Сахалинская область
Информация от 06 февраля 2002 года

Итоги социально-экономического развития города Южно-Сахалинска за 2001 год

Принята
Комитетом по экономике и промышленной политике администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.)
06 февраля 2002 года
  1. I.Качество жизни населения и основные социальные проблемы I.1. демографическая обстановка

  2. На 1 января 2002 года в г. Южно-Сахалинске, по предварительным данным, проживает 186,6 тыс. жителей, что составляет третью часть населения области.
    В 2001 году в Южно-Сахалинске родилось 1922 человека, умерло - 2223 человека, что превышает показатель 2000 года соответственно на 106 и 164 человека. Естественная убыль составила 301 человек. По сравнению с прошлым годом рождаемость возросла на 5,8%, смертность - на 8%.
    За январь - декабрь 2001 года в г. Южно-Сахалинск прибыло 3442 человека, выбыло 3417 человек. Миграционное сальдо составляет + 25 человек.
  3. I.2. Занятость населения

  4. В г. Южно-Сахалинске зарегистрировано около 7 тыс. предприятий (организаций) и порядка 8 тыс. индивидуальных предпринимателей.
    В настоящее время в экономике города на контролируемом рынке труда занято порядка 74 тыс. человек, что на 2,0% меньше показателя 2000 года.
    Безработица на 1 января 2002 года сохранилась на уровне прошлого года и составляет 0,4% к численности экономически активного населения, что намного ниже областного уровня (2,1%).
    В службу занятости обратилось 16000 человек, из них 4322 человека зарегистрированы как ищущие работу. Официальный статус безработного с начала года получили 1090 человек. Численность безработных граждан на 1 января 2002 года составляет 417 человек. Число вакансий более чем в 5 раз превышает численность официально зарегистрированных безработных. Рост числа вакансий характеризует несоответствие спроса и предложений на рынке труда.
  5. I.3. Уровень жизни и доходы населения

  6. Динамика роста реально располагаемых денежных доходов имеет положительную тенденцию. Однако продолжает сохраняться разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения.
    Среднемесячная заработная плата в областном центре за 2001 год составляет 5600 рублей и по сравнению с уровнем 2000 года выросла на 34%. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги к декабрю предыдущего года составляет 119,42%.
    По состоянию на 1 января 2002 года просроченная задолженность по заработной плате по предприятиям города Южно-Сахалинска сократилась по сравнению с 2000 годом на 20,2 млн. рублей и составляет 32,5 млн. рублей. Из общей суммы задолженности на строительную отрасль приходится 33%, на предприятия ЖКХ и бытового обслуживания - более 40%. Задолженность из бюджетов всех уровней составляет 43%, остальная часть - недофинансирование за счет собственных средств предприятий и организаций.
    На начало 2002 года задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы не допущено.
    По сравнению с 2000 годом величина прожиточного минимума в среднем на одного жителя областного центра увеличилась на 21,6% и составила 1832 рубля.
  7. I.4. Социальная сфера

  8. I.4.1. образование.

  9. На территории муниципального образования "Южно-Сахалинск" функционируют 35 образовательных учреждений, 36 дошкольных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования, детский дом "Ласточка", 2 учреждения начального профобразования.
    На содержание учреждений образования израсходовано 318,4 млн. рублей, что на 53,5 млн. рублей больше, чем за 2000 год. В общей структуре доходов средства местного бюджета составляют 93,1%, доходы от платных услуг - 0,4%, средства спонсоров - 6,5%.
    Укрепляется материально - техническая база образовательных учреждений. Общая сумма затрат на строительные и ремонтные работы за 2001 год составила 28,2 млн. рублей.
    Из внебюджетного фонда области на укрепление материально - технической базы учреждений образования в 2001 году выделено 174,8 тыс. долларов США и 1870 тыс. рублей. Средства использованы на выполнение ремонтных работ и приобретение мебели.
    В целях решения проблем в комплексе утверждена Программа развития системы образования Южно-Сахалинска на 2002 - 2005 годы.
  10. I.

