Сахалинская область
Постановление от 28 мая 1999 года № 183

Об итогах социально-экономического развития области в первом квартале 1999 года и первоочередных мерах по стабилизации положения в экономике и финансово-бюджетной сфере области

Принято
Губернатором Сахалинской области
28 мая 1999 года
    Отметить, что в первом квартале 1999 года в результате более слаженной совместной работы администрации области, администраций городов и районов, территориальных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по реализации основных задач и принятых решений по важнейшим направлениям социально-экономического развития области удалось в условиях острого финансово-экономического кризиса обеспечить в целом относительно устойчивое положение в большинстве отраслей экономики и социальной сферы, правопорядок и сохранение социальной стабильности в обществе.
    В основном устойчиво работали нефтегазодобывающая, угольная, полиграфическая промышленность, предприятия транспорта, связи и дорожного хозяйства. Заметно ускорились процессы стабилизации в лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, пищевой и перерабатывающей отраслях промышленности.
    В январе - марте т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла добыча нефти, угля, выработка теплоэнергии, производство деловой древесины, бумаги и картона, товарной пищевой рыбной продукции, консервов из рыбы и морепродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, ликероводочной продукции, пива и безалкогольных напитков, нерудных строительных материалов, ряда других видов промышленной продукции.
    Индекс физического объема производства в лесопромышленном комплексе составил к уровню прошлого года 211,2%, в топливной промышленности - 100,6%, в том числе в угольной - 105,9%, оставался близким к уровню прошлого года в нефтегазодобывающей промышленности (98,5%), электроэнергетике (99,7%), промышленности строительных материалов (98,1%).
    В капитальном строительстве объем подрядных работ, выполненный собственными силами, составил 356,8 млн. рублей или 141,3% к соответствующему уровню прошлого года. Инвестиции в основной капитал возросли до 398,4 млн. руб. (106,1% к уровню 1998 г.). В 1,9 раза увеличился ввод в действие жилых домов.
    Достигнут рост объемов продукции сельского хозяйства (102,3% к уровню 1998 г.), производства молока (109%), рост продуктивности дойного стада. Решены первоочередные проблемы финансирования весенне-полевых работ. Сформирован заказ на закупку и поставку продукции в региональный фонд. Сохранен уровень дотаций на продукцию животноводства.
    Обеспечено устойчивое положение с товарами на потребительском рынке. Увеличен объем платных услуг населению на 10,8%.
    В соответствии с программами и графиками работ осуществляются проекты освоения нефтегазовых месторождений шельфа.
    Задолженность по выплате заработной платы сокращена с начала года на 6,6%. Обеспечена своевременная выплата пенсий. В основном устойчиво функционировали учреждения социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. На 11,7% снижен уровень преступности.
    В результате принимаемых мер по укреплению доходной базы и наполняемости бюджета в консолидированный бюджет области поступило 400 млн. рублей собственных доходов, что на 32,2 млн. руб. (на 8,8%) больше аналогичного периода прошлого года. Поступления реальными платежными средствами возросли на 47,5 млн. руб., удельный вес взаимозачетов в общих поступлениях снижен на 6,8%.
    Значительно возросли поступления в бюджет от предприятий промышленности (на 34,7% к уровню предыдущего года), в том числе от предприятий топливной промышленности - на 67,9%, лесопромышленного комплекса - на 83,7%, промышленности строительных материалов - на 28,2%, пищевой промышленности - на 49,4%, в том числе рыбной - на 71,3%, сельского хозяйства - на 52,6%, связи - на 16,7%, строительной отрасли - на 12,7%.
    Рост налоговых поступлений обеспечили 12, снижение уровня недоимки - 6 муниципальных образований из 19.
    Расходная часть консолидированного бюджета исполнена в сумме 724,8 млн. руб. против 599,7 млн. руб. за 1 квартал 1998 года или 18,8% от годовых бюджетных назначений против 15,5% за 1 квартал 1998 г.
