Сахалинская область
Решение от 19 сентября 2001 года № 104/10-01-2

Об исполнении бюджета муниципального образования "Город Южно-Сахалинск" за 1 полугодие 2001 года

Принято
Городским Собранием г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.)
19 сентября 2001 года
    Заслушав информацию начальника финансового управления администрации города Южно-Сахалинска Умновой Т.А. (прилагается), принять к сведению, что за 1 полугодие 2001 г. бюджет муниципального образования исполнен по доходам на 46% к годовым назначениям, что выше темпа роста поступлений соответствующего периода прошлого года на 4,5 пункта.
    В бюджет муниципального образования поступило 592541,0 тыс. руб., из них собственных доходов 492453,0 тыс. руб., субвенций из областного бюджета 100088,0 тыс. руб.
    Недовыполнение плана обусловлено, прежде всего, взятыми повышенными обязательствами. Вместе с тем, как в целом доходы, так и собственные доходы, исполнены за отчетный период выше аналогичного периода прошлого года соответственно на 110,0 и 61,0 млн. рублей.
    Снижение уровня обеспеченности бюджета города является следствием концентрации доли собранных на территории города доходов в федеральный и областной бюджеты, их роста как в абсолютной сумме, так и по удельному весу, доля же поступлений в местный бюджет снижается.
    А именно, если в 1 полугодии 2000 года поступило в федеральный бюджет - 900,3 млн. рублей или 53,2 процента от собранных на территории города налогов и сборов, в областной - 363,8 млн. рублей или 21,5 процентов, то в отчетном периоде текущего года зачислено в федеральный бюджет уже 1318,5 млн. рублей или 58,5 процентов от поступивших средств в бюджетную систему областного центра, в областной - 442,7 млн. рублей или 19,6 процентов. Доля же зачисления платежей в местный бюджет снизилась с 25,5 процентов в 1 полугодии 2000 года (431,8 млн. рублей) до 21,9% (492,5 млн. руб.) в 1 полугодии текущего года.
    В общей сумме поступлений в местный бюджет в первом полугодии текущего года наибольший удельный вес составили следующие налоги и сборы:
    - подоходный налог с физических лиц - 50 процентов;
    - налог на содержание жилфонда - 11 процентов;
    - налог на прибыль - 9,4 процента;
    - налог с продаж - 6,7 процента;
    - налог на имущество - 6,2 процента.
    По-прежнему одним из самых стабильных источников доходной части бюджета является подоходный налог с физических лиц. Его доля в общей сумме поступивших доходов возросла с 42 процентов в 1999 году до 50 процентов в первом полугодии текущего года, что выше поступлений аналогичного периода прошлого года на 12 пунктов или на 83,0 млн. рублей.
    Несмотря на отмену с 1 января 2001 года, налог на содержание жилфонда поступает в бюджет города по расчетам за 4 квартал 2000 года, что в сумме составляет 56,0 млн. рублей, а его удельный вес в общей сумме доходов составил 11 процентов.
    Налог с продаж зачислен в бюджет в сумме 33,1 млн. рублей и удельный вес его в общей сумме доходов составил 7 процентов, то есть он переместился с пятого места на четвертое. Однако, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень поступлений снизился на 3 пункта, что связано с переходом основного контингента налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход.
    В общей сумме поступлений в территориальный бюджет на территории областного центра основную долю составляют платежи по следующим отраслям экономики:
    - промышленность, - 47 процентов;
    в том числе топливная - 35,1 процента,
    - транспорт - 5,2 процента,
    - строительство - 4,6 процента,
    - связь - 4,3 процента,
    - торговля и общественное питание - 4,1 процента.
    Следует отметить, что в отчетном периоде текущего года рост поступлений платежей обеспечен за счет предприятий топливной промышленности на 20 пунктов, транспорта на 0,4 пункта. Однако, предприятия таких отраслей, как пищевая, из них рыбная, строительства, торговли и общественного питания допустили спад производства, в связи с чем снизились поступления налогов и сборов.
