-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Сахалинская область
Постановление от 10 марта 2000 года № 96

Об итогах социально-экономического развития и исполнения бюджета области за 1999 год и задачах на 2000 год

Принято
Губернатором Сахалинской области
10 марта 2000 года
    Отметить, что в 1999 году в результате последовательного осуществления администрацией области, территориальными федеральными органами исполнительной власти и администрациями муниципальных образований выработанной экономической политики, направленной на поддержку и развитие реального сектора экономики, стабилизацию финансового положения предприятий, укрепление бюджетной системы области, реализацию других первоочередных задач в приоритетных направлениях социально - экономического развития области, удалось достичь положительной динамики в развитии промышленности, сельского хозяйства, ряда других важных отраслей, заметного повышения эффективности использования природных сырьевых ресурсов и укрепления финансово - бюджетной системы области. Обеспечено относительно устойчивое функционирование отраслей социальной сферы и общественное согласие.
    В 1999 году в области произведено промышленной продукции в действующих ценах на сумму 14,4 млрд. рублей. Индекс физического объема промышленной продукции к уровню предыдущего года составил 107%, к докризисному 1997 году - 110,7% (по России 102,5%). В результате устойчивой работы нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, угольной, рыбной, пищевой и перерабатывающей, лесозаготовительной и целлюлозно - бумажной промышленности увеличилась добыча и объемы первичной переработки нефти, добыча угля, выработка электрической и тепловой энергии, заготовка и вывозка древесины, производство бумаги и картона, товарной пищевой рыбной продукции, большинства видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Из 110 важнейших учитываемых видов продукции рост производства в натуральном выражении достигнут по 58 видам. Производство потребительских товаров возросло на 5,8%.
    В рамках проекта "Сахалин-2" впервые в 1999 году добыто на шельфе острова и поставлено на экспорт 143 тыс. тонн нефти.
    Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 15,9 млрд. рублей и возрос к уровню 1998 года в 1,7 раза. Иностранные инвестиции в общем объеме составили 11,2 млрд. рублей (70,3%) и возросли за год в сопоставимом исчислении в 2,9 раза.
    Обеспечен ввод в эксплуатацию ряда важных объектов производственного и социального назначения. В ноябре 1999 года принята в эксплуатацию и поставлена под промышленную нагрузку 1 очередь Ногликской газотурбинной электростанции. Введена в эксплуатацию первая турбина гидроэлектростанции в г. Северо-Курильске. Успешно осуществляется программа дорожного строительства. Продолжалась реконструкция аэропортов и морских портов. Введено в эксплуатацию 46,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов, ряд социально важных объектов - здравоохранения, образования и коммунального хозяйства.
    В сельском хозяйстве большинства районов выращен высокий урожай картофеля и овощей. Возросло производство молока, численность поголовья крупного рогатого скота. Объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 103% к уровню 1998 года.
    Предприятия транспорта и связи увеличили объемы перевозок грузов на 5,6%, пассажиров - на 15,5%, услуг связи в действующих ценах - на 48,4%.
    Сохранялось относительно устойчивое положение на потребительском рынке области.
    В большинстве отраслей экономики заметно улучшилось финансовое положение. За январь - декабрь 1999 года сальдированный финансовый результат составил 417,3 млн. руб. прибыли против 4557,3 млн. руб. убытков за соответствующий период предыдущего года. С прибылью завершили 1999 год промышленность области, в том числе нефтедобывающая, пищевая (за исключением рыбной), полиграфическая промышленность, промышленность строительных материалов, отрасли строительства и связи.
    Объем экспорта возрос на 4,4% и составил 507,6 млн. долларов. Заметно увеличились экспортные поставки нефти (в 1,2 раза), деловой древесины (в 1,5 раза) и пиломатериалов (в 2,8 раза). Положительное сальдо торгового баланса достигло 314,9 млн. долларов при отрицательном - 4,9 млн. долларов в 1998 году.
    В результате принятых мер по укреплению доходной части бюджета и улучшению собираемости налогов годовой план по доходам консолидированного бюджета выполнен на 126,1%, по расходам - на 105,1%.
    Наибольший прирост налоговых поступлений в территориальный бюджет обеспечили рыбная промышленность (в 2,3 раза), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность (2,2 раза), муниципальные образования Смирныховского (в 2,8 раза), Северо-Курильского (2 раза), Томаринского (1,9 раза), Курильского (1,7 раза) и Тымовского районов (в 1,7 раза).
    Достигнутые позитивные тенденции в экономике оказали положительное воздействие на процессы стабилизации в сфере занятости и уровне жизни населения. Численность безработных снизилась на 6,3 тыс. чел. (на 33,9%), уровень регистрируемой безработицы - с 6,2 до 4% экономически активного населения. С сентября 1999 года наметился устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Их уровень в декабре 1999 года возрос по сравнению с декабрем предыдущего года на 4,1%.
