АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2012 г. N 1161
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА,
ЕЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(2011 - 2013 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА ОТ 22.10.2010 N 1980
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением городского Собрания от 08.12.2010 N 288/17вн-10-4 "О бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2011 год", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 10.06.2009 N 986 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1.Изложить муниципальную целевую программу "Информатизация администрации города Южно-Сахалинска, ее структурных подразделений и подведомственных учреждений (2011 - 2013 годы)", утвержденную постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 22.10.2010 N 1980, в следующей редакции (прилагается).
2.Опубликовать постановление администрации города в газете "Южно-Сахалинск сегодня" (без приложений), разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска (с приложениями).
3.Контроль исполнения постановления администрации города возложить на первого вице-мэра С.А.Надсадина.
Исполняющий обязанности
мэра г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 09.06.2012 N 1161
Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 22.10.2010 N 1980
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА,
ЕЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(2011 - 2013 ГОДЫ)"
Раздел I.Паспорт муниципальной целевой программы
Наименование
Краткое содержание |
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Информатизация
администрации города Южно-Сахалинска,
ее структурных подразделений и подведомственных
учреждений (2011 - 2013 годы)" |
Обоснование для
разработки программы |
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ
"Об информации, информатизации и защите
информации";
решение городского Собрания от 28.05.2008
N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития
городского округа "Город Южно-Сахалинск"
на период до 2020 года;
Концепция аппаратно-технического обеспечения
администрации города Южно-Сахалинска,
ее структурных подразделений и подведомственных
организаций, Концепция программного обеспечения
администрации города Южно-Сахалинска,
ее структурных подразделений и подведомственных
организаций, Концепция создания единой
мультисервисной телекоммуникационной сети
администрации города Южно-Сахалинска,
ее структурных подразделений и подведомственных
организаций |
Разработчик программы |
Управление информатизации и программного
обеспечения администрации города Южно-Сахалинска |
Исполнители программы |
Управление информатизации и программного
обеспечения администрации города Южно-Сахалинска,
Финансовое управление администрации города
Южно-Сахалинска, структурные подразделения
администрации города Южно-Сахалинска,
подведомственные учреждения и организации |
Цели и задачи программы |
- Повышение эффективности муниципального
управления за счет использования современных
информационно-телекоммуникационных технологий,
удовлетворение информационно-коммуникационных
потребностей структурных подразделений
администрации, создание единого
информационно-коммуникационного пространства
администрации города;
Для достижения вышеозначенной цели необходимо
выполнение следующих задач:
- создание ЕМТС, объединяющей структурные подразделения администрации города, а также
подведомственные учреждения и организации;
- создание и выбор типовых программно-аппаратных решений для обеспечения внедрения в каждом структурном подразделении администрации города
Южно-Сахалинска;
- автоматизация деятельности структурных
подразделений администрации города;
- создание единой муниципальной информационно-управленческой системы на основе
СЭД, БСС и внутреннего портала;
- обучение сотрудников;
- оцифровка архивных фондов.
- Реализация мероприятий концепции "Электронное правительство", в том числе переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде, создание условий для повышения их качества,
оперативности и доступности;
Для достижения вышеозначенной цели необходимо
выполнение следующих задач:
- обеспечение возможности обращения граждан в электронном виде в целях мониторинга ситуации
в городе;
- предоставление максимально точной и своевременной информации из информационных и управленческих систем в соответствии
с федеральными законами;
- предоставление муниципальных услуг в электронном виде |
Основные мероприятия
программы |
- создание единой телекоммуникационной
инфраструктуры администрации города, отвечающей
всем современным требованиям по безопасности
и скорости передачи данных;
- создание инфраструктуры хранения и обработки данных для обеспечения надежности и безопасности информационных систем структурных подразделений
администрации города Южно-Сахалинска;
- разработка требований к типовому аппаратно-техническому обеспечению для использования в структурных подразделениях
администрации города Южно-Сахалинска;
- реализация мероприятий Концепции аппаратно-технического обеспечения структурных подразделений администрации города, в том числе постепенный переход на использование технологии
"тонкий клиент" и IP-телефонии;
- создание и сопровождение комплексной платформы прикладного назначения, на основе которых можно будет быстро и эффективно решать такие задачи, как создание и ведение ведомственных баз данных
и реестров;
- использование и тиражирование стандартных решений, основанных на свободно распространяемом