    В 1 полугодии текущего года в 1,1 раза возросло поступление собственных доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 1 полугодии 2001 года поступило 492,5 млн. рублей, в 1 полугодии 2000 г. - 431,8 млн. рублей). Поступления живыми деньгами составили в абсолютной сумме 373,6 млн. рублей или 75,9% от поступивших платежей, что на 12,6 млн. руб. больше 1 полугодия 2000 г. (361 млн. руб.).
    Из расчета на одного жителя (187 тыс. чел.) областного центра поступление собственных доходов в отчетном периоде возросло на 0,3 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 2,6 тыс. рублей. С учетом полученных субвенций доходы на одного жителя в 1 полугодии 2001 года составили 3,2 тыс. рублей, тогда как в 1 полугодии 2000 г. - 2,6 тыс. рублей.
    Несмотря на принимаемые администрацией города меры продолжает оставаться задолженность предприятий города по платежам, зачисляемым в бюджет муниципального образования.
    По состоянию на 01.07.2001 недоимка по налогам и сборам составила 123,5 млн. рублей или 25,1% от платежей, поступивших в местный бюджет, т.е. обеспечено снижение недоимки не только в абсолютной сумме на 18,7 млн. рублей, но и снижен удельный вес в общей сумме доходов на 7,8 пункта.
    Расходы бюджета произведены в пределах поступивших налоговых и неналоговых доходов и субвенций, полученных из областного бюджета.
    Недовыполнение плана по исполнению доходной части бюджета повлекло за собой исполнение его расходной части лишь на 83 процента от полугодовых назначений и на 50 процентов от годовых.
    При формировании бюджета города крайне низкая его обеспеченность в средствах предопределила направление основных расходов на социально - культурную сферу, поскольку именно здесь финансируются защищенные статьи бюджета. Данные расходы предусмотрены в объеме 37 процентов от потребности с учетом кредиторской задолженности, в то время как расходы на производственную сферу сформированы на 15 пунктов ниже, что составляет лишь 22 процента от потребности.
    В ходе исполнения расходной части бюджета приоритеты в финансировании также отданы социальной сфере, и их удельный вес составил 48 процентов в общей сумме расходов, расходы же на производственную сферу составили 42 процента.
    В расходах на социально - культурную сферу основная доля, а именно 52 процента приходится на образование, на здравоохранение - 31 процент, на социальную политику - 14 процентов, на культуру - 3 процента.
    Несмотря на невыполнение плана по доходам, крайне низкую обеспеченность бюджета на выплату заработной платы работникам социально - культурной сферы с перечислениями в фонды направлено 37 процентов, данные расходы составляют 49 процентов от поступивших в бюджет города доходов "живыми средствами", без учета денежных расчетов.
    Однако, наряду с вопросами выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, во избежание отключения жилого фонда от центральной системы теплоснабжения первоочередной задачей у администрации города являлось также и погашение задолженности перед ОАО "Сахалинэнерго" за потребленные теплоэнергоресурсы.
    Во исполнение постановления губернатора Сахалинской области "О совместных действиях администрации области, муниципальных образований и предприятий жилищно - коммунального хозяйства в социальной и экономической политике в жилищно - коммунальном хозяйстве области" необходимо было также принимать меры по погашению задолженности по заработной плате и работников жилищно - коммунальных предприятий. Наиболее остро данный вопрос встал перед администрацией города в марте текущего года, когда проводилась работа по устранению последствий стихии. В реализацию вышеназванного постановления губернатора на выплату заработной платы работникам муниципальных предприятий было направлено в первом полугодии 28,0 млн. рублей. С учетом всех вышеуказанных факторов впервые за последние три года по состоянию на 1 апреля 2001 года задержана выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. К сожалению, задолженность по заработной плате и отпускным продолжает иметь место до настоящего момента.
    Денежные расчеты произведены в 1 полугодии на сумму 119,0 млн. рублей и проводились они по жизненно необходимым позициям для города, это оплата за тепло и электроэнергию - 36 процентов, капитальный ремонт (в первую очередь учреждений социальной сферы) - 21 процент, капвложения - 13 процентов.