    Вместе с тем положение в экономике, ее финансовом секторе и социальной сфере в первом квартале т.г. продолжало оставаться крайне напряженным. Под воздействием финансового и резко обострившегося в марте т.г. энергетического кризиса, вызванного неплатежами потребителей за отпущенную тепло-, электроэнергию, других неблагоприятных экономических условий хозяйствования усилился спад производства в промышленности и других отраслях. Индекс физического объема промышленной продукции в январе - марте т.г. к уровню предыдущего года составил 88,4%, в том числе по крупным и средним предприятиям - 84,8%. В ведущей рыбной отрасли из-за сложной промысловой обстановки и серьезных недостатков в работе с ресурсами объем промышленного производства снижен на 16,3%, улов рыбы и добыча морепродуктов - на 33,5%. Из-за недостаточной конкурентоспособности выпускаемой продукции и платежеспособного спроса допущен серьезный спад промышленного производства в мебельной (на 75,1%), легкой промышленности (на 90%), машиностроении и металлообработке (на 27,3%), заметно снижено производство пиломатериалов, сборных железобетонных конструкций и деталей, выпуск макаронных, кондитерских и колбасных изделий. Индекс физического объема производства потребительских товаров составил 85,3% к уровню предыдущего года. Спад промышленного производства допустили 8 районов из 18.
    В сельском хозяйстве не преодолена тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота и свиней, снизилось производство скота и птицы (на 27,6%), яиц (на 28,9%). Из-за недостаточного и несбалансированного уровня кормления остаются низкими показатели продуктивности скота и птицы. Сложное финансовое положение сдерживает завершение работ по подготовке хозяйств к весенне-полевым работам.
    Спад производства в основных грузообразующих отраслях повлек снижение объемов грузоперевозок на 5,1%. Перевозка пассажиров всеми видами транспорта сократилась на 12,9%.
    Из-за неблагоприятной конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы и резкого сокращения экспорта рыбопродукции внешнеторговый оборот снизился по сравнению с уровнем прошлого года на 42,8%, в том числе экспорта - на 43,2%, импорта - на 41,7%.
    Не произошло позитивных изменений в финансовом состоянии предприятий и организаций основных отраслей экономики. Большинство видов хозяйственной деятельности продолжают оставаться убыточными. За январь - февраль т.г. крупными и средними предприятиями получено 812,1 млн. руб. убытков против 59 млн. руб. за соответствующий период прошлого года. Удельный вес убыточных предприятий составил 50,6% против 52,1% в первом квартале 1998 года. Наиболее убыточны из отраслей - нефтегазодобывающая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, рыбная промышленность, отрасли транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
    С убытками завершили январь - февраль текущего года 14 районов из 18. Наибольшую сумму убытков допустили Охинский, Смирныховский, Холмский районы и г. Южно-Сахалинск.
    Несмотря на принимаемые меры, усугубляется состояние платежей и расчетов. По сравнению с началом года и соответствующим периодом предыдущего года возросла кредиторская и дебиторская задолженность, взаимные неплатежи, остается низкой платежеспособность предприятий. Просроченная задолженность предприятий и организаций по платежам в бюджет составила 1418,7 млн. рублей (снижена с начала года на 3%), в том числе в областной и местные бюджеты 466,6 млн. руб. (снижена на 11%), по платежам в государственные внебюджетные фонды - 2120,6 млн. руб. (снижена на 11,3%). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составляет 4991,6 млн. руб. или 69,9%. Наибольший удельный вес просроченной кредиторской и дебиторской задолженности имел место в лесопромышленном комплексе, угольной, рыбной промышленности, в электроэнергетике и сельском хозяйстве.
    Значительно снижены поступления в бюджет от предприятий электроэнергетики - на 57,3% к уровню прошлого года, торговли и общественного питания - на 47%. На 6,8% уменьшились поступления от предприятий транспорта.
    Объем кредитных вложений, представленных коммерческими банками экономике и населению, снизился по сравнению с уровнем прошлого года на 40,1%.
    Остается одной из самых острых социальных проблем задолженность по выплате заработной платы и социальных пособий. Отстает от общероссийского жизненный уровень населения. На 17,6% по сравнению с уровнем прошлого года сократилась численность работающих в сфере материального производства. Уровень регистрируемой безработицы на 1 апреля т.г. составил 6,5% экономически активного населения против 5,2% на начало апреля 1998 г. и значительно превышает общероссийский. В 14 районах области этот показатель выше среднеобластного.