и бесплатном программном обеспечении;
- анализ внутренних процессов документооборота для каждого структурного подразделения администрации города и поэтапное внедрение СЭД в структурных подразделениях администрации
города;
- автоматизация системы управления и мониторинга
бюджетного процесса;
- создание и развитие единой публичной системы мониторинга за передвижениями муниципального транспорта, особо опасных грузов, оперативных
служб городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- создание публичного адресного реестра муниципального образования "городской округ
"Город Южно-Сахалинск";
- создание публичной базы данных земельного кадастра: "Земельные участки городского округа
"Город Южно-Сахалинск";
- развитие внутреннего портала администрации города путем его интеграции с СЭД, БСС и, по возможности, с информационными системами
структурных подразделений администрации;
- обучение сотрудников управления информатизации;
- обучение специалистов структурных подразделений работе с программным обеспечением, использующимся
в администрации города Южно-Сахалинска;
- аппаратно-техническое оборудование, программное обеспечение и мероприятия по оцифровке
муниципальных архивных фондов;
- развитие официального сайта администрации города для организации на нем приема обращений граждан по различным аспектам ЖКХ (сообщения о несанкционированных свалках, о неудовлетворенности состоянием объектов
внешнего благоустройства города и прочих);
- разработка нормативно-правового документа о размещении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступных информационных
ресурсов администрации города;
- обеспечение структурных подразделений города возможностью самостоятельно публиковать в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" информацию о своей деятельности;
- автоматизация процесса публикации информации о деятельности предприятий и организаций в сфере
ЖКХ, планов их работ и отчетов о них
на официальном сайте администрации города;
- внедрение СЭД в информационные киоски для населения и предприятий городского округа
"Город Южно-Сахалинск";
- интеграция СЭД с официальным сайтом
администрации города;
- обеспечение возможности заявителям предоставлять документы в электронном виде для получения муниципальных услуг
на Портале муниципальных услуг;
- обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием портала муниципальных услуг (функций) мониторинг хода
предоставления услуги (исполнения функции);
- обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на портале муниципальных услуг (функций), если
это не запрещено федеральным законодательством;
- Работы по внедрению системы межведомственного
электронного взаимодействия, интеграции с
порталом государственных и муниципальных услуг,
включая требования по взаимодействию с населением
и организациями при помощи ЭЦП (смарт-карт) |
Сроки и этапы
реализации программы |
2011 - 2013 годы |
Источники и объемы
финансирования |
Главным распорядителем бюджетных средств является
администрация города Южно-Сахалинска.
Финансирование программы осуществляется
из средств бюджета городского округа "Город
Южно-Сахалинск". Общая сумма необходимых
финансовых средств на реализацию программы:
172415000 рублей, из них:
в 2011 г. - 30000000 рублей
в 2012 г. - 30000000 рублей
в 2013 г. - 112415000 рублей |
Управление программой
и контроль
за ее реализацией |
Управление информатизации и программного
обеспечения администрации города Южно-Сахалинска |
Индикаторы оценки
реализации программы |
Краткая характеристика промежуточных и конечных
индикаторов оценки реализации программы:
% структурных подразделений администрации города,
подключенных к ЕМТС, - 100%, из них:
в 2011 году - 87,5%;
в 2012 году - 90%;
в 2013 году - 100%;
% подведомственных учреждений и организаций
администрации города, подключенных к ЕМТС, - 5%,
из них:
в 2011 году - 2%;
в 2012 году - 3%;
в 2013 году - 5%;
% структурных подразделений, предоставивших все
свои ведомственные информационные ресурсы
в централизованное серверное хозяйство
администрации города, - 37,5%, из них:
в 2011 году - 12,5%;
в 2012 году - 25%;
в 2013 году - 37,5%;
% рабочих мест сотрудников структурных
подразделений администрации города,
использующих технологию "тонкий клиент", - 20%,
из них:
в 2011 году - 5%;
в 2012 году - 10%;
в 2013 году - 20%;
% рабочих мест сотрудников структурных
подразделений администрации города, обеспеченных
IP-телефонами, - 5%, из них:
в 2011 году - 0%;
в 2012 году - 0,5%;
в 2013 году - 5%;
% рабочих мест, использующих стандартные решения,
основанные на свободно распространяемом
и бесплатном программном обеспечении, принятом
к использованию в администрации города, - 50%,
из них:
в 2011 году - 10%;
в 2012 году - 20%;
в 2013 году - 50%;
% рабочих мест структурных подразделений
администрации города с внедренной системой
электронного документооборота (СЭД) - 100%,
из них:
в 2011 году - 12%;
в 2012 году - 50%;
в 2013 году - 100%;
% структурных подразделений, охваченных
комплексной платформой прикладного назначения
для ведения ведомственных реестров в электронном
виде, - 50%, из них:
в 2011 году - 25%;
в 2012 году - 37,5%;
в 2013 году - 50%;
% обеспеченных структурных подразделений
администрации города возможностью самостоятельно
публиковать в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" информацию о своей
деятельности - 100%, из них:
в 2011 году - 87,5%;
в 2012 году - 100%;
