Сахалинская область
Информация от 24 июля 2001 года

Оценка социально-экономического положения города Южно-Сахалинска за I полугодие 2001 года

Принята
Комитетом по экономике и промышленной политике администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.)
24 июля 2001 года
    Основные тенденции социально - экономического развития
    Социально - экономическое положение муниципального образования "город Южно-Сахалинск" в I полугодии 2001 года происходило по основным направлениям адаптации экономических процессов. Несмотря на то, что протекание этих процессов происходило достаточно умеренно, положительных результатов по ряду направлений в экономике города достичь не удалось. Если в 2000 году наметилась тенденция стабилизации и роста производства промышленной продукции, то I полугодие 2001 года характеризуется снижением основных параметров промышленного производства.
    Ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую, так как наблюдается обострение традиционных социальных проблем, а также появление новых негативных процессов. Такой вывод вытекает из таких социально опасных негативных явлений, как задержки выплаты заработной платы и социальных пособий, снижение реальных доходов населения, невыполнение государственных социальных гарантий, поляризация структуры населения города, социальная напряженность, что подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей.
  1. I.Качество жизни населения и основные социальные проблемы 1. демографическая обстановка

  2. На 1 июля 2001 года в г. Южно-Сахалинске по предварительным данным проживает 187,0 тысяч жителей - треть населения Сахалинской области.
    Естественная убыль в январе - июне 2001 года превысила уровень соответствующего периода 2000 года. Превышение умерших над родившимися составило 1,3 раза. В I полугодии 2001 года в городе Южно-Сахалинске родился 961 человек, что на 60 человек больше, чем в 2000 году, умерло 1150 человек (в 2000 году - 1046). Естественная убыль за отчетный период - 189 человек (2000 год - 145 человек). По сравнению с прошлым годом рождаемость возросла на 6,6%, смертность - на 9,9%.
    От общего числа горожан на жителей трудоспособного возраста приходится 65,3%, детей до 16 лет - 21,1%, население старше 60 лет - 13,6%.
    Миграция за пределы области продолжает оставаться главным фактором сокращения численности населения Сахалинской области. Однако в г. Южно-Сахалинске, начиная с 2000 года, изменилась тенденция миграции населения. По сравнению с I полугодием 2000 года миграционный отток населения сократился почти в 1,5 раза. В I полугодии 2001 года в г. Южно-Сахалинск прибыло 1646 человек (в 2000 году - 2127), выбыло 1496 (в 2000 году - 2156). На 1 июля текущего года миграционное сальдо сложилось положительным и составило 150 человек, за соответствующий период 2000 года сальдо было отрицательным (29 человек).
    2.Занятость населения
    На 1 июля 2001 года в экономике города по крупным и средним предприятиям занято более 50 тыс. человек, что на 3,5% превышает численность занятого населения 2000 года. Численность работающих по малым предприятиям уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 6%. Общее количество индивидуальных предпринимателей составило 120% к соответствующему периоду 2000 года.
    Уровень безработицы на 1 июля 2001 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 0,3% к численности экономически активного населения против 0,5% на 1 июля 2000 года, и значительно ниже областного уровня, составляющего 2,6%.
    В целом за январь - июнь отчетного года в службу занятости обратилось 8817 человек, из них 2111 человек зарегистрированы как ищущие работу. Официальный статус безработного с начала года получили 427 человек, против 517 в соответствующем периоде 2000 года, и численность безработных граждан на 1 июля 2001 года составила 325 человек, что на 120 человек меньше, чем в 2000 году. Число вакансий в 9 раз превышает численность официально зарегистрированных безработных.
    Заявленная предприятиями и организациями в службу занятости потребность в работниках возросла в 2,8 раза и на 1 июля 2001 года составила 3214 вакантных рабочих мест.
    Динамика показателей занятости и безработицы свидетельствует о позитивных тенденциях на рынке труда.
    3.Уровень жизни и доходы населения
    В первом полугодии 2001 года динамика роста реально располагаемых денежных доходов имеет положительную тенденцию. Однако при этом продолжает сохраняться разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения.
    В совокупном доходе большую часть составляет заработная плата.
    Среднемесячная заработная плата в областном центре за январь - июнь 2001 года составляет 5080 рублей и по сравнению с уровнем 2000 года выросла на 31%. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги к декабрю предыдущего года составил 110,74% (2000 год - 106,41%).
    По состоянию на 1 июля 2001 года просроченная задолженность по заработной плате по предприятиям города Южно-Сахалинска увеличилась по сравнению с началом года на 18778 тыс. рублей (порядка 35%) и составила 71434 тыс. рублей. Из общей суммы задолженности на строительную отрасль приходится 28%, на транспортные предприятия - 9,3%, на учреждения здравоохранения - 13,7%, на образовательные учреждения - 8,4%, на предприятия ЖКХ и бытового обслуживания - 28%. Задолженность из бюджетов всех уровней составляет 49,3%, остальная часть - недофинансирование за счет собственных средств предприятий и организаций.
