Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР | Ведомственные строительные нормы Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог | ВСН 29-76 Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР |
Внесены Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии) | Утверждены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 28 октября 1976 г. | Срок введения 1 января 1978 г. |
Типы покрытий | Интенсивность движения, авт./сут | ||||||
До 500 | 500-1000 | 1000-2000 | 2000-3000 | 3000-4000 | 4000-5000 | 5000-7000 | |
Допускаемые значения ровности покрытия, см/км | |||||||
Усовершенствованные капитальные | - | > 240 > 1100 | 240-175 1100-880 | 175-150 880-780 | 150-140 780-735 | 140-130 735-690 | < 130 < 690 |
Усовершенствованные облегченные | - | > 300 | 300-220 | 220-200 | - | - | - |
Переходные | > 400 | - | - | - | - | - | - |
Примечания.
1. Допускаемые значения ровности выражены показателем толчкомера ТХК-2, установленного на автомобиле УАЗ-452, а в знаменателе первой строки - по прибору ПКРС-2.
2. Для дорог I категории допускаемые значения ровности покрытий при оценке с помощью прибора ПКРС-2 следует принимать не более 650 см/км, а при оценке с помощью толчкомера ТХК-2 не более 120 см/км.
Типы покрытий | Интенсивность движения, авт./сут | |||||
До 500 | 500-1000 | 1000-2000 | 2000-3000 | 3000-5000 | 5000-7000 | |
Количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП III-Д.5-73, % | ||||||
Усовершенствованные капитальные | - | 12 | 12-9 | 9-7 | 7-6 | 6 |
Усовершенствованные облегченные | - | 10 | 10-7 | 7-6 | - | - |
Переходные | 5 | - | - | - | - - | - |
Примечание. Максимальный просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать для усовершенствованных капитальных покрытий 10 мм, для облегченных - 14, для переходных - 30 мм.
Условия движения* | Значения коэффициента продольного сцепления на мокром покрытии при скорости 60 км/ч** |
Легкие | 0,35 |
Затрудненные | 0,40 |
Опасные | 0,50 |
* В соответствии со СНиП II-Д.5-72.
** Величины коэффициентов сцепления установлены применительно к динамометрическому прибору ПКРС-2. При использовании для определения коэффициента сцепления других приборов, в частности портативных, их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2. Покрытия автомобильных дорог I категории должны иметь шероховатую поверхность, обеспечивающую на всем протяжении значения коэффициентов сцепления, соответствующие опасным участкам дорог.
Величины коэффициентов сцепления извлечены из «Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ВСН 93-73. М., «Транспорт», 1973.
Вид деформации | Вид устойчивости | Метод расчета, по которому принят коэффициент запаса | Минимальное значение коэффициента запаса Kзап |
Оползание поверхностного слоя откосов и сплывы | ЦНИИС Минтрансстрой СССР | 1,50 | |
Размыв откосов | Местная устойчивость | То же | 1,00 |
Механическая суффозия | ВСН 01-66 МЭиЭ СССР | 1,00 | |
Обрушение откосов со срезом и вращением, скол при просадке, скольжение откосов, оползень-сдвиг | Общая устойчивость | Круглоцилиндрических поверхностей: Маслова - Берера Г.М. Шахунянца Fp Н.Н. Маслова | |
1,30 | |||
1,25 | |||
1,00 | |||
Выдавливание основания насыпей | По максимальному углу отклонения | 1,00 |
Цементобетонных покрытий не нормируется Асфальтобетонных покрытий 1,5 мм/год Щебеночных и гравийных, обработанных органическими вяжущими 3 мм/год Щебеночных и гравийных, не обработанных вяжущими 13 мм/год.
