-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Сахалинская область
Закон от 10 декабря 2001 года № 300

Об областной Целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001 — 2005 годы»

Принят
Сахалинской областной Думой
09 ноября 2001 года
    В редакции
  • от 18.07.2005 № 53-ЗО.
    Утвердить областную Целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001 - 2005 годы" (прилагается).
    Финансирование областной Целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001 - 2005 годы" осуществляется в соответствии с законами Сахалинской области об областном бюджете и об утверждении сметы внебюджетного фонда Сахалинской области на очередной финансовый год.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Губернатор
    Сахалинской области
    И.П.Фархутдинов
    г. Южно-Сахалинск
    10 декабря 2001 года
    N 300
    ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
    КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
    НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
    Паспорт
  1.     Наименование Программы      Областная     Целевая    программа
                                    "Экономическое и        социальное
                                    развитие коренных    малочисленных
                                    народов Севера  на  2001  -   2005
                                    годы" (далее - Программа)
    
        Дата принятия решения       Постановление        Правительства
        о разработке Программы      Российской   Федерации    от    13
                                    сентября   1996  года  N  1099  "О
                                    Федеральной   целевой    программе
                                    "Экономическое     и    социальное
                                    развитие  коренных   малочисленных
                                    народов Севера до 2000 года"
        Государственный заказчик    Администрация Сахалинской области
        Исполнители основных        Отдел национальной       политики,
        мероприятий Программы       комитет   экономики,   департамент
                                    образования,  культуры  и  спорта,
                                    департамент   федеральной   службы
                                    занятости  по Сахалинской области,
                                    комитет по  земельным  ресурсам  и
                                    землеустройству        Сахалинской
                                    области,  Управление  по   охране,
                                    контролю      и      регулированию
                                    использования охотничьих  животных
                                    Сахалинской  области,  департамент
                                    здравоохранения,           Главное
                                    финансовое управление,  управление
                                    сельского       хозяйства        и
                                    продовольствия       администрации
                                    Сахалинской области, администрации
                                    Александровск-Сахалинского,
                                    Охинского,           Поронайского,
                                    Ногликского,           Тымовского,
                                    Смирныховского            районов,
                                    Сахалинская           региональная
                                    общественная           организация
                                    "Ассоциация коренных малочисленных
                                    народов     Севера     Сахалинской
                                    области",  управление  ветеринарии
                                    Сахалинской области
        Основные разработчики       Отдел национальной       политики,
        Программы                   Главное    финансовое   управление
                                    администрации Сахалинской области,
                                    комитет   экономики,   департамент
                                    образования,  культуры  и  спорта,
                                    департамент       здравоохранения,
                                    комитет по  земельным  ресурсам  и
                                    землеустройству,       департамент
                                    федеральной    службы    занятости
                                    населения  по Сахалинской области,
                                    управление сельского  хозяйства  и
                                    продовольствия       администрации
                                    Сахалинской области, администрации
                                    районов   компактного   проживания
                                    коренных   малочисленных   народов
                                    Севера,  Сахалинская  региональная
                                    общественная           организация
                                    "Ассоциация коренных малочисленных
                                    народов     Севера     Сахалинской
                                    области"
        Цели и задачи Программы     Создание условий  для  дальнейшего
                                    развития   традиционных   отраслей
                                    хозяйствования,        обеспечение
                                    занятости  коренных  малочисленных
                                    народов   Севера,   возрождение  и
                                    сохранение их этнической культуры,
                                    повышение  уровня профессиональной
