Сахалинская область
Постановление от 15 марта 2002 года № 360

Об итогах социально-экономического развития за 2001 год и задачах по перспективному развитию муниципального образования "Город Южно-Сахалинск"

Принято
Мэром г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.)
15 марта 2002 года
    За 2001 год промышленными предприятиями города произведено продукции в фактических ценах с досчетом до полного круга предприятий на сумму 4325,9 млн. рублей или 24 процента объема промышленной продукции, произведенной Сахалинской областью (без учета нефтедобывающей отрасли). Индекс физического объема промышленной продукции составляет 99,5 процента. В структуре отраслей наибольший рост достигнут в пищевой промышленности, индекс физического объема отрасли составляет 110,6 процента.
    Устойчивым ростом характеризуется производство рыбных консервов - в 3,3 раза, кондитерских изделий - в 1,2 раза, макаронной продукции - в 1,1 раза, безалкогольных напитков - в 1,3 раза.
    В аграрном секторе экономики наметилась тенденция стабильного роста производства практически по всем показателям: увеличилось производство яиц - на 13,7 процента, производство овощей - в 1,6 раза, производство картофеля - в 1,5 раза.
    Строительные организации города выполняют 60 процентов объема подрядных работ на территории Сахалинской области, ими освоено 1545,0 млн. рублей, что к уровню 2000 года в сопоставимых ценах составляет 104,6 процентов. В 2001 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 18255 кв. м общей площади жилых домов, что составляет 50 процентов от общего ввода жилья по Сахалинской области.
    За счет федерального бюджета реализуется Программа строительства жилья для граждан, пострадавших от землетрясения на севере Сахалина. За счет средств местного бюджета в 2001 году завершено строительство блока "В" детской поликлиники по ул. Емельянова. Ведутся проектные работы по кладбищенскому комплексу, полигону по переработке отходов, защите жилой застройки западной части города от паводковых явлений, водозабору на р. Уюновка, по водоснабжению п. Хомутово.
    С начала 2001 года муниципальными предприятиями оказано жилищно - коммунальных услуг на сумму 918,9 млн. рублей, что на 43,5 процента превышает объемы услуг 2000 года. Однако, расходы на сохранение и содержание существующей материально - технической базы предприятий, отсутствие элементов рыночной экономики, регулирующих хозяйственные отношения в отрасли, значительно увеличивают финансовую нагрузку на местный бюджет.
    В городе Южно-Сахалинске сосредоточено 99 процентов оборота оптовой торговли, 57 процентов оборота розничной торговли, а также более 60 процентов оборота общественного питания Сахалинской области. В 2001 году объем оборота розничной торговли к уровню прошлого года возрос в сопоставимых ценах на 33,1 процента и составил 6770,2 млн. рублей. Продажа товаров в расчете на одного жителя города составляет 36224 рубля, что выше областного показателя в 1,8 раза. Объем платных услуг, оказанных населению областного центра в 2001 году, оценивается в размере 2328,4 млн. рублей, что на 46,2 процента выше фактического уровня 2000 года.
    Процесс формирования муниципальной собственности продолжается непрерывно и имеет тенденцию к увеличению. По состоянию на 1 января 2002 года в реестре значится 21676 объектов остаточной стоимостью 14110,3 млн. рублей. В результате использования муниципальной собственности за 2001 год получено доходов в местный бюджет на сумму 38,3 млн. рублей. Однако, отсутствие общей системы использования земельных ресурсов значительно сокращает поступление финансовых средств в бюджет города.
    Несмотря на то, что финансовое состояние крупных и средних предприятий и организаций города характеризуется позитивными изменениями, удельный вес убыточных предприятий в общей структуре предприятий и организаций городского хозяйства составляет 32,4 процента.
    Динамика уровня официально регистрируемой безработицы свидетельствует об относительно стабильной ситуации. Уровень безработицы на 1 января 2002 года сохранился на уровне прошлого года и составил 0,4 процента к численности экономически активного населения, что значительно ниже областного уровня, составляющего 2,1 процента. Ситуацию на рынке труда обостряет сохраняющееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Число вакансий более чем в 5 раз превышает численность официально зарегистрированных безработных и составляет 2245 рабочих мест.