Вид дефекта | Характерные особенности дефекта покрытий проезжей части |
Нежесткие дорожные одежды | |
Одиночные трещины | Трещины произвольного очертания и направления относительно оси дороги обычно расположены друг от друга на значительном удалении без соблюдения какой-либо закономерности |
Отдельные трещины | Поперечные трещины, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между соседними трещинами не менее 10 м |
Редкие трещины | Поперечные и косые трещины (нередко с ответвлениями), не связанные между собой. Среднее расстояние между соседними трещинами 4 - 10 м |
Частые трещины | Поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур. Среднее расстояние между соседними трещинами 1 - 4 м |
Сетка трещин | Трещины произвольного очертания, образующие замкнутые фигуры. Расстояние между трещинами менее 1 м |
Колейность | Плавное искажение поперечного профиля покрытия, локализованное вдоль полос наката. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, нередко сопровождается продольными трещинами и сеткой трещин |
Просадки | Резкое искажение профиля покрытия, имеющее вид впадины с округлыми краями. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, просадки сопровождаются сеткой трещин, которая нередко охватывает также и зоны покрытия, непосредственно к ним прилегающие |
Проломы | Полное разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением профиля покрытия. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, сопровождаются сеткой трещин в зонах покрытия, к ним прилегающих |
Выкрашивание и шелушение | Поверхностные разрушения покрытия за счет потери отдельных зерен минерального материала и отслаивания вяжущего |
Выбоины | Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями |
Волны | Закономерное чередование (через 0,5 - 2,0 м) на покрытии впадин и гребней в поперечном направлении по отношению к продольной оси дороги |
Сдвиги | Смещение покрытия, наблюдающееся обычно на крутых спусках, в местах остановок и торможения автомобилей. Иногда в местах сдвига наблюдаются разрывы покрытия |
Открытые пучины и пучиноопасные места | Сетка трещин на покрытии с выдавливанием грунта на поверхность, взбугривание покрытия с сеткой трещин, зыбь покрытия под колесом автомобиля и т.п. |
Жесткие дорожные одежды | |
Трещины | Поперечные, продольные, косые и другие трещины произвольного очертания и расположения |
Шелушение | Отслоение цементного раствора с поверхности покрытия с последующим оголением крупного заполнителя |
Выбоины | Местные разрушения покрытия в виде пониженных мест глубиной до 6 - 7 см, образовавшиеся в результате отрыва отдельных составляющих бетона |
Повреждение кромок швов | В виде сколов и выкрашивания бетона в зоне до 15 - 20 см от шва |
Описание состояния покрытия по видам дефектов, имеющихся на его поверхности в порядке их расположений вдоль дороги | Границы участков с данным состоянием поверхности покрытия по видам дефектов | |
Начало (км + м) | Конец (км + м) | |
№ п/п | Место расположения дефекта (км + м - км + м) | Колейность, м | Ямы, м2 | Промоины, шт. | Обрушение бровки земляного полотна, м | Взбугривание, м2 | Просадки, м2 | Трещины, м | Повреждения мест сопряжения слоев укрепления с покрытием проезжей части | Дополнительные данные о характере дефекта |
Формы нарушения местной устойчивости откосов | Причины | Условия образования |
Оползания и сплывы откосов | Физико-химическое выветривание и избыточное увлажнение | Откосы, сложенные глинистыми грунтами, неустойчивыми к физико-химическому выветриванию |
Эрозионные деформации. Выражаются в образовании промоин на поверхности грунта, канав и отдельных ям. Могут достигать больших размеров, захватывая обочины и проезжую часть дороги | Дождевые осадки и поверхностные воды | Неукрепленные откосы, сложенные малосвязными и водонеустойчивыми грунтами |
Механическая суффозия и вынос грунта. Заключается в выносе грунта из-под обочин и проезжей части просачивающейся водой, проникающей в земляное полотно через покрытия и обочины | Грунтовые воды | Откосы, сложенные супесчаными и песчаными грунтами, в случае выхода водоносных горизонтов |
