-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Сахалинская область
Информация от 07 марта 2001 года

Оценка социально-экономического развития города Южно-Сахалинска за 1997 - 2000 годы

Принята
Комитетом по экономике и промышленной политике администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.)
07 марта 2001 года
    Развитие социально - экономических процессов в период 1997 - 2000 годов происходило в условиях общеэкономического российского кризиса.
    За предшествующие годы город потерял более трети промышленного потенциала: практически прекратила существование строительная индустрия (ОАО "КПД-110", ОАО "КПД-120", завод "Стройдеталь"), значительно снижены объемы производства легкой промышленности (ОАО "Вера", ОАО "Сахобувь"), угольная отрасль снизила в 2 раза производство промышленной продукции.
    Производственный потенциал города характеризовался высокой степенью физического и морального износа основных производственных фондов всех отраслей экономики.
    Была определена главная цель - выход из трудной экономической ситуации с наименьшими потерями и наибольшим социальным эффектом на основе:
    - поддержки местного производителя и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
    - поддержки и развития малого бизнеса, способствующего насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен;
    - привлечения инвестиций в экономику города через создание привлекательного инвестиционного климата;
    - поддержки производств, занимающих наибольший удельный вес в налоговых поступлениях местного бюджета.
    За анализируемый период многие предприятия вышли из экономического кризиса, расширился рынок сбыта местных товаропроизводителей, увеличился спрос на потребительские товары и услуги, улучшилось финансовое состояние предприятий. Сократилось количество убыточных предприятий в структуре хозяйственного комплекса города с 50,7 процента в 1996 году до 29,4 процента в 2000 году.
    Объем промышленной продукции, произведенной в 1999 году, в 2 раза превышает аналогичный показатель в действующих ценах за 1996 год.
    За период 1997 - 2000 годов произошло увеличение выпуска цельномолочной продукции в 1,8 раза, безалкогольных напитков - в 9 раз, пива - в 3,6 раза, мороженого - в 1,7 раза, спирта - сырца в 5,6 раза, макаронных изделий - в 4 раза, пищевой рыбопродукции - в 1,8 раза.
    Рост объемов пищевой продукции достигнут за счет модернизации производства, внедрения новых технологий, освоения новых видов упаковки. Высокое качество, современный дизайн выпускаемой продукции повысили конкурентоспособность товаров местного производства.
    В строительной отрасли города Южно-Сахалинска в 1996 - 1999 гг. наблюдается рост объема подрядных работ. Если в 1996 году объем подрядных работ на территории города составлял 533,8 млн. рублей, то в 1999 году он вырос в 2 раза и составил 1077 млн. рублей в действующих ценах. Увеличение произошло за счет освоения средств иностранных инвесторов, бюджетных и собственных средств застройщиков.
    В 1997 году введены в действие 13,5 тыс. кв. м жилья, в 1998 году - 31,0 тыс. кв. м, в 1999 году - 33,3 тыс. кв. м, в 2000 году - 44,8 тыс. кв. м. В развитии строительного комплекса приоритет отдается жилищному строительству.
    Сконцентрировав финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы, администрацией города введены в эксплуатацию жизненно важные объекты для населения города, такие как: насосная станция III подъема, теплотрасса в п/р Новоалександровск, I и II пусковые комплексы водозабора "Придорожный", транспортная развязка ул. Ленина - Пуркаева, канализационный коллектор по ул. Тихоокеанской, I пусковой комплекс магистрального водовода, I пусковой комплекс автодороги "Южно-Сахалинск - отделение Садовое"; проведены реконструкции моста через р. Имановку, тепломагистрали по ул. Физкультурной, водоснабжения административных зданий центральной части города.
    За счет средств местного бюджета и внебюджетного фонда области в 2000 году завершено строительство блоков "А" и "Б" и будет продолжено строительство блока "В" детской поликлиники по ул. Емельянова, строительство которой велось с 1993 года.
