Ростовская область
Областной закон от 22 октября 2004 года № 174-ЗС

Об адресной социальной помощи в Ростовской области

Принят
Законодательным Собранием Ростовской обл.
01 января 2005 года
    В редакциях
  • от 06.06.2005 № 327-ЗС,
  • от 22.10.2005 № 376-ЗС,
  • от 03.10.2007 № 780-ЗС,
  • от 16.04.2010 № 390-ЗС,
  • от 26.05.2010 № 413-ЗС,
  • от 10.06.2010 № 422-ЗС,
  • от 14.09.2010 № 464-ЗС,
  • от 10.05.2012 № 847-ЗС.
    Настоящий Областной закон устанавливает условия и порядок предоставления государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета.
    Для целей настоящего Областного закона используются следующие основные понятия:
    адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, отдельным категориям малоимущих семей, а также иным категориям граждан социальных пособий, адресных пособий для социальной адаптации, натуральной помощи, адресных социальных выплат;
    малоимущие - семьи или одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;
    социальное пособие - денежная сумма, безвозмездно предоставляемая гражданам за счет бюджетных средств;
    среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи;
    адресная социальная выплата - денежная сумма, выплачиваемая отдельным категориям граждан в связи с ростом тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение;
    критерии доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение - предельный уровень тарифов для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению;
    социальные нормы потребления холодного водоснабжения и водоотведения - нормы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, отражающие минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением;
    адресное пособие для социальной адаптации - денежная сумма, безвозмездно предоставляемая каждому члену малоимущей семьи на условиях, предусмотренных социальным контрактом, в рамках эксперимента по стимулированию активности граждан по выходу из трудного материального положения;
    социальный контракт - договор о социальной адаптации гражданина, предусматривающий взаимные обязательства его сторон по реализации индивидуальной программы социальной адаптации гражданина;
    экстремальная ситуация - крайняя, необычная по трудности ситуация, в которой оказалась малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от нее (него) обстоятельствам: стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение), пожар, обвал или разрушение жилища, аварии, утрата жизненно необходимого имущества, необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций, отсутствие топлива.
    Законодательство Ростовской области об адресной социальной помощи основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Областного закона "О прожиточном минимуме в Ростовской области", настоящего Областного закона и иных нормативных правовых актов Ростовской области.
    Адресная социальная помощь оказывается в целях:
    1) поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;
    2) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
    3) снижения уровня социального неравенства;
    4) повышения доходов населения;
    5) адресного использования бюджетных средств.
    Оказание адресной социальной помощи строится на следующих основных принципах:
    1) заявительного характера о нуждаемости в ней граждан;
    2) дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств.
    Адресная социальная помощь в Ростовской области оказывается в следующих видах:
    1) социальное пособие;
    2) натуральная помощь;
    3) адресная социальная выплата;
    4) адресное пособие для социальной адаптации.
    1.Финансовое обеспечение расходов на предоставление адресной социальной помощи, в том числе расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате социального пособия, адресного пособия для социальной адаптации и адресной социальной выплаты, осуществляется за счет средств областного бюджета.
    Объем финансовых средств на оказание адресной социальной помощи устанавливается ежегодно областным законом об областном бюджете.
    Финансирование расходов на оплату услуг по доставке адресной социальной помощи через кредитные организации, почтовые отделения и доставочные предприятия производится из расчета до 1,5 процента от общей суммы адресной социальной помощи
    2.Органы местного самоуправления вправе предусматривать в местных бюджетах дополнительные средства для оказания адресной социальной помощи.
    Государственные полномочия Ростовской области по организации работы по оформлению и назначению адресной социальной помощи (далее - государственные полномочия) передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления).
    1.При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления вправе:
    1) получать в органах государственной власти Ростовской области консультативную и методическую помощь;
    2) распоряжаться финансовыми средствами и использовать материальные ресурсы, предоставленные в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий;
    3) направлять в органы государственной власти Ростовской области предложения по вопросам осуществления государственных полномочий;
    4) обжаловать в судебном порядке письменные предписания органа государственной власти Ростовской области, уполномоченного в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
    2.При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны:
    1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Ростовской области, областные законы и нормативные правовые акты Правительства Ростовской области по вопросам осуществления государственных полномочий;
    2) определять должностных лиц, ответственных за организацию осуществления и за осуществление государственных полномочий;
    3) обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий;
    4) предоставлять органу государственной власти Ростовской области, уполномоченному в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, а также направлять копии муниципальных правовых актов, принятых по вопросам организации осуществления государственных полномочий;
    5) исполнять письменные предписания органа государственной власти Ростовской области, уполномоченного в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий;
    6) представлять в орган государственной власти Ростовской области, уполномоченный в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, сведения об уровне профессионализма (образовании, стаже (опыте) службы (работы), профессиональных знаниях и навыках) кандидатов для назначения на должности, определенные в соответствии с пунктом 2 настоящей части, а также по его запросу в соответствии с федеральным законом - персональные данные лиц, назначенных на соответствующие должности.
