги!
27 декабря 2001 года Государственная Дума Федерального Собрания отклонила проект Федерального закона "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации", внесенный в соответствии со статьей 104 Конституции России Сахалинской областной Думой. Суть законопроекта состоит в запрещении акционерным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям образовывать другие (дочерние) юридические лица, если основное общество или предприятие имеет долги по заработной плате и социальным выплатам (ст. 105, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
За принятие законопроекта проголосовали - 161, против - 28, не голосовали - 261 депутат.
По фракциям и группам голоса распределились в следующем порядке:
──────────────────────────────┬───────┬──────┬────────┬───────────
Наименование фракции │ Всего │ "За" │"Против"│ Не
или группы │ │ │ │голосовали
──────────────────────────────┴───────┴──────┴────────┴───────────
Фракция "Коммунистическая
партия РФ" 84 81 - 3
Фракция "Единство" 82 - 15 67
Фракция "Отечество - Вся
Россия" 50 3 - 47
Фракция "Союз Правых Сил" 36 - 12 24
Фракция "Яблоко" 17 1 - 16
Фракция ЛДПР 12 10 - 2
Депутатская группа
"Народный депутат" 58 12 - 46
Депутатская группа
"Регионы России" 47 10 - 37
Агропромышленная
депутатская группа 43 41 - 2
Депутаты, не вошедшие
в депутатские объединения 15 3 1 11
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Норма п. 2 ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право за дочерним обществом не отвечать за долги основного (образующего) общества и на законном основании не только уйти от ответственности хозяйствующих субъектов за невыплату заработной платы и налогов, но и присваивать государственную собственность.
В соответствии со ст. 18 Конституции России права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной властей. Одно из этих прав - это "право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации" (ст. 37 Конституции России). Это право как в Сахалинской области, так и в России систематически нарушается, а одна из причин - это злоупотребление юридическими лицами правом на создание новых (дочерних) юридических лиц.
Задолженность предприятий перед работниками по заработной плате в Сахалинской области по состоянию на 01.01.2002 составила 408 млн. руб. Из-за банкротства в Сахалинской области не выплачена заработная плата на сумму более 360 млн. руб.
Задолженность плательщиков по налогам и обязательным платежам в Сахалинской области на 1 января 2002 года составляла: перед пенсионным фондом - 2195,9 млн. руб., безвозвратно - 633,2 млн. руб.; перед фондом обязательного медицинского страхования - 235,1 млн. руб., безвозвратно - 23,4 млн. руб.; перед фондом социального страхования - 21,8 млн. руб., безвозвратно - 1,8 млн. руб.; перед государственным фондом занятости - 114,2 млн. руб., перед бюджетами всех уровней - 5,93 млн. руб., в том числе задолженности, невозможной к взысканию ввиду ликвидации предприятий - плательщиков, - 246,1 млн. руб. Только по искам налоговых органов в 2000 году в области ликвидировано 1936 предприятий. Перевод активов в новое предприятие с оставлением пассивов в материнском предприятии стал одним из способов уклонения от конституционной обязанности гражданина платить законом установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции России).
Аналогичная ситуация складывается и в других субъектах Российской Федерации. В то же время права и свободы могут быть ограничены (и должны быть ограничены) федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции России).
Предлагаемое установление ограничений на создание дочерних хозяйственных обществ до погашения материнским (основным) предприятием - учредителем долгов по заработной плате и социальным выплатам не является мерой ответственности (санкцией), а является мерой в целях социальной профилактики и общественной безопасности, так как не связывает субъект права ни с виной, являющейся необходимым условием ответственности, ни с правонарушением - необходимым основанием ответственности.
Для добросовестных предпринимателей создание дочерних предприятий - один из видов корпоративного бизнеса. Однако беспрепятственное осуществление гражданских прав (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) не должно вести к злоупотреблению этими правами. Предлагаемое ограничение не направлено против предпринимателей, добросовестно исполняющих обязательства по выплате зарплаты и налогов. Добросовестный предприниматель, своевременно исполняющий свои обязательства по выплате заработной платы и уплате налогов и сборов, может создавать любое количество дочерних предприятий.