    Прожиточный минимум, обеспечивающий потребление важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне, в среднем на душу населения за I полугодие 2001 года составил 1849 рублей, динамика роста в сравнении с прошлым годом составила 125%. Основную долю в бюджете прожиточного минимума составляют продукты питания - 59%.
    4.Социальная сфера
    4.1.Образование.
    Деятельность образовательной системы города Южно-Сахалинска в I полугодии 2001 года была направлена на обновление содержания образования. Более 80% заявленных школами нововведений осваиваются школами успешно.
    Намечается устойчивая тенденция ориентации общеобразовательных учреждений на организацию профильного обучения на старшей ступени обучения. Получила распространение такая форма педагогической поддержки учащихся, находящихся в социально неблагополучных условиях, как ранний экстернат. В 7 школах осуществляется обучение учащихся по индивидуальным учебным планам.
    Происходят положительные изменения в содержании дошкольного образования. Наблюдается переход от учебно - дисциплинарной модели организации образовательного процесса к личностно - ориентированной, основанной на сотрудничестве педагога с детьми.
    Укреплена материально - техническая база образовательных учреждений. Общая сумма затрат на строительные и ремонтные работы за I полугодие 2001 года составила 14589,8 тыс. рублей, что на 4% превышает уровень соответствующего периода 2000 года.
    4.2.Здравоохранение.
    Общая заболеваемость населения в I полугодии 2001 года сократилась на 4,5%. Однако на фоне незначительного снижения инфекционной заболеваемости особую тревогу вызывает проблема социальных болезней, рост заболеваемости подростков, сложная демографическая ситуация. Разработанная концепция развития системы здравоохранения направлена на решение этих проблем.
    В городе активно развиваются стационарзамещающие виды медицинской помощи, задачей которых является интенсификация лечебного процесса с использованием всех методов диагностики и лечения.
    За январь - июнь 2001 года на содержание учреждений здравоохранения города направлено 149,7 млн. рублей, что составляет 106,9% к уровню соответствующего периода 2000 года. На укрепление материально - технической базы учреждений здравоохранения освоено 19,4 млн. рублей. На обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан в I полугодии 2001 года направлено 5,9 млн. рублей.
    4.3.Культура.
    Свою творческую деятельность в областном центре осуществляют 40 учреждений культуры. В I полугодии 2001 года было проведено 1872 мероприятия, в том числе в рамках 9 социально - творческих заказов - 179 мероприятий. Финансирование осуществлялось за счет внебюджетного фонда администрации города (74,8%), городского бюджета (5,6%), доходов от платных услуг (8,8%), спонсорских средств (3,3%), родительской платы (7,5%).
    На развитие учреждений культуры города в I полугодии 2001 года направлено 18496,8 тыс. рублей бюджетных средств. Фактический объем ремонтно - строительных работ по капитальному и текущему ремонту выполнен на сумму 428,3 тыс. рублей.
    Основной целью культурной политики в городе является сохранение и развитие культурного потенциала, его целостности и многообразия, а также поддержка инноваций, обеспечивающих улучшение культурной жизни в городе.
    4.4.Физкультура и спорт.
    В I полугодии 2001 года было проведено 47 первенств и чемпионатов города по различным видам спорта, 57 соревнований среди учащихся ДЮСШ. Кроме того, в спартакиаде среди общеобразовательных школ по 12 видам спорта приняло участие 382 команды, всего 3558 человек. Сборная города приняла участие в 19 первенствах и чемпионатах области.
    Ведущие спортсмены города активно принимали участие в 26 соревнованиях различного ранга.
    В I полугодии 2001 года в городе подготовлено 2 мастера спорта России, 18 кандидатов в мастера спорта России, 330 спортсменов массовых разрядов.
    Общий объем денежных средств, направленных на содержание муниципальных учреждений физкультуры и спорта, за I полугодие 2001 года составил 11334,0 тыс. рублей. С целью повышения эффективности использования муниципальных спортивных сооружений, увеличения поступлений внебюджетных средств для дальнейшего развития физкультуры и спорта в городе постоянно велась работа по оказанию платных услуг населению. За отчетный период объем доходов от внебюджетной деятельности составил 1273,0 тыс. рублей, что составляет 11,2% общих поступлений. Эти средства были направлены на участие спортсменов города в зональных, республиканских соревнованиях, приобретение спортивного инвентаря.
    4.5.Молодежная политика.
    В I полугодии 2001 года деятельность в области молодежной политики была направлена на реализацию Программы "Молодежная политика в г. Южно-Сахалинске на период 2000 - 2001 гг.", финансовое обеспечение которой за текущий период составило 9673,8 тыс. рублей, в том числе средств местного бюджета - 3724,7 тыс. рублей.
    В летний период 2001 года было открыто 182 лагеря с различными формами отдыха и оздоровления, которыми было охвачено 16314 детей.
