Сахалинская область
Постановление от 18 декабря 1997 года № 11/327-2

О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы "О районировании Севера Российской Федерации по зонам дискомфортности, государственной поддержке лиц, работающих и проживающих в них"

Принято
Сахалинской областной Думой
18 декабря 1997 года
    Рассмотрев представленный губернатором Сахалинской области И.П.Фархутдиновым проект Федерального закона "О районировании Севера Российской Федерации по зонам дискомфортности, государственной поддержке лиц, работающих в них", и в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона "О районировании Севера Российской Федерации по зонам дискомфортности, государственной поддержке лиц, работающих и проживающих в них" (прилагается).
    2.Обратиться к законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, чьи территории относятся к зонам дискомфортности Севера Российской Федерации, с предложением поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
    3.Назначить представителем Сахалинской областной Думы при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председателя Сахалинской областной Думы Б.Н.Третяка.
    4.Направить указанный проект Федерального закона в Правительство Российской Федерации для сведения.
    5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Сахалинской областной Думы Л.Ф.Шубину.
    Председатель
    областной Думы
    Б.Н.Третяк
    Проект
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАЙОНИРОВАНИИ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗОНАМ ДИСКОМФОРТНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В НИХ
    Настоящий Федеральный закон распространяет свое действие на территорию, отнесенную к Северу Российской Федерации.
    Закон устанавливает принципы и порядок районирования Севера Российской Федерации по величине дискомфортности для проживания и хозяйствования (жизнедеятельности) населения, определяет административно - территориальные образования, относящиеся к Северу Российской Федерации, и границы его зон дискомфортности.
    Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на территории Севера Российской Федерации, по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием климатических, географических, экономических и социальных факторов.
    Закон направлен на создание условий для обеспечения дифференцированного подхода к формированию и проведению государственной социально - экономической политики развития Севера Российской Федерации.
  1. Раздел I.Районирование севера Российской Федерации