    В областном центре транспортная сфера представлена всеми видами: железнодорожным, автомобильным, воздушным. Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2000 году определился в размере 1368,6 тыс. тонн, что в 3 раза больше уровня 1996 года. Общий объем отправленных народно - хозяйственных грузов станцией "Южно-Сахалинск" в 2000 году вырос на 73,4% по сравнению с 1996 годом.
    В 2000 году общий объем пассажирских перевозок автобусами общего пользования по г. Южно-Сахалинску возрос на 14,5% по сравнению с 1999 годом. Объем платных услуг, оказанных пассажирским автотранспортом, вырос на 49,4%. Частично обновился парк автобусов.
    В результате деятельности всех перевозчиков на территории города общий объем налогов составляет 5,1% в структуре налоговых поступлений.
    Малое предпринимательство является важнейшим, наиболее динамично развивающимся сектором экономики. В 2000 году в городе зарегистрированы и функционируют более 2500 малых предприятий и 8000 индивидуальных предпринимателей. Ежегодно в городе регистрируется около 400 субъектов малого предпринимательства с образованием юридического лица, более 1500 предпринимателей без образования юридического лица.
    В городе разработана Программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2000 - 2001 годы, основная цель которой - создать условия для развития деловой активности населения города.
    В настоящее время потребительский рынок города Южно-Сахалинска представлен 1258 предприятиями стационарной и розничной торговли, общественного питания и 16 открытыми рынками. В городе сосредоточено 98% оборота оптовой торговли, 55% оборота розничной торговли, а также 52% оборота общественного питания Сахалинской области.
    Развитие торговой сети осуществляется за счет собственных средств коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей. За период с 1996 года по 2000 год увеличилось количество объектов торговой сети. С 1997 года начался резкий рост стационарной мелкорозничной сети (киосков и павильонов). В настоящее время торговлю осуществляют 439 киосков и павильонов. Сеть предприятий общественного питания в течение 1995 - 1999 годов оставалась практически на одном уровне, а в 2000 году увеличилась на 42 объекта. В настоящее время в городе функционируют 200 предприятий общественного питания.
    Конкурентом стационарной торговли выступают рынки. За период с 1995 по 1998 годы сеть рынков выросла с 5 до 23 единиц. Удельный вес товарооборота рынков в объеме розничной торговли составил в 1999 году 58%, а в 1998 году он составлял 55%. В настоящее время наметилась тенденция сокращения "рыночной" торговли, и в первую очередь закрытия рынков, не соответствующих санитарно - гигиеническим нормам.
    Все больше потребительский рынок ориентируется на реализацию товаров отечественного производства, в том числе продукции местных товаропроизводителей. Торговая сеть местных товаропроизводителей представлена 23 магазинами и 25 киосками.
    В 2000 году увеличился рынок платных услуг, за год на сумму около 1 млрд. рублей предоставлено услуг здравоохранения, образования, транспорта и других.
    Аграрный сектор экономики города находится под постоянным вниманием администрации.
    В целях сохранения и стабилизации сельскохозяйственного, производства в 1999 году проведена реструктуризация ГУП "Свинокомплекс "Ленинское знамя", птицефабрик "Первомайская" и "Им. 50-летия СССР".
    В январе - декабре 2000 года в развитии аграрного сектора экономики произошли положительные изменения. Создание стабильной кормовой базы и рациональное кормление в животноводстве и птицеводстве привели к увеличению надоев молока и яйценоскости, за 2000 год в целом по совхозам получено больше, чем за 1999 год, молока - в 1,2 раза, яйца - в 1,9 раза.
    Валовое производство овощей в 1999 году составило 6439 тонн, что на 68 тонн больше, чем в 1996 году. Валовое производство картофеля увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 1996 годом.
    Оказанная администрацией города финансовая помощь сельскохозяйственным предприятиям в виде беспроцентной ссуды в размере 5,8 млн. рублей позволила в оптимальные сроки провести весенне - полевые работы в 2000 году.
    Жилищно - коммунальная сфера и все ее отрасли занимают ведущее место в городском хозяйстве.
    В результате приемки ведомственного жилья муниципальный жилой фонд к концу 2000 года увеличился до 2843,5 тыс. кв. м.