    В I полугодии 2001 года в городе работает 12 детских клубов по месту жительства, около 1800 человек занимаются более чем в 90 кружках и объединениях.
    За январь - июнь 2001 года МУ "Молодежная биржа труда" трудоустроила 853 человека. Постоянно велась предварительная работа по заключению договоров на летний период, оказывалась юридическая помощь несовершеннолетним по правовым вопросам, проводились консультации и разъяснения прав и обязанностей подростков и молодежи при трудоустройстве.
    4.6.Социальная защита населения.
    Приоритетным направлением развития социального обслуживания является выполнение комплекса мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения: неработающих пенсионеров и инвалидов; многодетных и неполных семей; опекаемых детей и сирот; льготных категорий граждан; лиц, попавших в экстремальные ситуации, и др., а также исполнение Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" в соответствии с Программой адресной социальной поддержки граждан, проживающих на территории муниципального образования "город Южно-Сахалинск".
    В I полугодии 2001 года на финансирование Программы направлены средства в размере 7 млн. рублей. Из общего объема поступивших средств 4,4 млн. рублей или 63% приходится на городской бюджет.
    Несмотря на повышение размера пенсий в 2001 году, материальное положение отдельных граждан остается на низком уровне. В городе Южно-Сахалинске зарегистрировано 7060 человек, у которых подушевой доход не превышает 1200 рублей, и 28500 неработающих пенсионеров, получающих пенсию в пределах прожиточного минимума или ниже.
    В связи с ростом цен на основные виды продуктов питания, коммунальные и другие виды услуг за I полугодие 2001 года в управление социальной защиты населения по различным вопросам обратилось 37353 человека. За отчетный период оказана материальная помощь 954 человекам на общую сумму 576,9 тыс. рублей; организовано горячее питание в школах для 1153 детей из малообеспеченных семей на сумму 2147,5 тыс. рублей; 4386 гражданам выдана гуманитарная помощь; выданы направления на зубопротезирование 203 ветеранам труда; ежемесячно выплачивается по 70 рублей на услуги бань и парикмахерских участникам ВОВ, по 40 рублей - участникам трудового фронта; производятся ежеквартальные выплаты гражданам старше 75 лет, проработавшим на Сахалине 40 календарных лет.
    4.7.Социальное обеспечение.
    На 1 июля 2001 г. в органах социального обеспечения населения состоит на учете 44,7 тысяч получателей пенсий, из которых более 64% являются неработающими пенсионерами. По сравнению с I полугодием 2000 года их количество возросло на 1,6 тыс. человек. Назначенная месячная пенсия с учетом компенсационных выплат по сравнению с аналогичным периодом 2000 года увеличилась на 251 рубль, или 27%, и составила 1162 рубля. Выплата пенсий производится своевременно, без задержек.
    В городе Южно-Сахалинске зарегистрировано 19724 получателя ежемесячного пособия на ребенка. Экономический анализ финансирования основных мероприятий по линии соцобеспечения населения показывает постепенное решение городской администрацией проблемы с выплатой детских пособий. Так, с января по июнь 2001 года выплачено пособий на общую сумму 10,3 млн. рублей, что в 1,6 раза или на 4,1 млн. рублей больше по сравнению с 1 полугодием прошлого года.
    Задолженность по выплате детских пособий на 30 июня 2001 года составляет 64140,7 тыс. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года сумма задолженности уменьшилась на 1469,1 тыс. рублей.
    4.8.Охрана правопорядка.
    В I полугодии 2001 года криминальная обстановка в областном центре продолжала оставаться нестабильной. Совершено 2335 преступлений, что на 3,6% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Удельный вес городской преступности в общеобластном масштабе составил 30,9% против 28,9% в I полугодии 2000 года.
    Количество преступлений, зарегистрированных по линии криминальной милиции, снизилось на 4,2%. На 29,7% сократилось число убийств, на 48% - число разбоев, на 37,4% - краж автотранспорта, на 40% - угонов. На 53,5% сократилась преступность несовершеннолетних, на 23,3% - уличная преступность.
    Вместе с тем, при общем увеличении раскрываемости удельный вес расследованных преступлений по линии криминальной милиции снижен на 1,7%.
    В I полугодии 2001 года состояние работы по обеспечению безопасности дорожного движения характеризовалось ростом числа ДТП. Всего с начала года их совершено 737, что на 53% выше, чем за I полугодие 2000 года. В ДТП погибло 10 человек (в I полугодии 2000 года - 14 человек), получили телесные повреждения 178 человек, что на 3 человека больше, чем за соответствующий период прошлого года.
    За отчетный период предпринят ряд организационных и практических мер по стабилизации сложившейся ситуации.
  3. II.Реальный сектор экономики 1. промышленность

  4. Объем произведенной продукции в фактических отпускных ценах с досчетом до полного круга предприятий в январе - июне 2001 года составил 1796,8 млн. рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям - 1545,4 млн. рублей, что составляет 24% объема промышленной продукции, произведенной в Сахалинской области.