Количество интегрированных информационных
ресурсов и Реестров администрации города
в БСС - 10, из них:
в 2011 году - 3;
в 2012 году - 5;
в 2013 году - 10;
Доля обращений граждан в администрацию города
в электронном виде - 10%, из них:
в 2011 году - 4%;
в 2012 году - 6%;
в 2013 году - 10%;
Количество интегрированных в Портал
информационных ресурсов администрации города - 5,
из них:
в 2011 году - 1;
в 2012 году - 3;
в 2013 году - 5 |
Оценка
социально-экономической
эффективности программы |
Для оценки эффективности реализации программы
применяются целевые индикаторы. Оценка
эффективности реализации программы осуществляется
на основе применения системы критериев
в установленном порядке |
Раздел II.Основные термины и понятия
Администрация города - администрация города Южно-Сахалинска, ее структурные подразделения и подведомственные учреждения и организации.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы, реестры - отдельные данные и массивы данных в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Владелец информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Субъекты информационных процессов - органы местного самоуправления, физические и юридические лица, участвующие в информационных процессах в качестве собственников и владельцев информационных ресурсов, пользователей информации, участников инфраструктуры управления.
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационное пространство - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, муниципального образования.
Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
База данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях.
Геоинформационная система (далее - ГИС) - автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.
Муниципальная информационная система (далее - МИС) - единая многоцелевая интегрированная система, обеспечивающая сбор, обработку, накопление, хранение, обновление и предоставление пользователям и потребителям информации о муниципальных ресурсах.
Система электронного документооборота (далее - СЭД) - организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль над потоками документов в организации.
ЕМТС - единая мультисервисная телекоммуникационная сеть.
Базовая справочная система (далее - БСС) - единый центр хранения справочной информации, такой как реестр населения, реестр строений, кадастр инженерных сетей, регламентированный доступ к которому возможен для всех структурных подразделений администрации, позволяющий не дублировать эти сведения в каждом подразделении.
Раздел III.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальная целевая программа информатизации администрации города (2011 - 2013 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", решением городского Собрания от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года", а также Концепцией аппаратно-технического обеспечения администрации города, Концепцией программного обеспечения администрации города, Концепцией создания единой мультисервисной телекоммуникационной сети администрации города (далее - Концепции информатизации).
К 2010 году также был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий.
Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач, поставленной в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции .
Сегодня созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы администрации города на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. Сформирована современная базовая информационно-технологическая инфраструктура, удовлетворены потребности в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные локальные компьютерные сети. В 90% структурных подразделений созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). В ряде структурных подразделений, таких как: Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, отдел социальных выплат администрации города, Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа, Управление жилищной политики администрации города, успешно реализуются программы и проекты по созданию информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, населением и организациями. 21% структурных подразделений создали WEB-сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. Подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы предоставления доступа к информации о деятельности администрации города.
Тем не менее, сохраняются значительные различия между структурными подразделениями по использованию информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно ведомственный характер. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации.
К сожалению, основные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах муниципального управления находятся на начальной стадии развития. В структурных подразделениях используются информационные системы регистрации входящей и исходящей документации. В администрации города отсутствует комплексная система электронного документооборота. Отсутствуют информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности структурных подразделений администрации города. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности структурных подразделений администрации города, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации муниципальных целевых программ и проектов. Отсутствует информационная система контроля исполнения распорядительных документов администрации города, а также система учета внесения изменений в нормативно-правовые документы администрации города.
