Об итогах социально-экономического развития и исполнения бюджета области за I полугодие 2000 года
Сахалинская область
Постановление от 07 сентября 2000 года № 374
Об итогах социально-экономического развития и исполнения бюджета области за I полугодие 2000 года
Принято
Губернатором Сахалинской области
07 сентября 2000 года
Отметить, что в I полугодии 2000 года в результате последовательного осуществления администрацией области, территориальными федеральными органами исполнительной власти и администрациями муниципальных образований выработанной социально - экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения, поддержку и развитие реального сектора экономики, стабилизацию финансового положения предприятий, укрепление бюджетной системы области, реализации других первоочередных задач в приоритетных направлениях социально - экономического развития области удалось достичь положительной динамики в развитии промышленности, сельского хозяйства, ряда других важных отраслей, заметного повышения эффективности использования природных сырьевых ресурсов и укрепления финансово - бюджетной системы области. Обеспечено относительно устойчивое функционирование отраслей социальной сферы и общественное согласие.
Достигнутые позитивные тенденции в экономике оказали положительное воздействие на процессы стабилизации в сфере занятости и уровне жизни населения. Численность безработных снизилась на 3,1 тыс. чел. (на 25,2%), уровень регистрируемой безработицы - с 4% до 3% экономически активного населения. С февраля 2000 года наметился устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Их уровень в январе - июне 2000 года возрос по сравнению с первым полугодием предыдущего года на 10,2%.
Задолженность по выплате заработной платы сокращена (к началу года) на 56,5 млн. руб. или на 9,7 процента, в том числе в бюджетной сфере - на 127,6 млн. руб. или на 56%. Обеспечена своевременная выплата пенсий.
В I полугодии 2000 года в области произведено промышленной продукции в действующих ценах на сумму 9,1 млрд. рублей. Индекс физического объема промышленной продукции к уровню предыдущего года составил 105,7%. Увеличилась добыча нефти, газа, производство нефтепродуктов, добыча угля, выработка электрической и тепловой энергии, заготовка и вывозка древесины, производство бумаги и картона, большинства видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
В рамках проекта "Сахалин-2" добыто на шельфе острова и поставлено на экспорт более 400 тыс. тонн нефти.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 2,5 млрд. рублей и возрос к соответствующему периоду 1999 года на 13 процентов.
Обеспечен ввод в эксплуатацию ряда важных объектов производственного и социального назначения. В первом полугодии сданы в эксплуатацию ЛЭП Корсаков - Озерск, Горнозаводск - Шебунино, Адо-Тымово - Арги-Паги. Введены в эксплуатацию 34,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что выше уровня прошлого года в 1,6 раза, 11 быстровозводимых канадских модулей в г. Охе, блоки детской поликлиники на 230 посещений в смену в г. Южно-Сахалинске, 1,5 км водовода в г. Аниве.
Успешно осуществляется программа дорожного строительства. Продолжается реконструкция аэропортов и морских портов, объектов водоснабжения в гг. Александровск-Сахалинском, Поронайске, Шахтерске, пп. Троицкое, Рейдово, объектов энергетики и теплоснабжения на Курильских островах.
Объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 118,2% к уровню 1999 года.
Возросли объемы перевозок грузов, пассажиров, услуг связи. Открыто регулярное воздушное сообщение по маршруту Южно-Сахалинск - Москва на базе собственного лайнера ИЛ-62М. Продолжается создание региональной сети распространения областных телерадиопрограмм ГТРК "Сахалин".
Сохраняется устойчивое положение на потребительском рынке области. Достигнут рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на 17,5%.
В большинстве отраслей экономики заметно улучшилось финансовое положение. За январь - июнь 2000 года сальдированный финансовый результат составил 1500,5 млн. руб. прибыли против 927,9 млн. руб. убытков за соответствующий период предыдущего года. С прибылью завершили полугодие промышленность области, в том числе нефтедобывающая, отрасли строительства, связи, электроэнергетика, торговля и общественное питание.
Объем экспорта возрос на 65,4% и составил 331,7 млн. долларов. Увеличились экспортные поставки нефти на 15,9%, пиломатериалов - на 40%, угля - в 1,4 раза. Положительное сальдо торгового баланса достигло 244,7 млн. долларов против 78 млн. долл. в 1 полугодии 1999 года.
Годовой план по доходам консолидированного бюджета выполнен на 49,8%, по расходам - на 53%. Наибольший прирост налоговых поступлений в территориальный бюджет на 1 июля 2000 г. обеспечили топливная промышленность (70%), торговля и общественное питание (61,3%), строительство (59,7%), связь (38,7%), сельское хозяйство (34,6%), муниципальные образования Анивского (в 2,1 раза), Ногликского (99,8%), Северо-Курильского (65,2%), Корсаковского (54,5%), Александровск-Сахалинского (48,6%) районов.