    Индекс физического объема промышленной продукции по крупным и средним предприятиям в I полугодии 2001 года составил 77,9% (в январе - июне 2000 года он составлял 102,1%).
    Объем выпущенной промышленной продукции на 1 жителя города Южно-Сахалинска за I полугодие 2001 года оценивается в размере 9,8 тыс. рублей (в I полугодии 2000 года этот показатель составлял 8,8 тыс. рублей).
    В структуре промышленности города Южно-Сахалинска наибольший удельный вес приходится на электроэнергетику и пищевую промышленность, соответственно 38% и 56%. По итогам 1 полугодия 2001 года индекс физического объема пищевой промышленности составил 109,7%, а в электроэнергетике этот показатель характеризуется снижением - 98,2%.
    Мониторинг промышленного производства показывает, что в I полугодии 2001 года достигнут рост выпуска макаронных изделий в 1,2 раза, кондитерских изделий - в 1,2 раза, безалкогольных напитков - на 5,9%, пива - на 1,3%.
    В общем объеме производимой в городе пищевой продукции 60% составляет рыбная промышленность. Рыбопромышленный комплекс города представлен 121 предприятием, 6 консервными заводами. Океаническим промыслом занято 51 предприятие, 70 - прибрежным рыболовством. Имеющиеся в Южно-Сахалинске мощности по переработке рыбы и морепродуктов позволяют городу вырабатывать в сутки 227 туб. консервов, 500 кг кулинарной продукции, 455 тонн мороженой рыбы, 30 тонн рыбной муки, 142 тонны соленой рыбы. Город располагает стационарными холодильными мощностями на 10040 тонн, в том числе холодильными мощностями контейнерного типа на 990 тонн единовременного хранения.
    Муниципальному образованию "город Южно-Сахалинск" на 2001 год выделено лимитов на освоение водных биологических ресурсов в объеме 61506 тонн. В I полугодии текущего года рыбоконсервными предприятиями города произведено 389 туб. рыбных консервов, что в 3,2 раза превышает уровень соответствующего периода 2000 года.
    За январь - июнь текущего года улов рыбы и морепродуктов оценивается в объеме 41074 тонн, что составляет 94,2% к уровню аналогичного периода 2000 года и 67% от выделенных лимитов на 2001 год. Рыбоперерабатывающими предприятиями города за I полугодие 2001 года произведена 23701 тонна пищевой рыбопродукции, что на 3,6% ниже показателей соответствующего периода прошлого года.
    Налоговые поступления от рыбопромышленного комплекса в I полугодии 2001 года составили 50609 тыс. рублей, что составляет 25,9% в структуре налоговых платежей от предприятий пищевой промышленности.
    Из общего объема потребительских товаров, производимых промышленными предприятиями города, 86% составляют пищевые продукты. За январь - июнь 2001 года на душу населения произведено потребительских товаров на сумму 4638,6 руб., в том числе пищевых продуктов - на 4000 руб., непродовольственных товаров - на 52,6 руб., винно - водочных изделий и пива - на 586,0 руб.
    В целом экономические показатели в I полугодии 2001 года имеют относительно устойчивый характер, ряд предприятий постепенно выходит из структурного кризиса, который наблюдался в промышленности города, расширяется спрос на потребительские товары, улучшается финансовое состояние предприятий.
    Сальдированный финансовый результат на 1 июня 2001 года по крупным и средним предприятиям промышленности определен в объеме 16643 тыс. рублей прибыли, на 1 июня 2000 года этот показатель составлял 44931 тыс. рублей убытков.
    Налоговые поступления от промышленных предприятий за январь - июнь 2001 года составляют 1058,2 млн. рублей или 51,2% в общей структуре налоговых платежей по городу. В структуре отраслей промышленности почти 20% налоговых платежей (195 млн. рублей) поступило от предприятий пищевой промышленности.
    2.Инвестиции и строительный комплекс
    Строительные организации города выполняют 60% объема подрядных работ на территории Сахалинской области. За I полугодие 2001 года ими освоено 590 млн. рублей, что к уровню прошлого года составляет в сопоставимых ценах 90,0%.
    В I полугодии 2001 года за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 4420 кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 50% от общего ввода жилья по Сахалинской области.
    Анализ жилищного строительства выявляет устойчивую тенденцию к увеличению строительства индивидуальных жилых домов и домов малоэтажной застройки. Платежеспособный спрос на жилье уже сегодня существенно превосходит предложение на рынке жилья.
    За счет федерального бюджета реализуется Программа строительства жилья для граждан, пострадавших от землетрясения на севере Сахалина. В 2001 году планируется строительство домов малоэтажной застройки в 13-м и 13а микрорайонах, в районе "Зима" общей площадью 18652 кв. метра. На финансирование Программы планируется выделение средств в объеме 38,7 млн. рублей.
    В капитальном строительстве города приоритет отдается жилищному строительству, как способному оживить другие отрасли, связанные с домостроением.