На созданных в сети Интернет сайтах структурных подразделений администрации города не содержатся необходимые сведения о порядке и условиях получения муниципальных услуг, что затрудняет взаимодействие граждан с администрацией города. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам структурных подразделений администрации города и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Получение населением и организациями муниципальных услуг, а также информации, связанной с деятельностью структурных подразделений администрации города, в большинстве случаев требует их личного обращения в администрацию города, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения, имеющего возможность пользоваться ресурсами сети Интернет и информационными киосками.
Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и административные регламенты предоставления структурными подразделениями администрации города услуг населению, организациям и другим органам государственной власти. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия структурных подразделений администрации города между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи.
Используемые муниципальные информационные системы формировались отдельными структурными подразделениями администрации города в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим структурным подразделениям для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению.
Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего развития муниципальных информационных систем и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу.
Отсутствие общей классификации применяемых в структурных подразделениях администрации города информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
Стратегия развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года определяет следующие задачи в области информатизации, а именно:
- Формирование информационного общества как качественно новой характеристики социальной организации жизни, функционирования власти и бизнеса;
- Внедрение системы мер по повышению доступности информационных технологий для жителей и организаций города, обучению населения пользованию ими, формированию соответствующей инфраструктуры;
- Обеспечение непосредственного участия граждан в самоуправлении, улучшение взаимодействия муниципальной власти и общества путем установления интерактивной связи между ними, проведения различного рода голосований, опросов, конкурсов, своевременного определения неудовлетворенных потребностей людей и нерешенных проблем, учета обращений граждан, жалоб, критических замечаний и предложений.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества муниципального управления и предоставления муниципальных услуг населению и организациям на основе информационных и телекоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие муниципальных информационных систем.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности структурных подразделений администрации города, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных структурных подразделений. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех структурных подразделений администрации города.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости муниципальных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию политики администрации города в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальном управлении.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность структурных подразделений администрации города.
Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
- риск отсутствия повышения качества муниципального управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в структурных подразделений администрации города и направленным на достижение целевых показателей их деятельности;
- риск пассивного сопротивления распространению и использованию структурными подразделениями администрации города результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных структурных подразделений, организаций и ведомств для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов;
- риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, а также усиления личной ответственности сотрудников структурных подразделений администрации города за достижение запланированных результатов;
- риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности структурных подразделений администрации города. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и телекоммуникационных технологий в структурных подразделений администрации города и контроля достижения запланированных результатов реализации Программы, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых работ основным потребностям структурных подразделений администрации города в области повышения эффективности и качества их деятельности;
- риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность структурных подразделений администрации города. В целях минимизации этого риска планируется реализация только мероприятий, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных структурных подразделений администрации города в информационных и телекоммуникационных технологиях, будут выполняться при реализации ведомственных и региональных программ внедрения таких технологий.
В случае, если годовой отчет об исполнении Программы не получит положительную оценку достигнутых социально-экономических результатов либо в течение отчетного периода будет выявлено нецелевое использование финансовых средств, мэром города может быть принято решение о досрочном прекращении реализации Программы.
Раздел IV.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основными целями Программы в 2011 - 2013 годах являются:
1.Повышение эффективности муниципального управления за счет использования современных информационно-телекоммуникационных технологий, удовлетворение информационно-коммуникационных потребностей структурных подразделений администрации, создание единого информационно-коммуникационного пространства администрации города.
Для достижения вышеозначенной цели необходимо выполнение следующих задач:
- создание ЕМТС, объединяющей структурные подразделения администрации города, подведомственные учреждения и организации;
- создание и выбор типовых программно-аппаратных решений для обеспечения внедрения в каждом структурном подразделении администрации города Южно-Сахалинска;
- автоматизация деятельности структурных подразделений администрации города;
- создание единой муниципальной информационно-управленческой системы на основе СЭД, БСС и внутреннего портала;
- обучение сотрудников;
- оцифровка архивных фондов.
2.Реализация мероприятий концепции "Электронное правительство", в том числе переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде, создание условий для повышения их качества, оперативности и доступности.
Для достижения вышеозначенной цели необходимо выполнение следующих задач:
- обеспечение возможности обращения граждан в электронном виде в целях мониторинга ситуации в городе;
- предоставление максимально точной и своевременной информации из информационных и управленческих систем в соответствии с федеральными законами;
- предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Цели Программы информатизации администрации города Южно-Сахалинска, ее структурных подразделений и подведомственных учреждений соответствуют целям реализации Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года в области информатизации, указанным в приложении 2 к Программе реализации основных направлений Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2008 - 2010 годов.