  11. В 2001 году в лечебно - профилактических учреждениях города осуществлено 1585 тыс. приемов больных (в 2000 году - 1612 тыс. приемов), в стационарах пролечено 31,4 тыс. человек (в 2000 году - 31,1 тыс. человек), средняя длительность пребывания больного на койке - 12,72 дня (в 2000 году - 13 дней).
    За 2001 год на содержание учреждений здравоохранения города направлено 346,1 млн. рублей, что составляет 119% к уровню 2000 года. Из общего объема поступлений на долю финансирования из местного бюджета приходится 65%, платные услуги - 6%, средства обязательного медицинского страхования - 29%. На обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан за 2001 год направлено 14,3 млн. рублей, за предыдущий год на эти цели из средств местного бюджета выделено 7,6 млн. рублей.
    В течение 2001 года продолжалась работа по укреплению материально - технической базы лечебно - профилактических учреждений.
    Объем выполненных работ по капитальному ремонту объектов здравоохранения за 2001 год на 19% превышает аналогичный показатель 2000 года и составляет 35,9 млн. рублей.
    В 2001 году из внебюджетного фонда Сахалинской области на ремонт и укрепление материально - технической базы лечебно - профилактических учреждений г. Южно-Сахалинска выделено и освоено 64,5 тыс. долларов США и 678,0 тыс. рублей.
  12. I.4.3. культура.

  13. В областном центре 40 учреждений культуры. За 2001 год проведено 3041 мероприятие, в том числе 291 в рамках 15 социально - творческих заказов. Финансирование осуществлялось за счет внебюджетного фонда администрации города (49%), местного бюджета (6,6%), спонсорских средств (30,7%), доходов от платных услуг и родительской платы (13,7%).
    На развитие учреждений культуры города с начала 2001 года направлено 48,3 млн. рублей, из них бюджетные средства составляют 82,8%, что на 12 млн. рублей больше, чем в 2000 году. Фактический объем ремонтно - строительных работ по капитальному и текущему ремонту объектов культуры выполнен на сумму 4,5 млн. рублей.
    В 2001 году из внебюджетного фонда Сахалинской области на ремонт и укрепление материально - технической базы учреждений культуры г. Южно-Сахалинска выделено 2,2 млн. рублей.
  14. I.4.4. физкультура и спорт.

  15. За 2001 год проведено 54 первенства и чемпионата города по различным видам спорта, 87 соревнований среди учащихся ДЮСШ. Кроме того, в спартакиаде среди общеобразовательных школ по 12 видам спорта приняло участие 385 команд, всего 3558 человек. Сборная города приняла участие в 50 первенствах и чемпионатах области.
    Общий объем денежных средств, направленных на содержание муниципальных учреждений физкультуры и спорта, за 2001 год составил 28,5 млн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем за 2000 год. За 2001 год фактически оплаченные ремонтные работы превышают уровень 2000 года в 1,6 раза и составляют 7,7 млн. рублей. Проведены работы по подготовке спортивных сооружений к осенне - зимнему периоду.
    Объем доходов от внебюджетной деятельности составил 2268 тыс. рублей - 8,1% от общих поступлений. Эти средства были направлены на участие спортсменов города в зональных, республиканских соревнованиях, приобретение спортивного инвентаря.
    Из внебюджетного фонда Сахалинской области на ремонт и укрепление базы спортивных школ г. Южно-Сахалинска выделено 2,2 млн. рублей.
  16. I.4.5. молодежная политика.