    В 1 полугодии бюджетные учреждения продолжали оказывать населению платные услуги, в результате за 1 полугодие при плане 11,8 млн. рублей поступило 12,5 млн. рублей, что составляет 106 процентов.
    Дополнительно к бюджетным средствам из фонда обязательного медицинского страхования получено 48,7 млн. рублей в текущем году за пролеченных больных 41,0 млн. рублей. Однако, несмотря на увеличение средств, поступающих от фонда в текущем году, данные поступления лишь на 32 процента (в прошлом году 46%) покрывают фактические расходы за пролеченного больного в стационарах, 68% ложатся бременем на бюджет.
    Значительная часть в расходах бюджета города приходится на финансирование жилищно - коммунального хозяйства.
    Удельный вес данных расходов в общем объеме расходов бюджета в 1 полугодии составил 41 процент. На эти цели направлено 287,0 млн. рублей, 50 процентов данных средств приходится на финансирование, осуществленное в счет расчетов с ОАО "Сахалинэнерго" по соглашению об устойчивом теплоэнергоснабжении города.
    По-прежнему наибольшая доля расходов на содержание жилищно - коммунального хозяйства приходится на жилищное хозяйство - 81 процент.
    Вызвано это, прежде всего отставанием доли населения в оплате жилищно - коммунальных услуг и увеличением стоимости теплоэнергии. И если устранение первого фактора зависит от администрации города, то второй и наиболее весомый находится вне ее компетенции, а ведь в стоимости содержания одного кв. м жилья услуги по теплоснабжению составляют в среднем 70%.
    Учитывая, что проблема реформирования жилищно - коммунального хозяйства в последние годы стала краеугольной в построении межбюджетных отношений, политика администрации города в отношении жилищно - коммунального хозяйства в 1 полугодии 2001 года направлена на максимальную реализацию мероприятий по его реформированию.
    Из-за крайне низкой обеспеченности бюджета в средствах на протяжении ряда лет продолжает расти кредиторская задолженность, уровень которой по состоянию на 15.07.2001 достиг 94% объема утвержденного по расходам бюджета.
    На покрытие кассовых разрывов в бюджете муниципального образования привлечено кредитов коммерческих банков в сумме 164,6 млн. рублей, из них 75,1 млн. рублей на оплату труда работников бюджетной сферы, 15,6 млн. рублей на оплату труда работников коммунальных предприятий, 65,9 млн. рублей на погашение задолженности по теплоэлектроэнергии, 8,0 млн. рублей на приобретение муниципальной собственности.
    В целом бюджет исполнен за полугодие с превышением расходов над доходами в сумме 107491,0 тыс. рублей, городское Собрание решило:
    1.Информацию начальника финансового управления администрации города Южно-Сахалинска Умновой Т.А. "Об исполнении бюджета муниципального образования "город Южно-Сахалинск" за 1 полугодие 2001 года" принять к сведению (прилагается).
    2.Администрации города Южно-Сахалинска (Сидоренко Ф.И.) - предоставлять на рассмотрение городского Собрания отчеты об исполнении бюджета муниципального образования "город Южно-Сахалинск" в соответствии с бюджетной классификацией и структурой.
    3.Постоянной комиссии по Регламенту, местному самоуправлению и депутатской этике (Драгунов В.Г.) внести изменения в ст. 38 "Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Южно-Сахалинск", утвержденного решением городского Собрания N 17/4-01-2 от 26.04.2001, в соответствии со ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и представить их на рассмотрение очередной сессии городского Собрания.
    4.Поручить комиссии городского Собрания по экономике и бюджету (Робей В.Г.) внести изменения в "Положение о резервном фонде", утвержденное постановлением мэра города Южно-Сахалинска N 982 от 07.06.2000.
    5.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя городского Собрания (Доронина А. А).
    Председатель
    городского Собрания
    г. Южно-Сахалинска
    А.А.Доронина