Сахалинская область
Постановление от 31 марта 1999 года № 107

Об итогах социально-экономического развития Сахалинской области в 1998 году и задачах на 1999 год

Принято
Губернатором Сахалинской области
31 марта 1999 года
    Отметить, что в 1998 году в результате принятых мер по реализации основных задач социально-экономического развития области удалось в условиях обострившегося финансового кризиса обеспечить в целом относительно устойчивое положение в ведущих отраслях экономики и социальной сфере, правопорядок и общественное согласие.
    В области ускорились процессы реструктуризации в угольной, лесозаготовительной и других отраслях промышленности. В основном устойчиво работали нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, электроэнергетика, ведущие предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, а также транспорта, связи, дорожного хозяйства и полиграфической промышленности. Достигнут прирост добычи рыбы и морепродуктов, выпуска пищевой рыбной продукции. Возросло производство потребительских товаров. Из 110 важнейших учитываемых видов продукции рост объемов производства достигнут по 41 виду.
    Индекс физического объема промышленной продукции к уровню 1997 года по полному кругу предприятий составил 100,8%, в том числе по крупным и средним предприятиям - 103%.
    В строительном комплексе объем подрядных работ составил к уровню предыдущего года в сопоставимой оценке 102,4%. Увеличился ввод в эксплуатацию жилых домов. Введен в действие ряд важных объектов социального и производственного назначения. Силами сахалинских предприятий и организаций по проектам освоения нефтегазовых месторождений шельфа выполнен объем подрядных работ на сумму 167,7 млн. долларов, или на 25% больше уровня предыдущего года.
    Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в сопоставимой оценке в 1,8 раза превышают уровень 1998 года. Объем иностранных инвестиций по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" составил в 1998 году 574,9 млн. долларов.
    В большинстве районов области выращен высокий урожай картофеля и овощей. Впервые за годы реформ достигнут рост объемов продукции сельского хозяйства - на 12,2% к уровню предыдущего года.
    В результате дополнительно принятых мер удалось сохранить относительно стабильное положение с товарами на потребительском рынке.
    В основном устойчиво функционировали учреждения социальной сферы.
    Консолидированный бюджет области на 1998 год исполнен по доходам на 93,4%, в том числе по собственным доходам на 99,2%, по расходам - на 80,4%. Дефицит бюджета составил 9,3 млн. руб., или 0,3% к общей сумме расходов. Областной бюджет исполнен по доходам на 90,8%, по расходам на 77,2%.
    Вместе с тем положение в экономике, особенно финансовом секторе, и социальной сфере оставалось в истекшем году крайне сложным и напряженным. Спад промышленного производства продолжался в 12 районах из 18. В сельском хозяйстве произошло дальнейшее сокращение объемов производства продукции животноводства, поголовья скота и птицы. На 4,6% снизился объем внешнеторгового оборота.
    Большинство видов хозяйственной деятельности продолжают оставаться глубоко убыточными. За год предприятиями и организациями основных отраслей экономики получено 4,6 млрд. руб. убытков, что в 7,1 раза превышает соответствующий уровень предыдущего года. Удельный вес убыточных предприятий достиг 72% против 56,5% в 1997 году.
    Возросла дебиторская и кредиторская задолженность, взаимные неплатежи, остается низкой платежеспособность предприятий. Продолжает расти задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам.
    В результате в истекшем году не удалось достичь главной цели экономической политики - роста благосостояния и повышения занятости населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 21,2%. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума увеличилась с 33,7% до 44,5% в общей численности населения области.
    Численность официально зарегистрированных безработных на конец года составила 18,6 тыс. человек и увеличилась за год на 43,7%.
    Одной из самых острых социальных проблем остается задолженность по выплате заработной платы, детских пособий и пособий по безработице. Это привело к падению объемов розничного товарооборота, платных услуг населению, сдерживает проведение жилищно-коммунальной реформы.
    На сложившуюся в области тяжелую экономическую и финансовую ситуацию негативное влияние оказывают не в полной мере используемые полномочия структурных подразделений администрации области, муниципальных образований и территориальных федеральных органов исполнительной власти. Крайне медленно устраняются недостатки в управлении подведомственными отраслями и предприятиями, координации и государственном регулировании их деятельности. Крупные потери допускаются в использовании материальных, природных, сырьевых, финансовых и трудовых ресурсов. Большой ущерб жизненным интересам населения области наносит теневая экономика.
    В целях формирования необходимых условий для устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы области, укрепления на этой основе собственной налогооблагаемой базы, государственных, муниципальных финансов и финансов предприятий, успешного преодоления последствий глубокого финансово-экономического кризиса и реализации намеченных Правительством РФ мер по стабилизации социально-экономического положения в стране постановляю:
    1.Вице-губернаторам, руководителям структурных подразделений администрации области, администраций муниципальных образований, территориальных федеральных органов исполнительной власти на основе взаимодействия с экономическими, правоохранительными и налоговыми органами настойчиво добиваться усиления организующей и регулирующей роли государственных и муниципальных органов власти в обеспечении эффективной работы предприятий реального сектора.
    Обеспечить выполнение всех предусмотренных действующим законодательством мер по повышению эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в целях укрепления позиций соответствующих секторов экономики и увеличения бюджетных доходов.