  17. В 2001 году деятельность в области молодежной политики была направлена на реализацию Программы "Молодежная политика в г. Южно-Сахалинске на период 2000 - 2001 гг.", финансовое обеспечение которой за 2001 год составило 41,1 млн. рублей, в том числе средств местного бюджета - 15,2 млн. рублей.
    В летний период 2001 года было задействовано 172 лагеря с различными формами отдыха и оздоровления, которыми было охвачено 15608 детей, что на 15% меньше, чем в 2000 году. В городе работает 12 детских клубов по месту жительства, в которых занимаются 1600 человек.
    За 2001 год МУ "Молодежная биржа труда" было заключено 94 договора о сотрудничестве по созданию временных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, трудоустроено 1867 человек. Постоянно ведется предварительная работа по заключению договоров на рабочий период, оказывается юридическая помощь несовершеннолетним по правовым вопросам, проводятся консультации и разъяснение прав и обязанностей подростков и молодежи при трудоустройстве.
    МУ "Объединение детских и молодежных клубов" проведено 92 мероприятия с участием 16 тыс. человек, за 2000 год проведено 80 мероприятий с участием 14 тыс. человек.
  18. I.4.6. социальная защита населения.

  19. Приоритетным направлением в социальной политике является выполнение комплекса мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения: неработающих пенсионеров и инвалидов; многодетных и неполных семей; опекаемых детей и сирот; льготных категорий граждан; лиц, попавших в экстремальные ситуации, а также исполнение Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" и Программы адресной социальной поддержки граждан, проживающих на территории муниципального образования "город Южно-Сахалинск" на 2001 год.
    За 2001 год на финансирование программы направлено 77,2 млн. рублей. Из общего объема поступивших средств 71,6 млн. рублей, или 92,7%, приходится на местный бюджет, что в 7 раз превышает показатели 2000 года.
    Несмотря на повышение размера пенсий в 2001 году, материальное положение отдельных граждан остается на низком уровне. В Южно-Сахалинске зарегистрировано 8064 человека с подушевым доходом не выше 1200 рублей и 10 тыс. пенсионеров с пенсией в пределах прожиточного минимума, который на 1 января 2002 года для этой категории граждан равен 1157,84 рубля.
    По различным вопросам в управление социальной защиты населения обратилось 79868 человек, на 21,9% больше, чем в 2000 году. За отчетный период оказана материальная помощь 1725 лицам на общую сумму 981,2 тыс. рублей; организовано горячее питание в школах для 1736 детей из малообеспеченных семей на сумму 2147,5 тыс. рублей; 11343 гражданам выдана гуманитарная помощь на сумму 6383,3 тыс. рублей; выданы направления на зубопротезирование 588 ветеранам труда; ежемесячно выплачивается по 70 рублей на услуги бань и парикмахерских участникам ВОВ, по 40 рублей - участникам трудового фронта; производятся ежеквартальные выплаты гражданам старше 75 лет, проработавшим на Сахалине 40 календарных лет.
    Для снятия социальной напряженности в связи со значительным притоком в областной центр лиц без определенного места жительства организован дом ночного пребывания.
  20. I.4.7. социальное обеспечение.

  21. На 1 января 2002 года в органах социального обеспечения населения состоит на учете 44,8 тысячи получателей пенсий, из которых более 65,4% являются неработающими пенсионерами. По сравнению с 2000 годом их количество возросло на 1,3 тыс. человек. Назначенная месячная пенсия с учетом компенсационных выплат по сравнению с 2000 годом увеличилась на 296,56 руб., или 29%, и составляет 1316,39 руб. Выплата пенсий производится без задержек.
    В Южно-Сахалинске зарегистрировано 10271 получателей ежемесячного пособия на ребенка (на 1 января 2001 года - 19454 получателя). Городская администрация постепенно решает проблемы с выплатой детских пособий. Так, за 2001 год выплачено пособий на общую сумму 22,8 млн. рублей, что в 1,3 раза, или на 5,1 млн. рублей больше предыдущего года.
    Задолженность по выплате детских пособий на 1 января 2002 года составляет 61,6 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом сумма задолженности уменьшилась на 2,6 млн. рублей.
  22. I.4.8. охрана правопорядка.