  2. Для целей настоящего Федерального закона под Севером Российской Федерации понимается высокоширотная часть и примыкающие к ней территории Российской Федерации, включающие административно - территориальные образования (республики, края, области, районы, территории, подчиненные сельским и поселковым администрациям), условия жизнедеятельности населения, которые соответствуют установленным настоящим Федеральным законом критериям (совокупным признакам).
    Критериями отнесения конкретной территории к Северу Российской Федерации являются географическое расположение этой территории и дискомфортность условий жизнедеятельности населения (далее - дискомфортность).
    Географическое расположение Севера Российской Федерации определяется:
    - в Северном Ледовитом океане и его морях - землями и островами, указанными в постановлении ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане";
    - на западе и востоке - Государственной границей Российской Федерации;
    - на юге - южной границей третьей дискомфортной зоны, являющейся одновременно южной границей всего Севера Российской Федерации.
    Районирование - деление территории Севера Российской Федерации на зоны с различной величиной дискомфортности.
    Под дискомфортностью понимается совокупность природно - климатических, экономико - географических, социально - экономических и медико - биологических факторов, присущих конкретной территории и оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.
    Величина дискомфортности оценивается по балльной системе на основании расчета численного значения каждого их характеризующих ее факторов с учетом их значимости, и определяется интегральным показателем дискомфортности, скорректированным с учетом иных местных факторов, не принятых во внимание используемой методикой расчета.
    Целью районирования Севера Российской Федерации является определение границ и деление его территории на зоны дискомфортности путем расчета величины дискомфортности в каждом административно - территориальном образовании этой зоны.
    Отнесение территорий Севера Российской Федерации к зонам дискомфортности является основанием для установления лицам, работающим и проживающим на этих территориях, государственных гарантий и компенсаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    Районирование Севера Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
    1) научной обоснованности районирования;
    2) дифференцированного подхода при проведении районирования на основе деления территории Севера Российской Федерации на зоны с различной величиной дискомфортности, исходя из следующих факторов и характеризующих их показателей:
    - природно - климатических (биоклиматический индекс суровости метеорежима (БИСМ), продолжительности дня и ночи (ультрафиолетовая недостаточность), повторяемости и мощности опасных гидрометеорологических явлений и природных (стихийных) бедствий, продолжительности летнего периода со среднесуточной температурой выше 15 градусов по Цельсию, эквивалентно - эффективных температур, продолжительности периодов с экстремальными значениями относительной влажности воздуха, оценки газового состава воздуха (кислородное голодание), мощности и продолжительности таяния снежного покрова);
    - экономико - географических (плотности сельского населения, степени сельскохозяйственной освоенности и заболоченности территории, транспортной доступности, отдаленности от экономических и индустриальных центров);
    - социально - экономических (уровня жизни населения, продолжительности отопительного периода, суммы активных температур за вегетационный период свыше 10 и 15 градусов по Цельсию, фотосинтетической активной радиации (ФАР), продолжительности безморозного периода, отношения испарения к испаряемости, теплозащитных свойств одежды);
    - риска проживания (состояния здоровья населения, степени пригодности территории для заселения пришлыми контингентами);
    3) использования метода интегральной оценки дискомфортности условий проживания и ведения хозяйственной деятельности населения.
    Север Российской Федерации делится на следующие зоны дискомфортности: абсолютно дискомфортную, включая арктические районы Российской Федерации, экстремально дискомфортную и дискомфортную.
    Зона дискомфортности - часть территории Севера Российской Федерации с определяемой настоящим Федеральным законом величиной дискомфортности.
    Величина дискомфортности абсолютно дискомфортной зоны оценивается в 20 - 35 баллов, экстремально дискомфортной - 36 - 50 баллов, дискомфортной - 51 - 65 баллов.
    Порядок районирования и расчета величины дискомфортности установлен приложением к настоящему Федеральному закону, являющимся его неотъемлемой частью.
    К территории абсолютно дискомфортной зоны относятся:
    а) арктические районы Российской Федерации:
    Земли и острова Северного Ледовитого океана и его морей;
    Мурманская область: Печенгский район (прибрежные территории Баренцева моря с населенными пунктами, расположенными на полуостровах Средний и Рыбачий, населенный пункт Лиинахамари, поселок городского типа Печенга), Кольский район (территории Туманенской поселковой администрации, Ура-Губской сельской администрации), Ловозерский район (территория Сосновской сельской администрации), территории Североморской городской администрации, закрытые административно - территориальные образования Заозерск, Скалистый, Снежногорск, Островной и г. Полярный с приписанными к ним населенными пунктами;
    Ненецкий автономный округ - вся территория;
    Республика Коми - г. Воркута с подчиненной ему территорией;
    Ямало-Ненецкий автономный округ: Приуральский, Тазовский и Ямальский районы, территории Салехардской и Лабытнагской городских администраций;
    Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ) - вся территория;
    Красноярский край - территория Норильской городской администрации;
    Республика Саха (Якутия): Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Оленекский и Усть-Янский улусы;
    Чукотский автономный округ - вся территория;
    Корякский автономный округ - Олюторский район.
    б) остальная территория абсолютно дискомфортной зоны:
    Мурманская область: Печенгский район (кроме прибрежных территорий Баренцева моря с населенными пунктами, расположенными на полуостровах Средний и Рыбачий, населенного пункта Лиинахамари, поселка городского типа Печенга), Кольский район (территории, подчиненные Кольской городской и Мурмашинской поселковой администрациям), территория Мурманской городской администрации.
    Республика Коми: гг. Усинск и Инта с подчиненными им территориями;
    Эвенкийский автономный округ - Илимпийский район;
    Красноярский край - Туруханский район (территория Совреченского, Серковского, Горошихинского, Фарковского, Туруханского, Костинского муниципалитетов), территория Игаркинской городской администрации;
    Республика Саха (Якутия): Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский, Вилюйский, Жиганский, Момский, Оймяконский, Среднеколымский и Томпонский улусы;
    Хабаровский край - Охотский район;
    Магаданская область - вся территория;
    Корякский автономный округ: Пенжинский, Тигильский и Карагинский районы;
    Камчатская область: Алеутский, Соболевский и Усть-Большерецкий районы;
    Сахалинская область: Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский, Охинский, Ногликский, Тымовский, Смирныховский районы, г. Оха.
    К категории экстремально дискомфортной зоны относятся:
    Мурманская область: Ковдорский, Кольский, Ловозерский и Терский районы, территории Апатитской, Кандалакшской, Кировской, Мончегорской, Оленегорской и Полярнозоринской городских администраций и г. Мурманск;
    Республика Карелия - Беломорский, Калевальский национальный, Кемский, Лоухский районы, территория Костомукшской городской администрации и г. Кемь;
    Архангельская область: Мезенский, Лешуконский, Соловецкий, Пинежский (территория Пинежской, Труфаногорской, Чакольской, Шотогорской, Юрольской, Веркольской, Карпогорской, Кеврольской, Кушкопальской, Шилегской, Погженьгской, Сийской, Междуреченской сельской администраций), Приморский (территории Зимне-Золотицкой, Летне-Золотицкой, Лопшеньгской, Патракеевской, Поморской и Пертоминской сельских администраций) районы;
    Республика Коми: Вуктыльский, Ижемский и Усть-Цилемский районы и гг. Вуктыл и Печора с подчиненными им территориями;
    Ямало-Ненецкий автономный округ: Красноселькупский, Надымский, Пуровский и Шурышкарский районы, территории Новоуренгойской и Ноябрьской городских администраций и гг. Надым, Муравленко;
    Ханты-Мансийский автономный округ: Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский и Ханты-Мансийский районы, территории Лангепасской, Мегионской, Когалымской, Нижневартовской, Сургутской, Нефтеюганской и Ханты-Мансийской городских администраций и гг. Белоярский, Радужный, Нягань и Пыть-Ях;
    Эвенкийский автономный округ: Байкитский и Тунгусско-Чунский районы;
    Томская область: Александровский район и г. Стрежевой;
    Красноярский край: Северо-Енисейский и Туруханский (территории Бахтинского, Борского, Верещагинского, Верхнеимбатского, Вороговского, Зотинского, Келлогского, Сургутского муниципалитетов) районы;
    Иркутская область: Бодайбинский, Мамско-Чуйский, Катангский районы и г. Бодайбо;
    Республика Саха (Якутия): Алданский, Горный, Кобяйский, Ленинский, Ленский, Верхневилюйский, Мирнинский, Намский, Олекминский, Сунтарский, Таттинский, Усть-Майский, Амгинский, Мегино-Кангаласский, Орджоникидзевский, Усть-Алданский и Чурапчинский улусы, территории Якутской и Нерюнгринской городских администраций, г. Мирный;
    Читинская область - Каларский район;
    Хабаровский край - Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский районы;
    Камчатская область: Быстринский, Елизовский, Усть-Камчатский и Мильковский районы, гг. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск;
    Сахалинская область: Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, Макаровский, Невельский, Поронайский, Томаринский, Углегорский и Холмский районы, гг. Александровск-Сахалинский, Долинск, Корсаков, Невельск, Поронайск, Углегорск, Холмск и Южно-Сахалинск.
    К территории дискомфортной зоны относятся:
    Республика Карелия: Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Пряжинский, Сегежский, Суоярвский районы и Вепсская национальная волость, территория Сортавальской городской администрации и гг. Кондопога, Петрозаводск, Питкяранта, Сегежа;
    Архангельская область: Верхнетоемский, Виноградовский, Красноборский, Ленский, Няндомский, Онежский, Пинежский (территории Лавельской, Нюхченской, Сосновской, Сурской сельских администраций), Плесецкий, Приморский (территории Вознесенской, Заостровской, Катунинской, Коскогорской, Ластольской, Лисестровской, Лявленской, Повракульской, Приморской, Пустошенской, Талажской сельских администраций и Уемской поселковой администрации), Холмогорский, Вилегодский, Вельский, Каргопольский, Коношский, Устьянский, Котласский, Щенкурский районы, территории Архангельской, Северодвинской и Онежской городских администраций, гг. Коряжма и Новодвинск;
    Республика Коми: Троицко-Печорский, Удорский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский и Усть-Куломский районы, гг. Сыктывкар, Ухта, Сосногорск с подчиненными им территориями;
    Пермская область: Чердынский, Красновишерский районы;
    Коми-Пермяцкий автономный округ - Гайнский, Косинский и Кочевский районы;
    Свердловская область: территории Ивдельской, Североуральской городских администраций;
    Ханты-Мансийский автономный округ: Кондинский район, территория Урайской городской администрации;
    Тюменская область - Вагайский, Уватский и Тобольский районы, территория Тобольской городской администрации;
    Омская область: Усть-Ишимский, Тевризский, Большеуковский, Знаменский, Седельниковский и Тарский (территории Атирской, Васисской, Югоровской, Ермаковской, Имшигальской, Литковской, Ложниковской, Мартюшевской, Полугрудовской сельских администраций) районы;
    Томская область: Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский и Тегульдетский районы, территория Кедровской городской администрации, г. Колпашево;
    Красноярский край: Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы, территория Лесосибирской городской администрации, г. Енисейск;
    Иркутская область: Казачинско-Ленский, Братский, Киренский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Чунский (территории Выдринской, Червянской сельских администраций), Жилаловский, Качугский, Тайшетский (территории Бузыкановской, Джогинской, Кондратьевской, Мирнинской, Шелаевской, Черчетской сельских администраций и территории Новобирюсинской и Шиткинской поселковых администраций), Ольхонский (территория Зама-Онгуренской и Хужирской сельских администраций) районы, территория Братской городской администрации, гг. Усть-Илимск и Усть-Кут;
    Республика Бурятия: Баргузинский, Баунтовский, Еравнинский, Курумканский, Муйский, Прибайкальский и Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск;
    Читинская область: Могочинский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский и Чернышевский (территории, подчиненные Аксеново-Зиловской, Букачачинской и Жирекенской поселковым администрациям, Бухтинской, Бушулейской, Ульяканской сельским администрациям) районы;
    Амурская область: Зейский, Селемджинский, Сковородинский и Тындинский районы, территория Тындинской городской администрации, г. Зея;
    Хабаровский край: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, им. Лазо (восточная часть), им. Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный и Ульчский районы, территория Амурской городской администрации, гг. Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань;
    Приморский край: Дальнегорский, Кавалеровский, Красноармейский, Ольгинский, Пожарский (Верхнеперевальская, Краснояровская, Соболинская сельские администрации) и Тернейский районы, территория Дальнегорской городской администрации.
  3. Раздел II.Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих на территории севера Российской Федерации глава I. общие положения