                                    подготовки национальных кадров
        Сроки реализации            2001 - 2005 годы
        Программы
    
        Перечень основных           "Обеспечение занятости,   развитие
        подпрограмм                 традиционных отраслей, промыслов и
                                    ремесел   коренных   малочисленных
                                    народов    Севера    и    создание
                                    комплексных  факторий  и  развитие
                                    факторийных   форм   торговли    и
                                    товарообмена";           "Развитие
                                    социальной         инфраструктуры,
                                    здравоохранения  и  сферы  услуг";
                                    "Духовное    и    национально    -
                                    культурное развитие, образование и
                                    активизация     роли      коренных
                                    малочисленных   народов  Севера  в
                                    экономических     и     социальных
                                    процессах";    "Сохранение   среды
                                    обитания и улучшение экологической
                                    ситуации";   "Энергообеспечение  и
                                    развитие            коммуникаций";
                                    "Строительство"
        Источники финансирования    - Федеральный бюджет;
                                    - областной бюджет;
                                    - внебюджетные источники
    
        Ожидаемые конечные          - Повышение уровня жизни  коренных
        результаты реализации       малочисленных народов Севера;
        Программы                   - развитие  традиционных  отраслей
                                    хозяйствования;
                                    - снижение    уровня   безработицы
                                    среди народов Севера;
                                    - повышение   уровня  медицинского
                                    обслуживания в местах  компактного
                                    проживания  коренных малочисленных
                                    народов Севера;
                                    - подготовка национальных кадров;
                                    - развитие национальной культуры и
                                    самосознания;   активизация   роли
                                    коренных   малочисленных   народов
                                    Севера     в    экономической    и
                                    социальной жизни общества
        Система контроля            Контроль за  реализацией Программы
        за исполнением Программы    осуществляет         администрация
                                    Сахалинской области
  2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
    ее решения программными методами
    Программа направлена на улучшение социально - экономических условий жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - народы Севера). Народы Севера - нивхи, ороки (уйльта), эвенки и нанайцы - проживают преимущественно в шести районах области: Александровск-Сахалинском (всего - 203 чел., из них нивхов - 118 чел., эвенков - 78 чел., нанайцев - 1 чел. и др. - 6 чел.); Охинском (всего - 1232 чел., из них нивхов - 1170 чел., эвенков - 48 чел., ороков - 3 чел., нанайцев - 5 чел., орочей - 7 чел. и др. - 4 чел.); Ногликском (всего - 1038чел., из них нивхов - 775 чел., эвенков - 85 чел., ороков - 146 чел., нанайцев - 7 чел. и др. - 5 чел ):, Тымовском (всего - 236 чел., из них нивхов - 224 чел., нанайцев - 3 чел., эвенков - 1 чел., ороков - 3 чел.); Поронайском (всего - 463 чел., из них нивхов - 158 чел., ороков - 163 чел., нанайцев - 110 чел., эвенков - 24 чел. и др. - 8 чел.); Смирныховском (всего - 35 чел., из них ороков - 13 чел., эвенков - 3 чел., нанайцев - 7 чел., нивхов - 4 чел. и др. - 8 чел.). На 01.01.2001 общая численность народов Севера области составила 3395 человек, в том числе в районах компактного проживания - 3198 человек (94%).
    Наиболее многочисленными являются нивхи - 2550 чел., ороки (уйльта) - 344 чел., эвенки - 253 чел., нанайцы - 189 чел. Из них 53 процента проживают в городской, 47 процентов - в сельской местности. Общая численность детей и подростков народов Севера до 18 лет - 1280 человек, что составляет 37,7%. Доля лиц старших возрастных групп (старше трудоспособного возраста) от общей численности народов Севера составляет всего 6,5 процента, а в среднем по стране - 19,6 процента.
    Происшедшие в последнее время отрицательные изменения традиционных условий жизни и труда народов Севера, нарушение экологического баланса территорий, отчуждение земель традиционного природопользования под промышленное использование - все это неблагоприятно повлияло на здоровье. Продолжительность жизни представителей народов Севера ниже среднего уровня продолжительности жизни в целом по стране, уровень смертности среди народов Севера, особенно среди трудоспособного возраста, превышает среднеобластной в 1,3 раза; показатели уровня здоровья народов Севера в последние годы имеют отрицательную динамику. Так, с 1995 года заболеваемость детей возросла на 9,9 %, подростков - 31,2%, взрослых - 17,5 %.
    763 семьи из числа народов Севера (2289 чел.) нуждаются в материальной поддержке. В связи с повышением платы за содержание в дошкольных учреждениях и отсутствием денежных средств у населения только 36,4 процента детей из числа детей народов Севера имеют возможность посещать детские сады.
