Краткие итоги экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" за I квартал 2009 года
Сахалинская область
Информация от 14 мая 2009 года
Краткие итоги экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" за I квартал 2009 года
Принята
Комитетом экономики администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.)
14 мая 2009 года
I.Качество жизни населения
I.1. Демографическая обстановка
Численность постоянного населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" составляет 182,2 тыс. человек, что составляет более 35% от общей численности жителей Сахалинской области. На городское население приходится 174,7 тыс. человек, или 95,9%, на сельское - 7,5 тыс. человек, или 4,1%.
I.Качество жизни населения
I.1. Демографическая обстановка
Численность постоянного населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" составляет 182,2 тыс. человек, что составляет более 35% от общей численности жителей Сахалинской области. На городское население приходится 174,7 тыс. человек, или 95,9%, на сельское - 7,5 тыс. человек, или 4,1%.
С начала 2009 года естественная убыль составляет 14 человек против 80 человек за соответствующий период 2008 года. В отчетном периоде 2009 года в городе Южно-Сахалинске родилось 552 человека, что на 51 человека, или на 10,2%, больше числа родившихся за I квартал 2008 года; умерло 566 человек, что на 15 человек, или на 2,6%, меньше числа умерших за 3 месяца 2008 года.
За январь - март 2009 года число прибывших в областной центр уменьшилось на 383 человека, или на 54,7% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, и составляет 317 человек. Миграционный отток сократился на 240 человек, составив за 3 месяца 2009 года 350 человек против 590 человек за I квартал 2008 года.
Миграционное сальдо в отчетном периоде сложилось отрицательным и составляет 33 человека (в 1 квартале 2008 года миграционное сальдо было положительным и составляло 110 человек).
I.2. Уровень жизни и доходов населения среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий областного центра за 2 месяца 2009 года сложилась в размере 34895,9 рубля, составив 118,5% к аналогичному периоду 2008 года. Размер реальной заработной платы вырос на 13%.
В марте 2009 года индекс потребительских цен на товары и услуги к декабрю предыдущего года составил 104,9%. В первом квартале 2009 года динамика инфляционных процессов складывалась с опережением индекса роста цен на потребительском рынке товаров и услуг над оптовыми ценами производителей промышленных товаров и тарифов на грузовые перевозки.
В I квартале 2009 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 8094 рубля и возросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 17,5%.
По состоянию на 1 апреля 2009 года средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат увеличился на 28,4% и составляет 7158,16 рубля.
Задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы по городу Южно-Сахалинску отсутствует.
I.3. Занятость населения по состоянию на 1 апреля 2009 года в городе южно-сахалинске, в соответствии с данными статистического регистра хозяйствующих субъектов сахалинстата, зарегистрировано 9,5 тысячи предприятий и организаций и 8,9 тысячи индивидуальных предпринимателей.
За январь - март 2009 года число граждан, обратившихся за содействием в поисках подходящей работы, составляет порядка 2,2 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных граждан на конец отчетного периода составляет 337 человек. В областном центре уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 апреля 2009 года составляет 0,3% к численности экономически активного населения.
Заявленная предприятиями и организациями в городскую службу занятости населения потребность в работниках составляет 4,1 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей.
II.Экономическая база II.1. Промышленное производство объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным Видам экономической деятельности в январе — марте 2009 года в действующих ценах увеличился на 35% к уровню аналогичного периода 2008 года и составляет 7593,0 млн. Рублей.
Объем отгруженных товаров на 1 жителя города Южно-Сахалинска за I квартал 2009 года оценивается в размере 41,7 тыс. рублей (в I квартале 2008 года этот показатель составлял 31 тыс. рублей).
В сравнении с I кварталом 2008 года увеличился объем производства электроэнергии (100,9%), теплоэнергии (105,6%), мяса (110,6%), колбасных изделий (103,3%), цельномолочной продукции (116,4%), нежирной молочной продукции (в 11,9 раза), масла животного (150%), сыров и творога (в 2,6 раза), кондитерских изделий (112,3%), пищевой рыбопродукции (103,7%), улов рыбы и морепродуктов (102,4%).
Снижение показателей допущено в производстве хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков, пива, минеральной воды, мясных полуфабрикатов, пиломатериалов, вывозке древесины.
II.2. Сельское хозяйство в I квартале 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сельскохозяйственными предприятиями обеспечен Рост производства яиц на 1,6%, молока — на 16,4%. производство овощей закрытого грунта снизилось на 16,4%. незначительное снижение (на 0,8%) произошло по производству мяса.