    За счет средств местного бюджета и внебюджетного фонда области в I полугодии 2001 года завершено строительство блока В детской поликлиники по ул. Емельянова.
    Бюджет развития города Южно-Сахалинска на 2001 год сформирован в объеме 45000 тыс. рублей, в том числе на строительство объектов коммунального назначения направлено 36600 тыс. рублей.
    Проектно - изыскательные работы на 2001 год планируются в объеме 9189 тыс. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета - 435 тыс. рублей, за счет экологического фонда города - 565 тыс. рублей. Проектные работы ведутся по кладбищенскому комплексу, полигону по переработке отходов, защите жилой застройки западной части города от паводковых явлений, водозабору на р. Уюновке, по водоснабжению п. Хомутово.
    Налоговые поступления от строительного комплекса составляют 5,0% в общей структуре налоговых платежей, исполненных на территории города, что в суммарном выражении составляет 104080 тыс. рублей.
    Для оживления строительного комплекса города, поднятия отрасли в целом необходимо изыскивать инвестиции, привлекать долевые и заемные средства, использовать кредиты зарубежных банков и средства иностранных инвесторов.
    3.Агропромышленный комплекс
    Аграрный комплекс муниципального образования "город Южно-Сахалинск" представлен шестью государственными унитарными сельскохозяйственными предприятиями: "Комсомолец", "Тепличный", "Тимирязевское", "Сахалинский бекон", "Сахалинский бройлер", "Птицефабрика "Островная" - и 72 фермерскими хозяйствами.
    За январь - июнь 2001 года в ГУСП "Совхоз "Тепличный" за счет внедрения новой малообъемной технологии в закрытом грунте валовое производство овощей в сравнении с соответствующим периодом 2000 года увеличилось на 15% и составило 1479 тонн. Увеличилась реализация овощей и картофеля урожая 2000 года в ГУСП "Комсомолец", "Тепличный", "Тимирязевское".
    ГУСП "Птицефабрика "Островная" имеет положительные показатели по производству мяса и яиц. За I полугодие 2001 года предприятие произвело 24625 тысяч штук яиц, что на 17% выше уровня I полугодия 2000 года. Производство мяса увеличилось к уровню прошлого года на 4% и составило 185 тонн. Увеличению производства способствовала интенсивная замена поголовья птицы на новый продуктивный кросс ломан белый.
    Сельскохозяйственными предприятиями города Южно-Сахалинска в 2001 году посажено 667 га картофеля и 318 га овощей, в том числе фермерскими хозяйствами - 165 га картофеля и 98 га овощей.
    По состоянию на 1 июля 2001 года сельскохозяйственным предприятиям выделена беспроцентная ссуда на проведение весенних полевых работ и закупку кормов в объеме 3350 тыс. рублей, фермерским хозяйствам - 400 тыс. рублей.
    4.Транспорт и связь
    В настоящее время пассажирские перевозки осуществляют муниципальное унитарное предприятие "ПАТО", 7 коммерческих предприятий и 253 индивидуальных владельца автобусов.
    В I полугодии 2001 года осуществлялось техническое обновление подвижного состава муниципального автотранспорта, и количество автобусов общего пользования увеличилось с 52 в I полугодии 2000 года до 57 единиц. Продолжалась тенденция стабилизации достаточно разветвленной в городе маршрутной сети, для успешного функционирования которой администрацией города заключены договорные отношения с 253 частными предпринимателями.
    В истекшем периоде железнодорожниками отправлено 661,7 тыс. человек (на 140,2 больше, чем в I полугодии 2000 года), отправлено и выгружено 12 тыс. вагонов хозяйственных грузов (на 3,4% больше, чем в I полугодии 2000 года).
    На объемные показатели работы воздушного транспорта в I полугодии 2001 года оказали влияние рост цен на авиабилеты и тарифов на грузовые перевозки. В результате, по сравнению с I полугодием 2000 года, снизился объем отправленной почты и грузов на 23,6%. Услугами авиационного транспорта воспользовались 68408 пассажиров, что на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
    Продолжается проведение реконструкции местной телефонной сети. Динамично развивается номерная емкость телефонной сети сотовой связи, операторами которой в городе являются ЗАО "Сахалинуголь Телеком" и ЗАО "Сахалин Телеком Мобайл".
    Введение дополнительных цифровых каналов позволило ОАО "Сахалинсвязь" сделать более качественной и доступной междугородную и международную связь, а также значительно расширить доступ к сети Интернет. Благодаря этому число линий коммутируемого доступа в областном центре было увеличено в 1,5 раза.
    5.Жилищно - коммунальное хозяйство
    За отчетный период муниципальными предприятиями ЖКХ оказано услуг по обеспечению города теплом, водой, содержанию, ремонту и эксплуатации жилищного фонда, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, бытовых услуг в объеме 461,8 млн. рублей в действующих ценах, что составляет 142,7% к объему услуг прошлого года.