  4. Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, и (или) проживающих на территории Севера Российской Федерации.
    В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, государственные гарантии и компенсации предоставляются:
    неработающим пенсионерам, а также членам их семей, находящимся на их иждивении;
    лицам, признанным в установленном порядке безработными, а также членам их семей, находящимся на их иждивении;
    лицам из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и органов налоговой полиции, уволенным по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями;
    лицам, обучающимся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
    Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, не проживающим постоянно на территории Севера Российской Федерации, но выполняющим работу на указанной территории вахтовым методом,определяются отдельными статьями настоящего Федерального закона, законодательными актами субъектов Российской Федерации, условиями заключаемого лицом трудового договора (контракта).
    Законодательство Российской Федерации о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Севера Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    Финансовое обеспечение предоставления государственных гарантий и компенсаций осуществляется за счет следующих источников:
    федерального бюджета Российской Федерации - расходов, предусмотренных статьей 10 (выплата районного коэффициента к заработной плате), статьей 11 (выплата процентной надбавки к заработной плате), статьей 18 (предоставление льготного кредита на приобретение или строительства жилья), статьей 19 (выплата компенсаций за сдаваемое жилье, в том числе не подлежащее ремонту и дальнейшей эксплуатации), статьей 20 (выплата стипендий с учетом районного коэффициента за счет средств федерального бюджета), статьей 23 (выплата пособий и других социальных выплат семьям, имеющим детей), статьей 34 (оплата проезда неработающих пенсионеров на отдых), статьей 35 (оплата расходов неработающих пенсионеров, лиц, потерявших работу и зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных и членов семей, находящихся на их иждивении, связанных с выездом с территории Севера Российской Федерации);
    бюджетов субъектов Российской Федерации - расходов, предусмотренных статьей 19 (выплата компенсаций за сдаваемое жилье муниципального жилищного фонда), статьей 20 (выплата стипендий с учетом районного коэффициента за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации), статьей 23 (выплата компенсаций, пособий и других социальных выплат, предусмотренных нормативными актами субъекта Российской Федерации с учетом районного коэффициента);
    местных бюджетов - расходов, предусмотренных статьей 19 (выплата компенсаций за сдаваемое благоустроенное жилье муниципального жилищного фонда), статьей 20 (выплата стипендий с учетом районного коэффициента за счет средств местных бюджетов), статьей 23 (выплата компенсаций, пособий и других социальных выплат, предусмотренных нормативными актами органов местного самоуправления с учетом районного коэффициента);
    Пенсионного фонда Российской Федерации - расходов, связанных с пенсионным обеспечением;
    Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - расходов, предусмотренных статьей 14 (компенсации безработным гражданам);
    Фонда социального страхования Российской Федерации - расходов, предусмотренных статьей 20 (оплата проезда для прохождения лечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях), статьей 23 (выплаты семьям, имеющим детей в возрасте до полутора лет), статьей 24 (выплата пособий по временной нетрудоспособности), статьей 32 (оплата проезда для медицинских консультаций и лечения), статьей 33 (оплата провоза детей на санаторно - курортное лечение);
    средств предприятий, учреждений и организаций - расходов, предусмотренных статьей 13 (государственные гарантии высвобождаемым работникам), статьей 15 (оплата ежегодного дополнительного отпуска), статьей 18 (расходы по найму (поднайму) или аренде жилого помещения), статьей 19 (выплата компенсаций за сдаваемое жилье, в том числе ведомственного жилого фонда), статьей 20 (доплата к стипендиям для лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях), статьей 22 (сокращена рабочая
    неделя для женщин), статьей 33 (оплата проезда и провоза багажа), статьей 35 (оплата расходов работников и членов их семей, связанных с выездом с территории Севера Российской Федерации).
    Обеспечение предоставления гарантий и компенсаций в учреждениях и организациях, финансируемых за счет средств государственного бюджета, осуществляется из средств, выделяемых на эти цели из соответствующих бюджетов.
    На предприятиях, в учреждениях и организациях негосударственной формы собственности предоставление гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 10 (выплата районного коэффициента к заработной плате) и статьей 11 (выплата процентной надбавки к заработной плате) работникам, привлеченным на работу этими предприятиями, учреждениями и организациями после вступления в силу настоящего Федерального закона из регионов, не относящихся к территории Севера Российской Федерации, производится за счет их собственных средств, если привлечение указанных работников не было предварительно согласовано с органами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
  5. Глава II.Регулирование трудовых отношений. Оплата труда

  6. На территории Севера Российской Федерации оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
    Порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате лицам, работающим на территории Севера Российской Федерации, определяется действующим законодательством. Размер районного коэффициента к заработной плате устанавливается по каждой дискомфортной зоне Правительством Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
    Лицам, работающим на территории Севера Российской Федерации, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
    Районный коэффициент к заработной плате начисляется без ограничения размера заработной платы.
    Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.
    Работникам организаций, расположенных на территории Севера Российской Федерации, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы на данной территории. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
    Лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы на территории Севера Российской Федерации, если они прожили на указанной территории не менее пяти лет.
    Выплата процентной надбавки к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.
    В трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, засчитывается:
    время любой работы на территории Севера Российской Федерации, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию;
    время повышения квалификации с отрывом от производства, в том числе за пределами территории Севера Российской Федерации;
    военная служба, служба в органах внутренних дел и органах налоговой полиции на территории Севера Российской Федерации;
    время работы или производственной практики (независимо от того, оплачивалась она или нет) на территории Севера Российской Федерации в период обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением, если об этом имеется соответствующая запись в трудовой книжке;
    время пребывания на военных сборах, на командирских занятиях, на сельскохозяйственных и других работах, куда работники направлялись в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    время вынужденного прогула при незаконном увольнении;
    время, в течение которого гражданин в установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" порядке получал стипендию или пособие по безработице, а также время, затраченное на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства;
    время обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях (за исключением общеобразовательных), расположенных на территории Севера Российской Федерации;
    время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
    Порядок исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате определяется Правительством Российской Федерации.
    Лицам, приезжающим на территорию Севера Российской Федерации для работы по вахтовому методу из других регионов, порядок исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате в связи с работой на этой территории определяется Правительством Российской Федерации.
    Лицам, высвобождаемым в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных на территории Севера Российской Федерации, на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев, сохраняются непрерывный трудовой стаж и средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.
    Лицам, проживающим на территории Севера Российской Федерации и признанным в установленном порядке безработными, а также гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, выплачивается за счет средств фонда занятости пособие по безработице (стипендия) в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
  7. Глава III.Продолжительность отпусков

  8. Кроме установленных законодательством Российской Федерации ежегодного (основного) отпуска, дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим на территории абсолютно дискомфортной и экстремально дискомфортной зон Российской Федерации, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 21 рабочий день; лицам, работающим на территории дискомфортной зоны Российской Федерации, - 14 рабочих дней.
    Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим на территории Севера Российской Федерации, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.
  9. Глава IV.Регулирование жилищных отношений