    Задолженность по выплате заработной платы сокращена на 314,2 млн. руб. или на 33,6 процента, в том числе в бюджетной сфере - на 120,3 млн. руб. или на 34,5%. Обеспечена своевременная выплата пенсий.
    Ликвидирована задолженность муниципальных образований за потребленную электроэнергию.
    Вместе с тем, позитивные тенденции в экономике и финансово - бюджетной сфере не приобрели еще устойчивый, долговременный характер.
    В 1999 году в промышленности области снижены добыча газа, улов рыбы, выпуск консервов из рыбы и морепродуктов, производство стеновых материалов, кондитерских и макаронных изделий, ряда других видов промышленной продукции. Не преодолен спад промышленного производства в 6 из 18 районах области.
    В сельском хозяйстве допущено дальнейшее сокращение производства скота и птицы, яиц, численности поголовья коров, свиней и птицы, остается высоким удельный вес убыточных хозяйств (73%).
    На электростанциях ОАО "Сахалинэнерго" и коммунальных котельных ряда муниципальных образований, главным образом из-за неплатежей потребителей, к началу осенне - зимнего сезона не были созданы нормативные запасы топлива. В жилищно - коммунальном хозяйстве не обеспечен своевременный и качественный ремонт оборудования и инженерных сетей, что послужило причиной срыва начала отопительного сезона в 8 муниципальных образованиях из 19. Не обеспечили переход на установленные областные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг 14 муниципальных образований. Сумма выпадающих доходов предприятий жилищно - коммунального хозяйства от заниженного уровня платежей составила 119,3 млн. руб.
    Несмотря на снижение, остается высоким удельный вес убыточных предприятий (50,7%).
    Сохраняется сложная ситуация на рынке труда Макаровского, Александровск-Сахалинского, Томаринского и Углегорского районов, где уровень безработицы превышает среднеобластной показатель в 2 и более раза.
    Не восполнен докризисный, августа 1998 года, уровень жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 1999 году были ниже уровня 1998 года на 12,4%, реальная начисленная средняя заработная плата одного работника - на 17,2%. Сократившийся в результате этого платежеспособный спрос повлек снижение оборота розничной торговли к уровню предыдущего года на 5,2%, платных услуг населению - на 7,7%.
    Остается острой социальной проблемой задолженность по выплате заработной платы и детских пособий. Особенно напряженное положение с выплатой заработной платы сложилось в Долинском, Анивском и ряде других районов.
    Несмотря на увеличение поступления собственных доходов в территориальный бюджет в 1999 году на 46,6% к уровню предыдущего года, их прирост не перекрыл потери бюджета в результате роста инфляции на 76,9%. Крайне низок уровень сбора налогов в сопоставимом исчислении в Александровск-Сахалинском, Углегорском, Анивском, Поронайском, Южно-Курильском районах (от 54,9 до 69% к уровню предыдущего года), что свидетельствует о наличии серьезных недостатков в работе по укреплению собственной налогооблагаемой базы, улучшению собираемости налогов, низкой эффективности использования производственного потенциала и природно - сырьевых ресурсов, борьбы с теневой экономикой.
    На многих предприятиях не изжиты серьезные нарушения трудового законодательства в части приема и увольнения работников, оплаты и охраны труда.
    В целях устранения отмеченных недостатков, закрепления позитивных тенденций в социально - экономическом развитии области и перехода к устойчивому экономическому росту, укрепления финансово - бюджетной сферы области постановляю:
    1.Принять к сведению информацию первого вице-губернатора области, председателя комитета экономики администрации области Малахова И.П. об итогах социально - экономического развития области за 1999 год и задачах на 2000 год и начальника финансового управления администрации области Новиковой Н.М. об итогах исполнения консолидированного бюджета области за 1999 год и мерах по укреплению бюджетной системы области на 2000 год.