    По некоторым предприятиям наблюдается снижение производственных показателей. Снижение объемов теплоснабжения к I полугодию 2000 года составило 6,4%. Из-за недостаточного финансирования снижены объемы работ по капитальному и текущему ремонту дорог. По вывозу бытовых отходов объемы снизились на 10 тыс. куб. м.
    Улучшилось положение с водоснабжением города, прирост объемов в натуральном выражении к соответствующему периоду 2000 года составил 7,2%. Отремонтировано капитальным ремонтом 2,2 тыс. кв. м жилья, что в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; текущим ремонтом - 453,9 тыс. кв. м, заменено труб отопления 3,2 тыс. п. м, опрессовано систем отопления по 151 дому, отремонтировано кровли общей площадью 18,2 тыс. кв. м.
    Анализ финансово - хозяйственной деятельности муниципальных предприятий ЖКХ показывает, что отраслевые убытки за I полугодие 2001 года ожидаются в размере 30,8 млн. рублей, что на 16,2 млн. рублей меньше, чем в 2000 году. Удельный вес муниципальных предприятий, имеющих по итогам I полугодия 2001 года положительный финансовый результат, составляет 64,3% в общем количестве муниципальных предприятий.
    В I полугодии 2001 года субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 4729 семей на сумму 5032,4 тыс. рублей; по сравнению с прошлым годом количество субсидентов увеличилось на 11,2%. В рамках Программы реформы жилищно - коммунального хозяйства установлен уровень платежей населения за услуги водоснабжения и водоотведения в размере 80% от стоимости их предоставления. Продолжается работа по преобразованию форм собственности, переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, реализация программы жилищных субсидий.
    6.Потребительский рынок
    В настоящее время потребительский рынок муниципального образования "город Южно-Сахалинск" представлен 1247 предприятиями торговли и общественного питания.
    В городе Южно-Сахалинске сосредоточено более 99% оборота оптовой торговли области. Удельный вес общего объема оборота розничной торговли предприятий торговли города во всех каналах реализации составляет более 57% розничного оборота области. Оборот розничной торговли за I полугодие 2001 года, по оперативной оценке, составил 3106,3 млн. рублей, или в сопоставимых ценах на 20% выше уровня I полугодия 2000 года.
    Потребительский рынок - одна из стабильно развивающихся отраслей муниципального образования "город Южно-Сахалинск", удельный вес налоговых поступлений от которой составляет до 4,4% от поступлений всех отраслей экономики города. За I полугодие 2001 года обеспечен рост налоговых поступлений в бюджет на 11,9% к аналогичному периоду прошлого года.
    7.Цены потребительского рынка
    Динамика инфляционных процессов в I полугодии 2001 года складывалась с опережением темпов прироста оптовых цен производителей промышленной продукции (12,69%) над ценами на потребительском рынке товаров и услуг (10,74) и курсом рубля по отношению к доллару США (4,3%). Темп инфляции по сравнению с I полугодием 2001 года составил 3,9%.
    По сравнению с I полугодием 2000 года наибольший прирост произошел по стоимости "потребительской корзины" - 17,56% против 4,5% (в 3,9 раза) и ценам на потребительские товары и услуги - 10,74% против 6,41% (в 1,7 раза).
    Потребительские цены на товары и платные услуги возросли в течение I полугодия 2001 года на 10,74%. Темпы прироста тарифов на платные услуги (20,04%) опережали прирост цен на продовольственные (9,92%) и непродовольственные товары (6,9%). Стоимость "потребительской корзины" в июне текущего года составила 1128,62 руб., что ниже, чем в среднем по области, на 1,6%.
    8.Платные услуги
    В сфере платных услуг на потребительском рынке сохраняются положительные тенденции, характеризующиеся ростом объемных показателей. За I полугодие 2001 года оказано услуг крупными и средними предприятиями всех форм собственности на сумму 577,9 млн. рублей в действующих ценах, что к уровню 2000 года составляет 146,9%. Наиболее динамично развиваются: услуги образования (рост к 2000 году в 2,5 раза), медицинские услуги (рост - в 1,9 раза), услуги пассажирского транспорта (рост - в 1,8 раза), услуги учреждений культуры (рост - в 2,6 раза). Сохраняется тенденция к росту по услугам связи на 61,5%, жилищным услугам - на 76,6%, физкультуры и спорта - на 16,2%.
    Объем платных услуг на 1 человека увеличился и составил 3139 рублей.
    По состоянию на 1 июля 2001 года на потребительском рынке услуг действует более 380 хозяйствующих субъектов (физические и юридические лица) с численностью работающих около 2 тыс. человек.
    9.Малое предпринимательство
    В I полугодии 2001 года в г. Южно-Сахалинске количество малых предприятий составило порядка 2,5 тысячи единиц или 36% общего числа предприятий и организаций, учитываемых ЕГРПО.