    1.Органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
    1) давать в порядке, установленном статьей 6.5 настоящего Областного закона, письменные предписания по устранению нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий;
    2) запрашивать информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
    3) оказывать консультативную и методическую помощь.
    2.Органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны:
    1) контролировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;
    2) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
    3) обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами;
    4) рассматривать предложения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
    5) предоставлять органам местного самоуправления по их запросам информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
    1.Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
    2.Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления.
    3.Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
    4.В случае необходимости использования при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий материальных средств, находящихся в государственной собственности Ростовской области, перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для материально-технического обеспечения государственных полномочий, определяется Правительством Ростовской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
    5.Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
    1.Органы местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий обязаны предоставлять в орган государственной власти Ростовской области, уполномоченный в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты в сроки и по форме, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.
    2.Контроль за исполнением государственных полномочий осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области.
    3.Орган государственной власти Ростовской области, уполномоченный в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, вправе:
    1) запрашивать у органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
    2) получать устную или письменную информацию от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий;
    3) рассматривать в порядке, установленном Правительством Ростовской области, сведения и материалы, предусмотренные пунктом 6 части 2 статьи 6.2 настоящего Областного закона, и при необходимости давать по ним заключения;
    4) заслушивать отчеты о ходе осуществления государственных полномочий;
    5) назначать уполномоченных должностных лиц для наблюдения за осуществлением государственных полномочий;
    6) проводить правовую экспертизу муниципальных правовых актов, принятых по вопросам организации осуществления государственных полномочий;
    7) проводить плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления по исполнению государственных полномочий;
    8) давать письменные предписания по устранению нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
    4.При обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами, определенными в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6.2 настоящего Областного закона, возложенных на них обязанностей руководитель органа государственной власти Ростовской области, уполномоченного в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, вправе обратиться к главе местной администрации с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц.
    5.Контроль за использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на цели осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, осуществляется в формах и порядке, установленных федеральным и областным законодательством для финансового контроля и контроля за использованием государственного имущества Ростовской области.
    Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий может быть прекращено:
    1) путем принятия областного закона с одновременным изъятием предоставленных субвенций и материальных ресурсов в случаях:
    а) существенного изменения условий, влияющих на осуществление государственных полномочий;
    б) нецелевого использования органами местного самоуправления бюджетных средств;
    в) нарушения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий, установленного судом;
    г) выявления фактов ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;
    2) по решению представительного органа муниципального образования в случае признания в судебном порядке несоответствия настоящего Областного закона требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    1.Право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
    Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    2.При предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения на момент подачи заявления гражданином.
    3.Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, определяется как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10 процентов базовой суммы, установленной федеральным законом для определения размера социальных выплат.
    4.Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.
    5.Адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.
    1.Адресная социальная помощь в виде социального пособия и натуральной помощи предоставляется областным органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
    Организационную работу по оформлению и назначению адресной социальной помощи осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения), по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, организационную работу по оформлению адресной социальной помощи - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (далее - МФЦ).
    2.Гражданин, претендующий на получение адресной социальной помощи, обращается с письменным заявлением от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в орган социальной защиты населения или в МФЦ, в котором указываются сведения о составе семьи, о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, о доходах, которые учитываются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
    Граждане, не имеющие возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной деятельности, должны самостоятельно декларировать их в заявлении.
    В случае если гражданин претендует на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия в размере, указанном в части 4 статьи 7 настоящего Областного закона, он указывает на наличие обстоятельств, указанных в абзаце одиннадцатом статьи 1 настоящего Областного закона.
    Формы заявлений определяются Правительством Ростовской области.
    3.Заявление, указанное в части 2 настоящей статьи, может быть направлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" через портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области.
    При поступлении заявления в форме электронного документа гражданину направляется уведомление в электронном виде о поступлении заявления, дате и времени представления документов, указанных в части 4 настоящей статьи.