За январь - март 2009 года сельскохозяйственными предприятиями города поставлено в региональный продовольственный фонд 948 тонн картофеля, 1964 тонны овощей, 335 тонн мяса всех видов, 20,2 млн. шт. яиц и 865 тонн молока.
Положительная тенденция по производству сельскохозяйственной продукции отмечается в фермерском секторе. По сравнению с I кварталом 2008 года возросла численность поголовья всех видов животных. Производство мяса возросло на 31% и составляет 26,2 тонны, производство молока увеличилось на 11,6% и оценивается в объеме 154,5 тонны, производство яиц возросло на 79,6% и составляет 17,6 тыс. штук.
II.3. Строительный комплекс за январь — март 2009 года строительной отраслью города южно-сахалинска освоено 4164,7 млн. Рублей, что в сопоставимых ценах составляет 80,2% к уровню соответствующего периода прошлого года.
В I квартале 2009 года сохраняется позитивная динамика в жилищном строительстве. Строительными организациями города введено в действие более 90% общей площади жилья, введенного по Сахалинской области в целом. За первые три месяца 2009 года объем ввода жилья на территории города составил 24118 кв. метров общей площади жилых помещений, что составляет 114% к январю - марту 2008 года.
Из общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий города 67,4%, или 1225,6 млн. рублей, направлено на строительство.
С начала года на территории города Южно-Сахалинска сданы в эксплуатацию: детское психиатрическое отделение областной больницы на 30 коек; магистральные сети теплоснабжения областной больницы по пр. Мира - ул. Больничной; административное здание по пр. Мира; комплекс православной церкви по пр. Мира. На первых этажах зданий открыты 3 аптеки, 5 магазинов, 3 офиса.
II.4. Внешнеэкономическая деятельность
В течение I квартала 2009 года внешнеэкономические связи на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" осуществлялись более чем с 60 странами, 90% которых приходится на страны дальнего зарубежья. Приоритетными сферами сотрудничества города Южно-Сахалинска с зарубежными странами остаются торгово-закупочная, научно-техническая, экологическая, гуманитарная, культурная.
В I квартале 2009 года объем экспортных поставок, осуществляемых предприятиями города Южно-Сахалинска, оценивается в размере 86,6 млн. долларов США, что на 26% меньше аналогичного показателя за I квартал 2008 года. В экспорте участвует порядка 40 стран.
Основными статьями экспорта являются: рыба и морепродукты, услуги туризма, транспортные, юридические, информационные и строительные услуги.
III.Услуги городского хозяйства III.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
В I квартале 2009 года в жилищно-коммунальную сферу города из местного бюджета направлено 291,8 млн. рублей, что в 3,6 раза больше, чем в I квартале 2008 года.
За январь - март 2009 года на капитальный ремонт жилищного фонда из местного бюджета, с учетом субсидий из областного бюджета, выделено 21,9 млн. рублей, что в 2 раза превышает объем средств, направленных на эти цели за аналогичный период 2008 года. Кроме того, на ремонт фасадов и кровель направлено 11,1 млн. рублей из средств областного бюджета в рамках субсидий на финансирование приоритетных мероприятий социального и коммунального назначения.
Предприятиями ЖКХ в I квартале 2009 года капитально отремонтировано 35,5 тыс. кв. метров жилищного фонда, произведен ремонт кровель общей площадью 21,9 тыс. кв. метров. Объем работ по текущему ремонту жилфонда равен 19 млн. рублей. Текущий ремонт выполнен на 23 км водопроводных, 9,3 км канализационных сетей, 6,1 км электрических сетей.
По состоянию на 1 апреля 2009 года общая задолженность населения по квартирной плате составляет 403,5 млн. рублей, в том числе просроченная - 314 млн. рублей. Фактический сбор платежей населения за жилищно-коммунальные услуги за январь - март 2009 года составляет 633,6 млн. рублей, или 91,2% от общей суммы начисленных платежей.
За I квартал 2009 года начислены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг 3582 семьям на сумму 22,1 млн. рублей. По сравнению с I кварталом 2008 года общее количество семей - получателей субсидий снизилось на 34%. Средний размер субсидии на одну семью сложился в размере 2060,1 рубля против 1405,3 рубля в январе - марте 2008 года. Доля семей, получающих субсидии, составила 5,3% от общего числа семей, проживающих в городском округе.