    В 2001 году динамика роста реально располагаемых денежных доходов населения имеет положительную тенденцию. Среднемесячная заработная плата одного работника по городу возросла по сравнению с 2000 годом на 34 процента и составляет 5600 рублей. На 20,2 млн. рублей сократилась по сравнению с 2000 годом задолженность по заработной плате работникам предприятий и организаций всех форм собственности, которая на 1 января 2002 года составляет 32,5 млн. рублей.
    План доходов к годовым назначениям муниципального бюджета в 2001 году исполнен на 100,5 процента или на 1451,0 млн. рублей. В пределах поступивших доходов расходная часть исполнена к годовым назначениям на 97,9 процента и составляет 1529,9 млн. рублей. В 2001 году бюджет исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 78,9 млн. рублей.
    Проводимые мероприятия по увеличению доходной части и сокращению расходов городского бюджета дали экономический эффект в сумме 67,4 млн. рублей.
    Ресурсное обеспечение целевых среднесрочных программ по основным направлениям социально - экономического развития города к запланированной в местном бюджете сумме составляет 58,4 процента.
    На фоне снижения инфекционной заболеваемости населения, вызывает тревогу проблема социальных болезней, рост заболеваемости подростков. На финансирование учреждений здравоохранения в 2001 году направлено 346,1 млн. рублей, из них 65 процентов составляют средства местного бюджета.
    Происходят положительные изменения в содержании школьного и дошкольного образования, продолжается работа по обновлению содержания образования. Дальнейшее развитие получила физическая культура и спорт. На поддержку деятельности молодежных объединений и организаций в рамках Программы "Молодежная политика" направлено 41,1 млн. рублей, в том числе 37 процентов составляют средства местного бюджета.
    На реализацию Программы адресной социальной поддержки граждан, проживающих на территории муниципального образования "город Южно-Сахалинск", в 2001 году направлено 79 млн. рублей. Своевременно производится выплата пенсий, постепенно городской администрацией погашается задолженность по выплате детских пособий.
    Средств местного бюджета недостаточно для реализации стратегии развития всех сторон городского сообщества, в связи с тем, что не разрешены проблемы межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях, не в полном объеме возмещаются расходы на исполнение федеральных законов и государственных полномочий, принципы распределения доходов между бюджетами всех уровней лишают муниципальное образование финансовой самостоятельности.
    Администрация города определяет главной задачей по перспективному развитию муниципального образования "город Южно-Сахалинск" обеспечение стабилизации в экономической и социальной сферах, сохранение и развитие основных направлений для возобновления экономического роста и повышения уровня жизни населения города.
    В целях повышения уровня жизни населения и обеспечения устойчивого функционирования системы жизнеобеспечения, стабилизации экономики и финансово - бюджетной сферы города, в соответствии со ст. 37 Устава г. Южно-Сахалинска, постановляю:
    1.Принять к сведению информацию об итогах социально - экономического развития за 2001 год и задачах по перспективному развитию муниципального образования "город Южно-Сахалинск".
    2.Считать приоритетными следующие направления работы администрации города на 2002 год:
    - закрепление достигнутых положительных тенденций, стабилизация и дальнейшее развитие экономики и подъем на этой основе уровня жизни населения;
    - оздоровление муниципальных расходов бюджета посредством реформы жилищно - коммунального хозяйства, реструктуризации и коммерциализации бюджетной сферы, повышение уровня собираемости налогов, расширение налогооблагаемой базы;
    - защита внутреннего рынка местных товаропроизводителей в целях повышения конкурентоспособности производимой продукции;
    - повышение эффективности использования сырьевых ресурсов на основе модернизации и технического перевооружения перерабатывающей промышленности;
    - содействие развитию благоприятного инвестиционного климата на территории города через создание системы гарантийных, страховых, залоговых фондов;
    - совершенствование земельных отношений, землепользования и рынка недвижимости, эффективное управление муниципальной собственностью с целью пополнения доходной части местного бюджета;
    - создание благоприятных условий функционирования малого предпринимательства за счет привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, преодоления административных барьеров на пути развития малого бизнеса;
    - реформирование жилищно - коммунального хозяйства за счет создания конкурентной среды, обеспечивающей повышение качества предоставляемых услуг, снижение себестоимости, стабилизацию тарифной политики; активная поддержка частных инициатив, создание товариществ - собственников жилья;
    - финансовое оздоровление экономики за счет снижения кредиторской и дебиторской задолженности, сокращения числа убыточных предприятий;
    - повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи населению на основе принципа адресности, снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества.
