Сахалинская область
Постановление от 15 мая 2001 года № 2/8/184-3

О проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенном 03.09.98 Сахалинской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Принято
Сахалинской областной Думой
15 мая 2001 года
    Рассмотрев проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", доработанный с учетом заключения Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 5360п-П13 и заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 03.11.98 N 2.2-15/3836 по проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный 03.09.98 Сахалинской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке ст. 104 Конституции Российской Федерации, Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Подтвердить законодательную инициативу Сахалинской областной Думы от 03.09.98 по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".
    2.Согласиться с уточненным текстом законопроекта (и пояснительной запиской), подготовленным с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания и отзывов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
    3.Направить уточненный текст законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
    4.Поручить представление законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутату Сахалинской областной Думы С.А.Пономареву.
    5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Сахалинской областной Думы Б.Н.Третяка.
    Председатель
    Сахалинской областной Думы
    Б.Н.Третяк
    Проект вносится
    Сахалинской областной Думой
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ от 31.07.95 ("Российская газета", 12.08.98) в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" N 116-ФЗ от 05.08.2000 следующие изменение и дополнения:
    1.Статью 8 дополнить новым абзацем следующего содержания:
    "установление ответственности и условий к ней привлечения за нарушение бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации".

    2.В статье 29 слова "санкций за нарушение бюджетного законодательства" заменить словами "правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства".
    3.Статью 31 дополнить новым абзацем следующего содержания:
    "право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации".

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Российской Федерации
    В.В.Путин
    Москва, Кремль
    N ____________
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Бюджетный кодекс РФ, определяя компетенцию органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений, относит к ведению Российской Федерации установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 7). Как видно из текста статей 8 и 9, определяющих компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, никакими полномочиями установления оснований ответственности и применения соответствующих мер они не обладают.
    Это противоречит как отдельным положениям самого Кодекса (ст. 273), так и Конституции РФ (ст. 5, 11, 71 - 76).
    Нормы об ответственности в сфере бюджетного законодательства РФ носят властный характер, являются административно - правовыми. Однако, административное и административно - процессуальное законодательство относятся в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ (п. "к" ст. 72 Конституции РФ). Если охрана федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов относится к исключительной компетенции Российской Федерации, то охрана административным методом бюджетов субъектов РФ, их внебюджетных фондов должна производиться совместно.
    В пункте 3 статьи 273 Бюджетного кодекса РФ указывается, что "в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставом муниципального образования законодательный (представительный) орган субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц".
    Так как статья 273 называется "Отклонение отчета об исполнении бюджета", то очевидно, что все процедуры по выражению недоверия, отзыва и т.п. представляют собой санкцию за несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону (решению), если не вводился режим сокращения и блокировки расходов и принято решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.
    С одной стороны, фактическое предоставление права субъектам РФ на применение таких мер, как выражение недоверия органу или должностному лицу исполнительной власти, указывает на неполноту ст. 8 Бюджетного кодекса. С другой, ограничивать права органа местного самоуправления или законодательного органа субъекта РФ лишь правом сначала дать оценку итогам исполнения бюджета, а затем начать процедуру отзыва выборных должностных лиц исполнительной власти, не имея никаких промежуточных мер воздействия, - явно недостаточно. Для устранения этих противоречий можно предложить следующее решение, учитывающее как интересы субъектов федерации, так и необходимость сохранения единства бюджетной системы России.
    К ведению органов государственной власти РФ наряду с непосредственным установлением оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации следует отнести "установление основ ответственности за нарушение бюджетного законодательства субъектов РФ".
    Одновременно к ведению органов государственной власти субъектов РФ следовало бы отнести право устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства субъектов РФ, если она не установлена федеральным законодательством.
    Правительство РФ в своем заключении от 06.11.98 считало принятие законопроекта преждевременным до принятия нового Кодекса об административных правонарушениях. 08.12.2000 этот Кодекс был принят. В нем содержатся составы всего трех бюджетных правонарушений (15.14 - нецелевое использование бюджетных средств; 15.15 - нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; 15.16 - нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами), тогда как только в ст. 283 Бюджетного кодекса РФ содержится двадцать одно основание применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, действующее федеральное законодательство не содержит достаточного количества составов административных правонарушений в данной сфере. Такие субъекты РФ, как Москва, Кировская, Курганская, Пензенская области, сообщили об отсутствии замечаний по законопроекту. Не поддержали законопроект Новгородская и Новосибирская области.
    Законопроект одобрен законодательными (представительными) органами республик: Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Коми, Северной Осетии-Алании, Тывы, Чувашии, Якутии; краев: Алтайского, Краснодарского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского; областей: Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курской, Липецкой, Омской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской; Таймырского округа.
    Депутат
    Сахалинской областной Думы
    С.А.Пономарев
    28.03.2001