В настоящее время на территории городского округа действует 59 товариществ собственников жилья, 5 жилищно-строительных кооперативов, 26 управляющих компаний всех форм собственности, 1 автономная некоммерческая организация.
III.2. Транспорт и связь
В I квартале 2009 года в сфере транспорта создано шесть некоммерческих муниципальных автономных учреждений. Проведена оптимизация маршрутной сети городского округа. Утвержден Перечень автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск" в количестве 31 маршрута в зимний период и 32 - в летний период (в 1 квартале 2008 года - 40 маршрутов).
Объем пассажирских перевозок автотранспортом общего пользования по городу Южно-Сахалинску составляет 5011,3 тыс. человек, что на 24,7% выше I квартала 2008 года. С целью повышения качества услуг пассажирских перевозок продолжается работа по обновлению парка пассажирского автотранспорта, в 2009 году планируется приобрести в муниципальную собственность 19 автобусов большой вместимости.
Сахалинской железной дорогой отправлено 68,4 тыс. человек, что составляет 75,5% к январю - марту 2008 года. За отчетный период погружено 30,5 тыс. тонн грузов, что в 1,8 раза больше показателя за аналогичный период 2008 года. Авиационным транспортом отправлено 60 тыс. пассажиров, что на 10,9% меньше, чем в январе - марте 2008 года. Объем отправленной воздушным транспортом почты и грузов снизился на 9,4% и составляет 309,6 тонны.
На 1 апреля 2009 года в городском округе "Город Южно-Сахалинск" действует 8 специализированных организаций, обеспечивающих почтовую, телефонную, телеграфную и радиосвязь, а также услуги телематических служб.
III.3. Потребительский рынок
Потребительский рынок города Южно-Сахалинска сохраняет лидирующее положение в Сахалинской области. В городе сосредоточено 83,8% оптового оборота, 63,6% оборота розничной торговли и 48% оборота общественного питания от объемов в целом по Сахалинской области. В условиях экономического кризиса сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары.
В январе - марте 2009 года объем оборота розничной торговли составляет 10,4 млрд. рублей, что в фактических ценах на 12,4% больше, в сопоставимых ценах на 1,2% меньше, чем в январе - марте 2008 года. В I квартале 2009 года оборот общественного питания составляет 532,4 млн. рублей, что в фактических ценах на 11,8% больше, в сопоставимых ценах на 4,8% меньше, чем в I квартале 2008 года.
Объем платных услуг, оказанных на территории города Южно-Сахалинска за I квартал 2009 года, оценивается в размере 6 млрд. рублей и составляет 79,4% от объема платных услуг, реализованных в Сахалинской области. Прирост к уровню I квартала 2008 года составляет 9,6% в сопоставимых ценах. В расчете на 1 жителя города Южно-Сахалинска оказано платных услуг на сумму 32,9 тыс. рублей, в том числе бытовых услуг - на сумму 3 тыс. рублей.
III.4. Охрана правопорядка за январь — март 2009 года в городском округе «Город южно-сахалинск» зарегистрировано 1305 преступлений, что на 19,5% ниже уровня I квартала 2008 года. Характерной особенностью оперативной обстановки является сокращение числа разбоев — на 50%, убийств — на 30%, краж — на 28,3%, грабежей — на 27,5%. Удельный вес преступлений, зарегистрированных по областному центру, составляет 37,3% от общего числа преступлений, зарегистрированных в сахалинской области.
Продолжает оставаться напряженной криминогенная обстановка в общественных местах и на улицах. При снижении общего числа преступлений, совершенных в общественных местах, число уличных преступлений возросло на 52,8%.
В связи с ростом аварийности активизирована работа по выявлению нарушений Правил дорожного движения. Выявлено более 30,4 тысячи нарушений, что на 3,2% больше, чем в I квартале 2008 года. Зарегистрировано 84 ДТП, подлежащих государственному учету, число пострадавших возросло на 26,5%.
За январь - март 2009 года административной комиссией города Южно-Сахалинска проведено 23 заседания, на которых рассмотрено 404 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Сахалинской области "Об административных правонарушениях в Сахалинской области". Общая сумма наложенных штрафных санкций на правонарушителей составляет 902,9 тыс. рублей, что на 8,3% больше, чем за 1 квартал 2008 года. В бюджет города Южно-Сахалинска внесено 594,1 тыс. рублей, что составляет 65,8% от суммы наложенных штрафов.
III.5. Экология южно-сахалинск значится в списке городов России с неблагоприятной экологической обстановкой.