    Недостаточный уровень бюджетных ассигнований в социальную сферу вызывает серьезные трудности в работе учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, реализации социальных программ.
    Сохраняющаяся тяжелая экономическая и финансовая ситуация накладывает особую ответственность на структурные подразделения администрации области, муниципальные образования, территориальные федеральные органы исполнительной власти за наиболее полное использование своих полномочий в реализации неотложных первоочередных задач и принятых решений по вопросам социально-экономического развития области, формирование необходимых условий для стабилизации положения в экономике и финансовой сфере на основе развития реального сектора, укрепления бюджетной системы и финансов предприятий, полного и эффективного использования в этих целях природно-сырьевых, материальных, трудовых и финансовых ресурсов области.
    В целях стабилизации экономики и финансово-бюджетной сферы области, повышения уровня жизни населения и обеспечения устойчивого функционирования системы жизнеобеспечения, реализации антикризисных мер и задач, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", постановляю:
    1.Принять к сведению информацию первого заместителя председателя комитета экономики администрации области Дегтерева С.Г. об итогах социально-экономического развития области в 1 квартале т.г. и первоочередных мерах по стабилизации положения в экономике и финансово-бюджетной сфере области.
    2.Вице-губернаторам, руководителям структурных подразделений администрации области:
    обеспечить безусловное выполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)". Считать при этом одной из основополагающих задач - погашение накопленной задолженности и своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций и предприятий производственных отраслей, пенсий и социальных пособий, оказание адресной помощи малообеспеченным и остронуждающимся гражданам;
    взять под личный контроль выработку и реализацию дополнительных мер по ликвидации допущенного в первом квартале т.г. отставания в объемах производства продукции (работ, услуг) и стабилизации финансового положения предприятий и отраслей.
    Предложить главам администраций муниципальных образований, руководителям территориальных федеральных органов исполнительной власти принять соответствующие дополнительные меры, вытекающие из Послания Президента РФ и итогов работы в первом квартале т.г.
    3.Обратить внимание глав администраций Поронайского, Макаровского, Углегорского, Курильского, Александровск-Сахалинского, Долинского районов на значительное отставание в поступлении собственных доходов в бюджеты муниципальных образований в первом квартале т.г. против соответствующего уровня 1998 года (от 6,6% по Долинскому району до 39,9% по Поронайскому району) и предложить им принять незамедлительно меры по максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней за счет снижения недоимки, улучшения собираемости налогов и укрепления собственной налогооблагаемой базы.
    4.Управлению топлива, энергетики и недропользования (Никитин В.Ф.), департаменту потребительского рынка, торговли и услуг (Воробьева Н.И.), управлению транспорта и связи (Блинов В.В.) с участием Госналогинспекции по Сахалинской области (Самсонов А.П.), мэров городов и районов проанализировать причины значительного снижения поступления налоговых платежей в 1 квартале т.г. по сравнению с уровнем прошлого года от предприятий электроэнергетики (на 57,3%), торговли и общественного питания (на 47%), предприятий транспорта (на 6,8%) и принять соответствующие меры по преодолению допущенного отставания.
    5.Предложить главам администраций муниципальных образований создать рабочие группы по обеспечению своевременного и качественного формирования проектов бюджетов муниципальных образований на 2000 год, подготовке в срок до 15 августа т.г. необходимой для этого исходной базы - прогнозов социально-экономического развития на 2000 год, анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций, предложений, обоснований и расчетов по укреплению доходной базы бюджетов, оптимизации бюджетов текущих расходов и бюджетов развития. В этих целях:
    комитету экономики администрации области довести до муниципальных образований сценарные условия функционирования экономики в 2000 году и оказать необходимую методическую помощь в формировании прогнозов их социально-экономического развития;
    финансовому управлению администрации области оказать необходимую методическую помощь рабочим группам и обеспечить своевременное доведение до муниципальных образований концепции бюджетной политики на 2000 год;
    департаментам и управлениям администрации области по предложениям глав администраций муниципальных образований принять участие в работе рабочих групп по изысканию резервов укрепления доходной части бюджетов, выработке мер по улучшению собираемости налогов и сокращению бюджетных расходов в курируемых отраслях и направлениях деятельности;
    предложить руководителям территориальных федеральных органов исполнительной власти дать соответствующие указания на места по участию подведомственных структур (представителей) в работе рабочих групп муниципальных образований.