Формы нарушения общей устойчивости откосов | Характер деформации | Условия возникновения |
Обрушение со срезом и вращением | Перемещение части откоса в результате среза по критической поверхности, обычно близкой по форме к кругло-цилиндрической с некоторым поворотом вокруг горизонтальной оси | При глинистых грунтах с достаточно однородным строением |
Скол при просадке | Вертикальное перемещение (опускание) с боковым движением части откоса в результате выдавливания или выноса грунта неустойчивых слоев, залегающих в толще откоса или его основания | Наличие в толще откоса или его основании низкопрочных грунтов, способных выдавливаться под воздействием вышележащих слоев; наличие гидродинамически неустойчивых песков-плывунов; наличие гидронестойких пород (каменная соль, гипс и т.д.) или резко просадочных пород и т.п. |
Скольжение | Сдвиг части откоса по наклонным плоскостям напластований, древних смещений и т.п. | Наличие ясно выраженной, определяемой геологическим строением толщи поверхности скольжения с значительным углом падения в сторону откоса |
Оползень-сдвиг | Почти горизонтальное перемещение части откосов под воздействием бокового давления земляных масс (распора) и фильтрационного давления по слабой прослойке или по увлажненной поверхности подстилающего глинистого пласта при горизонтальном его залегании | Наличие слоистого строения толщи с увлажненными мягкими пластичными глинистыми прослойками, залегающими горизонтально или с малым падением |
№ п/п | Место расположения дефекта | Вид и размер дефекта | Дополнительные данные о характере дефекта | |||||||
Неспланированные откосы, м | Вспучивание, м2 | Промоины и их глубина, см | Сплывы, м2 | Обрушения, оползания, м3 | Продольные трещины на откосах, м | Разрушения укрепления, м2 | Отсутствие укрепления, м | |||
№ п/п | Место расположения дефекта, км + … - км + … | Разрушение стенок сооружения, м | Заиливание, м | Зарастание кустарником, травой, м | Наличие стоячей воды, м2 | Разрушение укрепления, м2 | Дополнительные данные о характере дефекта |
Километр | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||
Конструкция дорожной одежды | АБСЗ - 4,0 см | 1965 г. | АБСЗ - 4,0 см | 1967 г. | АБСЗ - 4,0 см | 1969 г. | ||||||||
БМС - 10 см | ü | 1960 г | АБСЗ - 4,0 см | 1965 г. | АБСЗ - 4,0 см | 1964 г. | ||||||||
Щебень 17 см | ý | БМС - 10 см | ü | БМС - 10 см | ü | 1960 г. | ||||||||
Песок 20 см | þ | Гравий 22 см | ý | 1960 г. | Гравий 30 см | ý | ||||||||
Песок 20 см | þ | Песок 14 см | þ | |||||||||||
Грунт земляного полотна | суглинок | тяжелый | Супесь | |||||||||||
Тип местности по условиям увлажнения | I | II | ||||||||||||
Приведенная интенсивность движения | Учетный пункт № 2 630 авт./сут | Учетный пункт № 3 1480 авт./сут | ||||||||||||
Характерные участки и расположение контрольных точек* | км 28 + + 0,7/1,2 | км 32 + + 13/1,2 м | км 35 + + 03/1,4 м | км 38 + 00/1,4 м | км 41 + + 00/1,4 м | |||||||||
* Расположение контрольной точки уточняется в процессе проведения детальных обследований (см. п. 2.4.1).
<1> Авторские свидетельства № 485195 и № 561384.
<2> Авторское свидетельство № 560944.
№ п/п | Место проведения испытаний | Среднестатистические значения определенных характеристик | ||||||
Угол внутреннего трения φ | Сцепление С | Модуль упругости | Предельное нормальное напряжение | Весовая влажность W0 | Относительная влажность Wотн | Коэффициент уплотнения | ||
Число проходов расчетных автомобилей (группы А) N | Толщина плиты, см | |||
18 | 20 | 22 | 24 | |
Средний требуемый динамический модуль жесткой дорожной одежды на полосе наката , кгс/см2 | ||||
105 | 3300 | 1600 | 1000 | 700 |
106 | 7500 | 4100 | 2500 | 2100 |
107 | 13200 | 8600 | 6000 | 5000 |
108 | 21000 | 15000 | 12000 | 1000 |
Толщина плиты h, см | Дорожно-климатическая зона | |
II | V | |
Значения коэффициента Kб | ||
20 | 0,84 | 0,80 |
22 | 0,76 | 0,73 |
24 | 0,67 | 0,65 |
0 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | |
δ | 1,06 | 0,98 | 0,91 | 0,76 | 0,62 | 0,48 | 0,21 | 0,10 | 0,07 |
Обследуемый элемент земляного полотна | Угол внутреннего φ трения грунта в основании земляного полотна и на откосах | Сцепление С в основании земляного полотна и на откосах | Уровень грунтовых вод | Уклон обочин | Ширина укрепления обочин | Конструкция и толщина укрепления откосов | Угол заложения откосов | Состояние укрепления откосов | Высота насыпи (выемки) | Отметка резерва | Продольный уклон резерва, полосы отвода | Поперечный уклон резерва, полосы отвода | Продольный уклон водоотводного сооружения | Поперечный профиль канав, кюветов и т.д. | Степень набухаемости грунтов | Пучинистость грунтов |
Откосы насыпей и выемок при деформации: | ||||||||||||||||
а) оползание поверхностного слоя, сплывы | + | + | ||||||||||||||
б) суффозия и размывы | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
в) общая устойчивость откосов | + | + |
Метод расчета | Откос насыпи, выемки | Условия применения |
Метод круглоцилиндрических поверхностей вращения | Насыпь, выемка | Однородный безводный или обводненный откос при заведомо прочном основании. Поверхность скольжения близка к цилиндрической |
Метод плоских поверхностей скольжения (метод Маслова - Берера, метод Шахунянца) | Выемка | Слоистый безводный или обводненный откос с горизонтальными слоями или с падением слоев в сторону выемки при заведомо прочном основании. Поверхность скольжения определяется слоистым строением откоса |
Комплексный расчет по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения и методу плоских поверхностей скольжения | Насыпь | Слоистый безводный или обводненный откос при заведомо прочном основании, но в случае, когда трудно установить форму поверхности скольжения (форму нарушения) |
Комплексный расчет по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения, методу плоских поверхностей скольжения и методу Fp | Выемка | Слоистый безводный или обводненный откос при заведомо прочном основании, но в случае, когда трудно установить форму нарушения |
Расчет на выдавливание (по коэффициенту безопасности) основания | Насыпь, выемка | Применяется в комплексе с любым из методов, указанных в данной таблице, во всех случаях, когда заранее нет уверенности в абсолютной устойчивости основания откоса |
φo | 0 | 10 | 20 | 30 |
Mф | 3,14 | 4,20 | 5,70 | 7,90 |
Оценка | Нормы ровности при измерении 3-метровой рейкой для типов покрытий | ||||||||
усовершенствованных капитальных | усовершенствованных облегченных | переходных | |||||||
Количество просветов, % | Максимальный просвет, мм | Количество просветов, % | Максимальный просвет, мм | Количество просветов, % | Максимальный просвет, мм | ||||
дo 3 мм | более 5 мм | до 4 мм | более 7 мм | до 8 мм | более 15 мм | ||||
Отлично | 95 | 1 | 7 | 95 | 1 | 9 | 95 | 1 | 20 |
Хорошо | 90 | 2 | 8 | 90 | 2 | 11 | 90 | 2 | 25 |
Удовлетворительно | 80 | 5 | 10 | 80 | 5 | 14 | 80 | 5 | 30 |
Оценка | Нормы ровности покрытий при измерении толчкомером ТХК-2, см/км | ||
усовершенствованных капитальных | усовершенствованных облегченных | переходных | |
Отлично | ≤ 60 (≤ 70) | ≤ 80 (≤ 90) | ≤ 200 (≤ 230) |
Хорошо | 61-80 (71-100) | 81-120 (91-140) | 201-280 (231-320) |
Удовлетворительно | 81-120 (101-140) | 121-180 (141-210) | 281-400 (321-460) |
Примечание. Нормы ровности выражены показателем толчкомера ТХК-2, установленного на автомобиле УАЗ-452 и ПАЗ-672 (в скобках) при постоянной скорости движения автомобилей 50 км/ч и нагрузке в кузове 120 - 180 кгс.
Оценка | Нормы ровности по прибору ПКРС-2 для усовершенствованных капитальных покрытий, см/км |
Отлично | ≤ 390 |
Хорошо | 391-480 |
Удовлетворительно | 481-650 |
№ смеси | Размер отверстий сит, мм | |||||
20 | 10 | 5 | 2,5 | 0,63 | < 0,05 | |
Количество частиц мельче данного размера, % по массе | ||||||
1 | 100 | 60-85 | 40-70 | 25-55 | 10-35 | 3-12 |
2 | - | 90-100 | 70-85 | 45-75 | 25-55 | 8-25 |
Примечание. Смесь № 1 надлежит применять для устройства слоя износа на дорогах с интенсивностью движения от 400 до 500 авт./сут; смесь № 2 - при интенсивности менее 400 авт./сут.