  10. За лицами, работающими на территории Севера Российской Федерации, а также проживающими совместно с ними членами их семей, на все время работы на указанной территории в установленном порядке бронируются жилые помещения по прежнему месту жительства, занимаемые по договору найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
    Порядок бронирования жилых помещений в Российской Федерации определяется Правительством РФ, а на территории других государств регулируется международными договорами Российской Федерации.
    Организация обязана обеспечить своего работника и членов его семьи жилым помещением по социальной норме площади жилья, установленной для данной территории. В случаях, если организация не может обеспечить работника жилым помещением, она возмещает ему расходы по найму (поднайму) или аренде жилого помещения. Возмещение расходов по найму (поднайму) или аренде жилого помещения производится в соответствии с условиями трудового договора (контракта), но по нормам и ставкам не ниже, чем:
    за площадь по социальной норме площади жилья на каждого члена семьи, установленной органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
    по ставкам, установленным для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
    Для строительства или приобретения жилья по вновь избранному месту жительства на территории Российской Федерации государственная поддержка за счет средств федерального бюджета предоставляется гражданам:
    проработавшим на территории абсолютно дискомфортной и экстремально дискомфортной зон Российской федерации не менее 10 календарных лет, а на территории дискомфортной зоны Российской Федерации - не менее 15 календарных лет;
    прожившим на территории зон дискомфортности Российской Федерации не менее десяти календарных лет и получающим пенсию независимо от ее вида или признанным в период проживания на указанной территории в установленном порядке безработными и не имеющими возможности обучения новой профессии (специальности) и трудоустройства;
    получающим пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, полученных в период работы на территории Севера Российской Федерации, независимо от стажа работы на этой территории, а также инвалидам с детства, родившимся на территории Севера Российской Федерации.
    Для этих лиц предоставляется право на внеочередное вступление в жилищно-строительный кооператив либо право на приобретение в частную собственность земельного участка для индивидуального жилого дома по вновь избранному месту жительства с предоставлением за счет средств федерального бюджета по желанию гражданина льготного кредита или безвозмездной субсидии.
    Льготный кредит предоставляется сроком на 25 лет в размере сметной стоимости строительства или готового жилья, полагающегося по социальной норме площади жилья на каждого выезжающего члена семьи.
    Безвозмездные субсидии предоставляются в размере 30 процентов стоимости жилья, полагающегося гражданину, проживающим вместе с ним членам его семьи и находящимся на его иждивении лицам по социальной норме площади жилья, установленной для населенного пункта или местности по новому месту жительства.
    Для индивидуального жилищного строительства бесплатно выделяются земельные участки в размерах и по норме, принятых в регионе по новому месту жительства.
    Порядок предоставления льготного кредита или безвозмездной субсидии определяется Правительством Российской Федерации. При определении очередности предоставления указанных льгот количество полных лет работы на территории Севера Российской Федерации суммируется с количеством полных лет ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных условий, независимо от зоны проживания.
    Перечисленные в настоящей статьей права и льготы действительны в течение 10 лет с момента выезда с территории Севера Российской Федерации, имеют разовый характер и распространяются на лиц, выехавших с указанной территории не ранее 1988 года и не имеющих жилья за пределами этой территории.
    Лицам, отработавшим на территории Севера Российской Федерации не менее 15 лет, исчисляемых в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона в порядке, принятом для установления пенсии, и сдающим муниципальным органам жилье, в том числе не подлежащее ремонту и дальнейшей эксплуатации, при выезде по месту сдачи выплачивается стоимость освобождаемого жилья.
    Порядок и размеры выплаты указанных компенсаций устанавливаются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Выезжающие могут сдать находящуюся в их собственности жилую площадь государственным либо муниципальным органам по установленным этими органами расценкам или продать по своему усмотрению.
  11. Глава V.Гарантии и компенсации для отдельных категорий населения

  12. Лицам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Севера Российской Федерации, на стипендию, выплачиваемую за счет федерального бюджета, бюджета субъекта федерации либо местного бюджета, начисляется установленный для данной территории районный коэффициент.
    Лицам, обучающимся на дневных отделениях образовательных учреждений начального профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учащимся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Севера Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с "Перечнем видов и объемов медицинской помощи, профилактических и лечебно - диагностических мероприятий, входящих в базовую Программу обязательного медицинского страхования" оплачивается проезд в другие регионы Российской Федерации для лечения и обратно, если соответствующих услуг нет по месту учебы.
    Одному из родителей, работающему на территории Севера Российской Федерации, имеющему детей в возрасте до 16 лет, ежемесячно предоставляется право на дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
    Для женщин, работающих на территории Севера Российской Федерации, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий работниц иными законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
    Размеры компенсаций, пособий и других социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, семьям, проживающим на территории Севера Российской Федерации и имеющим детей, определяются с учетом установленного для данной территории районного коэффициента.
  13. Глава VI.Социальное страхование. Пенсионное обеспечение

  14. Лицам, работающим на территории Севера Российской Федерации, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка, исчисленного с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
    Пенсии в связи с работой на территории Севера Российской Федерации устанавливаются: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет на территории абсолютно дискомфортной и экстремально дискомфортной зон Российской Федерации или не менее 20 календарных лет на территории дискомфортной зоны Российской Федерации и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
    Женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, проработавшим не менее 15 календарных лет на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации, либо не менее 20 календарных лет на территории дискомфортной зоны Российской Федерации, пенсия устанавливается по достижении 45 лет.
    Женщинам, имеющим двух и более детей и воспитавшим их до восьми лет, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации, либо не менее 17 календарных лет на территории дискомфортной зоны Российской Федерации.
    По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.
    Гражданам, проработавшим на территории Севера Российской Федерации, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации. При этом каждый календарный год работы на территории дискомфортной зоны Российской Федерации, считается за девять месяцев работы на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации.
    Гражданам, проработавшим на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с сокращением установленного пенсионного возраста (для мужчин - 55 лет, для женщин - 50 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы на этой территории.
    Членам творческих союзов и творческим работникам, не являющимся членами творческих союзов, стаж работы на территории Севера Российской Федерации для установления пенсии по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, засчитывается при условии внесения страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период проживания указанных лиц на данной территории.
    Право на пенсию на льготных основаниях имеют оленеводы, рыбаки, охотники - промысловики, проживающие на территории Севера Российской Федерации: мужчины - по достижении 50 лет при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщины - по достижении 45 лет при стаже указанной работы не менее 20 лет.
    Социальные пенсии, установленные Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", лицам из числа коренных малочисленных народов Севера назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет в размере минимального размера пенсии по старости.
    При исчислении трудового стажа для назначения пенсий на общих льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы на территории Севера Российской Федерации исчисляется в полуторном размере независимо от срока заключения трудового договора (контракта).
    При исчислении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой на территории Севера Российской Федерации период трудовой деятельности на указанной территории суммируется с периодом работы, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
    Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации либо не менее 20 календарных лет на территории дискомфортной зоны Российской Федерации и имеющим необходимый трудовой стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, пенсия назначается с сокращением установленного пенсионного возраста на пять лет.
    Для лиц, проживающих на территории Севера Российской Федерации, социальные пенсии, размеры трудовых пенсий определяются с применением соответствующих районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, установленных Правительством Российской Федерации на данной территории.
    Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации и не менее 20 календарных лет на территории дискомфортной зоны Российской Федерации, а также женщинам, имеющим двух и более детей и воспитавшим их до восьми лет, - соответственно не менее 12 и 17 календарных лет, при выезде с указанной территории размер назначенной пенсии сохраняется с учетом районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Назначение и выплата пенсий указанным лицам с учетом районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате осуществляются в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального Закона, независимо от места проживания и времени обращения лица за пенсией, если исчисление пенсии производится из заработной платы, выплаченной с учетом районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате.
    Указанный порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается:
    по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации не менее 6 лет 8 месяцев, женщинам - не менее 5 лет;
    по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации не менее 8 лет 4 месяцев, женщинам - не менее 6 лет 8 месяцев.
    В таком же порядке пенсия назначается и выплачивается лицам, проработавшим на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации не менее 12 календарных лет, либо на территории дискомфортной зоны Российской Федерации - не менее 15 календарных лет, если их трудовой стаж на этих территориях с учетом трудовой деятельности, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда, составляет соответственно не менее 15 и 20 календарных лет.
    Пенсии, назначенные до вступления настоящего Федерального закона в силу, подлежат пересмотру в соответствии с положением настоящей статьи.
    Порядок пенсионного обеспечения в связи с работой на территории Севера Российской Федерации граждан, постоянно проживающих на территории других государств, регулируется международными договорами Российской Федерации.
  15. Глава VII.Гарантии материального обеспечения и компенсаций транспортных расходов