    Объем реализованных товаров и услуг за этот период оценивается в размере 1,6 млрд. рублей. Доля объема продукции и услуг, произведенных субъектами малого бизнеса, составляет более 17 процентов. Из общего объема продукции, работ, услуг, произведенных малыми предприятиями, 17% приходится на промышленную продукцию, 32% - на услуги торговли и общественного питания, 19% - на услуги материально - технического снабжения и сбыта.
    Преобладающей формой собственности малых предприятий на протяжении ряда лет остается частная форма, ее доля составляет более 93% от общего количества предприятий всех отраслей экономики и более 93% объема реализованной малыми предприятиями продукции, работ, услуг. Здесь работают около 92% численности работников, занятых в малом бизнесе.
    Прибыль, полученная предприятиями в результате финансово - хозяйственной деятельности, в истекшем полугодии составила 61,3 млн. рублей. Сократился удельный вес убыточных предприятий.
    В 2001 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий оценивается в размере 9,5 млн. рублей. Средняя численность работников малых предприятий составляет около 16 тысяч человек.
    10.Муниципальное имущество
    По состоянию на 1 июля 2001 г. в реестре муниципальной собственности г. Южно-Сахалинска значилось 21245 объектов остаточной стоимостью 12921,3 млн. рублей. Процесс формирования собственности города продолжается непрерывно, причем наблюдается тенденция к увеличению числа объектов.
    Количество договоров аренды муниципального имущества и земельных участков возросло и составило соответственно 479 и 931 договор. В результате использования муниципальной собственности в I полугодии 2001 года было получено доходов на сумму 14,8 млн. рублей.
    Для исполнения муниципальных услуг и обеспечения жизнедеятельности населения на территории города зарегистрировано 55 муниципальных унитарных предприятий. Муниципальные предприятия выполняют основную часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, водоснабжению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, объем которых в I полугодии 2001 года возрос на 39% к уровню соответствующего периода 2000 года и оценивается в размере 528 тыс. рублей.
    11.Внешнеэкономическая деятельность
    Приоритетными сферами сотрудничества г. Южно-Сахалинска с зарубежными странами являются торгово - закупочная, научно - техническая, экологическая, гуманитарная, культурная.
    Основными партнерами города за многие годы сотрудничества стали Япония, КНР, США, Германия, Республика Корея, Канада, Сингапур и другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Стоимость внешнеторгового оборота предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, к уровню 2000 года несколько сократилась, тем не менее баланс внешнеторгового оборота сложился активным, а сальдо положительным, чему способствовал рост основных статей экспорта к уровню соответствующего периода 2000 года.
    В настоящее время на Сахалине зарегистрировано 381 совместное предприятие, из них 287 (75%) расположены в г. Южно-Сахалинске. Наиболее активными инвесторами являются фирмы Японии, Южной Кореи, США. Среди важнейших видов продукции, производимых на предприятиях с участием иностранного капитала, можно отметить продукцию электроэнергетики, топливной промышленности, связи, пищевой промышленности.
    В городе Южно-Сахалинске присутствуют и создаются элементы инфраструктуры, ориентированные на развитие внешнеэкономических связей. Действуют международный центр делового сотрудничества Сахинцентр, японский и американский бизнес - центры, представительство штата Аляска, представительство МИДа Российской Федерации, Генеральное консульство Японии, аккредитовано около 60 представительств иностранных компаний, 47 туристических фирм обеспечивают развитие международного туризма.
    12.Сельские территории
    Территория муниципального образования "город Южно-Сахалинск" включает в себя три планировочных района - Новоалександровск, Луговое, Хомутово, а также территории администраций с. Березняки, с. Дальнего и п. Синегорска. Общая площадь сельских территорий составляет 106,2 кв. км (12% всей площади, занимаемой городом).
    Здесь расположены 279 предприятий и учреждений различных отраслей экономики. В селах и поселках, включенных в состав г. Южно-Сахалинска, проживают 20% всего населения и более 20% экономически активного населения муниципального образования.
    За I полугодие 2001 года в экономике сельских территорий произошли положительные сдвиги. Сократился уровень официальной безработицы. Увеличилось количество действующих предприятий в аграрном секторе экономики.
    В целях мобилизации внутренних ресурсов развития сельских территорий, повышения эффективности производства, его структурной перестройки администрацией разработаны программы развития сел Березняки, Старорусского, Дальнего.
  5. III.Динамика взаимных неплатежей, финансовое состояние, дебиторская и кредиторская задолженность предприятий и организаций

  6. За январь - май 2001 года кредиторская задолженность предприятий и организаций города возросла в 1,1 раза по сравнению с началом года и составила 4494,3 млн. рублей.
    Одновременно увеличились в 1,1 раза темпы роста дебиторской задолженности предприятий и организаций. Неплатежи дебиторами наблюдаются по основным отраслям реального сектора экономики и характеризуются увеличением их доли в общей структуре дебиторской задолженности.