Виды смеси | Марка битума | Температура смеси, °С, не ниже | |
без ПАВ | с ПАВ | ||
Горячие | БНД-90/130 | 120 | 100 |
БНД-60/90 | 120 | 100 | |
БНД-40/60 | 120 | 100 | |
Теплые | БНД-200/300 | 80 | 80 |
БНД-130/200 | 80 | 80 | |
СГ-70/130 | 70 | 70 | |
СГ-130/200 | 70 | 70 | |
Холодные | СГ-70/130 | + 5° весной | |
МГ-70/130 | + 10° осенью |
Температура воздуха при отсутствии ветра, °С | Длина укладываемой полосы, м | |
Защищенные от ветра, застроенные и лесные участки и глубокие выемки | Открытые участки | |
10-15 | 60-100 | 30-50 |
15-25 | 100-150 | 50-80 |
25 | 150-200 | 80-100 |
Горные породы | Петрографические особенности горной породы | Класс щебня | Потеря при истирании в полочном барабане, % по массе, не более | Марка по дробимости | Категория дороги |
Изверженные - граниты, сиониты, диориты, габбро, базальты, кварцевые порфиры, кварцевые диабазы | Кристаллические без следов выветривания | 1 | 25 | 1200 | I-III |
Кристаллическая и порфировая структура | 2 | 35 | 1000 | II-III | |
Метаморфические - кварциты | Кристаллическая структура без следов выветривания | 1 | 25 | 1200 | I-III |
Осадочные - кварцевые песчаники | Явно выраженная зернисто-кристаллическая структура без следов выветривания | 1 | 30 | 1000 | II-III |
Обломочные (рыхлые и слабоуплотненные) | Изверженные, метаморфические и осадочные породы с кристаллической и порфировой структурой. Содержание карбоксильных пород не более 30 % | Щебень из гравия | 30 | Др. 12 | II-III |
Фракция щебня, мм | 5-10 | 10-15 | 15-20 |
Расход эмульсии, л/м2 | 0,9-1,1 | 1,2-1,4 | 1,5-1,8 |
* На основании исследований, выполненных в МАДИ под руководством проф. В.К. Некрасова.
Марка применяемого битума или дегтя | Содержание ПВХ, % по массе |
Каменноугольный деготь Д-3 | 7,0-8,0 |
Каменноугольный деготь Д-4, Д-5 | 1,5-2,0 |
Битум БНД-130/200 | 1,5-2,0 |
Показатели свойств вяжущего | Вид вяжущего | |
Битум БНД-130/200 с добавкой 1,5 % ПВХ | Деготь Д-3 с добавкой 7 % ПВХ | |
Глубина проникания при t = 25 °С | 70-100 | 190-210 |
- » - t = 0 °С | 40-50 | 170-180 |
Растяжимость при t = 25 °С, не менее | 58 | 96 |
Растяжимость при t = 0 °С, не менее | 13 | 93 |
Температура размягчения, °С, не менее | 40 | 47 |
Составляющие материалы | Состав, % по массе | Составляющие материалы | Состав, % по массе |
Битум БНД-60/90 | 85-91 | Каменноугольное масло | 6-10 |
- » - БНД-90/130 | Резиновая крошка | 3-5 |
Свойства | Показатели свойств | Методы испытаний |
Условия вязкости не более | 7 | ГОСТ 11503-65 |
- » - не менее | 100 | |
Глубина проникания иглы при 25 °С (100 г 5 с), в пределах | 180-250 | ГОСТ 11501-73 |
Температура размягчения, °С, не ниже | 40 | По Вильхельми (ВСН 11-72) |
Температура хрупкости, °С, не выше | - 10 | Ударная вязкость при отрицательной температуре (ВСН 11-72) |
Испытание на сцепление: | ||
с песком | Выдерживает | ГОСТ 11508-74 |
с цементобетоном | Выдерживает |
Примечания.
1. Подготовленное к испытанию резинобитумное вяжущее нагревают на 2 - 3 °С выше температуры испытания (130 °С, 25 °С), баню вискозиметра наполняют техническим глицерином с температурой, превышающей заданную (130 °С) на 5 °С.
2. Сцепление резинобитумного вяжущего с образцами из цементного раствора определяется согласно ГОСТ 11508-74 с учетом нижеследующего: состав раствора и технология приготовления образцов должна соответствовать ГОСТ 310-00; размер образцов 2 × 2 × 2 см.