  16. Лицам, работающим и проживающим на территории Севера Российской Федерации, гарантируется медицинское обслуживание, оплата не менее 50 процентов стоимости проезда в другие регионы Российской Федерации для медицинской консультации или на лечение и обратно, если соответствующих услуг нет по месту проживания. Для коренных малочисленных народов Севера организуется обязательная ежегодная диспансеризация.
    Лица, работающие на территории Севера Российской Федерации, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным, за исключением такси. Оплата стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов сверх веса, разрешенного к бесплатной перевозке, производится за счет средств организаций.
    Оплата проезда личным транспортом производится по фактическим затратам, но не свыше установленных норм.
    Организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семей своих работников (муж, жена, несовершеннолетние дети, а также учащиеся образовательных учреждений всех организационно - правовых форм и форм собственности) независимо от времени использования отпуска.
    Стоимость перевозки детей, выезжающих для санаторно - курортного лечения и отдыха с территории Севера Российской Федерации, оплачивается за счет средств организаций, местных бюджетов, бюджетов и средств фонда социального страхования Российской Федерации.
    Оплата проезда в отпуск и обратно работника и членов его семьи производится перед отъездом в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращению из отпуска на основании предоставленных документов, подтверждающих фактические расходы.
    Проживающие на территории Севера Российской Федерации неработающие пенсионеры по старости и за выслугу лет, проработавшие не менее 15 календарных лет на территории абсолютно дискомфортной или экстремально дискомфортной зон Российской Федерации и не менее 20 календарных лет на территории дискомфортной зоны Российской Федерации, и проживающие на территории Севера Российской Федерации пенсионеры по инвалидности, получившие инвалидность в период работы на указанной территории, а также члены семей неработающих пенсионеров по старости или пенсионеров по инвалидности, находящиеся на их иждивении, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
    Оплата проезда неработающим пенсионерам независимо от видов пенсии производится перед отъездом на отдых, исходя из примерной стоимости проезда.
    Лицам, прибывшим в организации, расположенные на территории Севера Российской Федерации, из иных регионов Российской Федерации и государств и заключившим с указанными организациями трудовой договор (контракт), за исключением работы вахтовым методом, независимо от постоянного места жительства, гарантируются следующие компенсации:
    единовременное пособие в размере двух должностных окладов (ставок) и единовременное пособие на каждого члена семьи в размере половины должностного оклада (ставки);
    оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше пяти тонн на семью, по фактическим расходам;
    суточные работника;
    оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней на сборы и обустройство на вновь избранном месте жительства.
    Работнику, отработавшему на территории Севера Российской Федерации не менее 5 лет, и членам его семьи в случае переезда на вновь избранное место жительства в связи с прекращением или расторжением с работником трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда и провоза багажа весом не свыше десяти тонн на семью. Неработающим пенсионерам по старости, пенсионерам по инвалидности, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в органах службы занятости в качестве безработных, членам семей, находящимся на их иждивении, - за счет средств федерального бюджета Российской Федерации компенсируются затраты, связанные с выездом с территории Севера Российской Федерации компенсируются затраты, связанные с выездом с территории Севера Российской Федерации по фактическим расходам, но не свыше норм, предусмотренных настоящей статьей.
    Безработным, не зарегистрированным в органах службы занятости населения, возмещаются затраты, связанные с переездом в другую местность за счет средств местных бюджетов по существующим нормам.
    Суммы, полученные лицом на возмещение затрат по выезду с территории Севера Российской Федерации, не являются его доходом.
    Оплата расходов, связанных с переездом на новое место жительства, производится перед переездом исходя из примерной стоимости проезда к новому месту жительства и грузовых тарифов. Окончательная оплата компенсации расходов, связанных с переездом, производится по фактическим расходам.
    Защита установленных настоящим Федеральным законом прав на государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих на территории Севера Российской Федерации, осуществляется в судебной порядке.
    Ущерб, причиненный лицам в результате нарушения настоящего Федерального закона, подлежит возмещению в полном объеме.
  17. Раздел III.Переходные и заключительные положения