В то же время права и свободы могут быть ограничены (и должны быть ограничены) федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции России).
В Трудовом кодексе Российской Федерации ответственность за невыплату заработной платы "мизерная". Статья 142 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается Комитет, говорит о том, что работник, если ему задержали выплату заработной платы более чем на 15 дней, может приостановить работу. А кому от этого плохо? Не вышел на работу - ходи голодным. Ссылка на ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации не состоятельна. Согласно этой статье, если работнику в течение месяца не выдали заработную плату, то ему причитается 1/300 часть ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки заработной платы. Считаем: если ставка рефинансирования 25 процентов, то 1/300 часть от 25 процентов будет составлять 0,08 процента. Итак, если у работника средняя заработная плата составляет 4000 рублей, то в день ему причитается 3,3 рубля. Можно ли на них прожить?
Любой социальный строй предусматривает принцип исполнения обязательств, и прежде всего долговых. Однако в законодательстве содержится пробел, позволяющий формально на законных, а по сути - неправовых, основаниях беспрепятственно избегать исполнения обязательств по уплате налогов, сборов, оплате производственного труда. На ликвидацию этого пробела и направлен данный законопроект.
От 45 субъектов Российской Федерации получены письма в поддержку данной законодательной инициативы.
Убедительно просим вас внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, запрещающий акционерным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям образовывать другие (дочерние) юридические лица, если основное общество или предприятие имеет долги по заработной плате и социальным выплатам.
Приложения.
1.Проект Федерального закона "О внесении дополнений в статьи 105, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации".
2.Проект пояснительной записки.
И.о. председателя
областной Думы
Л.Ф.Шубина
Проект
Вносится _________
Областной (краевой) Думой
_______ N ______
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 105, 114 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, статья 3301) следующие дополнения:
1) пункт 1 статьи 105 дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Запрещается образование дочернего хозяйственного общества, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет долги по заработной плате, социальным выплатам и налогам.";
2) абзац первый пункта 7 статьи 114 после слов "основанное на праве хозяйственного ведения," дополнить словами "при отсутствии долгов по заработной плате, социальным выплатам и налогам" и далее по тексту.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва,
Кремль,
"___"______ 2002 года
N _________
Проект
предлагаемого примерного
образца пояснительной записки
к Федеральному закону
"О внесении дополнений
в ст. ст. 105, 114
Гражданского кодекса
Российской Федерации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 105, 114 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей. Одним из этих прав является право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации (ст. 37 Конституции РФ). Это право граждан в _____________ области (крае) и в России в целом систематически нарушается ввиду злоупотребления юридическими лицами правом на создание новых (дочерних) юридических лиц.
Задолженность предприятий перед работниками по заработной плате в ___________ области (крае) по состоянию на 01.01.02 составила ________ млн. руб. Общая продолжительность задолженности по зарплате в 2001 году составляла _________ месяца, в __________ промышленности _______ месяцев, ________ - _________ месяца. В ___________, ___________, _____________ районах сотни работников лесной отрасли в последние годы были уволены при смене организационно - правовых форм хозяйствования без выплаты зарплаты за __________ года. Этот долг им гасить уже некому, т.к основные (материнские) общества или ликвидированы, либо просто брошены с долгами учредителями, а активы переведены в другие предприятия. По этому поводу в ________ областную (краевую) Думу поступают многочисленные обоснованные коллективные жалобы.