    В настоящее время население города оплачивает 38,7% от фактических затрат на жилищно - коммунальные услуги. Услугами службы жилищных субсидий в 1999 году пользовалось 7,8% общего числа семей, проживающих в муниципальном жилищном фонде, в 2000 году этот показатель составил 8,3%.
    В ближайшей перспективе не обойтись без увеличения доли покрытия населением затрат на жилищно - коммунальные услуги, с одновременным развитием службы субсидий.
    Планомерно осуществляется восстановление и ремонт городских дорог. Применение новой технологии ремонтных работ дорожного покрытия с повторным использованием снятого асфальтобетонного слоя в связи с приобретением в мае 2000 года Комплекса "REMIXER-4500" позволило в 3,8 раза увеличить объем капитального ремонта дорог, улиц, тротуаров, мостов, при этом экономия используемых материалов составляет от 30% до 40%. В 2000 году отремонтировано 172,5 тыс. кв. м городских дорог. В 1997 г. объем ремонта дорог составил 40,4 тыс. кв. м, в 1998 г. - 45,6 тыс. кв. м, в 1999 г. - 78,7 тыс. кв. м.
    В целях улучшения водоснабжения и пропуска сточных вод в 1997 - 2000 годах введены в эксплуатацию дополнительные скважины в микрорайонах города, насосные станции, пусковые комплексы водозаборов, новый водовод и другие. Это позволило дополнительно подать в город до 12 тыс. куб. м воды и снизить на 50% имеющийся дефицит водных ресурсов.
    В настоящее время общая ситуация в коммунальной сфере оценивается как нестабильная. Анализ основных показателей работы предприятий за 2000 год показывает ухудшение финансового состояния в целом по отрасли. При росте общего объема доходов на 26,9%, убытки составили 217,7 млн. рублей. Низкими темпами осуществляется реформирование городского хозяйства, отсутствует конкуренция. Перемены, происходящие в системе жилищно - коммунального хозяйства за последние годы в результате проводимых мер, касались в основном тарифной и нормативной политики, но не изменили затратный принцип функционирования структурных подразделений отрасли.
    Проведение муниципальной экономической политики невозможно без учета, управления и контроля за использованием муниципальной собственности. По состоянию на 1 января 2001 года в реестре муниципальной собственности г. Южно-Сахалинска значится 21175 объектов остаточной стоимостью 12857,8 млн. рублей.
    В 1995 - 1996 годах количество объектов муниципальной собственности составляло 682 единицы, в 1997 году - 949 единиц, в 1998 году - 2657 единиц, в 1999 году - 2776 единиц. В основном рост происходит за счет приемки ведомственного жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры, находящихся в областной и федеральной собственности. Город принял на свои плечи тяжесть содержания передаваемого в муниципальную собственность ведомственного жилья за 1997 - 1999 годы в объеме 92,6 тыс. кв. м, что существенно облегчило экономическое положение предприятий и организаций и улучшило их инвестиционную активность. Существует сложность в вопросах передачи ведомственного жилого фонда: значительный физический износ большинства объектов жилого фонда и инженерных сетей. Задержка финансовых средств федеральными и областными органами вынуждает принимать эти объекты в ветхом состоянии и изыскивать в местном бюджете средства на их восстановление.
    В 2000 году сумма доходов от сдачи в аренду муниципального имущества составила 13,4 млн. рублей, что в 2 раза выше фактического уровня 1999 года.
    Всего же в результате использования муниципальной собственности в 2000 году было получено доходов на сумму 40,9 млн. рублей, что в 2,2 раза выше показателей 1999 года.
    В общей структуре предприятий и организаций отраслей экономики удельный вес убыточных предприятий снизился в 1999 году до 41,8% с 45,1% в 1996 году. На 1 января 2001 года удельный вес убыточных предприятий составил 29,4% от общего количества предприятий.
    В то же время, несмотря на ряд позитивных моментов в реальном секторе экономики, остается сложной ситуация в социальной сфере, которая характеризуется:
    - снижением уровня жизни значительной части населения, если в 1996 году за чертой бедности (с доходами ниже прожиточного минимума) проживало 33,2% населения города, то в 2000 году этот показатель составил порядка 40%;
    - увеличением прожиточного минимума более в 2,2 раза по сравнению с 1996 годом;
    - сокращением реальных доходов населения более чем на 12%.