Вместе с тем позитивные тенденции в экономике и финансово - бюджетной сфере не приобрели еще устойчивый, долговременный характер.
В первом полугодии текущего года в промышленности области снижены улов рыбы, производство товарной пищевой продукции, стеновых материалов, кондитерских и хлебобулочных изделий, ряда других видов промышленной продукции.
В сельском хозяйстве продолжается снижение поголовья коров, свиней и птицы, остается высоким удельный вес убыточных хозяйств.
На электростанциях ОАО "Сахалинэнерго" и коммунальных котельных ряда муниципальных образований главным образом из-за неплатежей потребителей к началу осенне - зимнего сезона не создаются нормативные запасы топлива. Сумма выпадающих доходов предприятий жилищно - коммунального хозяйства от заниженного уровня платежей составила 170,0 млн. руб.
Несмотря на снижение остается высоким удельный вес убыточных предприятий (51,6%).
Сохраняется сложная ситуация на рынке труда Макаровского, Томаринского и Углегорского районов, где уровень безработицы превышает среднеобластной показатель в 5,2 - 3 раза.
При росте поступлений собственных доходов в территориальный бюджет за январь - июнь 2000 года к уровню предыдущего года на 42,0%, крайне низок уровень сбора налогов в сопоставимом исчислении в Смирныховском, Курильском, Углегорском районах (от 47,9 до 73,6% к уровню предыдущего года), что свидетельствует о наличии в этих и ряде других районов серьезных недостатков в работе по укреплению собственной налогооблагаемой базы, улучшению собираемости налогов, низкой эффективности использования производственного потенциала и природно - сырьевых ресурсов, борьбы с теневой экономикой.
В сравнении с началом года допущен значительный рост (25,2%) недоимки в территориальный бюджет, что во многом обусловлено прекращением проведения безденежных зачетов в соответствии с требованиями норм налогового и бюджетного законодательства.
На многих предприятиях не изжиты серьезные нарушения трудового законодательства в части приема и увольнения работников, оплаты и охраны труда.
В целях устранения отмеченных недостатков, закрепления позитивных тенденций в социально - экономическом развитии области и перехода к устойчивому экономическому росту, укрепления финансово - бюджетной сферы области и реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации постановляю: 1.Принять к сведению информацию первого вице-губернатора области, председателя комитета экономики администрации области Малахова И.П. об итогах социально - экономического развития области за I полугодие 2000 года и вице-губернатора, начальника главного финансового управления администрации области Новиковой Н.М. об итогах исполнения консолидированного бюджета области за I полугодие и мерах по укреплению бюджетной системы области на 2000 год. 2.Считать основными приоритетами социально - экономической политики на II полугодие 2000 года следующие направления деятельности:
закрепление достигнутых положительных тенденций в развитии реального сектора экономики и обеспечение перехода к устойчивому экономическому росту, дальнейшее укрепление финансового положения предприятий, сокращение убыточности отраслей за счет создания экономических условий, поддержки собственных товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках и социально значимую продукцию;
исполнение консолидированного бюджета области по доходам и расходам за счет укрепления собственной налогооблагаемой базы, более полной мобилизации платежей в бюджетную систему области, выполнения программных мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и оптимизации бюджетных расходов;
активизацию инвестиционной политики для увеличения привлечения в реальный сектор экономики иностранных и отечественных инвестиций, финансовых ресурсов кредитных организаций и других источников финансовых средств, более полного использования для финансирования быстроокупаемых высокоэффективных проектов собственных средств предприятий за счет мобилизации дополнительных доходов в результате снижения взаимных неплатежей, роста расчетов денежными средствами и повышения рентабельности производства;
осуществление мер по укреплению и дальнейшему повышению эффективности использования имеющегося в области, отраслях и предприятиях производственного и природно - ресурсного потенциала путем развития экономически эффективных производств, увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей, их модернизации, повышения технологического уровня производства для улучшения качества и роста выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью, усиления контроля за добычей и использованием природных сырьевых ресурсов, ростом налоговой эффективности их использования;
наращивание объемов подрядных работ, выполняемых сахалинскими предприятиями и организациями, по проектам освоения нефтегазовых месторождений шельфа "Сахалин-1, 2", решение необходимых вопросов законодательного обеспечения освоения шельфа и нефтегазовых месторождений суши острова;
стабилизация положения в жилищно - коммунальном хозяйстве, восстановление разрушенных землетрясением объектов жизнеобеспечения, своевременная и качественная подготовка к зиме. Осуществление намеченных мер по реформированию отрасли. Повышение качества и снижение стоимости жилищно - коммунальных услуг в соответствии с областной программой энергосбережения и программой водоснабжения городов и крупных населенных пунктов, снижение на этой основе бюджетных расходов. Доведение уровня платежей населения за услуги ЖКХ во всех районах до областного стандарта;
снабжение населения области продовольствием и товарами первой необходимости путем наращивания производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, роста выпуска собственной продукции на предприятиях пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности;
