Сахалинская область
Постановление от 29 ноября 2007 года № 9/6/658-4

О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"

Принято
Сахалинской областной Думой
29 ноября 2007 года
    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Сахалинская областная Дума постановляет:
    1.Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Сахалинской областной Думы проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (прилагается).
    2.Назначить официальным представителем Сахалинской областной Думы при рассмотрении указанного проекта Федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В.Иванову.
    3.Направить указанный проект Федерального закона в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Б.Н.Третяку и Б.Н.Агапову, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В.Ивановой с просьбой поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
    4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономической политике и бюджету А.С.Стародубцева.
    Председатель
    областной Думы
    В.И.Ефремов
    Проект
    вносится
    Сахалинской областной Думой
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 50 И 56 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    1) статью 50 после абзаца восемнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
    "регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в виде углеводородного сырья - по нормативу 40 процентов;";

    2) пункт 2 статьи 56 после абзаца четырнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
    "регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в виде углеводородного сырья - по нормативу 60 процентов;".

    Президент
    Российской Федерации
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 50 И 56 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Соглашения о разделе продукции по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" были заключены 22 июня 1994 года и 30 июня 1995 года соответственно. В указанных соглашениях установлены исчерпывающие перечни налогов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате при реализации данных проектов.
    Одним из таких обязательных платежей по указанным СРП являются платежи за добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (роялти), относящиеся к платежам за право пользования недрами. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и Положением о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 N 828, на момент заключения СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" были установлены следующие процентные ставки роялти:
    - 6% по проекту "Сахалин-2" (ст. 14 (с) СРП);
    - 8% по проекту "Сахалин-1" (ст. 15.6 СРП).
    Непосредственно условиями СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" порядок межбюджетного распределения роялти не закреплен, но на момент заключения указанных СРП межбюджетное распределение роялти регламентировалось Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
    Так, на момент заключения СРП по проекту "Сахалин-2" статьей 42 Закона Российской Федерации "О недрах" (в редакции от 21.02.1992) было установлено, что "платежи за право пользования недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются в следующем порядке: бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования - 60%, республиканский бюджет Российской Федерации - 40%".
    На момент заключения СРП по проекту "Сахалин-1" статьей 42 Закона Российской Федерации "О недрах" (в редакции от 03.03.1995) было установлено, что "платежи за пользование недрами территориального моря распределяются в следующем порядке: бюджет субъекта Российской Федерации - 60%, федеральный бюджет - 40%".
    С учетом указанных особенностей распределения платежей за право пользования недрами разрабатывались технико-экономические обоснования и комплекс экономических условий по СРП проектов "Сахалин-2" и "Сахалин-1", подписанных тремя Сторонами, в том числе Сахалинской областью. Кроме того, Сахалинской областью как субъектом Российской Федерации, на территории которого реализуются указанные СРП, принимались законы о режиме льготного налогообложения (освобождение от областных и местных налогов) при реализации указанных СРП.
    Установленное Законом Российской Федерации "О недрах" на момент заключения СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" межбюджетное распределение платежей за право пользования недрами отвечало экономическим интересам Российской Федерации и Сахалинской области, что подтверждается подписанием Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области непосредственно самих СРП, а в последующем и заключение договоров между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области о распределении российской доли доходов при реализации СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1". В указанных договорах установлены положения о межбюджетном распределении платежей за право пользования недрами, определенные Законом Российской Федерации "О недрах", в редакциях, действовавших на момент заключения СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1".
    С принятием Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" в систему налогов был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а из платежей за пользование недрами, установленных Законом Российской Федерации "О недрах", были исключены роялти.
    В результате таких законодательных нововведений федеральные органы исполнительной власти стали отождествлять роялти, предусмотренные проектами "Сахалин-2" и "Сахалин-1", с НДПИ и соответственно применять установленный бюджетным законодательством Российской Федерации порядок межбюджетного распределения НДПИ.
    Таким образом, такая формальная замена роялти, взимаемых при реализации проектов "Сахалин-2" и "Сахалин-1", налогом на добычу полезных ископаемых неправомерна и не согласуется с теми экономическими параметрами, которые закладывались при заключении указанных СРП.
    Кроме того, при реализации СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" роялти не могут быть заменены НДПИ в силу следующих обстоятельств:
    - НДПИ имеет сложную структуру элементов налогообложения в отличие от упрощенной системы исчисления роялти;
    - налоговая ставка НДПИ выше ставок роялти, установленных в СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1";
    - уплата НДПИ условиями СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" не предусмотрена;
    - неизменность условий СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1", в том числе по вопросам налогообложения, определяется российским законодательством (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", п. 15 ст. 346.35 гл. 26.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
    Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2005 года регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья распределяются между федеральным и областным бюджетами в следующих пропорциях:
    - за газ горючий природный - 100% и 0% соответственно в федеральный и областной бюджеты;
    - за исключением газа горючего природного - 95% и 5% соответственно в федеральный и областной бюджеты.
    В связи с окончанием в 2007, 2008 годах масштабных работ по строительству завода по производству сжиженного природного газа, нефте- и газопроводов, отгрузочных морских терминалов и уходом из области строительных, транспортных и других организаций, связанных с проектированием и обслуживанием объектов, сокращением объемов грузовых и пассажирских перевозок ситуация с обеспечением доходной части бюджета Сахалинской области и исполнением на этой основе социальных обязательств перед населением становится крайне сложной.
    В первую очередь это связано с особенностями налогообложения операторов проектов, разрабатываемых на условиях соглашения о разделе продукции, которые освобождены от уплаты ряда налогов, являющихся основными при формировании бюджета Сахалинской области.
    Увеличение в 2007 году по сравнению с 2006 годом добычи нефти в 3 раза и газа в 1,5 раза практически не окажет влияние на доходы областного бюджета, поскольку норматив отчислений в областной бюджет от роялти по нефти составляет 5%, а при реализации газа роялти в областной бюджет вообще не поступают.
    В связи с изменением норматива отчислений от регулярных платежей за добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции прямые потери бюджета Сахалинской области в 2006 году составили 1138,8 млн. рублей, в 2007 году составят 6296,4 млн. рублей.
    Настоящий законопроект устанавливает распределение регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации в пропорциях 40% и 60% соответственно. Указанное распределение будет касаться тех субъектов Российской Федерации, которые заключили соглашения о разделе продукции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". В настоящее время на территории Российской Федерации реализуются три таких соглашения, два из которых - это соглашения по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", третье - Харьягинское месторождение в Ненецком автономном округе.
    Указанные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации позволят снять практически все вопросы в межбюджетных отношениях между федеральным бюджетом и бюджетом Сахалинской области, обеспечить стабильность доходной базы бюджета Сахалинской области и решение основных социально-экономических проблем на ее территории.