Задолженность плательщиков по налогам и обязательным платежам в ___________ области (крае) на 01.01.02 составляла: перед пенсионным фондом - ________ млн. руб., безвозвратно - _________ млн. руб.; перед фондом обязательного медицинского страхования - __________ млн. руб., безвозвратно - ___________ млн. руб.; перед фондом социального страхования - ________ млн. руб., безвозвратно - __________ млн. руб.; перед государственным фондом занятости - _________ млн. руб., перед бюджетами всех уровней _________ млрд. руб., в том числе задолженности, невозможной к взысканию ввиду ликвидации предприятий - плательщиков, ________ млн. руб. Только по искам налоговых органов в _______ году в области ликвидировано _______ предприятий. Большинство из них так и остались задолжниками. Перевод активов в новое предприятие с оставлением пассивов в материнском предприятии стал одним из способов уклонения от конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Предлагаемое установление ограничений на создание дочерних хозяйственных обществ до погашения материнским (основным) предприятием - учредителем долгов по заработной плате и социальным выплатам не является мерой ответственности (санкцией), а является мерой социальной профилактики и общественной безопасности, т.к. не связывает запрет ни с виной, являющейся необходимым условием ответственности, ни вообще с правонарушением - необходимым основанием ответственности.
Для добросовестных предпринимателей создание дочерних предприятий - один из видов корпоративного бизнеса, однако необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (п. 1 ст. 1 ГК РФ) не должна превращаться в запрещенное законодателем (ст. 10 ГК РФ) злоупотребление правом. Предлагаемое ограничение не направлено против добросовестных предпринимателей (исполни обязательства по выплате зарплаты, налогов, сборов и создавай любое количество дочерних предприятий). В то же время права и свободы могут быть ограничены (и должны быть ограничены) федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Существующий механизм субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей по обязательствам дочерних предприятий (пункт 3 ст. 56, пункты 2 и 3 ст. 105 ГК РФ) не решает данную проблему, т.к. предусматривает ответственность материнских обществ (учредителей) лишь в случае банкротства дочернего общества по вине учредителя, либо по сделкам, совершенным дочерним обществом по обязательным указаниям материнского общества. В предлагаемом законопроекте решается проблема недопущения или ликвидации собственных долгов материнского общества до образования дочернего общества.
Декларируемый ст. 295 ГК РФ контроль государства или муниципального образования за вкладами унитарных предприятий в дочерние предприятия, во-первых, не содержит нормы о недопустимости создания дочерних унитарных предприятий до погашения долгов основного предприятия, во-вторых, этому контролю подвержены только государственные или муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), тогда как основную массу образуемых дочерних предприятий составляют акционерные общества.
Статья 41 КоАП РСФСР также предусматривает ответственность только должностных, а не юридических лиц за нарушение законодательства о труде, а статья 145.1. УК РФ еще более сужает область ответственности, т.к. предусматривает ответственность только руководителей предприятий, учреждений, организаций за невыплату свыше двух месяцев зарплаты, пенсий, пособий, причем лишь из корыстной или иной личной заинтересованности. Невыплаты зарплаты носят массовый характер, а случаи невыплаты из корыстной или личной заинтересованности - единичны.
Все эти виды ответственности носят карательный, а не правовосстановительный характер и, главное, не профилактируют, не предупреждают правонарушений.
Практика и юридическая наука (см. Богданов Е.В. "Сущность и ответственность юридического лица", Государство и право, 1997, N 10, 97 - 101) показывают, что юридическое лицо из способа объединения лиц для совместной юридической деятельности, объединения и управления капиталом превращается зачастую в фикцию, камуфляж, используемый для ограничения ответственности. Особенно это характерно для компаний, состоящих из одного лица. Однако ограничение ответственности юридических лиц не должно одновременно ущемлять интересы их работников (физических лиц) и государства путем образования безвозвратных долгов.
Любой социальный строй, в том числе ныне возводимый, предусматривает принцип обязательности исполнения обязательств, и прежде всего долговых. Однако в действующем законодательстве содержится пробел, позволяющий формально на законных, а по сути неправовых основаниях беспрепятственно избегать исполнения обязательств по уплате налогов, сборов, оплате произведенного труда. На ликвидацию этого пробела и направлен данный законопроект.