    Сальдированный финансовый результат по состоянию на 1 июня 2001 года является убыточным и составляет 18586 тыс. рублей, что к началу года характеризует снижение в сумме 207325 тыс. рублей. Улучшение финансового положения предприятий и организаций города достигнуто по таким отраслям экономики, как промышленность, торговля, транспорт и связь за счет увеличения объемов работ и оказываемых услуг.
  7. IV.Финансовые ресурсы городского бюджета

  8. Бюджет муниципального образования "город Южно-Сахалинск" за I полугодие 2001 года исполнен по доходам в сумме 592,5 млн. рублей. Исполнение к утвержденному плану составило 46%.
    В общей сумме налоговых и неналоговых поступлений наибольший удельный вес составили:
    - подоходный налог с физических лиц - 50,1%;
    - налог на содержание жилфонда - 11%;
    - налог на прибыль - 9,4%;
    - налог с продаж - 6,7%;
    - налог на имущество - 6,2%.
    Расходная часть бюджета исполнена в сумме 700 млн. рублей, или на 50% к утвержденному годовому плану. Основная доля расходов - 333,5 млн. рублей - приходится на социально - культурную сферу. Доля расходов на жилищно - коммунальное хозяйство составляет в общем объеме 42%.
    В I полугодии 2001 года администрацией города были проведены мероприятия, которые позволили не только увеличить доходную часть, но и сократить расходы городского бюджета. В результате данных мероприятий бюджет получил экономический эффект в сумме 21,7 млн. рублей.
    В целом бюджет муниципального образования "город Южно-Сахалинск" в I полугодии 2001 года исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 107,5 млн. рублей.
  9. V.Целевые среднесрочные программы

  10. В I полугодии 2001 года фактическое обеспечение среднесрочных программ составило 2640,5 тыс. рублей, или 14,2% годового плана. Наибольшее финансирование пришлось на реализацию Программы "Молодежная политика в городе Южно-Сахалинске на период 2000 - 2001 гг.", "Программу развития информационных функций библиотек Южно-Сахалинской централизованной системы" и "Программу развития системы образования города Южно-Сахалинска на 1999 - 2001 годы".
    Финансирование социально направленных программ, рассчитанных на период более одного года, проводится в соответствии с графиком и по расчетам разработчиков. Предусмотренные мероприятия позволят в ближайшие годы создать необходимые предпосылки и соответственно реально повлиять на улучшение качества жизни населения, а также на развитие городского хозяйства.
  11. VI.Анализ факторов по увеличению доходной Части и сокращению расходов бюджета

  12. Ежегодно структурными подразделениями администрации города разрабатываются мероприятия, реализация которых позволяет обеспечить экономию средств местного бюджета и его пополнение. В результате проведенных мероприятий в I полугодии 2001 года получен экономический эффект в сумме 21707,4 тыс. рублей.
    В целях сокращения расходов бюджетных средств поставка товаров, работ и услуг осуществляется на основании конкурсного отбора. Администрацией города в I полугодии 2001 года проведено 204 торга на общую сумму стоимости заключенных контрактов 82212 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество проведенных торгов возросло на 4%. Получен экономический эффект в сумме 2,4 млн. рублей.
    Администрацией города в I полугодии 2001 года принимались меры, направленные на оздоровление местного бюджета. В результате проведенных мероприятий были получены дополнительные средства от внебюджетной деятельности, включая родительскую плату по департаменту образования и управлению культуры и туризма, в размере 10,4 млн. рублей, что составляет 46,9% от планируемой суммы на год. Экономия бюджетных средств в I полугодии 2001 года была получена в сумме 11,4 млн. рублей, что составляет 37,9% годового плана.
  13. VII.Основные направления муниципальной экономической политики развития города южно-сахалинска на 2001 год

  14. Главной задачей администрации города до конца 2001 года и на ближайшую перспективу является дальнейшее повышение уровня жизни и занятости населения, что определяет приоритетные направления муниципальной экономической политики по следующим направлениям:
    - закрепление достигнутых положительных тенденций в развитии отраслей реального сектора экономики;
    - защита внутреннего рынка местных товаропроизводителей в целях повышения конкурентоспособности производимой продукции за счет участия муниципального образования в реализации проектов, предоставления муниципальной гарантии под финансовые ресурсы кредитных организаций;
    - активизация инвестиционной политики для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в реальный сектор экономики;
    - разработка муниципальной жилищной программы за счет активизации денежных средств населения, направленных в жилищное строительство;
    - реформирование жилищно - коммунального хозяйства за счет создания конкурентной среды, обеспечивающей повышение качества предоставляемых услуг, снижения себестоимости, стабилизации ценовой политики; активная поддержка частных инициатив в создании товариществ собственников жилья;
    - создание благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего новые рабочие места, стабилизацию цен, снижение социальной напряженности;
    - обеспечение финансирования целевых среднесрочных программ по основным направлениям социальной сферы и экономического развития города.
    Комитет
    по экономике и промышленной политике
    администрации г. Южно-Сахалинска