более полное использование открывающихся в ходе позитивных перемен в экономике экономических и финансовых возможностей для восстановления и последующего роста доходов и реальной заработной платы, уровня жизни и занятости населения, реализации социальных программ, совершенствования системы адресной социальной помощи малоимущим, ликвидации во II полугодии 2000 года задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и ее существенного сокращения в производственных отраслях, расширения на этой основе платежеспособного спроса и увеличения потребления населением товаров и услуг. 3.Вице-губернаторам области, руководителям структурных подразделений администрации области, главам администраций муниципальных образований в ходе реализации экономической политики:
обеспечить согласованность действий с территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, профсоюзами и общественными объединениями для обеспечения взаимодействия в успешном решении установленных на текущий год перспективных социально - экономических задач развития области, отраслей и районов, сохранения необходимой стабильности и общественного согласия;
усилить контакты с представителями средств массовой информации для разъяснения разрабатываемых программ и принимаемых решений;
проводить ежеквартальный анализ эффективности использования природных сырьевых ресурсов, выделенных квот и лимитов и их налоговой эффективности, состояния расчетной, налоговой и финансовой дисциплины в соответствующих отраслях и сферах деятельности. В этих целях создать независимые экспертные группы для оценки устойчивости и эффективности работы предприятий, использующих природные сырьевые ресурсы или претендующих на получение кредитов и гарантий;
активнее внедрять во взаимоотношения между администрацией области, администрациями муниципальных образований и налогоплательщиками практику применения положений о предоставлении налоговых кредитов и отсрочек, проведения денежных расчетов в особом порядке по погашению налоговых платежей в областной и местные бюджеты;
с целью оптимизации бюджетных расходов активизировать работу по исполнению нормативных актов администрации области, направленных на сокращение бюджетных расходов, установления лимита бюджетных обязательств, улучшению функционирования бюджетных учреждений. 4.Вице-губернатору области Никитину В.Ф., управлениям топлива, энергетики и недропользования (Петров П.И.), транспорта и связи (Романов В.И.) в целях стабильного энергоснабжения предприятий и населения области в осенне - зимний период обеспечить необходимую координацию и управление работой угледобывающих и транспортных организаций по созданию зимних запасов топлива на электростанциях в соответствии с разрабатываемыми графиками, не допуская сбоев в работе топливно - транспортного конвейера. 5.Вице-губернатору области Горкунову Б.В., департаменту по рыболовству (Аяшев В.И.) наметить и осуществить дополнительные меры по ликвидации до конца года допущенного отставания в работе рыбной промышленности области. Совместно с АО "Сахалинморнефтегаз" (Землюк С.В.) разработать программу обеспечения (бункеровки) экспедиционного флота топливом, посредством приобретения для этих целей танкеров, а также банкой, гофротарой, продуктами питания и другими необходимыми материалами и в срок до 1 октября т.г. представить на утверждение губернатору. 6.Комитету экономики совместно с департаментами и управлениями администрации области проработать до конца квартала первоочередные и перспективные задачи, вытекающие из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и правительственной программы социально - экономического развития Российской Федерации. При разработке плана на 2000 - 2001 годы и Программы социально - экономического развития области предусмотреть комплекс организационно - экономических мер по активной интеграции в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как это предусматривается Дальневосточной программой. При этом иметь в виду необходимость обеспечения высокой эффективности использования минерально - сырьевых ресурсов, развития и совершенствования производственного потенциала, повышения уровня и качества жизни населения области. 7.Предложить правоохранительным, контролирующим и надзорным органам области решительно усилить работу по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики - браконьерства, контрабанды, теневых оборотов в розничной торговле, нелегального завоза и производства алкогольной продукции, уклонения от уплаты налогов и других правонарушений. 8.Главному финансовому управлению (Новикова Н.М.) совместно с управлением топлива, энергетики и недропользования (Петров П.И.), транспорта и связи (Романов В.И.), жилищно - коммунального хозяйства (Ким В.Н.), главами муниципальных образований принять исчерпывающие меры по проведению в III квартале денежных взаимозачетов в установленном порядке между предприятиями указанных отраслей и соответствующими бюджетами с целью ликвидации задолженности перед бюджетами по налоговым платежам и исполнения планового объема поступления доходов в консолидированный бюджет области за 9 месяцев. 9.Комитету экономики администрации области, главам администраций муниципальных образований наметить и осуществить меры по укреплению экономических служб муниципальных образований квалифицированными специалистами, а также по повышению квалификации работников этих служб на текущий и последующие годы. 10.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора, председателя комитета экономики Малахова И.П.
Губернатор области
И.П.Фархутдинов