Размер каменного материала, мм | Расход вяжущего материала, л/м2 | Размер каменного материала, мм | Расход вяжущего материала л/м2 | ||
для нижнего слоя | для верхнего слоя | для нижнего слоя | для верхнего слоя | ||
20-25 | 1,3-1,4 | - | 10-15 | - | 0,9-1,0 |
15-20 | 1,2-1,3 | 1,0-1,1 | 5-10 | - | 0,8-0,9 |
Марка бетона | 150 | 200 | 300 | 400 | 500 и выше |
n´ | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 |
<1> Коновалов С.В., Коганзон М.С. Практическая методика расчета жестких дорожных покрытий с учетом повторности воздействия нагрузок. М., «Высшая школа», 1970.
Элемент земляного полотна | Вид деформаций и условия их образования | Наиболее целесообразные мероприятия | Условия применения |
1. Земляное полотно под проезжей частью дороги | Взбугривание и просадки дорожной одежды. Проломы. Пучин не обнаружено. В весенний период земляное полотно имеет характеристики, не соответствующие требуемым. Влажность грунта повышенная | 1. Гидроизоляция или укрепление обочин гидрофобизирующими материалами | При интенсивных атмосферных осадках, плохом качестве обочин и неудовлетворительных грунтах |
2. Гидроизоляция поверхности активной зоны земляного полотна инъекцией специальных материалов и растворов | При интенсивных атмосферных осадках и высокой трещиноватости покрытий | ||
3. Перехват грунтовых вод путем устройства продольных дренажных прорезей в резервах | При высоком уровне грунтовых вод, верховодках и грунтах, имеющих большую высоту капиллярного всасывания. Бровка земляного полотна имеет отметку ниже требуемой | ||
4. Профилирование резервов, боковых и других канав. Устройство отводных канав с перемещением влаги на удаленные и пониженные участки рельефа. Ликвидация боковых канав | При неправильных стоковых уклонax резервов, разрушенном водоотводе или его отсутствии | ||
5. Систематическая очистка обочин от снега | Во всех случаях | ||
Пучины на проезжей части. Земляное полотно имеет характеристики, не удовлетворяющие требуемым. Влажность грунтов повышенная. Неблагоприятные грунтовоклиматические условия | По п. 1 - 5 | То же | |
В весеннее время устройство поперечных дренажных прорезей на обочинах | При неукрепленных обочинах и резко отличных коэффициентах температурного сопротивления материалов дорожной одежды и грунта на обочинах | ||
2. Обочины | Колеи и ямы на обочинах. Застой воды. Разрушение бровки земляного полотна. Разрушение кромки покрытия | Укрепление обочин | При неблагоприятных грунтово-климатических условиях, снижении скорости движения автомобилей, повышенной аварийности из-за заноса грязи с обочин на проезжую часть |
Планировка обочин | При благоприятных грунтовоклиматических условиях, на дорогах низких категорий | ||
3. Откосы | Нарушение общей устойчивости откосов, насыпей и выемок при всех видах деформаций в результате снижения прочностных свойств грунтов | Уполаживание откосов. Устройство пригрузочных берм. Укрепление обочин и их гидроизоляция. Гидроизоляция откосов совместно с гидропосевом | В случае, когда невозможно или экономически невыгодно повышение прочностных свойств грунтов. В случае, когда уполаживание откосов или устройство берм затруднено из-за условий рельефа или условий отвода земель |
Нарушение общей устойчивости откосов в виде скола при просадке в результате выдавливания грунтов основания | Устройство пригрузочных берм | Для любых грунтов при слабом основании | |
Нарушение общей устойчивости откосов выемок в результате силового воздействия подземных вод | Понижение уровня грунтовых вод дренированием | Выход вод на поверхность откоса | |
Нарушение местной устойчивости откосов при всех видах деформаций в результате снижения прочностных свойств грунтов | Уполаживание откосов. Уплотнение грунтов откоса | В случае, когда невозможно или невыгодно применение других мероприятий | |
Нарушение местной устойчивости откосов в виде их оползания, сплывов, оплывин | Укрепление откосов гидроизоляционными и термоизоляционными слоями | На откосах, сложенных глинистыми грунтами, неустойчивыми к колебаниям погодно-климатических условий | |
Укрепление откосов решетчатыми конструкциями. Уполаживание откосов. Уплотнение грунтов относа. Присыпной откосный дренаж | При наличии в глинистых грунтах водонасыщенных маломощных прослоек песка | ||