Серьезного улучшения состояния атмосферного воздуха следует ожидать при переводе объектов энергетики, в первую очередь ТЭЦ-1, на газовое топливо. Планируемый срок перевода первого котла на газовое топливо - 1 января 2011 г. Для подачи топлива к теплоэлектроцентрали осуществляется отвод земли под трассу газопровода в северной части города.
В настоящее время определено место под будущий полигон ТБО, где к настоящему времени выполнены полевые топографические, геологические и гидрографические работы.
Работы по озеленению систематизированы и находятся под контролем. Задействован механизм взимания компенсаций за вынужденный снос насаждений при строительстве. Внедрена правоприменительная практика административных наказаний за порчу и уничтожение зеленых насаждений.
За январь - март 2009 года поступления в бюджет городского округа составили 581,4 тыс. рублей, что на 24% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в том числе: - плата за негативное воздействие на окружающую среду - 1684 тыс. рублей, что на 30% меньше, чем за I квартал 2008 года; - штрафные санкции за нарушения в сфере природопользования - 825 тыс. рублей, что на 18% меньше, чем за январь - март 2008 года; - компенсационные платежи за снос зеленых насаждений - 72,4 тыс. рублей (в первом квартале 2008 года не взимались).
IV.Муниципальное имущество и финансы IV.1. муниципальное имущество
По состоянию на 1 апреля 2009 года в реестре муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" учтено 30754 объекта балансовой стоимостью 18344,0 млн. рублей.
За январь - март 2009 года доходы от использования и реализации муниципальной собственности, включая сумму дивидендов и платежи муниципальных предприятий, поступившие в бюджет городского округа "Город Южно-Сахалинск", составляют 113,8 млн. рублей, или 57,5% от суммы поступивших доходов за I квартал 2008 года и порядка 9,4% в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
По состоянию на 1 апреля 2009 года для оказания муниципальных услуг и обеспечения жизнедеятельности населения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" действует 9 муниципальных (унитарных) предприятий, численностью работающих порядка 0,3 тыс. человек.
IV.2. Финансовые ресурсы местного бюджета
Объем налоговых и других обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами, поступивших от налогоплательщиков города Южно-Сахалинска в территориальный бюджет за январь - март 2009 года, составляет 22231,1 млн. рублей, что на 17675,8 млн. рублей, или в 4,9 раза, превышает показатель аналогичного периода 2008 года. Бюджет городского округа "Город Южно-Сахалинск" за I квартал 2009 года исполнен по доходам в сумме 1214,1 млн. рублей, или на 16,4% к назначениям на 2009 год, что в 1,2 раза выше фактических поступлений за соответствующий период 2008 года.
В местный бюджет в I квартале 2009 года поступило 542,6 млн. рублей налоговых и иных платежей, контролируемых налоговыми органами, что на 124,9 млн. рублей, или в 1,3 раза, больше, чем в соответствующем периоде 2008 года.
Расходная часть бюджета за I квартал 2009 года исполнена в сумме 1381,7 млн. рублей, или на 17,2% к плану на 2009 год.
На финансирование социально-культурной сферы за январь - март 2009 года направлено 899,2 млн. рублей, или 65% средств местного бюджета, что в 1,2 раза превышает фактическое финансирование социально-культурной сферы за январь - март 2008 года.
Доля затрат на производственную сферу за I квартал 2009 года составляет 299,6 млн. рублей, или 21,7% от общего объема расходов местного бюджета.
V.Основные направления муниципальной экономической политики развития города южно-сахалинска на ближайшую перспективу администрация города определяет приоритетные направления муниципальной экономической политики по следующим направлениям:
- выполнение мероприятий по реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - выполнение Плана мероприятий администрации города Южно-Сахалинска по реализации задач, изложенных в выступлении Президента России Федеральному Собранию, на 2009 год; - реализация национальных проектов на территории города Южно-Сахалинска; - утверждение генерального плана развития территории города Южно-Сахалинска; - реализация Стратегии развития города Южно-Сахалинска до 2020 года; - наращивание собственных источников формирования местного бюджета за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель и муниципальной собственности, коммерциализации социальной сферы; - проведение активной жилищной политики; - улучшение инфраструктуры города; - реформирование жилищно-коммунального хозяйства; - активизация работы по строительству полигона по переработке твердых бытовых отходов; - реконструкция дорожно-транспортной системы города.
Комитет экономики
администрации г. Южно-Сахалинска