    В экономике области занято 969 человек, на 01.01.2001 в области зарегистрировано 53 родовых семейных хозяйства народов Севера. Около 23,7 процентов представителей народов Севера занимаются традиционными видами хозяйствования: охотой, рыболовством, оленеводством. Значительная часть представителей народов Севера трудоспособного возраста не обеспечена рабочими местами, уровень безработицы в районах компактного проживания народов Севера выше среднеобластного. В населенных пунктах Александровск-Сахалинского района (с. Трамбаус, с. Виахту), Охинского района ( с. Рыбное и с. Рыбновск) не занято более 90% трудоспособных жителей из числа народов Севера. С целью сохранения и развития традиционных форм хозяйствования народов Севера и улучшения их социально - экономического положения необходим государственный протекционизм.
    Улучшение социально - экономического положения народов Севера - одно из приоритетных направлений государственной национальной политики на Сахалине.
    Программа разработана во исполнение Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N 1099, в развитие областной Целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", утвержденной постановлением Сахалинской областной Думы от 22.01.98 N 12/1/18-2.
    Цели и задачи Программы
    Целями Программы являются:
    - создание условий для устойчивого, гармоничного развития народов Севера в местах их компактного проживания на основе сохранения естественной среды их обитания, восстановления традиционного природопользования и хозяйствования;
    - принятие неотложных мер по поддержанию традиционного хозяйствования народов Севера, а также создание условий для национально - культурного развития;
    - повышение уровня образования и профессиональной подготовки народов Севера.
    Программа предусматривает решение следующих задач:
    - обеспечение социальной защиты народов Севера, совершенствование системы социальных льгот и гарантий, в том числе при трудоустройстве, обеспечение возможности повышения уровня образования, подготовки национальных кадров;
    - создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, семейно - родовых и общинных форм хозяйствования;
    - развитие материальной базы традиционного хозяйствования народов Севера - оленеводства, рыболовства, народных художественных промыслов;
    - сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев народов Севера;
    - возрождение национально - территориального или общинного самоуправления народов Севера;
    - повышение уровня медицинского обслуживания в местах компактного проживания народов Севера;
    - строительство, ремонт и приобретение жилья для народов Севера;
    - развитие факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования;
    - сохранение традиционной среды обитания народов Севера и улучшение экологической ситуации;
    - развитие системы социально - бытовых и коммунальных услуг, торговли и повышение уровня обеспеченности народов Севера продовольствием и товарами первой необходимости.
    Система программных мероприятий включает 6 подпрограмм:
    1.Обеспечение занятости, развития традиционных отраслей, промыслов и ремесел народов Севера и создание комплексных факторийных форм торговли и товарообмена.
    2.Развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения и сферы услуг.
    3.Духовное и национально - культурное развитие, образование и усиление роли народов Севера в экономических и социальных процессах.
    4.Сохранение среды обитания и улучшение экологической ситуации.
    5.Энергообеспечение и развитие коммуникаций.
    6.Строительство.
    Администрация Сахалинской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно будет уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
    При формировании системы программных мероприятий учитывалась необходимость:
    - продолжения и завершения ранее начатых работ по развитию экономики и социальной сферы, в том числе вводу в действие объектов капитального строительства (в рамках Федеральной целевой программы экономического и социального развития народов Севера до 2000 года);
    - расширение состава мероприятий и направления объемов работ по признанным, приоритетным для жизнедеятельности народов Севера направлениям;
    - реализация новых направлений, обеспечивающих коренное изменение стратегии экономического и социального развития народов Севера на территории их компактного проживания в условиях рыночных отношений.
    Система программных мероприятий включает правовые, организационные, производственно - хозяйственные, экологические, социальные и другие мероприятия:
    - направленные преимущественно на решение экономических и социальных проблем народов Севера;
    - предусматривающие создание условий для успешной реализации Программы и обеспечивающие нормативно - правовое обеспечение Программы.
    Характеристика целевых подпрограмм
    1.Подпрограмма "Обеспечение занятости, развитие традиционных отраслей, промыслов и ремесел народов Севера и создание комплексных факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена" направлена на сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство, рыболовство, охота на пушного и морского зверя, народно - художественный промысел), увеличение продукции традиционных отраслей, развитие производственной базы переработки сырья.
    Реализация подпрограммы включает несколько направлений.
    Первое направление предусматривает развитие материально - сырьевой базы традиционных отраслей:
    - увеличение оленеводческих хозяйств и восстановление поголовья домашних оленей;
    - строительство ограждения оленьих пастбищ протяженностью 140 км и двух баз для пастухов - оленеводов;
    - мероприятия по развитию собаководства как формы традиционного хозяйствования;
    - организация промысловой заготовки пушнины;
    - биотехнические и охотоустроительные работы;
    - приобретение 2-х маломерных промысловых судов.