Сводные показатели результативности Программы приведены в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Раздел V.Система программных мероприятий
5.1.Создание ЕМТС, объединяющей структурные подразделения администрации города, подведомственные учреждения и организации
Решение данной задачи необходимо для формирования единой информационно-телекоммуникационной среды передачи разнородной информации между всеми задействованными в процессах муниципального управления ведомствами.
Для решения задачи требуется провести следующие мероприятия:
- создание единой телекоммуникационной инфраструктуры администрации города, отвечающей всем современным требованиям по безопасности и скорости передачи данных;
- создание инфраструктуры хранения и обработки данных для обеспечения надежности и безопасности информационных систем структурных подразделений администрации города.
Исполнители мероприятий:
- Управление информатизации и программного обеспечения:
- формулирует требования к аппаратно-техническому обеспечению;
- разрабатывает технические задания и документацию для проведения конкурсов на поставку и установку оборудования и программного обеспечения;
- принимает выполненные работы;
- Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа организует и проводит конкурсы на поставку и установку оборудования;
- Структурные подразделения администрации предоставляют доступ к своему оборудованию и помещениям для организации и подключения к ЕМТС;
- Подведомственные учреждения на взаимовыгодных условиях для всех заинтересованных сторон реализуют мероприятия по созданию ЕМТС.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.2.Создание и выбор типовых программно-аппаратных решений для обеспечения внедрения в каждом структурном подразделении администрации города Южно-Сахалинска
Решение этой задачи необходимо для формирования единых (централизованных) требований в области использования аппаратно-технических средств в структурных подразделениях администрации города, соблюдение адекватности их уровня развития решаемым задачам и современному уровню технологий, обеспечения их управляемости, сопрягаемости и предрасположенности к интеграции аппаратно-технических средств и сетей передачи информации, а также требований безопасности. Кроме того, данное мероприятие позволит снизить затраты на разработку и содержание существующих информационных систем и ускорить разработку новых.
Для решения задачи требуется провести следующие мероприятия:
- разработка требований к типовому аппаратно-техническому обеспечению для использования в структурных подразделениях администрации города Южно-Сахалинска;
- реализация мероприятий Концепции аппаратно-технического обеспечения структурных подразделений администрации города, в том числе постепенный переход на использование технологии "тонкий клиент" и IP-телефонии;
- создание и сопровождение комплексной платформы прикладного назначения, на основе которых можно будет быстро и эффективно решать такие задачи, как создание и ведение ведомственных баз данных и реестров;
- использование и тиражирование стандартных решений, основанных на свободно распространяемом и бесплатном программном обеспечении.
Исполнители мероприятий:
- Управление информатизации и программного обеспечения:
- формулирует требования к типовому аппаратно-техническому обеспечению;
- разрабатывает технические задания и документацию для проведения конкурсов на поставку и установку оборудования и программного обеспечения;
- осуществляет подбор типового программного обеспечения;
- обеспечивает создание и поддержку работы платформы быстрой разработки реестровых систем;
- участвует в создании баз данных и информационных реестров на основе типовой платформы;
- структурные подразделения администрации участвуют во внедрении типовых аппаратно-технических и программных решений, а также в процессах ведения ведомственных реестров.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.3.Автоматизация деятельности структурных подразделений администрации города
Информационное обеспечение деятельности администрации города, включая регулирование застройки, управление муниципальным имуществом, мониторинг инженерных сетей и коммуникаций, учет и распределение земельных участков, повышение эффективности функционирования городских структур в целом, за счет внедрения современных информационных технологий, а также решение задач создания единой муниципальной информационно-управленческой системы, организации межведомственного взаимодействия, создания "Электронного правительства", требуют проведения следующего перечня мероприятий:
- анализ внутренних процессов документооборота для каждого структурного подразделения администрации города и поэтапное внедрение СЭД в структурных подразделениях администрации города;
- автоматизация системы управления и мониторинга бюджетного процесса;
- создание и развитие единой публичной системы мониторинга за передвижениями муниципального транспорта, особо опасных грузов, оперативных служб городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Исполнители:
- Управление информатизации и программного обеспечения:
- формулирует требования к аппаратно-техническому обеспечению;
- разрабатывает технические задания и документацию для проведения конкурсов на поставку и установку оборудования и программного обеспечения;
- осуществляет подбор программного обеспечения;
- участвует в разработке и внедрении специализированного и типового программного обеспечения;
- координирует работы по созданию, развитию и внедрению всех указанных выше информационных систем;