  23. Криминальная обстановка в областном центре продолжает оставаться сложной. Совершено 4923 преступления, что на 14,8% превышает уровень прошлого года. Удельный вес городской преступности в общеобластном масштабе увеличился до 32,6%.
    Количество преступлений, зарегистрированных по линии криминальной милиции, возросло на 8,2%. На 42,9% возросло количество тяжких преступлений, в том числе на 27,1% - со смертельным исходом.
    В 2001 году зарегистрировано 1872 дорожно - транспортных происшествия, что на 13% превышает уровень прошлого года, в результате которых погибли 34 человека и 547 получили ранения различной степени тяжести.
    Удельный вес расследованных преступлений по линии криминальной милиции в сравнении с 2000 годом увеличился на 3,2% и составляет 63,4%. До 99% возросла раскрываемость преступлений по линии милиции общественной безопасности.
  24. II.

  25. Объем произведенной продукции в фактических отпускных ценах с досчетом до полного круга предприятий в 2001 году оценивается в 4325,9 млн. рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям 3144,4 млн. рублей, это 14% объема промышленной продукции, произведенной в области.
    Индекс физического объема промышленной продукции составляет 99,5% (в 2000 году он составлял 95,8%).
    В структуре промышленности Южно-Сахалинска наибольший удельный вес приходится на электроэнергетику и пищевую промышленность, соответственно 34% и 60%. Индекс физического объема пищевой промышленности составил 110,6%, он достигнут за счет увеличения выпуска макаронных изделий на 2,8%, кондитерских изделий - на 19%, безалкогольных напитков - на 25,9%, пива - на 10,6%.
    Предприятиям Южно-Сахалинска на 2001 год выделено лимитов на освоение водных биологических ресурсов в объеме 61506 тонн, что на 38% меньше, чем на 2000 год. Улов рыбы и морепродуктов определен в объеме 92,3 тыс. тонн. Выпуск товарной пищевой рыбопродукции вырос на 15,7% к уровню предыдущего года и составил 66,4 тыс. тонн. Рыбоконсервными предприятиями города произведено 6135 туб рыбных консервов, что в 3,3 раза превышает уровень 2000 года.
    За 2001 год на душу населения произведено потребительских товаров на сумму 14735,2 руб., в том числе пищевых продуктов - на 12935,8 руб., непродовольственных товаров - на 132,1 руб., винно - водочных изделий и пива - на 1667,3 руб.
    Сальдированный финансовый результат на 1 декабря 2001 года по крупным и средним предприятиям промышленности определен в объеме 61213 тыс. рублей прибыли, на 1 декабря 2000 года этот показатель составлял 58046 тыс. рублей убытков.
    Налоговые поступления от промышленных предприятий за январь - декабрь 2001 года возросли в 2,4 раза к уровню 2000 года и составили 2504,7 млн. рублей, или 50% в общей структуре налоговых платежей по городу.
  26. II.2. Инвестиции и строительный комплекс

