-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Сахалинская область
Постановление от 30 марта 1998 года № 145
Об итогах социально-экономического развития Сахалинской области в 1997 году и задачах на 1998 год
- Принято
- Губернатором Сахалинской области
30 марта 1998 года
Отметить, что в 1997 году в результате осуществления экономических реформ и проделанной работы по реализации Плана первоочередных мероприятий и действий по стабилизации социально - экономического положения и развитию приоритетных направлений экономики области, утвержденного постановлением губернатора области от 24.03.97 N 130, удалось обеспечить в целом относительно устойчивое положение в экономике и социальной сфере, необходимое общественное согласие.
Преодолен ряд острых проблем в топливно - энергетическом комплексе. Ускорились процессы реструктуризации лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности. Положительную динамику развития сохраняют базовые отрасли - нефтегазодобывающая и рыбная промышленность. Достигнут прирост добычи нефти, газа, угля (более дешевым открытым способом), улова рыбы и добычи морепродуктов, выпуска пищевой рыбной продукции, производства сборных железобетонных конструкций, стеновых и нерудных материалов, отдельных видов продукции пищевой промышленности. Возросло производство потребительских товаров.
В основном устойчиво работали предприятия транспорта, связи, дорожного хозяйства.
Удовлетворен покупательский спрос населения в картофеле и овощах. Насыщен товарами потребительский рынок. Замедлился рост потребительских цен. Уровень инфляции составил за год 9 процентов против 11 процентов по Российской Федерации. Возрос внешнеторговый оборот.
Силами сахалинских предприятий и организаций по проектам освоения нефтегазовых месторождений шельфа выполнен объем подрядных работ на сумму 76 млн. долларов, что превысило уровень 1996 года более чем с 2 раза.
Достигнуты позитивные изменения по ряду важнейших социальных показателей. В 1997 году впервые за годы реформ преодолено отставание роста среднедушевых денежных доходов населения от уровня роста потребительских цен. Значительно сокращена задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций. Погашена задолженность по выплате пенсий. Несколько снижена численность безработных. Меняется в лучшую сторону демографическая ситуация. На 23,2% снижен уровень преступности, повысилась раскрываемость преступлений.
Обеспечено в основном устойчивое функционирование учреждений социальной сферы и жизнеобеспечения производств.
Консолидированный бюджет области на 1997 год исполнен по доходам на 89,2%, в том числе по собственным доходам на 107,7%, по расходам - на 87,8%.
Вместе с тем, положение в экономике и социальной сфере области в прошедшем году оставалось сложным и напряженным. По ряду направлений продолжают действовать факторы, сдерживающие развитие позитивных процессов. В силу обострения проблемы взаимных неплатежей, высокого уровня налогообложения, энергетических и транспортных тарифов, растущего воздействия других региональных удорожающих факторов, ухудшения конъюнктуры на внешнем рынке, влияния не устраненных до конца последствий стихийных бедствий допущен спад к уровню 1996 года в целом по производству промышленной продукции, выработке электроэнергии, продуктов нефтепереработки, добыче угля, производству продукции лесопромышленного комплекса, многих видов продукции перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Произошло дальнейшее сокращение объемов производства и поголовья ската и птицы, в сельской хозяйстве. Объем инвестиций за счет источников финансирования по сравнению с 1996 годом сократился на 11 процентов. Остается высоким уровень бедности.
Усилилась дифференциация в социально-экономическом положении районов и отдельных населенных пунктах, обусловленная сохраняющейся моноэкономической отраслевой структурой. Спад промышленного производства продолжался в 12 районах области из 18.
Большинство видов хозяйственной деятельности продолжает оставаться глубоко убыточным. Лишь три муниципальных образования - город Южно-Сахалинск, Охинский и Курильский районы получили балансовую прибыль по основным видам хозяйственной деятельности.
Наибольшие убытки получены Углегорским районом (143,8 млрд. руб.), Холмским (91,4), Корсаковским (55,8), Невельским (47,7), Долинским, Тымовским и Смирныховским районами, а также в угольной промышленности (212,2 млрд. руб.), рыбопромышленном комплексе (184,3 млрд. руб.), сельском хозяйстве (169,2 млрд. руб.), лесопромышленном комплексе (145,9 млрд. руб).
Навес взаимных неплатежей (суммарная задолженность кредиторам и дебиторская задолженность) на 16% превышает годовой объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг.