    Обеспечить контроль за ценообразованием, сдерживание роста цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий естественных и локальных монополий в топливно-энергетическом комплексе, транспорте, связи, жилищно-коммунальном хозяйстве.
    Принять исчерпывающие меры по повышению рентабельности экспортных операций, усилению валютного и других видов контроля за своевременным и полным возвратом экспортной выручки, перекрытию других каналов вывоза капиталов за границу.
    Вести последовательную и настойчивую работу по легализации объемов производства и реализации продукции (работ, услуг) и ужесточению борьбы с теневой экономикой.
    Последовательно добиваться прозрачности финансово-хозяйственных результатов деятельности предприятий, разработки предприятиями техпромфинпланов и бизнес - планов, установить контроль за их выполнением со стороны отраслевых департаментов.
    Ввести во всех ресурсосберегающих отраслях порядок наделения предприятий природными ресурсами под максимальную загрузку производственных мощностей, конкурсный порядок распределения ресурсов.
    Организовать в текущем году введение системы планирования поступления налогов в бюджет области в ресурсных отраслях и дальнейший контроль за их поступлением.
    Во взаимодействии с муниципальными образованиями обеспечить разработку сбалансированных и последовательно реализуемых комплексных целевых программ развития территорий области, городов и районов, ориентированных на увеличение доходов и оптимизацию расходов областного и местных бюджетов.
    Предусмотреть организацию планомерной работы по финансовому оздоровлению или банкротству предприятий - должников с целью восстановления их платежеспособности или быстрейшей смены собственника на более эффективного и законопослушного.
    В целях повышения собираемости налогов и неналоговых платежей более оперативно использовать реструктуризацию просроченной задолженности предприятий и организаций перед бюджетами всех уровней с неукоснительной выплатой текущих платежей. Решительно сокращать удельный вес взаимозачетов и бартерных операций.
    Разработать и настойчиво осуществлять комплекс мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, в том числе за счет:
    энергосбережения в жилищно-коммунальной и бюджетной сферах, реализации Закона Сахалинской области "Об энергетической политике и энергосбережении на территории Сахалинской области";
    выравнивания среди районов уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и приведения его в соответствие с установленными федеральными стандартами;
    оптимизации сети бюджетных учреждений и затрат на их содержание;
    разработки и реализации программы поэтапного закрытия неперспективных населенных пунктов, ежегодные бюджетные расходы на содержание которых превышают затраты на их ликвидацию;
    усиления финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных и внебюджетных финансовых средств;
    расширения конкурсной системы при закупках продукции, осуществлении работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
    2.Руководителям структурных подразделений администрации области разработать планы конкретных действий на 1999 год в соответствующих отраслях и направлениях деятельности по реализации задач, указанных в п. 1 настоящего постановления, и ранее принятых решений по вопросам социально-экономического развития.
    Вице-губернаторам рассмотреть и утвердить планы, разработанные подведомственными департаментами и управлениями, и ежемесячно заслушивать информацию об их выполнении.
    Обобщенные информации о ходе реализации планов ежеквартально к 15 числу месяца, следующего за окончанием квартала, представлять в контрольное управление и комитет экономики для последующего доклада на коллегии.
    Рекомендовать руководителям муниципальных образований, территориальных федеральных органов власти разработать аналогичные планы и систематически информировать общественность о ходе их реализации.
    3.Принять к сведению информацию, представленную финансовым управлением администрации области, об итогах исполнения консолидированного бюджета области за 1998 год и мерах по укреплению бюджетной системы области на 1999 год.
    4.Вице-губернаторам области, руководителям комитетов, департаментов и управлений администрации области в ходе осуществления мер по стабилизации социально-экономического положения в соответствующих отраслях и направлениях деятельности обеспечить:
    постоянный контроль за движением финансовых средств, состоянием взаиморасчетов и своевременностью платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
    ежеквартальный анализ эффективности использования предприятиями выделенных лимитов и квот на природные сырьевые ресурсы с оценкой налоговых платежей с каждой единицы использованных ресурсов;
    проведение согласованной с органами местного самоуправления, профсоюзами и объединениями товаропроизводителей экономической и социальной политики, способствующей и обеспечивающей стабильность в обществе.
    5.Предложить представительным органам местного самоуправления принять решения о направлении на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, финансируемым из бюджетов соответствующих муниципальных образований, не менее 40 процентов собственных доходов местных бюджетов и направляемых в районы трансфертов.
    6.Вице-губернаторам области, руководителям структурных подразделений администрации области, территориальных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, администрациям муниципальных образований:
    - рассмотреть и принять необходимые меры по реализации критических замечаний и предложений, высказанных на заседании коллегии. О результатах их рассмотрения сообщить в месячный срок в контрольное управление администрации области;
    - представить к 20 октября т.г. и 1 февраля 2000 года в контрольное управление администрации области информацию о ходе выполнения настоящего постановления. Комитету экономики обеспечить ее анализ, обобщение и подготовку сводных материалов губернатору области.
    7.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора, председателя комитета экономики Малахова И.П.
    Первый вице-губернатор области
    И.П.Малахов