  27. Строительные организации города выполняют 60% объема подрядных работ на территории области. За 2001 год ими освоено 1545,0 млн. рублей, что к уровню прошлого года составляет в сопоставимых ценах 104,6%.
    За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 18255 кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 50% от общего ввода жилья по Сахалинской области.
    Анализ жилищного строительства выявляет устойчивую тенденцию к увеличению строительства индивидуальных жилых домов и домов малоэтажной застройки. Платежеспособный спрос на жилье уже сегодня существенно превосходит предложение на рынке жилья.
    За счет федерального бюджета реализуется программа строительства жилья для граждан, пострадавших от землетрясения на севере Сахалина. Ведется строительство домов малоэтажной застройки в 13 и 13а микрорайонах, в районе "Зима" общей площадью 19704 кв. метра.
    За счет средств местного бюджета завершено строительство блока В детской поликлиники по ул. Емельянова.
    Бюджет развития Южно-Сахалинска на 2001 год сформирован в объеме 56,9 млн. руб., в том числе на строительство объектов коммунального назначения направлено 37,8 млн. руб. Введены в эксплуатацию следующие объекты жилищно - коммунального назначения: хлораторная на водозаборе "Луговое", магистральные сети к 8-му микрорайону, теплотрасса в с. Дальнее, теплотрасса к водопроводу в планировочном районе Новоалександровск, проведена реконструкция водозабора "Южный" в планировочном районе Луговое и устройство скважины в детском доме "Ласточка". Направлены средства областного бюджета в объеме 7,7 млн. рублей на продолжение строительства головной канализационной станции, поликлиники по ул. Емельянова, реконструкцию ул. Комсомольской.
    Из внебюджетного фонда области за 2001 год на строительство городских объектов выделено 2,3 млн. долларов.
    Проектно - изыскательные работы за 2001 год выполнены в объеме 2,6 млн. руб. Проектируются кладбищенский комплекс, полигон по переработке отходов, защита жилой застройки западной части города от паводковых явлений, водозабор на р. Уюновка, водоснабжение п. Хомутово.
    Налоговые поступления от строительного комплекса составляют 5,0% в общей структуре налоговых платежей, исполненных на территории города, что в суммарном выражении составляет 260,9 млн. руб.
  28. II.3. Агропромышленный комплекс

  29. Итоги деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2001 год характеризуются положительными результатами в растениеводстве. Валовое производство картофеля сельскохозяйственными предприятиями возросло в 1,5 раза и составило 12188 тонн, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами получено 3232,7 тонны картофеля, в 2,2 раза больше, чем за 2000 год. ОПХ "Тимирязевское" реализовало сельхозпроизводителям более 600 тонн высокопродуктивных семян, за счет чего урожайность картофеля возросла в среднем до 244 ц/га.
    Валовое производство овощей увеличилось в сравнении с 2000 годом на 58,2% и составило 12633 тонны. Горожане практически полностью обеспечиваются овощной продукцией.
    В животноводстве в 2001 году достигнут рост по производству яйца на 13,7%, молока - на 4,6%. Производство мяса уменьшилось на 22,7% за счет снижения производственных показателей в ГУСП "Сахалинский бекон".
    В летний период 2001 года предприятиями города заготовлено 11479 тонн сенажа и 1773 тонны сена.
    Администрацией города принимаются все необходимые меры по сохранению и стабилизации сельскохозяйственного производства.
  30. II.4. Транспорт и связь

  31. В отчетном году пассажирские перевозки осуществляли 7 коммерческих предприятий, в том числе муниципальное унитарное предприятие "ПАТО", 208 индивидуальных предпринимателей, работающих по системе договорных отношений.
    В результате износа технических средств количество муниципального автотранспорта сократилось с 44 единиц в 2000 году до 40 единиц в отчетном периоде.
    За анализируемый период Сахалинской железной дорогой перевезено 518,2 тыс. человек, что на 12% меньше, чем за 2000 год, в связи с повышением цен на билеты, погружено 119,8 тонны хозяйственных грузов (на 2,8% меньше, чем за 2000 год).
    Несмотря на рост цен на авиабилеты и тарифов на грузовые перевозки по сравнению с 2000 годом увеличился объем отправленной почты и грузов на 43,4%, услугами авиационного транспорта воспользовались 161 тыс. пассажиров, что на 8,8% больше, чем за предыдущий год.
    В результате проведенной модернизации и реконструкции местной телефонной сети номерная емкость Городского объединенного узла электрической связи увеличилась с 41,1 тыс. номеров на 1 января 2001 года до 46,8 тыс. номеров на 1 января 2002 года. Увеличилась номерная емкость сети сотовой связи, операторов ЗАО "Сахалинуголь Телеком" и ЗАО "Сахалин Телеком Мобайл". Потребительский спрос на услуги связи удовлетворяется практически полностью в зависимости от финансовых возможностей населения города.
  32. II.5. Жилищно-коммунальное хозяйство