Все это ставит в исключительно сложную ситуацию процессы воспроизводства и жизнеобеспечения населения, возможность укрепления налоговой базы территорий. Особенно напряженная обстановка сложилась в поселках шахтеров и лесозаготовителей, в городах и районах с монополизированной отраслевой структурой.
Положение в значительной мере усугубляет нарастающее воздействие неблагоприятных факторов, связанных с отсутствием должной региональной политики государства и государственного регулирования экономических и социальных процессов в северных и отдаленных территориях. В 1997 году было практически полностью прекращено финансирование всех действующих в области федеральных целевых программ. Задолженность федерального бюджета за выполненные в 1996 - 1997 годах работы по их реализации составила в ценах соответствующего года 41,9 и 394,7 млрд. руб. Из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ недополучено против планируемого 336,2 млрд. руб. Недофинансированы мероприятия по государственной поддержке угольной промышленности в сумме 127,4 млрд. руб., в том числе 53,6 млрд. руб. за 1996 год, компенсация разницы в тарифах н электроэнергию в сумме 43,3 млрд. руб., по государственной поддержке сельского хозяйства - 26,7 млрд. руб., в том числе за 1996 год - 4,7 млрд. руб., по господдержке завоза продукции в районы досрочного завоза - в сумме 45,7 млрд. руб., всего по указанным статьям в сумме 1016 млрд. руб., в том числе 100,2 млрд. руб. - за 1996 год.
Во многом ухудшение социально - экономической ситуации стало также результатом недостаточных усилий администраций городов и районов к развитию экономической активности населения и повышению ответственности хозяйственных руководителей за финансово - экономические результаты их деятельности.
Комитеты, департаменты и управления администрации области, территориальные федеральные органы исполнительной власти недостаточно использовали полномочия и организационно - правовые возможности для осуществления необходимых структурных преобразований, предотвращения нарушений в деятельности предприятий и организаций, в выполнении ими договорных обязательств и обеспечения своевременных выплат заработной платы, налогов и других платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
В целях формирования необходимых условий для стабилизации социально - экономического положения в области и эффективного функционирования рыночных механизмов, закрепления позитивных тенденций в развитии экономики и уровне жизни населения, а также реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и основных проблем, изложенных в документе "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики", постановляю:
1.Считать основными приоритетными направлениями в работе и сконцентрировать внимание администрации области, администраций городов и районов, руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов на решении в 1998 году следующих основных задач:
в топливо - энергетическом комплексе:
- продолжение работы по реализации Программы реструктуризации угольной промышленности области и завершению организационной перестройки структуры управления ею, завершению строительства Ногликской газотурбинной электростанции, повышению надежности и эффективности работы энергетического оборудования, совершенствованию топливного баланса за счет расширения использования газа, геотермальной и других альтернативных источников энергии, увеличению добычи угля открытым способом и повышению его качества, снижению транспортных затрат. Обеспечение на этой основе снижения стоимости энергоносителей для предприятий электроэнергетики и жилищно - коммунального хозяйства, тарифов на электрическую и тепловую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей;
- наращивание объемов добычи нефти и газа на суше о. Сахалин;
- разработка и последовательная реализация мероприятий по энергосбережению;
в рыбной промышленности:
- закрепление положительных тенденций в развитии отрасли;
- обеспечение своевременной и качественной подготовки и организационного проведения зимних рыбопромысловых экспедиций и летних путин, совершенствование порядка распределения и полное освоение выделенных лимитов на вылов рыбы и морепродуктов, освоение новых объектов промысла, увеличение выпуска и повышение качества пищевой рыбной продукции;
- дальнейшее развитие прибрежного рыболовства, береговой перерабатывающей базы, обеспечение загрузки собственных перерабатывающих мощностей и производственного потенциала смежных отраслей;
- обновление флота, в том числе за счет развития лизинговых отношений;
- рост объемов искусственного воспроизводства лососевых, надежная защита ресурсов от незаконного промысла и хищнического разграбления криминальными структурами;
- совершенствование механизма рыночного регулирования экспортно - импортных операций, связанных с поставками рыбы и морепродуктов на внешний рынок и освоение внутренних рынков сбыта рыбопродукции;
в лесопромышленном комплексе:
- продолжение работы по реструктуризации отрасли и повышению уровня управления лесопромышленными предприятиями, освоению новых технологий заготовки и переработки леса, развитию экспортоориентированных производств, совершенствованию финансовых взаимоотношений между предприятиями комплекса и смежными отраслями;