- участвует в анализе внутренних процессов документооборота структурных подразделений администрации;
- принимает выполненные работы;
- Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа организует и проводит конкурсы на поставку и установку оборудования;
- Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и Департамент городского хозяйства участвуют в развитии имеющихся у них информационных систем с целью создания БСС, системы учета жилого фонда;
- Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска участвует в:
- автоматизации процессов строительного и проектно-архитектурного комплекса;
- развитии информационной системы учета и контроля использования муниципального имущества;
- Финансовое управление участвует во внедрении информационной системы автоматизации бюджетного процесса;
- Управление делами администрации города участвует в анализе процессов документооборота и внедрении СЭД в структурных подразделениях администрации города;
- структурные подразделения администрации участвуют во внедрении разрабатываемого для их нужд или на основе имеющихся у них информационных систем и ресурсов программного обеспечения, а также во внедрении СЭД;
- структурные подразделения администрации участвуют в приеме выполненных работ по внедрению в них специализированного программного обеспечения.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.4.Создание единой муниципальной информационно-управленческой системы на основе СЭД, БСС и внутреннего портала
Создание единой муниципальной информационно-управленческой системы позволит:
- вывести информационное обеспечение процессов управления в администрации города на новый качественный уровень, за счет автоматизации всех процессов согласования в администрации города Южно-Сахалинска, полностью безбумажного документооборота во всех структурных подразделениях администрации, эффективного контроля исполнения приказов, распоряжений, поручений руководства в администрации города Южно-Сахалинска, интеграции всех информационных систем;
- предоставлять населению и предприятиям города точную, своевременную и необходимую информацию по любым справочным данным и документам;
- обеспечить постоянный доступ сотрудников администрации города к информации, информационным системам и СЭД для оперативного взаимодействия и решения текущих задач.
Решение этой задачи состоит в проведении следующих мероприятий:
- создание публичного адресного реестра муниципального образования "городской округ "Город Южно-Сахалинск";
- создание публичной базы данных земельного кадастра: "Земельные участки городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- развитие внутреннего портала администрации города путем его интеграции с СЭД, БСС и, по возможности, с информационными системами структурных подразделений администрации.
Исполнители:
- Управление информатизации и программного обеспечения:
- совместно с соответствующими структурами разрабатывает регламенты информационного взаимодействия;
- разрабатывает технические задания на проводимые работы по созданию и интеграции программного обеспечения;
- координирует работы по созданию, развитию, внедрению БСС и интеграции ее с информационными системами структурных подразделений администрации;
- развивает внутренний портал администрации города;
- структурные подразделения администрации города участвуют в развитии имеющихся у них информационных систем с целью создания БСС;
- структурные подразделения администрации города участвуют в мероприятиях по внедрению БСС и интеграции БСС и внутреннего портала администрации с используемыми в них информационными системами.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.5.Обучение сотрудников
Решение данной задачи необходимо для создания условий непрерывного развития аппаратно-программного комплекса, призванного решать задачи поддержки процессов муниципального управления в структурных подразделениях администрации города.
В рамках этой задачи планируется проведение следующих мероприятий:
- обучение сотрудников Управления информатизации;
- обучение специалистов структурных подразделений работе с программным обеспечением, использующимся в администрации города Южно-Сахалинска.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.6.Оцифровка архивных фондов
Решение этой задачи необходимо для реализации требований федерального законодательства о переводе муниципальных услуг в электронный вид, а также внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу по переходу к работе органов власти с электронными документами.
В рамках этой задачи планируется проведение мероприятий в области приобретения необходимого аппаратно-технического оборудования и программного обеспечения, а также мероприятий по оцифровке муниципальных архивных фондов.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.7.Обеспечение возможности обращения граждан в электронном виде в целях мониторинга ситуации в городе
Решение данной задачи необходимо для:
- повышения открытости информации о деятельности администрации;
- формирования позитивного отношения жителей города к реформе ЖКХ на основании упрощения взаимодействия жителей с его субъектами;
- вовлечения населения в процесс мониторинга ситуации в городе.
Решение данной задачи состоит в развитии официального сайта администрации города для организации на нем приема обращений граждан по различным аспектам ЖКХ (сообщения о несанкционированных свалках, о неудовлетворенности состоянием объектов внешнего благоустройства города и прочих).