  33. Муниципальными предприятиями ЖКХ оказано услуг по обеспечению города теплом, водой, содержанию, ремонту и эксплуатации жилищного фонда, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, бытовых услуг в объеме 918,9 млн. рублей в действующих ценах, что составляет 143,5% к объему услуг, оказанных за 2000 год.
    Некоторые предприятия снизили производственные показатели. Снижение объема теплоснабжения к 2000 году по МУП "КЖКХиБ" пос. Синегорск составило 22,5%, МУП "Водоканал" снизило объем пропуска сточных вод на 1,9%. Из-за недостаточного финансирования снижены объемы работ по капитальному и текущему ремонту дорог. По вывозу бытовых отходов объемы увеличились на 3,4 тыс. куб. м.
    Улучшилось положение с водоснабжением города, прирост объемов в натуральном выражении к 2000 году составил 2%. Отремонтировано капитальным ремонтом 4,8 тыс. кв. м жилья, что на 36,9% меньше по сравнению с прошлым годом; заменено труб отопления 8,9 тыс. п. м, опрессовано систем отопления по 1307 домам, отремонтировано кровли общей площадью 23,7 тыс. кв. м.
    Анализ финансово - хозяйственной деятельности муниципальных предприятий ЖКХ показывает, что отраслевые убытки за 2001 год ожидаются в размере 93 млн. рублей, что на 75 млн. рублей меньше чем за 2000 год. Удельный вес муниципальных предприятий, имеющих по итогам 2001 года положительный финансовый результат, составляет 76,9% в общем количестве муниципальных предприятий.
    За 2001 год субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 6217 семей на сумму 18063 тыс. рублей, по сравнению с 2000 годом количество субсидентов увеличилось на 27,4%. В рамках программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства с 1 сентября 2001 года установлен уровень платежей населения за услуги жилищно - коммунального хозяйства (теплоснабжение, горячее водоснабжение, водоснабжение, водоотведение, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда) в размере 80% от стоимости их предоставления. Продолжается работа по переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
  34. II.6. Потребительский рынок

  35. Потребительский рынок муниципального образования "город Южно-Сахалинск" представлен 1418 предприятиями торговли и общественного питания.
    В городе Южно-Сахалинске сосредоточено 99% оборота оптовой торговли и 57,3% розничного оборота Сахалинской области. Оборот розничной торговли за 2001 год составляет 6770,2 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 33,1% выше уровня 2000 года.
    Потребительский рынок - одна из стабильно развивающихся отраслей, удельный вес налоговых поступлений которой составляет 4,3% от всех поступлений на территории города. За 2001 год объем налоговых поступлений в бюджет от предприятий торговли увеличился на 8,7% к уровню предыдущего года.
  36. II.7. Цены потребительского рынка

  37. Динамика инфляционных процессов в январе - декабре 2001 года формировалась с опережением темпов прироста оптовых цен производителей промышленной продукции (27,22%) над ценами на потребительском рынке товаров и услуг (19,42%) и курсом рубля по отношению к доллару США (7,0%).
    Потребительские цены на товары и платные услуги возросли в течение 2001 года на 19,42%. Темпы прироста тарифов на платные услуги (62,08%) значительно опережали прирост цен на продовольственные (9,14%) и непродовольственные товары (13,05%). Стоимость "потребительской корзины" в декабре 2001 года составила 991,04 руб., что ниже, чем в среднем по области, на 1,8%.
    Стабилизация инфляционных процессов на локальном уровне экономики города достигается за счет государственного регулирования цен (тарифов) на жилищно - коммунальные услуги, услуги пассажирского автотранспорта, медицинские, ритуальные услуги, платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями социальной сферы. Проведение администрацией города единой политики цен является реальным инструментом сдерживания цен (тарифов) на местном уровне. С этой целью в администрации города образована межведомственная комиссия по рассмотрению тарифов на жилищно - коммунальные услуги.
  38. II.8. Платные услуги