  18. До принятия Федерального закона о районировании остальной территории России и законодательного установления мер социальной защиты для лиц, работающих и (или) проживающих на территории зон дискомфортности других, не отнесенных к таковым настоящим Федеральных законом районов Российской Федерации, государственные гарантии и компенсации, установленные настоящим Федеральным законом распространяются на лиц, работающих и (или) проживающих на территории следующих зон дискомфортности других регионов России (кроме исчисления стажа при назначении пенсий):
    а) экстремально дискомфортной зоны:
    Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай; Монгун-Тайгинского, Тоджинского районов и Шынаанской сельской администрации Кызылского района Республики Тыва.
    б) дискомфортной зоны:
    Окинского района Республики Бурятия; Ининской, Купчегеньской, Куладинской, Елинской сельских администраций Онгудайского района, Катандинской, Талдинской, Карагайской, Огневской сельских администраций Усть-Коксинского района, Кырлынской, Мендур-Сокконской, Ябоганской, Усть-Канской, Яконурской сельских администраций Усть-Канского района, Майской, Курмач-Байгольской, Бийскинской сельских администраций Турочакского района Республики Алтай; Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Кызылского (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрского, Пий-Хемского, Сут-Хольского, Тандинского, Тес-Хемского, Чаа-Хольского, Чеди-Хольского, Улуг-Хемского, Эрзинского районов и городов Кызыл, Ак-Довурак Республики Тыва, территории Тафаларской, Нерхинской и Верхне-Тутарской сельских администраций Нижнеудинского района Иркутской области.
    Правительство Российской Федерации в течение трехлетнего срока проводит работы по районированию остальной территории Российской Федерации и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона о районировании остальной территории России и мерах социальной защиты населения.
    Внесение изменений или дополнений в статью 4 и часть 1 настоящей статьи настоящего Федерального закона осуществляется с соблюдением требований Порядка районирования территории Российской Федерации и расчета величины дискомфортности условий жизнедеятельности населения (согласно приложению).
    В случае изменения в отдельных районах Российской Федерации значения показателей, влияющих на величину дискомфортности, производится переоценка установленной величины дискомфортности в данных районах.
    Переоценка величины дискомфортности во всех районах Российской Федерации производится не реже одного раза в десять лет.
    Контроль за исполнением настоящего Федерального закона, соблюдением установленных гарантий и выплат компенсаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Должностные лица организаций, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Признать утратившим силу с 1 января 1998 года Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
    Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
    Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о признании утратившими силу соответствующих федеральных законодательных актов или внесении в них соответствующих изменений в связи с принятием настоящего Федерального закона.
    Нормативные правовые акты Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
    Президент
    Российской Федерации
    Б.Ельцин
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЙОНИРОВАНИИ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗОНАМ ДИСКОМФОРТНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В НИХ"
    Обоснованность необходимости принятия настоящего Федерального закона
    До настоящего времени существует деление территории Российской Федерации на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Однако правовая основа для отнесения к указанным районам отсутствует, деление носит произвольный, научно не обоснованный, законодательно не подкрепленный характер, не позволяющий учесть всего многообразия природно - климатических, экономико - географических, социально - экономических, медико - биологических и иных факторов, присущих конкретным территориям и оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье и образ жизни людей и, как следствие этого, проводить на указанных территориях дифференцированную государственную политику.
    При существующем делении территории Российской Федерации на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности под действием законодательной базы, регламентирующей государственное регулирование социально - экономического развития Севера России, не подпадает даже ряд высокоширотных районов Ханты-Мансийского и Эвенкийского округов, Республики Саха (Якутия), Магаданской и Камчатской областей, Корякского автономного округа, характеризующихся суровым арктическим климатом.
    Поэтому назрела необходимость перейти к районированию Севера Российской Федерации по зонам дискомфортности.
    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.92 N 107-р "О Концепции социально - экономического развития районов Севера и критериях отнесения территории к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним", постановлением 6-го съезда народных депутатов Российской Федерации "О социально - экономическом положении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 21.04.92 N 2707-1, решением комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 24.07.94 (протокол N 10) Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам развития Севера (Госкомсевер России) был разработан проект Федерального закона "О районировании Севера России". В порядке законодательной инициативы Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов (Комитет по Северу) предложил альтернативный вариант к законопроекту, разработанному Госкомсевером России, под названием "О районировании Севера Российской Федерации".
    В варианте Госкомсевера России определен, с точки зрения составителей законопроекта, "оптимальный набор элементов природной среды, влияющих на условия жизни человека". Однако характерные для отдельных территорий природно - климатические явления, оказывающие наиболее неблагоприятное воздействие на здоровье и жизнь людей (тайфуны, циклоны, цунами, землетрясения и др.) остались вне поля зрения разработчиков законопроекта.
    В варианте проекта Федерального закона Комитетом по Северу введена базовая линия 60 градусов северной широты как южная граница территории Севера России, подпадающей под действие предлагаемого Федерального закона. Это заведомо оставляет ряд дискомфортных зон со сложнейшими условиями для жизнедеятельности населения, не сравнимыми ни с одним регионом, расположенным выше 60 градусов северной широты, вне его действия.
    Отмеченные обстоятельства побудили администрацию Сахалинской области разработать в порядке законодательной инициативы альтернативный вариант к законопроектам, предложенным Госкомсевера России и Комитетом по Северу на основе текстов этих проектов.
    В основу законопроекта также положены результаты научного исследования по теме районирования Севера России, проведенного институтом экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.01.92 N 107-р с некоторыми добавлениями, так как при исследовании использовались устаревшие данные и не учитывались отдельные показатели.
    Цели и задачи принятия настоящего Федерального закона
    Целью принятия настоящего Федерального закона является определение территориальных различий в дискомфортности условий жизнедеятельности населения Севера Российской Федерации, административно - территориальных образований, относящихся к Северу Российской Федерации, и границ его зон дискомфортности.
    Настоящий Федеральный закон ставит задачу установления государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим на территории Севера Российской Федерации, по возмещению дополнительных материальных, физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием климатических, географических, экономических и социальных факторов.
    Положения настоящего Федерального закона призваны обеспечить дифференцированный подход к формированию и проведению государственной социально - экономической политики развития Севера Российской Федерации.
    Критерии, факторы и показатели районирования Севера Российской Федерации
    На условия жизнедеятельности населения Севера Российской Федерации влияет целый комплекс факторов. В качестве обобщающих критериев приняты географическое расположение территории (монолитность, целостность ее с остальной территорией России) и дискомфортность условий жизнедеятельности населения (далее - дискомфортность) на этой территории.
    Были выделены 4 основных группы факторов: природно - климатическая, экономико - географическая, социально - экономическая и медико - биологическая. Доминирующее значение отводится природно - климатическому фактору, коэффициент значимости которого равен 0,5.
    Для оценки природно - климатического фактора использовались следующие показатели: биоклиматический индекс суровости метеорежима (БИСМ), продолжительность дня и ночи (ультрафиолетовая недостаточность) в зависимости от широты местности с учетом туманов и пасмурных дней, частота повторяемости и мощность опасных гидрометеорологических явлений и природных (стихийных) бедствий, с которыми связаны резкие изменения погодных условий и перепады атмосферного давления, достигающие критических значений (более 5 Гпа за 3 часа); продолжительность летнего периода со среднесуточной температурой выше 15 градусов по Цельсию, эквивалентно-эффективные температуры (комплексные характеристики температуры, влажности и ветра); продолжительность периодов с экстремальными (до 100%) значениями относительной влажности воздуха; оценка газового состава воздуха (кислородное голодание), мощность и продолжительность таяния снежного покрова.
    Социально - экономический фактор представлен следующими показателями: уровень жизни населения, продолжительность отопительного периода с учетом всего комплекса климатических характеристик - температуры, скорости и направления ветров, влажности воздуха; сумма активных температур за вегетационный период, фотосинтетически активная радиация (ФАР), продолжительность безморозного периода, сумма активных температур за периоды с температурой воздуха свыше 10 и 15 градусов, отношение испарения к испаряемости, теплозащитные свойства одежды.
    Экономико - географический фактор представлен следующими показателями: плотность сельского населения, степень сельскохозяйственной освоенности и заболоченности территории, транспортная доступность, отдаленность от экономических и индустриальных центров.
    Фактор риска проживания представлен двумя показателями: состояния здоровья населения, степень пригодности территории для заселения пришлыми контингентами.
    Все предлагаемые показатели имеют устойчивые единицы изменения или конкретные описательные характеристики степеней развития, что позволяет, объединив их в систему, выйти на количественную оценку факторов по группам, рассчитать уровень дискомфортности условий жизнедеятельности населения (таблица 2 приложения к законопроекту).
    Зоны дискомфортности
    Разделение территорий на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, как показали исследования, не соответствуют реальным различиям в условиях работающих и проживающих здесь людей. Поэтому предлагается отказаться от такого деления и перейти к зональному районированию на основе критерия дискомфортности условий жизнедеятельности населения.
    В результате такого районирования на территории Севера России выделено 3 зоны по дискомфортности условий жизнедеятельности населения (таблица 1): абсолютно дискомфортная, экстремально дискомфортная, дискомфортная.
    Абсолютно дискомфортная зона характеризуется суровой продолжительной зимой и коротким холодным летом, сильными ветрами и метелями. В течение года повторяемость неблагоприятной погоды для человека превышает 90%, продолжительность безморозного периода длится менее 2-х месяцев, а отопительного сезона - более 300 дней. Период с ультрафиолетовой недостаточностью превышает 5 месяцев. Зона характеризуется также многолетнемерзлыми грунтами, коротким вегетационным периодом, отсутствием древесной растительности. Выращивание овощных культур возможно только в условиях закрытого и полузакрытого грунта. В районах арктического севера продолжительность безморозного периода сокращается до нескольких недель и возможно выпадение снега в течение почти целого года.
    В первую зону включены территории с диапазоном биоклиматических индексов: жесткость погоды по Бодману - свыше 4,0 баллов, влажность ветрового охлаждения - 70 МКал/см.сек, теплосодержание воздуха менее 65 кКал/кг, суровость метеорежима - 4,0 - 4,99 баллов.
    Это - территория с крайне интенсивным отрицательным природным воздействие на людей. Адаптация детей, пожилых и хронически больных людей чаще всего заканчивается декомпенсацией. Преобладающие заболевания связаны с климатическими условиями - метеострессы, сердечно - сосудистые, холодовые полиневрозы, обмораживания, снижение иммунных свойств организма, расстройство ритмики физиологических функций. По медицинским показаниям оптимальный срок проживания пришлых контингентов населения в этой зоне не более 2-х лет. Формирование постоянного населения здесь не рекомендуется. Для создания благоприятных условий труда, быта и отдыха необходимы: герметичный режим помещения, особая арктическая одежда и обувь, повышенная калорийность пищи, снабжение цельным молоком, фруктами и овощами, витаминизированными продуктами.
    Величина дискомфортности абсолютно дискомфортной зоны с учетом значимости влияющих на нее факторов оценивается в 20 - 35 баллов.
    Экстремально - дискомфортная зона отличается суровой продолжительной зимой и умеренно холодным летом. В течение года повторяемость неблагоприятной погоды для человека составляет 70 - 90%, продолжительность безморозного периода - 70 - 90 дней, а отопительного сезона - 250 - 300 дней. Период с ультрафиолетовой недостаточностью длится 3 - 5 месяцев.
    Во вторую зону включены территории с диапазоном биоклиматических индексов: жесткость погоды по Бодману - 3,5 - 4,5 балла, влажность ветрового охлаждения - 60 - 70 МКал/см.сек., теплосодержание воздуха - 65 - 66 кКал/кг, суровость метеорежима - 5,0 - 5,99 баллов.
    По медицинским показаниям рекомендуемый срок проживания пришлого населения здесь не превышает 3-х лет. Адаптация переселенцев сопровождается сильным напряжением адаптационных систем организма. Особенно тяжело протекает адаптация пожилых и хронически больных людей.
    Для создания благоприятных условий труда, быта и отдыха требуются: герметичные и закрытые помещения, высококачественная или обычная меховая одежда и утепленная обувь, повышенная калорийность пищи с высоким содержанием витаминов.
    Величина дискомфортности экстремально дискомфортной зоны с учетом значимости влияющих на нее факторов оценивается в 36 - 50 баллов.
    Дискомфортная зона характеризуется холодной зимой и прохладным летом. В течение года повторяемость неблагоприятной погоды для человека составляет 65 - 70%, продолжительность безморозного периода - 90 - 105 дней, отопительного сезона - 250 - 275 дней. Период с ультрафиолетовой недостаточностью длится 2 - 3 месяца. В зоне возможно выращивание овощей и картофеля, зерновых, зернобобовых и льна.
    В третью зону включены территории с диапазоном биоклиматических индексов: жесткость погоды по Бодману - 3,0 - 3,5 балла, влажность ветрового охлаждения - 50 - 60 МКал/см.сек., теплосодержание воздуха - 66 до 67 кКал/кг, суровость метеорежима 6,0 - 6,99 баллов.
    По медицинским показаниям рекомендуемый срок проживания пришлого населения не должен превышать 6 лет.
    Адаптация пришлого населения протекает с сильным напряжением адаптационных систем переселенцев, а пожилых и хронически больных людей часто заканчивается обострением заболеваний.
    Для создания нормативных условий труда, быта и отдыха необходимы дополнительные затраты на строительство промышленных и объектов социальной инфраструктуры, утепленная одежда и обувь, калорийная пища с повышенным содержанием витаминов.
    Величина дискомфортности третьей дискомфортной зоны Севера России с учетом значимости влияющих на нее факторов оценивается в 51 - 65 баллов.
    Согласно выполненному районированию территория абсолютно дискомфортной зоны Севера России занимает 10,6 млн. кв. км (около 63% территории России), где проживает около 11,0 млн. человек или 13% населения.
    В первую дискомфортную зону Севера России включено 64 административных района, автономных округов и городских администраций. Из них 32 относятся к арктическому Северу. Территория зоны составляет более 5,4 млн. кв. км, население 1,8 млн. человек.
    Экстремально дискомфортная зона Севера России занимает площадь 3,1 млн.кв.км с населением 3,6 млн.человек. В нее входят территории 83-х административных районов, городских администраций и автономных округов.
    В третью дискомфортную зону Севера России включены территории 136 административных районов, городским администраций и автономных округов. Площадь ее составляет 2,1 млн. кв. км, численность населения около 6 млн. человек.
    О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в зонах дискомфортности Севера Российской Федерации
    В целях ускорения принятия мер социальной защиты граждан, работающих и (или) проживающих на территориях зон дискомфортности Севера Российской Федерации, настоящим Федеральным законом для них предусматривается предоставление государственных гарантий и компенсаций, механизмов регулирования трудовых и жилищных отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения, оплаты труда, времени отдыха, возмещения транспортных расходов, изложенных во втором разделе настоящего Федерального закона. В основу раздела положен Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1 от 19 февраля 1993 года.
    При этом, лицам, работающим и проживающим на территориях абсолютно - дискомфортной и экстремально - дискомфортной зон, гарантии и компенсации назначаются на условиях, применяемых в настоящий момент для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера с некоторыми добавлениями и поправками.
    Лицам, работающим и проживающим на территориях дискомфортной зоны, гарантии и компенсации назначаются на условиях, применяемых в настоящий момент для лиц, работающих и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера также с некоторыми добавлениями и поправками.
    Ожидаемые социально-экономические последствия принятия настоящего Федерального Закона
    Принятие настоящего Федерального закона позволит определить направления перехода к новой модели развития территорий, расположенных в дискомфортных зонах России. В центре этой модели должен находиться человек, его потребности в соответствии с наличием различных экстремальных природно - климатических условий, оказывающих влияние на его жизнедеятельность. Она призвана создать условия для упорядочения, предпосылки для формирования налоговой, ценовой, инвестиционной, технологической и других направлений социально - экономической политики территории Севера Российской Федерации.
    Член Совета Федерации,
    губернатор Сахалинской области
    И.П.Фархутдинов
    НЕОБХОДИМЫЕ ЗАТРАТЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЙОНИРОВАНИИ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗОНАМ ДИСКОМФОРТНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В НИХ"
  19.                                                                     в млрд. руб. 
       ───────────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────────── 
                              │  Федеральный  │  Областной    │  Местные бюджеты 
                              │    бюджет     │    бюджет     │ 
                              │───────┬───────│───────┬───────│───────┬───────────── 
                              │ отчет │прогноз│ отчет │прогноз│ отчет │  прогноз 
                              │1996 г.│       │1996 г.│       │1996 г.│ 
       ───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────────── 
        