    Вторым направлением подпрограммы является развитие производственной базы по переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования:
    - строительство 4-х перерабатывающих цехов малой мощности по переработке рыбы, одного цеха по переработке продуктов морского зверя, 3-х цехов по переработке дикорастущих плодов, 4-х сувенирных цехов;
    - организация производства по выпуску изделий художественных промыслов и ремесел;
    - строительство холодильников и приобретение холодильных и морозильных установок.
    Третье направление подпрограммы предусматривает:
    - технологическое обновление производственной базы традиционных отраслей хозяйствования;
    - реализация мер, предусматривающих закупку и поставку современных отечественных и зарубежных технологий и оборудования.
    Четвертое направление подпрограммы включает создание 4-х комплексных факторий на базе традиционных отраслей и промыслов народов Севера как основного звена в системе товарообмена, обеспечивающего организацию производства, переработку, заготовку и реализацию продукции.
    В целом результаты подпрограммы: обеспечение занятости народов Севера, поддержка родовых, семейных хозяйств и общин; обеспечение квотой рабочих мест для выпускников вузов, ссузов и ПУ; организация подготовки и переподготовки лиц из числа народов Севера, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в традиционных отраслях хозяйствования.
    Общая стоимость подпрограммы оценивается в 22849,0 тыс. рублей.
    2.Подпрограмма "Развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения и сферы услуг" предусматривает в области здравоохранения оснащение фельдшерско - акушерских пунктов современным оборудованием, медикаментами: формирование передвижных медицинских бригад для оказания своевременной медицинской помощи населению в отдаленных населенных пунктах, на базах оленеводов, на станах рыбаков, для проведения профилактических осмотров.
    Принятие мер по обеспечению финансирования оплаты проезда народам Севера для выезда с целью медицинского обследования и лечения:
    - в социальной сфере - обеспечение народов Севера жильем, а также улучшение жилищных условий; комплекс мероприятий по ремонту жилого фонда и новому жилищному строительству;
    - в сфере услуг - развитие предприятий коммунально - бытового обслуживания, в том числе строительство 3-х бань.
    Потребность в финансовых средствах на реализацию подпрограммы составляет 7480,9 тыс. рублей.
    3.Подпрограмма "Духовное и национально - культурное развитие, образование и активизация роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и социальных процессах" предусматривает социальную и правовую защиту народов Севера, развитие национального самоуправления:
    - социальную поддержку малообеспеченных семей;
    - разработку и принятие нормативных правовых актов в соответствии с Федеральными законами "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока";
    - строительство ясли - сада в с. Некрасовке Охинского района, ремонт школьных и дошкольных учреждений;
    - открытие комплекса ясли - сад - школа племени Кетнивгун; создание национальных летних школ (с традиционным образом жизни), развитие национальных видов спорта; организация этнографических и фольклорных экспедиций; выделение целевых бюджетных мест в высших, средних, профессиональных учебных заведениях для подготовки национальных кадров; социальная поддержка студентов и учащихся; переподготовка и повышение квалификации национальных кадров. Проведение мероприятий по организации занятости, трудоустройству молодых специалистов и профориентации выпускников образовательных учебных заведений из числа народов Севера; дополнительное финансирование школ, дошкольных учреждений;
    - издание книг и учебно - методических пособий на языках народов Севера; поддержка средств массовой информации (газета и радиопередача на нивхском языке); создание и поддержка этнокультурных центров и историко - этнографических музеев; финансовая помощь фольклорным коллективам и национальным ансамблям.
    Предусматривается развитие и поддержка областной общественной организации и общин народов Севера.
    Объем финансирования подпрограммы составляет 18556,8 тыс. рублей.
    4.Подпрограмма "Сохранение среды обитания и улучшение экологической ситуации" предусматривает:
    - создание условий для восстановления и сохранения естественной среды обитания, необходимой для традиционной жизнедеятельности народов Севера;
    - создание 2-х особо охраняемых природных территорий в районах проживания народов Севера;
    - проведение комплекса работ по установлению границ и режима использования территорий традиционного природопользования;
    - мероприятия по охране оленьих пастбищ;
    - проведение мониторинга состояния почвы и водоемов в районах проживания народов Севера.