Исполнители:
- Редакционная коллегия официального сайта администрации города согласовывает изменения в структуре официального сайта администрации;
- Управление информатизации и программного обеспечения предлагает Редакционной коллегии официального сайта администрации города варианты организации приема обращений и вносит соответствующие изменения в структуру сайта;
- Структурные подразделения администрации города ведут разъяснительную работу по обращениям с официального сайта и оперативно реагируют на них.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.8.Предоставление максимально точной и своевременной информации из информационных и управленческих систем в соответствии с федеральными законами
Решение этой задачи тесно связано с предыдущей, поскольку позволит повысить открытость деятельности администрации города, информировать жителей о развитии инженерных и коммуникационных сетей города, осуществлять общественный контроль за расходованием средств бюджета на нужды ЖКХ, формировать позитивное отношения жителей города к действиям администрации города. В рамках этой задачи планируется проведение следующих мероприятий:
- разработка нормативно-правового документа о размещении в сети Интернет общедоступных информационных ресурсов администрации города;
- обеспечение структурных подразделений города возможностью самостоятельно публиковать в сети Интернет информацию о своей деятельности;
- автоматизация процесса публикации информации о деятельности предприятий и организаций в сфере ЖКХ, планов их работ и отчетов о них на официальном сайте администрации города;
- внедрение СЭД в информационные киоски для населения и предприятий городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- интеграция СЭД с официальным сайтом администрации города.
Исполнители:
- Редакционная коллегия официального сайта администрации города согласовывает изменения в структуре официального сайта администрации города;
- Управление информатизации и программного обеспечения:
- разрабатывает технические задания и документацию для проведения конкурсов на поставку и установку необходимого программного обеспечения;
- координирует работы по внедрению СЭД в информационные киоски и ее интеграции с официальным сайтом администрации города;
- обеспечивает бесперебойный доступ структурным подразделениям администрации города к средствам публикации информации на официальном сайте администрации города;
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.9.Предоставление муниципальных услуг в электронном виде
Реализация концепции "Электронное правительство" является одной из основных целей всех мероприятий по информатизации администрации города, а также повышения качества жизни населения. Для решения этой задачи необходимо реализовать следующие мероприятия:
- обеспечение возможности заявителям предоставлять документы в электронном виде для получения муниципальных услуг на Портале муниципальных услуг;
- обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием портала муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции);
- обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на портале муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законодательством;
- работы по внедрению системы межведомственного электронного взаимодействия, интеграции с порталом государственных и муниципальных услуг, включая требования по взаимодействию с населением и организациями при помощи ЭЦП (смарт-карт).
Исполнители:
- Управление информатизации и программного обеспечения:
- разрабатывает технические задания и документацию для проведения конкурсов и аукционов на проведение необходимых работ;
- координирует работы по интеграции ведомственных информационных систем с Порталом государственных и муниципальных услуг;
- Структурные подразделения администрации города участвуют в работах по интеграции своих информационных систем с Порталом государственных и муниципальных услуг.
Сроки реализации мероприятий и требуемые финансовые ресурсы отражены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
Раздел VI.Ресурсное обеспечение программы
Потребности в финансовом обеспечении Программы описаны в Приложении N 1 , а сводные показатели результативности целевой Программы в Приложении N 2.
Организационное обеспечение выполнения Программы возлагается на управление информатизации и программного обеспечения администрации города Южно-Сахалинска.
Реализация Программы предполагается на основе использования бюджетного финансирования в объеме, указанном в приложении N 1 к Программе.
В реализации Программы принимают участие все структурные подразделения администрации города, осуществляющие мероприятия по развитию ведомственных информационных систем и информатизации подведомственных учреждений.
Раздел VII.Механизм реализации программы
Источником финансирования Программы является бюджет городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Реализация мероприятий Программы осуществляется:
1.Управлением информатизации и программного обеспечения, которое:
- осуществляет подготовку документации для организации и проведения конкурсов на поставку, монтаж и наладку оборудования и заключения договоров с организациями-исполнителями;
- направляет бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на очередной финансовый год;
- с учетом финансовых средств, выделяемых на очередной финансовый год из всех источников финансирования на реализацию Программы, уточняет объемы финансирования Программы.
2.Организациями-исполнителями, определяемыми на конкурсной основе, которые заключают муниципальные контракты на выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому за счет средств, выделенных на реализацию Программы.