    2.Считать приоритетами социально - экономической политики на 2000 год следующие направления деятельности:
    - закрепление достигнутых положительных тенденций в развитии реального сектора экономики и обеспечение перехода к устойчивому экономическому росту, дальнейшее укрепление финансового положения предприятий, сокращение убыточности отраслей за счет создания экономических и других условий и поддержки собственных товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках и социально значимую продукцию, использования в полной мере благоприятных условий для развития ориентированных на экспорт производств и потенциала роста производства импортозамещающей продукции;
    - исполнение консолидированного бюджета области по доходам и расходам за счет укрепления собственной налогооблагаемой базы, более полной мобилизации платежей в бюджетную систему области, выполнения программных мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и оптимизации бюджетных расходов;
    - активизацию инвестиционной политики для увеличения привлечения в реальный сектор экономики иностранных и отечественных инвестиций, финансовых ресурсов кредитных организаций и других источников финансовых средств, более полного использования для финансирования быстро окупаемых высокоэффективных проектов собственных средств предприятий за счет мобилизации дополнительных доходов в результате снижения взаимных неплатежей, роста расчетов денежными средствами и повышения рентабельности производства;
    - осуществление мер по укреплению и дальнейшему повышению эффективности использования имеющегося в области, отраслях и предприятиях производственного и природно - ресурсного потенциала путем развития экономически эффективных производств и увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей, их модернизации, повышения технологического уровня производства для улучшения качества и роста выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью, усиления контроля за добычей и использованием природных сырьевых ресурсов, ростом налоговой эффективности их использования;
    - дальнейшее развитие предприятий производственной инфраструктуры области, прежде всего электроэнергетики за счет строительства II очереди Ногликской газотурбинной электростанции, геотермальных электростанций на Кунашире и Итурупе, малой ГЭС в г. Северо-Курильске, освоения газовых месторождений Анивского района и совершенствования на этой основе топливного баланса области, строительства в рамках программы развития транспортной инфраструктуры угольного терминала в морском порту г. Шахтерска, реконструкции аэропортов и других транспортных узлов, объектов связи и дорожного хозяйства;
    - наращивание объемов подрядных работ, выполняемых сахалинскими предприятиями и организациями, по проектам освоения нефтегазовых месторождений шельфа "Сахалин-1, 2", решение необходимых вопросов законодательного обеспечения освоения шельфа и нефтегазовых месторождений суши острова;
    - стабилизация положения в жилищно - коммунальном хозяйстве за счет реализации второго этапа реформы жилищно - коммунального хозяйства, повышения качества и снижения стоимости жилищно - коммунальных услуг в соответствии с областной программой энергосбережения и программой водоснабжения городов и крупных населенных пунктов и снижение на этой основе бюджетных расходов;
    - снабжение населения области продовольствием и товарами первой необходимости путем наращивания производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, роста выпуска собственной продукции на предприятиях пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности;
    - более полное использование открывающихся в ходе позитивных перемен в экономике экономических и финансовых возможностей для восстановления и последующего роста доходов и реальной заработной платы, уровня жизни и занятости населения, реализации социальных программ, совершенствования системы адресной социальной помощи малоимущим, безусловной ликвидации в 2000 году задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и расширения на этой основе платежеспособного спроса и увеличения потребления населением товаров и услуг;
    - усиление работы и укрепление взаимодействия правоохранительных, налоговых, контролирующих и исполнительных органов власти в борьбе с теневой экономикой и организованной преступностью, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.
    3.Руководителям структурных подразделений администрации области с учетом обсуждения итогов работы за 1999 год на расширенном заседании коллегии при губернаторе области, отраслевых и районных итоговых совещаниях и анализа этих материалов в десятидневный срок представить в комитет экономики согласованные с вице-губернаторами области предложения в Программу действий администрации области по реализации приоритетных направлений социально - экономической политики на 2000 год.
    Комитету экономики внести подготовленную Программу на рассмотрение коллегии при губернаторе области в марте текущего года.
    Рекомендовать главам администраций муниципальных образований и руководителям территориальных федеральных органов исполнительной власти разработать аналогичные программы и периодически информировать население о ходе их реализации.
    4.Вице-губернаторам области, руководителям структурных подразделений администрации области в ходе реализации экономической политики обеспечить:
    - согласованность действий с территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, профсоюзами и общественными объединениями для обеспечения взаимодействия в успешном решении первоочередных и перспективных социально - экономических задач развития области, отраслей и районов, сохранения необходимой стабильности и общественного согласия;
    - ежеквартальный анализ эффективности использования природных сырьевых ресурсов, выделенных квот и лимитов и их налоговой эффективности, состояния расчетной, налоговой и финансовой дисциплины в соответствующих отраслях и сферах деятельности;
    - ежемесячный контроль за состоянием расчетов предприятий и организаций федерального подчинения с курируемыми хозяйствующими субъектами за поставленную продукцию (работы, услуги).
    5.Финансовому управлению администрации области к 15 марта т.г. представить на утверждение план мероприятий по дополнительной мобилизации платежей в консолидированный бюджет области и оптимизации бюджетных расходов, исходя из утвержденного прогноза консолидированного бюджета на 2000 год.
    6.Вице-губернаторам области, департаментам и управлениям, территориальным федеральным органам исполнительной власти, главам администраций муниципальных образований принять необходимые меры по реализации критических замечаний и предложений, высказанных на расширенном заседании коллегии. О результатах рассмотрения сообщить в месячный срок в контрольное управление администрации области.
    7.Руководителям структурных подразделений администрации области представить к 1 февраля 2001 года в контрольное управление администрации области информацию о выполнении настоящего постановления для обобщения комитетом экономики и доклада губернатору области.
    8.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора, председателя комитета экономики Малахова И.П.
    Губернатор области
    И.П.Фархутдинов