       Всего:                   2721,4  3876,3   132,5   132,6   199,5   204,4 
        
       в том числе: 
        
       Статья 10. Районный 
       коэффициент к 
       заработной плате         1191,7  1785,7 
        
       Статья 11. Процентная 
       надбавка к 
       заработной плате         1210    1661,1 
        
       Статья 13. 
       Государственные 
       гарантии 
       высвобождаемым 
       работникам 
        
       Статья 14. 
       Компенсации 
       безработным гражданам 
        
       Статья 15. 
       Ежегодный 
       дополнительный 
       оплачиваемый 
       отпуск 
        
       Статья 18. Гарантии 
       предоставления 
       жилой площади             114,7   114,7   114,7   114,7   114,7   114,7 
        
       Статья 19. 
       Компенсация за 
       сдаваемое жилье            13,9    13,9    13,9    13,9    13,9    13,9 
        
       Статья 20. 
       Компенсация для 
       лиц, обучающихся 
       в образовательных 
       учреждениях                48,2    48,6     3,9     4,0    70,9    71,5 
        
       Статья 22. 
       Сокращенная рабочая 
       неделя 
        
       Статья 23. 
       Компенсации, 
       пособия и другие 
       социальные выплаты 
       семьям, имеющим 
       детей                     102,6   200,5 
        
       Статья 24. 
       Пособие по 
       временной 
       нетрудоспособности 
        
       Статья 25. Пенсии 
       в связи с работой 
       на территории 
       Севера РФ 
        
       Статья 26. Условия, 
       определяющие право 
       на пенсию отдельных 
       категорий 
       работников 
        
       Статья 27. 
       Социальные пенсии 
       лицам из числа 
       коренных 
       малочисленных 
       народов Севера 
        
       Статья 28. 
       Исчисление 
       трудового стажа 
       для назначения 
       на территории 
       Севера РФ 
        
       Статья 29. 
       Суммирование 
       периодов 
       трудовой 
       деятельности 
       и сокращение 
       пенсионного 
       возраста при 
       назначении 
       пенсии по 
       старости в связи 
       с работой на 
       территории 
       Севера РФ 
        
       Статья 30. 
       Повышение 
       социальных и 
       трудовых пенсий 
        
       Статья 32. 
       Гарантии 
       медицинского 
       обслуживания 
        
       Статья 33. 
       Компенсация 
       расходов на оплату 
       стоимости проезда 
       и провоза багажа 
       к месту 
       использования 
       отпуска и обратно 
        
       Статья 34. 
       Компенсация 
       расходов на 
       оплату стоимости 
       проезда 
       неработающим 
       пенсионерам 
       к месту отдыха 
       и обратно                  30,1    39,3 
        
       Статья 35. 
       Компенсация 
       расходов, 
       связанных 
       с переездом                10,2    12,5                             4,3 
       ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────── 
        