    4.Для назначения адресной социальной помощи граждане представляют следующие документы:
    1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
    2) справку о составе семьи по месту регистрации гражданина, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
    3) документы о заработке гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления об оказании адресной социальной помощи;
    4) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Областного закона, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
    5.Для получения адресной социальной помощи в виде социального пособия в размере, указанном в части 4 статьи 7 настоящего Областного закона, граждане также представляют документы, подтверждающие наличие экстремальной ситуации, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
    6.С представленных документов при необходимости изготавливаются копии. Гражданин, претендующий на получение адресной социальной помощи, вправе представить копии необходимых документов, заверенные в установленном порядке.
    7.Для назначения адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи лицам, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Областного закона, органом социальной защиты населения или МФЦ на основании заключенных соглашений о межведомственном информационном взаимодействии запрашиваются на бумажном носителе или в электронном виде следующие документы и сведения, если они находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг:
    1) о составе семьи по месту регистрации лица;
    2) о доходах, помимо заработка, лица и членов его семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании адресной социальной помощи, о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством;
    3) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Областного закона;
    4) документы, подтверждающие наличие экстремальной ситуации, указанной в части 4 статьи 7 настоящего Областного закона.
    8.Гражданин, претендующий на получение адресной социальной помощи, вправе представить сведения и документы, указанные в части 7 настоящей статьи, по собственной инициативе.
    9.Орган социальной защиты населения после проверки представленных документов не позднее 15 дней со дня подачи заявления направляет лицу, претендующему на получение адресной социальной помощи, уведомление о ее назначении или мотивированный отказ в ее назначении. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных документов, в том числе и тех обстоятельств, что лицо, претендующее на получение адресной социальной помощи, имеет по не зависящим от него причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, орган социальной защиты населения в указанный срок направляет лицу, претендующему на получение адресной социальной помощи, уведомление о проведении такой проверки. В таком случае уведомление о назначении адресной социальной помощи или мотивированный отказ в назначении адресной социальной помощи направляются лицу, претендующему на получение адресной социальной помощи, не позднее чем через 30 дней со дня подачи заявления.
    10.Гражданин, получающий адресную социальную помощь, обязан известить орган социальной защиты населения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) адресной социальной помощи, в течение 14 дней со дня наступления указанных изменений.
    11.При установлении органом социальной защиты населения факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения адресной социальной помощи, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) адресной социальной помощи, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение адресной социальной помощи на период, в течение которого указанная помощь оказывалась гражданину незаконно.
    12.Порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется Правительством Ростовской области.
    13.Порядок назначения адресной социальной помощи в натуральном виде определяется Правительством Ростовской области.
    1.Адресная социальная выплата предоставляется отдельным категориям граждан, проживающим в муниципальных образованиях в Ростовской области, в которых тарифы для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению установлены выше критериев доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение.
    2.Размер адресной социальной выплаты определяется как сумма произведений разницы между тарифами за услуги по холодному водоснабжению и тарифами за услуги по водоотведению, установленными в муниципальных образованиях для населения, и критериями доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение, на фактическое потребление данных коммунальных услуг, но не более социальных норм потребления холодного водоснабжения и водоотведения, умноженных на количество их потребителей, проживающих в жилом помещении.
    3.Адресная социальная выплата предоставляется гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.
    4.Критерии доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение, социальные нормы потребления холодного водоснабжения и водоотведения, а также порядок оформления, назначения и предоставления адресной социальной выплаты устанавливаются Правительством Ростовской области.
    1.Эксперимент по стимулированию активности граждан по выходу из трудного материального положения путем заключения социальных контрактов и предоставления адресных пособий для социальной адаптации проводится в течение 2010 и 2011 годов.
    Правительство Ростовской области поэтапно определяет муниципальные районы и городские округа в Ростовской области, на территории которых проводится эксперимент.
    2.Социальный контракт заключается между гражданином, принявшим на себя обязательства по реализации индивидуальной программы социальной адаптации, и органом социальной защиты населения.
    3.Адресное пособие для социальной адаптации предоставляется гражданам при условии выполнения ими обязательств по социальному контракту.
    Порядок оформления и назначения, размер и порядок выплаты адресного пособия для социальной адаптации определяются Правительством Ростовской области.
    1.Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
    2.Со дня вступления в силу настоящего Областного закона признаются утратившими силу:
    1) Областной закон от 26 февраля 1999 года N 23-ЗС "Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области";
    2) Областной закон от 14 августа 2000 года N 93-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области";
    3) Областной закон от 16 июля 2001 года N 162-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области".
    Глава Администрации
    (Губернатор) Ростовской области
    В.ЧУБ
    г. Ростов-на-Дону
    22 октября 2004 года
    N 174-ЗС