- совершенствование порядка распределения лесосечного фонда и повышение эффективности использования лесосырьевых ресурсов;
- поэтапный выход из кризиса целлюлозно - бумажной отрасли и возобновление производства на перспективных целлюлозно - бумажных заводах;
в агропромышленном комплексе:
- стабилизация финансового положения предприятий аграрной сферы, обеспечение экономических условий для возобновления роста производства, формирование эффективной системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей;
- своевременная подготовка и организованное проведение весенне - полевых работ, ухода за посевами и уборки урожая, поддержка крупных животноводческих комплексов и птицефабрик, фермерских и личных подсобных хозяйств граждан, садоводства и огородничества;
- последовательное проведение в области аграрной и земельной реформ, необходимых на селе институциональных преобразований;
- закрепление позитивных изменений в работе пищевой и перерабатывающей промышленности;
в финансовой и инвестиционной сфере, бюджетной и налоговой политике:
- повышение инвестиционной активности, создание организационно - экономических и правовых условий, стимулирующих накопление и привлечение инвестиций в экономику области, в том числе иностранных;
- повышение эффективности использования и предотвращение оттока денежных средств за пределы области за счет создания и укрепления инфраструктуры рынка ценных бумаг и региональных финансовых институтов;
- стабилизация ситуации в финансовой и налогово - бюджетной системах за счет укрепления бюджетной системы области и финансового положения предприятий на основе совершенствования системы платежей и расчетов, повышения расчетной дисциплины, сокращения неплатежей, реструктуризации и снижения размера бюджетной задолженности, укрепления собственной доходной базы бюджетов, повышения собираемости налогов и неналоговых платежей, снижения бюджетных издержек, последовательного сокращения бюджетного дефицита, совершенствования межбюджетных отношений, усиления финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных и других финансовых средств;
- создание необходимых условий для наращивания объемов работ, выполняемых силами сахалинских предприятий по реализации нефтегазовых проектов на шельфе о. Сахалин;
- повышения уровня работы по обеспечению качества разработки и продвижения инвестиционных проектов, расширению участия предприятий и организаций области в реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых из федеральных источников;
в социальной сфере и жилищно - коммунальном хозяйстве:
- осуществление реформ в социальной сфере, прежде всего направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, пенсий и других социальных пособий, принятие всех возможных мер по снижению задолженности по выплате заработной платы работникам производственных отраслей, в том числе за счет последовательного снижения кредиторской задолженности бюджетных организаций;
- обеспечение предоставления льгот в соответствии с социальными программами, перехода к системе адресной социальной поддержки нуждающихся и малообеспеченных групп населения;
- развитие доступного здравоохранения, образования, культуры в рамках проводимых социальных реформ на основе государственных минимальных социальных стандартов, достижение ощутимых сдвигов в повышении уровня жизни населения, сокращение уровня безработицы и неполной занятости, особенно в депрессивных районах;
- продолжение реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Среди других направлений деятельности органов исполнительной власти приоритетного внимания заслуживает решение задач:
- усиление взаимодействия всех уровней исполнительной власти в осуществлении социально-экономической политики на основе четкого разграничения прав, полномочий и ответственности за ее результаты;
- дальнейшее развитие реформы предприятий в целях развития механизмов и уровня управления предприятиями, четкого разграничения ответственности собственников и управляющих;
- обеспечение динамического развития внутреннего рынка, поддержка сахалинских товаропроизводителей, развитие производственной инфраструктуры;
- оказание действенной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства в области, создание в этих целях соответствующих механизмов и законодательной базы;
- совершенствование системы контроля и ценового регулирования в сфере естественных монополий и направлениях, подлежащих регулированию цен и тарифов;
- создание благоприятных внешних условий для стабилизации экономического положения и роста внешнеторгового оборота области;
- повышение эффективности государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- осуществление мер, направленных на усиление борьбы с преступностью, безусловное обеспечение правопорядка и декриминализацию экономики.
2.В целях реализации вышеуказанных первоочередных задач утвердить, а структурным подразделениям администрации области, администрациям городов и районов, территориальным федеральным органам исполнительной власти принять к исполнению План мероприятий и действий по реализации в 1998 году областной Программы "Стабилизация и экономический рост в Сахалинской области в 1998 - 2000 годах", одобренной на заседании коллегии при губернаторе области 22 июля 1997 года и постановлением губернатора от 11.08.97 N 366 (прилагается).