    На реализацию подпрограммы необходимо 1597,0 тыс. рублей.
    5.Подпрограмма "Энергообеспечение и развитие коммуникаций" предусматривает:
    - обеспечение электроснабжения на основе повышения эффективности использования ветроустановок, местных топливно - энергетических ресурсов, оснащения транспортными передвижными средствами;
    - приобретение 5-ти малогабаритных дизельных генераторов, 3-х ветроустановок для родовых, семейных хозяйств;
    - приобретение дизтоплива для электростанций с. Виахту, с. Трамбаус Александровск-Сахалинского района, с. Рыбное Охинского района, а также лодочных моторов, снегоходов "Буран", 2-х вездеходов и 4-х грузовых автомобилей.
    Потребность в финансовых средствах на реализацию подпрограммы составляет 12651,0 тыс. рублей.
    Финансовое обеспечение Программы
    Общая стоимость Программы оценивается в 216257,7 тыс. рублей, из них:
    - 176493 тыс. рублей из федерального бюджета;
    - 13173,2 тыс. рублей из областного бюджета;
    - 26591,5 тыс. рублей из внебюджетных источников.
    Реализация Программы позволит:
    - решить социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера;
    - вывести традиционные отрасли хозяйствования народов Севера из кризисного состояния.
    Финансовые средства на осуществление мероприятий Программы определены по статьям: капитальные вложения, научно-исследовательские и прочие текущие затраты.
    Механизм реализации Программы
    Реализация Программы предусматривает проведение целенаправленной экономической политики. В условиях крайне низкой покупательной способности народов Севера необходимо сохранить финансирование из федерального бюджета, использовать уже предоставленные ранее федеральным законом льготы по налогам и другие виды государственной поддержки, включая и прямую материальную помощь отдельным представителям народов Севера.
    Укрепление материально - технической базы национальных предприятий, семейно - родовых, общинных хозяйств и народно - художественных промыслов, оснащение их современной техникой, транспортом и оборудованием будет осуществляться через механизм государственного заказа. Дополнительные средства могут быть получены по лизингу, через контракты под будущую продукцию хозяйств или в виде товарного кредита.
    Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются государственным заказчиком - администрацией Сахалинской области.
    Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы Сахалинской области по вопросам народов Севера.
    Организация управления Программой
    и контроль за ходом ее реализации
    Контроль за выполнением Программы возлагается на государственного заказчика - администрацию Сахалинской области, отдел национальной политики администрации Сахалинской области, которые взаимодействуют с Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Александровск-Сахалинского, Охинского, Поронайского, Ногликского, Тымовского и Смирныховского районов, на территории которых проживают народы Севера, департаментами, управлениями, комитетами и отделами администрации Сахалинской области и информируют Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ, Сахалинскую областную Думу по итогам года о реализации Программы.
    Отдел национальной политики администрации Сахалинской области координирует работу исполнителей, финансирование мероприятий Программы, отвечает за привлечение внебюджетных средств и средств местных бюджетов, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
    При сокращении объемов финансирования Программы из федерального бюджета отдел национальной политики администрации Сахалинской области совместно с Главным финансовым управлением и комитетом экономики администрации Сахалинской области корректируют перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной финансовый год, определяют приоритеты, принимают меры по привлечению внебюджетных средств для финансирования Программы. Изменения в финансировании отражаются в бюджетной заявке на финансирование Программы из федерального бюджета на очередной финансовый год. Администрация Сахалинской области представляет в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике Российской Федерации ежегодный и ежеквартальные отчеты о ходе реализации Программы с внесением предложений по совершенствованию работы.
    Оценка эффективности реализации Программы
    Реализация Программы предполагает:
    - создание материальной базы для социальной адаптации народов Севера в условиях рыночной экономики; повышение уровня их национального самосознания;
    - восстановление и развитие традиционных отраслей хозяйствования;
    - сохранение существующих рабочих мест;
    - повышение уровня профессионального мастерства народов Севера;
    - предоставление возможности получения высшего и среднего профессионального образования;
    - совершенствование качества предоставляемых медицинских услуг и санитарно - эпидемиологического обслуживания;
    - возрождение и сохранение самобытной национальной культуры народов Севера.