  39. По состоянию на 1 января 2002 года на потребительском рынке услуг действует более 360 хозяйствующих субъектов (физические и юридические лица) с численностью работающих около 2,5 тыс. человек.
    В сфере платных услуг на потребительском рынке сохраняются положительные тенденции, характеризующиеся ростом объемных показателей. За 2001 год, по экспертной оценке, оказано услуг предприятиями всех форм собственности на сумму 2328,4 млн. рублей, что к уровню 2000 года составляет 146,2% в действующих ценах и 103% в сопоставимых ценах. Наиболее динамично развиваются: услуги образования (рост к 2000 году в 1,8 раза), медицинские услуги (рост - в 1,8 раза), жилищные услуги (рост - в 2,7 раза), туристические услуги (рост - в 2,5 раза), услуги культуры (рост - в 2 раза). Тенденция к ежегодному росту сохраняется по услугам предприятий связи, бытового обслуживания, организаций по физической культуре и спорту. Объем платных услуг на 1 человека за 2001 год составляет 12461 рубль.
  40. II.9. Малое предпринимательство

  41. На 1 января 2002 года количество малых предприятий, действующих на территории муниципального образования "город Южно-Сахалинск", составляет порядка 2,5 тысячи единиц, или 39% общего числа предприятий и организаций, учитываемых ЕГРПО, прирост к фактическому уровню 2000 года составляет 4,2%.
    Объем реализованных малыми предприятиями товаров, работ и услуг за 2001 год оценивается в размере 3500 млн. рублей, что составляет 10% объема реализации товаров, работ и услуг в целом по городу Южно-Сахалинску. Из общего объема реализованной малыми предприятиями продукции свыше 34% приходится на предприятия торговли и общественного питания, 15% - на организации материально - технического снабжения и сбыта, 20% - на промышленные предприятия, более 11% - на строительные организации.
    Преобладающей формой собственности малых предприятий на протяжении ряда лет остается частная форма, ее доля составляет более 93% от общего количества предприятий всех отраслей экономики. Здесь работают около 92% численности работников, занятых в малом бизнесе. Прибыль, полученная малыми предприятиями в результате финансово - хозяйственной деятельности, составляет 115,7 млн. рублей. Сократился удельный вес убыточных предприятий. В 2001 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий оценивается в размере 60 млн. рублей.
  42. II.

  43. По состоянию на 1 января 2002 г. в реестре муниципальной собственности г. Южно-Сахалинска значится более 20000 объектов остаточной стоимостью 14110,3 млн. рублей. Процесс формирования собственности города продолжается непрерывно, причем наблюдается тенденция к увеличению числа объектов.
    В течение 2001 года действовали 454 договора аренды муниципального имущества, 1424 договора аренды земельных участков и 45 договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом. В результате использования муниципальной собственности за 2001 год было получено доходов на сумму 38,3 млн. рублей.
    Для исполнения муниципальных услуг и обеспечения жизнедеятельности населения на территории города действует 47 муниципальных унитарных предприятий. Муниципальные предприятия выполняют основную часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, водоснабжению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, объем которых в 2001 году возрос на 22% к уровню предыдущего года и оценивается в размере 819,2 млн. рублей.
  44. II.11. Внешнеэкономическая деятельность

  45. Приоритетными сферами сотрудничества г. Южно-Сахалинска с зарубежными странами являются торгово - закупочная, научно - техническая, экологическая, гуманитарная, культурная.
    Основными партнерами города за многие годы сотрудничества стали Япония, КНР, США, Германия, Республика Корея, Канада, Сингапур и другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Стоимость внешнеторгового оборота предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, к уровню 2000 года несколько сократилась и составила 200 млн. дол. Тем не менее баланс внешнеторгового оборота сложился активным, а сальдо - положительным.
    В настоящее время на Сахалине зарегистрировано более 380 совместных предприятий, из них 75% расположены в г. Южно-Сахалинске. Наиболее активными инвесторами являются фирмы Японии, Южной Кореи, США. Среди важнейших видов продукции, производимых на предприятиях с участием иностранного капитала, можно отметить продукцию электроэнергетики, топливной промышленности, связи, пищевой промышленности.
    В городе Южно-Сахалинске действуют международный центр делового сотрудничества "Сахинцентр", японский и американский бизнес - центры, представительство штата Аляска, представительство МИДа Российской Федерации, Генеральное консульство Японии, аккредитовано около 60 представительств иностранных компаний, 47 туристических фирм обеспечивают развитие международного туризма.
  46. II.12. Сельские территории