3.Принять к сведению информацию финансового управления администрации области об итогах исполнения консолидированного бюджета области за 1997 год и мерах по укреплению доходной базы областного и местных бюджетов на 1998 год.
Отметить неудовлетворительную работу по обеспечению поступлений налогов в бюджет мэров Тымовского района Русских Е.Г. и Южно-Курильского района Земы В.А.
4.Руководителям комитетов, департаментов и управлений администрации области, Государственной налоговой инспекции по Сахалинской области (Самсонов А.П.), управлению федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Сахалинской области (Левашов А.М.):
обратить внимание на необходимость активизации работы по укреплению доходной базы бюджета области, увеличению собираемости налогов в бюджеты всех уровней и ликвидации недоимки;
совместно с территориальным агентством федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Сахалинской области организовать и постоянно проводить по каждой из курируемых отраслей работу по ликвидации безнадежной ко взысканию недоимки, а также снижению текущей задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
5.Рекомендовать главам администраций городов и районов области:
совместно с органами налоговых инспекций продолжить работу по проведению ликвидационных процедур в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по платежам в бюджет в течение двух и более лет, а также предприятий, прекративших свою деятельность;
принять меры по экономии расходов и приведению бюджетной сети в соответствие с возможностями местных бюджетов;
обеспечить последовательное сокращение размеров взаимозачетов, бартерных операций и вытеснение из экономического оборота денежных суррогатов.
6.В целях обеспечения надлежащего государственного контроля за состоянием платежной дисциплины в области вице-губернаторам, комитету экономики, финансовому управлению, руководителям департаментов и управлений администрации области организовать постоянный мониторинг движения финансовых средств в подведомственных отраслях и секторах народного хозяйства, на основании которого ежемесячно докладывать губернатору области о состоянии взаиморасчетов в курируемых отраслях, задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и принимаемых мерах по погашению задолженности федерального бюджета, министерств и ведомств перед областным бюджетом, отраслями и предприятиями области.
7.В целях поэтапного вывода лесопромышленного комплекса из глубокого затяжного кризиса и решения проблем жизнеобеспечения городов:
- первому вице-губернатору Малахову И.П., департаменту лесопромышленного комплекса, администрациям Углегорского и Корсаковского районов принять необходимые меры для запуска в работу во II квартале т.г. Углегорского целлюлозно - бумажного завода и Корсаковской фабрики гофротары с целью полного обеспечения платежеспособного спроса предприятий рыбной промышленности области в картонной таре;
- департаменту лесопромышленного комплекса и комитету экономики администрации области совместно с соответствующими хозяйствующими субъектами подготовить во II квартале т.г. необходимые документы в Минэкономики РФ и Минфин РФ на получение из федерального бюджета бюджетной ссуды под гарантию администрации области для создания в лесозаготовительных предприятиях межсезонных производственных запасов древесины, сырья, горюче - смазочных и других материалов;
- первому вице-губернатору Малахову И.П., вице-губернаторам Логинову В.К., Холодину А.А. совместно с департаментом лесопромышленного комплекса, управлением топлива, энергетики и недропользования, управлением жилищно - коммунального хозяйства, администрациями соответствующих городов и районов, ОАО "Сахалинэнерго", ОАО "Сахалинлеспром", другими заинтересованными организациями рассмотреть до 01.05.98 вопрос о возможности использования ТЭЦ целлюлозно-бумажных заводов для теплоснабжения городов с выдачей в энергосистему области попутно вырабатываемой заводами электроэнергии. Согласованные предложения по данным вопросам с необходимыми экономическими расчетами внести на рассмотрение губернатора не позднее мая т.г.;
- первому вице-губернатору Малахову И.П., департаменту лесопромышленного комплекса администрации области, Сахалинскому управлению лесами рассмотреть в марте - апреле т.г. с участием заинтересованных сторон вопросы выделения в аренду участков лесного фонда и лесосечного фонда действующим и вновь образуемым в ходе реструктуризации отрасли хозяйствующим субъектам с учетом внесенных на коллегии предложений и подготовить при необходимости соответствующие изменения в действующий порядок наделения лесосечным фондом предприятий и организаций области.