    6.Вице-губернатору области Логинову В.К., управлению топлива, энергетики и недропользования администрации области продолжить реализацию намеченных мер и совместную работу администрации области с Минтопэнерго РФ, Минфином РФ и Правительством РФ по преодолению последствий и причин критической ситуации в топливно-энергетическом комплексе области, созданию условий для обеспечения устойчивой работы энергосистемы области и нормативных запасов топлива на электростанциях к осенне-зимнему сезону 1999/2000 года.
    7.Вице-губернатору, начальнику департамента по рыболовству администрации области Годунову В.П. детально проанализировать причины резкого падения объемов добычи рыбы в первом квартале т.г. и принять исчерпывающие меры по организованному проведению предстоящих рыбопромысловых экспедиций и лососевой путины, максимальной загрузке береговых рыбоперерабатывающих мощностей и эффективному использованию ресурсов, обеспечивающие восполнение во втором и третьем кварталах т.г. допущенного отставания в работе отрасли.
    8.Вице-губернатору, начальнику департамента лесопромышленного комплекса администрации области Кузнецову Н.Л. совместно с мэрами городов и районов наметить и осуществить дополнительные меры по преодолению отставания в работе деревообрабатывающей промышленности, обеспечению глубокой переработки древесины и комплексного использования лесных ресурсов, росту эффективности экспорта лесопродукции.
    9.Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Ткаченко А.Н.), управлению пищевой и перерабатывающей промышленности (Клочков А.В.), мэрам городов и районов в связи с продолжающимся резким сокращением импорта продовольствия и пищевого сырья на отечественный и областной рынки и ростом цен на них обеспечить реализацию намеченных и выработку дополнительных мер, с привлечением необходимых ресурсов, по наращиванию объемов собственного производства всех видов сельскохозяйственной и пищевой продукции, организованному проведению весенне-полевых работ, сохранению посевных площадей и поголовья скота во всех категориях хозяйств и максимальное задействование в работу имеющихся производственных мощностей в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности.
    10.Вице-губернатору области Холодину А.А., управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации области (Ким В.Н.) установить контроль и обеспечить необходимую координацию действий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства городов и районов к работе в зимних условиях и созданию запасов топлива на коммунальных котельных, выполнению принятых решений по вопросам проведения жилищно-коммунальной реформы с переходом на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными федеральными стандартами.
    11.Финансовому управлению администрации области установить жесткий контроль за выполнением структурными подразделениями администрации области и администрациями муниципальных образований мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов в целях реализации соглашений по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи субъектам РФ за счет средств федерального бюджета.
    12.Территориальному агентству Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН России) в Сахалинской области (Воронин И.И.), отраслевым департаментам и управлениям администрации области, главам администраций муниципальных образований обеспечить проведение согласованной экономически обоснованной и действенной политики в возбуждении производства по делам несостоятельности (банкротства) и применении реорганизационных процедур в отношении неплатежеспособных предприятий с неудовлетворительной структурой баланса и имеющих определяющее значение для экономики области, городов и районов, а также в подборе антикризисных управляющих, способных по своим деловым и моральным качествам проводить реорганизационные процедуры.
    Внести на коллегию при губернаторе области на июнь т.г. вопрос "О практике и итогах проводимой Территориальным агентством ФСДН России в Сахалинской области работы по применению реорганизационных процедур в отношении неплатежеспособных предприятий" с информацией директора Территориального агентства ФСДН России в Сахалинской области Воронина И.И.
    13.Отделу автоматизированных информационных систем администрации области (Збродов Н.Л.) рассмотреть с привлечением заинтересованных органов до конца второго квартала т.г. "Проблему-2000", связанную с работой компьютерных сетей (систем) с наступлением 2000 года и внести соответствующие обоснованные предложения.
    14.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора Малахова И.П. и вице-губернаторов, курирующих соответствующие отрасли экономики и социальной сферы области.
    Губернатор области
    И.П.Фархутдинов