    3.Руководителям структурных подразделений администрации города:
    3.1.Усилить контроль за выполнением мероприятий, направленных на увеличение доходной части и сокращение расходов местного бюджета на 2002 год.
    3.2.Регулярно информировать население о деятельности администрации города и структурных подразделений через средства массовой информации.
    4.Управлению торговли и поддержки предпринимательства (Сташкевич В.Л.), Управлению по экономической политике (Розанова Н.В.), Управлению сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (Докшина Н.Д.), Комитету по управлению муниципальной собственностью (Распутняк С.А.), Департаменту жилищно - коммунального хозяйства (Миронов А.В.), Отделу транспорта и связи (Арзамасцев В.И.), Отделу капитального строительства (Хавилов В.Ф.):
    4.1.В срок до 15 апреля 2002 года разработать мероприятия по финансовому оздоровлению убыточных предприятий по курируемым отраслям. Ежеквартально, до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца, представлять в управление по экономической политике анализ мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий.
    4.2.Ежеквартально, до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца, представлять в управление по экономической политике анализ поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней по курируемым отраслям.
    5.Комитету экономики (Минервин И.Г.) в срок до 1 мая 2002 года вынести на рассмотрение коллегии при мэре города Программу социально - экономического развития муниципального образования "город Южно-Сахалинск" на период 2002 - 2005 годы.
    6.Департаменту жилищно - коммунального хозяйства (Миронов А.В.):
    6.1.Обеспечить реализацию мероприятий Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства муниципального образования "город Южно-Сахалинск";
    6.2.Оказать содействие ООО "ПАТП-8" в подготовке документов для получения кредита под гарантии муниципального образования "город Южно-Сахалинск" на приобретение автобусов большой вместимости.
    7.Отделу капитального строительства (Хавилов В.Ф.) обеспечить выполнение запланированных объемов проектно - изыскательных работ по полигону по переработке твердых бытовых отходов и кладбищенскому комплексу в г. Южно-Сахалинске.
    8.Комитету по управлению муниципальной собственностью (Распутняк С.А.):
    8.1.Принять меры по организации учета земельных ресурсов муниципального образования "город Южно-Сахалинск", в срок до 1 мая 2002 года разработать меры по эффективному их использованию.
    8.2.В срок до 15 апреля 2002 года внести предложения по стабилизации финансово - хозяйственной деятельности и реформированию муниципальных предприятий города.
    9.Отделу по работе с общественностью (Садыкова Т.А.) активизировать взаимодействие с общественными организациями. В срок до 1 мая 2002 года проработать вопрос о создании общественно - политического Совета при мэре города.
    10.Управлению сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (Докшина Н.Д.) в срок до 1 апреля 2002 года представить в управление по экономической политике:
    - анализ использования водных биологических ресурсов за 2001 год;
    - анализ поступления налоговых платежей от предприятий рыбопромышленного комплекса за 2001 год.
    11.Отделу учета, распределения и приватизации жилой площади (Лысенко Н.А.) в срок до 1 июня 2002 года внести предложения по решению вопроса об обеспечении жильем лиц из категории "детей - сирот", о выделении помещений для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по типу "приемная семья".
    12.Администрации п. Синегорск (Корчигин Е.Н.) в срок до 1 июля разработать Программу развития поселка Синегорск на период 2002 - 2005 годы с учетом дальнейшего развития градообразующего предприятия ООО "Шахта Синегорская".
    13.Комитету по делам молодежи (Абакумов А.Ю.) в срок до 1 июля 2002 года создать службу телефонной экстренной психологической помощи для подростков и молодежи.
    14.Финансовому управлению (Умнова Т.А.) осуществлять постоянный контроль за экономным расходованием бюджетных средств.
    15.Руководителям структурных подразделений администрации города представить к 1 мая 2002 г. в комитет экономики полную информацию о ходе выполнения настоящего постановления для обобщения и доклада мэру г. Южно-Сахалинска.
    16.Опубликовать данное постановление в газете "Южно-Сахалинск".
    17.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-мэра, председателя комитета экономики Минервина И.Г.
    Мэр г. Южно-Сахалинска
    Ф.И.Сидоренко