  47. Территория муниципального образования "город Южно-Сахалинск" включает в себя три планировочных района - Новоалександровск, Луговое, Хомутово, а также территории администраций с. Березняки, с. Дальнее и п. Синегорск. Общая площадь сельских территорий составляет 106,2 кв. км (12% общей площади города).
    Здесь расположены 280 предприятий и учреждений различных отраслей экономики. В селах и поселках, включенных в состав г. Южно-Сахалинска, проживают 20,6% всего населения муниципального образования.
    За 2001 год в экономике сельских территорий произошли положительные сдвиги, сократился уровень официальной безработицы, увеличилось количество действующих предприятий в аграрном секторе экономики, здравоохранении, торговле.
    В целях мобилизации внутренних ресурсов развития сельских территорий, повышения эффективности производства, его структурной перестройки администрацией города разработаны программы развития сел Березняки, Старорусское, Дальнее.
  48. III.Финансовые ресурсы городского бюджета

  49. Бюджет муниципального образования "город Южно-Сахалинск" за 2001 год исполнен по доходам в сумме 1451,0 млн. рублей. Исполнение к утвержденному плану составило 100,5%.
    В общей сумме налоговых и неналоговых поступлений наибольший удельный вес составили:
    - подоходный налог с физических лиц - 48,0%;
    - налог на прибыль - 12,2%;
    - налог на имущество - 7,4%;
    - налог с продаж - 6,4%;
    - единый налог на вмененный доход - 4,9%.
    Расходная часть бюджета исполнена в сумме 1529,9 млн. рублей, или на 97,9% к уточненному годовому плану. Удельный вес расходов на социально - культурную сферу составляет 47,6%, из них основная доля приходится на образование. Значительная часть расходов приходится на жилищно - коммунальное хозяйство. На эти цели в 2001 году направлено 549,2 млн. рублей, или 35,9% общего объема расходов местного бюджета.
    В 2001 году администрацией города были проведены мероприятия, которые позволили не только увеличить доходную часть, но и сократить расходы городского бюджета. В результате данных мероприятий бюджет получил экономический эффект в сумме 67,4 млн. рублей.
    В целом бюджет муниципального образования "город Южно-Сахалинск" в 2001 году исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 78,9 млн. рублей.
  50. IV.Основные направления муниципальной экономической политики развития города южно-сахалинска на 2002 год

  51. Главной задачей администрации города на 2002 год и на ближайшую перспективу является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, что определяет приоритетные направления муниципальной экономической политики по следующим направлениям:
    - закрепление достигнутых положительных тенденций в развитии отраслей реального сектора экономики;
    - защита внутреннего рынка местных товаропроизводителей в целях повышения конкурентоспособности производимой продукции за счет участия муниципального образования в реализации проектов, предоставления муниципальной гарантии под финансовые ресурсы кредитных организаций;
    - проведение инвестиционной политики для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в реальный сектор экономики;
    - реформирование жилищно - коммунального хозяйства за счет создания конкурентной среды, обеспечивающей повышение качества предоставляемых услуг, снижения себестоимости, стабилизации ценовой политики; активной поддержки частных инициатив в создании товариществ собственников жилья;
    - создание благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего новые рабочие места, стабилизацию цен, снижение социальной напряженности;
    - обеспечение финансирования целевых среднесрочных программ по основным направлениям социальной сферы и экономического развития города.
    Комитет по экономике
    и промышленной политике
    администрации г. Южно-Сахалинска