    Среднемесячная заработная плата по городу в 2000 году составила 4183 рубля и увеличилась по сравнению с 1997 годом в 2,1 раза. Удорожание жизни в первую очередь отражается на пожилых гражданах. В 2000 году средний размер пенсии (1020 рублей) составил 25% от среднемесячной заработной платы и 68% бюджета прожиточного минимума.
    На 1 января 2001 года в городе Южно-Сахалинске состоит на учете 43,5 тыс. получателей пенсий и 19,4 тыс. получателей ежемесячного пособия на детей.
    Несмотря на дефицит бюджетных средств, администрацией города изыскиваются средства на выплату детских пособий, за 2000 год сумма выплаченных средств составила 17,7 млн. рублей, что в 3,9 раза превышает показатель 1999 года. Общая сумма задолженности по выплате детских пособий уменьшилась более чем на 18% по сравнению с 1999 годом.
    За 1999 год на содержание учреждений образования из местного бюджета израсходовано 196 млн. рублей, что на 40,4 млн. рублей больше, чем в 1998 году. Расходы на эти цели в 2000 году также возросли и на конец 2000 года составили 258 млн. рублей. Практически все образовательные учреждения предлагают вариативное образование, внедряются новые информационные технологии.
    В учреждениях здравоохранения города продолжается работа по совершенствованию медицинской помощи, упорядочению и совершенствованию структуры лечебных учреждений, профессиональной подготовке медицинских кадров, поддержанию материально - технической базы. В 2000 году в лечебно - профилактических учреждениях города было осуществлено 1618 тыс. приемов больных, что на 2 тыс. приемов больше, чем за соответствующий период прошлого года.
    В 2000 году администрацией города проводилась целенаправленная работа по капитальному ремонту объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. Общая сумма средств, выделенных на капитальный ремонт 109 объектов в 1999 году из местного бюджета, составила 64,7 млн. рублей, что в 1,5 раза превышает объем капитальных работ, выполненных в 1996 году. В 2000 году произведен ремонт и отделка 215 объектов на сумму 143,6 млн. рублей, в том числе из средств городского бюджета - 125,4 млн. рублей. Всего за период 1997 - 2000 годов отремонтировано около 600 объектов. В том числе: после капитального ремонта бывшей поликлиники N 3 введена в строй травматологическая поликлиника; капитально отремонтирована женская консультация со значительным расширением площадей; введена в строй детская поликлиника на 300 посещений в смену; закончен капитальный ремонт всего стационарного комплекса МУЗ "Детская городская больница"; смонтирована система автономного отопления в МУЗ "Синегорская больница", МУЗ "Дом ребенка", тем самым решена многолетняя проблема отопления данных учреждений.
    За 1997 - 2000 годы структурными подразделениями администрации города разработано 36 целевых среднесрочных программ по основным направлениям социально - экономического развития: образование, здравоохранение, сельское хозяйство, потребительский рынок, инвестиционная деятельность, развитие малого бизнеса, территорий п. Синегорск, с. Дальнее, с. Березняки, молодежная политика.
    Ресурсное обеспечение социальных программ предусмотрено из различных источников финансирования. Реализация целевых программ позволит администрации города сохранить достигнутый уровень развития, обеспечить поступательное развитие и экономический рост отраслей экономики и социальной сферы.
    Оценивая результаты работы администрации города, можно отметить, что в условиях экономического кризиса принимались достаточно продуманные решения по обеспечению стабильности в экономике и социальной сфере города. Они позволили сохранить систему жизнеобеспечения города, основные бюджетообразующие предприятия.
    Город Южно-Сахалинск сохранит в последующие годы свое лидирующее положение и будет оказывать существенное влияние на политическое, социальное и экономическое состояние дел в Сахалинской области.
    Комитет по экономике
    и промышленной политике
    администрации г. Южно-Сахалинска