8.Вице-губернатору Логинову В.К., управлению топлива, энергетики и недропользования, департаменту федеральной службы занятости населения по Сахалинской области совместно с мэрами г. Южно-Сахалинска - Сидоренко Ф.И., Долинского района Гаврилюком Н.Н.., Углегорского района - Осиповым Л.М. незамедлительно рассмотреть вопросы создания на базе закрываемых шахт "Южно-Сахалинская", "Долинская", "Углегорская" и "Ударновская" новых угледобывающих предприятий, формирования и финансирования конкретных программ переобучения шахтеров и создания новых рабочих мест в горняцких поселках, другие вопросы социального плана, вытекающие в связи с принятым решением о закрытии указанных шахт.
Внести также в двухмесячный срок в администрацию области предложения, проработанные с администрациями других городов и районов, по решению социальных вопросов, касающихся работников бюджетной и других сфер ликвидируемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности шахтерских поселков.
9.Вице-губернатору Логинову В.К., управлению топлива, энергетики и недропользования администрации области, финансовому управлению администрации области, руководителям территориальных федеральных органов исполнительной власти, финансируемых из федерального бюджета, администрациям городов и районов до 1 мая т.г. проработать вопросы и установить лимиты потребления энергоресурсов соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями для приведения этих лимитов в соответствие с платежеспособностью потребителей.
10.Первому вице-губернатору Малахову И.П., вице-губернатору Скляренко М.В., управлению цен администрации области (Бойко Р.П.) рассмотреть в марте - апреле т.г. с участием заинтересованных сторон сложившийся порядок предоставления государственными контролирующими органами услуг хозяйствующим субъектам на платной основе и систему ценообразования на оказываемые услуги, выработать предложения по снижению стоимости услуг для сдерживания роста цен на продукцию (работы, услуги) предприятий и организаций.
11.В целях снижения цен на продукцию и услуги естественных монополий и повышения на этой основе конкурентоспособности выпускаемой в области продукции ОАО "Сахалинэнерго", Сахалинской железной дороге, финансовому управлению администрации области, мэрам городов и районов завершить в первом полугодии т.г. передачу в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда, объектов инженерной и социальной инфраструктуры.
12.Вице-губернатору Ягубову В.П., управлению сельского хозяйства и продовольствия и финансовому управлению администрации области, мэрам городов и районов для стабилизации производства сельскохозяйственной продукции и организованного проведения весенне-полевых и уборочных работ взять на особый контроль своевременное решение вопросов финансирования села в пределах бюджетных назначений и получение кредитных ресурсов из специального федерального фонда кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.
13.Первому вице-губернатору Малахову И.П., вице-губернатору Холодину А.А., департаменту строительства администрации области учесть в рамках разрабатываемого по договору с администрацией области институтом Урбанистики (Санкт-Петербург) проекта "Схема комплексного освоения и территориальной организации Сахалинской области в новых геополитических и экономических условиях" предложения администраций городов и районов по развитию производительных сил, эффективному использованию имеющихся природных ресурсов в целях сбалансированного социально - экономического развития территорий.
14.Вице-губернатору Холодину А.А., департаменту строительства администрации области, департаменту по освоению минерально - сырьевых ресурсов континентального шельфа подготовить во втором квартале т.г. для внесения в порядке законодательной инициативы на рассмотрение областной Думы проект Закона Сахалинской области "О приоритетном праве предприятий и организаций Сахалинской области на выполнение работ по обустройству нефтегазовых месторождений шельфа".
15.Обязать руководителей структурных подразделений администрации области и рекомендовать администрациям городов и районов, руководителям предприятий совместно с областным объединением профсоюзов и ассоциацией работодателей и предпринимателей на основе принципов социального партнерства и совершенствования трудовых отношений в соответствии с заключенным трехсторонним Соглашением предпринять дополнительные усилия по разработке и реализации мер помощи трудовым коллективам в развитии производства, укреплении финансово - экономического положения предприятий и организаций, предотвращении их банкротства и ликвидации.
16.Вице-губернаторам области, руководителям структурных подразделений администрации области, территориальных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, администрациям городов и районов:
- рассмотреть и принять необходимые меры по реализации критических замечаний и предложений, высказанных на расширенном заседании коллегии при губернаторе области в феврале т.г. О результатах их рассмотрения сообщить в месячный срок в контрольное управление администрации области;
- представить к 15 октября т.г. и 1 февраля 1999 года в контрольное управление администрации области информацию о ходе реализации критических замечаний и предложений и Плана мероприятий и действий. Комитету экономики обеспечить их обобщение и подготовку доклада губернатору области.
17.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора, председателя комитета экономики Малахова И.П.
Губернатор области
И.П.Фархутдинов