        
       ───────────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────────── 
                              │  Пенсионный   │Гос.фонд занят.│      Фонд соц. 
                              │     фонд      │ населения РФ  │   страхования РФ 
                              │───────┬───────│───────┬───────│───────┬───────────── 
                              │ отчет │прогноз│ отчет │прогноз│ отчет │   прогноз 
                              │1996 г.│       │1996 г.│       │1996 г.│ 
       ───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────────── 
        
       Всего:                   746,7  2073,6    64,7    86,7   251,5    346,3 
        
       в том числе: 
        
       Статья 10. Районный 
       коэффициент к 
       заработной плате 
        
       Статья 11. Процентная 
       надбавка к 
       заработной плате 
        
       Статья 13. 
       Государственные 
       гарантии 
       высвобождаемым 
       работникам 
        
       Статья 14. 
       Компенсации 
       безработным гражданам                     62,7    83,2 
        
       Статья 15. 
       Ежегодный 
       дополнительный 
       оплачиваемый 
       отпуск 
        
       Статья 18. Гарантии 
       предоставления 
       жилой площади 
        
       Статья 19. 
       Компенсация за 
       сдаваемое жилье 
        
       Статья 20. 
       Компенсация для 
       лиц, обучающихся 
       в образовательных 
       учреждениях 
        
       Статья 22. 
       Сокращенная рабочая 
       неделя 
        
       Статья 23. 
       Компенсации, 
       пособия и другие 
       социальные выплаты 
       семьям, имеющим 
       детей                                                     17,4     34,1 
        
       Статья 24. 
       Пособие по 
       временной 
       нетрудоспособности                                       227,9    306 
        
       Статья 25. Пенсии 
       в связи с работой 
       на территории 
       Севера РФ                                  2,0     3,5 
        
       Статья 26. Условия, 
       определяющие право 
       на пенсию отдельных 
       категорий 
       работников                 0,1     0,3 
        
       Статья 27. 
       Социальные пенсии 
       лицам из числа 
       коренных 
       малочисленных 
       народов Севера             0,1     0,4 
        
       Статья 28. 
       Исчисление 
       трудового стажа 
       для назначения 
       на территории 
       Севера РФ                 79,8   146,7 
        
       Статья 29. 
       Суммирование 
       периодов 
       трудовой 
       деятельности 
       и сокращение 
       пенсионного 
       возраста при 
       назначении 
       пенсии по 
       старости в связи 
       с работой на 
       территории 
       Севера РФ                 87,1   206,2 
        
       Статья 30. 
       Повышение 
       социальных и 
       трудовых пенсий          579,6  1720 
        
       Статья 32. 
       Гарантии 
       медицинского 
       обслуживания                                               6,2      6,2 
        
       Статья 33. 
       Компенсация 
       расходов на оплату 
       стоимости проезда 
       и провоза багажа 
       к месту 
       использования 
       отпуска и обратно 
        
       Статья 34. 
       Компенсация 
       расходов на 
       оплату стоимости 
       проезда 
       неработающим 
       пенсионерам 
       к месту отдыха 
       и обратно 
        
       Статья 35. 
       Компенсация 
       расходов, 
       связанных 
       с переездом 
       ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────── 
        
        
       ───────────────────────┬───────────────────── 
                              │      Средства 
                              │    предприятия 
                              │───────┬───────────── 
                              │ отчет │   прогноз 
                              │1996 г.│ 
       ───────────────────────┴───────┴───────────── 
        
       Всего:                  1296,6    1839,2 
        
       в том числе: 
        
       Статья 10. Районный 
       коэффициент к 
       заработной плате 
        
       Статья 11. Процентная 
       надбавка к 
       заработной плате 
        
       Статья 13. 
       Государственные 
       гарантии 
       высвобождаемым 
       работникам                35,3      94,8 
        
       Статья 14. 
       Компенсации 
       безработным гражданам 
        
       Статья 15. 
       Ежегодный 
       дополнительный 
       оплачиваемый 
       отпуск                    260,7     456,7 
        
       Статья 18. Гарантии 
       предоставления 
       жилой площади             229,3     229,3 
        
       Статья 19. 
       Компенсация за 
       сдаваемое жилье            27,7      27,7 
        
       Статья 20. 
       Компенсация для 
       лиц, обучающихся 
       в образовательных 
       учреждениях 
        
       Статья 22. 
       Сокращенная рабочая 
       неделя                    290,5      389,2 
        
       Статья 23. 
       Компенсации, 
       пособия и другие 
       социальные выплаты 
       семьям, имеющим 
       детей                       7,2       14,0 
        
       Статья 24. 
       Пособие по 
       временной 
       нетрудоспособности 
        
       Статья 25. Пенсии 
       в связи с работой 
       на территории 
       Севера РФ 
        
       Статья 26. Условия, 
       определяющие право 
       на пенсию отдельных 
       категорий 
       работников 
        
       Статья 27. 
       Социальные пенсии 
       лицам из числа 
       коренных 
       малочисленных 
       народов Севера 
        
       Статья 28. 
       Исчисление 
       трудового стажа 
       для назначения 
       на территории 
       Севера РФ 
        
       Статья 29. 
       Суммирование 
       периодов 
       трудовой 
       деятельности 
       и сокращение 
       пенсионного 
       возраста при 
       назначении 
       пенсии по 
       старости в связи 
       с работой на 
       территории 
       Севера РФ 
        
       Статья 30. 
       Повышение 
       социальных и 
       трудовых пенсий 
        
       Статья 32. 
       Гарантии 
       медицинского 
       обслуживания 
        
       Статья 33. 
       Компенсация 
       расходов на оплату 
       стоимости проезда 
       и провоза багажа 
       к месту 
       использования 
       отпуска и обратно         383,7      383,7 
        
       Статья 34. 
       Компенсация 
       расходов на 
       оплату стоимости 
       проезда 
       неработающим 
       пенсионерам 
       к месту отдыха 
       и обратно 
        
       Статья 35. 
       Компенсация 
       расходов, 
       связанных 
       с переездом                62,2       69,6 
       ────────────────────────────────────────────────── 
        
  20. НЕОБХОДИМЫЕ ЗАТРАТЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЙОНИРОВАНИИ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗОНАМ ДИСКОМФОРТНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В НИХ"
  21.                                                          в млрд. руб. 
       ───────────────────────────┬───────────────┬────────────────────── 
                                  │  Федеральный  │    Дополнительные 
                                  │     бюджет    │        затраты 
                                  │───────┬───────│ 
                                  │       │прогноз│ 
                                  │1996 г.│       │ 
       ───────────────────────────┴───────┴───────┴────────────────────── 
        
       Всего:                      2721,4   3876,3         1154,9 
        
       в том числе: 
        
       Статья 10. Районный 
       коэффициент к 
       заработной плате            1191,7   1785,7          574,0 
        
       Статья 11. Процентная 
       надбавка к 
       заработной плате            1210     1661,1          451,1 
        
       Статья 18. Гарантии 
       предоставления жилой 
       площади                      114,7    114,7 
        
       Статья 19. Компенсации 
       за сдаваемое жилье            13,9     13,9 
        
       Статья 20. Компенсации 
       для лиц, обучающихся 
       в образовательных 
       учреждениях                   48,2     48,6            0,4 
        
       Статья 23. Компенсации, 
       пособия и другие 
       социальные выплаты 
       семьям, имеющим детей        102,6    200,5           97,9 
        
       Статья 34. Компенсация 
       расходов на оплату 
       стоимости проезда 
       неработающим 
       пенсионерам к месту 
       отдыха и обратно              30,1     39,3            9,2 
        
       Статья 35. Компенсация 
       расходов, связанных 
       с переездом                   10,2     12,5            2,3 
       ──────────────────────────────────────────────────────────────────