Укрепление откосов травосеянием, одерновкой | При незначительных размерах деформаций | ||
Нарушение местной устойчивости откосов в виде обрушений из-за суффозии и выноса грунта | Дренажные устройства. Гидроизоляция откосов совместно с укреплением обочин | При выклинивании грунтовых вод на откос выемки или при выходе на откос значительного объема инфильтрующих атмосферных и поверхностных вод | |
Нарушение местной устойчивости откосов в виде размывов, обрушений и оплывин | Регулирование поверхностного стока с помощью лотков | Насыпи и выемки из песчаных грунтов или высокие насыпи и глубокие выемки из глинистых грунтов | |
Укрепление обочин. Гидроизоляция откосов. Травосеяние, одерновка. Нагорные канавы | Выемки в песчаных и глинистых грунтах | ||
Уполаживание откосов | Высокие насыпи и глубокие выемки из песчаных и глинистых грунтов | ||
4. Внешний водоотвод и резервы | Застой воды в резервах возле основания земляного полотна | Планировка резервов с приданием уклона от оси дороги | При высоком уровне атмосферных осадков, неблагоприятных грунтовых условиях, малых перепадах отметок существующих резервов, с устройством на границе резервов водоотводных канав |
Планировка резервов и водоотводных канав с приданием надлежащего уклона | При наличии боковых канав, достаточном продольном уклоне, устойчивых грунтах, слабой капиллярной способности грунтов, благоприятных климатических условиях | ||
Застой воды в водоотводных канавах. Заиливание и разрушение водоотводных канав и других водоотводных сооружений, приводящее к деформациям и пучению земляного полотна под проезжей частью, на обочинах и откосах | Профилирование водоотводных сооружений | При достаточных продольных уклонах, благоприятных грунтово-климатических условиях, устойчивых грунтах, малых скоростях стока | |
Укрепление водоотводных канав, кюветов и др. | При неблагоприятных грунтово-климатических условиях, больших скоростях стока, высокой капиллярной всасываемости грунтов | ||
Ликвидация водоотводных канав с обеспечением уклона резервов от оси дороги | При неблагоприятных грунтово-климатических условиях, при возможности отвода влаги за резервы, недостаточном продольном уклоне дороги, застоях влаги в весенне-осенний период. |
Система дренажа | Характеристика системы | Инженерно-гидрологические условия эффективного применения системы | |
Преимущества | Недостатки | ||
Однолинейная, без поперечных дрен | Возможность полного перехвата потока грунтовых вод небольшой мощности при относительно небольшой протяженности дренажа | Недостаточно высокий перехватывающий эффект в потоках большой мощности с образованием сравнительно узкой депрессионной воронки | Узкие, вытянутые в длину дренируемые участки, сложенные хорошо проницаемыми грунтами, в особенности при их расположении вблизи водоемов. Оползневые склоны |
С одной поперечной дреной (Г-образная однолинейная система дренажа) | Возможность более интенсивного перехвата грунтовых вод по сравнению с первым случаем на одном из концевых участков защищаемой территории | Удлинение дренажа; недостаточно высокий дренирующий эффект в потоках большой мощности | То же, но при местном уширении дренируемого участка и необходимости перехвата потока грунтовых вод, возникающего в обход дренажа |
С двумя поперечными дренами (П-образная однолинейная система дренажа) или несколькими дренами-отводами по участку обводнения | Еще большая по сравнению с первыми двумя случаями возможность перехвата потока грунтовых вод с образованием депрессионной воронки в сторону участка защиты | Большое удлинение дренажа; иногда все же недостаточный дренирующий эффект | То же, при равномерном уширении дренируемого участка в некотором его удалении от водоема или слабо проницаемого массива |
Двухлинейная | Возможность получения высокого дренирующего эффекта на участках защиты с образованием широких депрессионных воронок | Резкое увеличение протяженности дренажных линий по сравнению с однолинейными системами | Широкие участки, расположенные вблизи водоемов и сложенные хорошо проницаемыми грунтами |
Грунт | Коэффициенты | |
а | b | |
Супесь | 1,0 | 2 |
Суглинок | 0,8 | 4 |
Глина | 0,6 | 6 |