3.Структурными подразделениями администрации города, которые:
- разрабатывают необходимые нормативно-правовые документы по реализации отдельных направлений Программы;
- участвуют в исполнении мероприятий Программы.
Программа реализуется в соответствии с постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 10.06.2009 N 986 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении".
Система управления реализацией Программы предназначена для достижения поставленных целей в установленные сроки в рамках выделяемых ресурсов. В целях обеспечения эффективной реализации Программы управление выполнением ее мероприятий осуществляется в соответствии с проектным подходом, который предполагает реализацию мероприятий в соответствии с планом, определяющим цели, задачи, индикаторы и этапы его выполнения, требования к составу работ и ожидаемым результатам этих работ на каждом этапе, а также объем необходимого ресурсного обеспечения.
Управление информатизации и программного обеспечения - координатор Программы осуществляет:
- планирование реализации Программы, обеспечение согласованной последовательности и приоритетов их выполнения, анализ и согласование технико-экономических обоснований, составление и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансовое обеспечение мероприятий Программы за счет средств местного бюджета на очередной финансовый год;
- мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и расходования выделяемых бюджетных средств, анализ и обобщение результатов выполнения мероприятий Программы, подготовку докладов о ходе реализации Программы и представление их в установленном порядке заинтересованным органам государственной власти, государственным органам власти субъекта РФ, а также структурным подразделениям администрации города, в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами;
- предоставление в установленные сроки отчетов о ходе реализации Программы в уполномоченный орган в соответствии с требованиями постановления мэра от 10.06.2009 N 986.
Для осуществления эффективного управления реализацией Программы и контроля за ее выполнением руководители структурных подразделений администрации, ответственные за исполнение мероприятий Программы:
- назначают лицо, ответственное за реализацию Программы, как правило, на уровне заместителя руководителя подразделения;
- реализуют конкретные мероприятия Программы по закрепленным за структурными подразделениями администрации города направлениям.
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации на основании решения мэра города Южно-Сахалинска, принимаемого в установленном порядке.
Раздел VIII.Оценка социальной, экономической эффективности от реализации программы
Программа носит комплексный характер, направленный на повышение эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности администрации города и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новое качество муниципального управления является важным фактором социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" и повышения качества жизни населения.
С учетом заявленных целей Программы и основных ее направлений представляется возможным оценить эффект от реализации мероприятий Программы в 2011 - 2013 годах по следующим основным направлениям:
- создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам администрации города власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый муниципальный контроль результативности деятельности администрации города, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан;
- сокращение времени работы специалистов на общесистемное администрирование программного обеспечения на 50%;
- снижение затрат на организацию рабочего места сотрудника на 50% за 3 года, а также дальнейшая экономия до 80% за время жизненного цикла аппаратно-технического оборудования и программного обеспечения;
- организация обмена информацией на межведомственном уровне в режиме реального времени;
- уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в администрацию города необходимой информации, снижение количества обращений от одного заявителя в администрацию города для получения муниципальных услуг до одного - двух по одной услуге и сокращение времени приема и обработки заявлений на 90% за счет их подачи в электронном виде;
- обеспечение максимального уровня информационной открытости администрации города, повышение уровня доверия и взаимодействия с гражданами и организациями города, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей;
- повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в администрации города;
- повышение качества жизни населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" за счет более широкого внедрения информационных технологий в повседневную жизнедеятельность. (Это понятие охватывает: характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия);
- повышение объема, скорости использования а также актуальности и достоверности информации, используемой в процессах управления и жизнеобеспечения города.
В результате выполнения Программы информационное обеспечение муниципального управления выйдет на новый качественный уровень, увеличится вклад информатизации в повышение качества жизни населения. Повысится эффективность деятельности администрации города на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, доступа к необходимым информационным ресурсам и совершенствования системы информационного взаимодействия населения и администрации города. В социальной сфере предоставление широкого спектра информационных, компьютерных и коммуникационных услуг и развитие массовой домашней компьютеризации облегчит и расширит доступ граждан и организаций к информационным ресурсам, повысит эффективность системы муниципального управления и жизнеобеспечения города Южно-Сахалинска.
Таким образом, выполнение настоящей Программы будет означать конкретный вклад информатизации администрации города в проводимые государством экономические и административные реформы и модернизацию системы государственного и муниципального управления.
Начальник управления
информатизации
и программного обеспечения
Л.В.Жураковский