Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Государственный стандарт от 01 января 1983 года № ГОСТ 21624-81

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
24 декабря 1981 года
Разработан
Министерством автомобильного транспорта РСФСР
01 января 1983 года
    ГОСТ 21624-81
    Группа Т51
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
    Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий
    Motor vehicle maintenance and repair system.
    Requirments for maintainability and repairability of items
    ОКП 45 1000
    Дата введения 1983-01-01
    РАЗРАБОТАН Министерством автомобильного транспорта РСФСР
    ИСПОЛНИТЕЛИ
    А.И.Могуев; Д.Т.Бадиров; Л.А.Егоров, канд. техн. наук (руководители темы); Е.С.Кузнецов, д-р техн. наук; В.Е.Щедрова; В.Г.Антонова; В.А.Семенов, канд. техн. наук; Н.М.Новиков; О.А.Алексеев; А.А.Кирпичников; И.К.Дельцов; С.Ф.Безверхий, канд. техн. наук; Н.В.Семенов, канд. техн. наук; Ю.В.Андрианов, канд. техн. наук; Г.И.Котлов, канд. техн. наук; Г.П.Зубков
    ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР
    Зам. министра Н.С.Акулинушкин
    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. N 5619
    ВЗАМЕН ГОСТ 21624-76
    Настоящий стандарт устанавливает требования к изделиям по обеспечению заданного уровня эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), а также значения показателей ЭТ и РП, предусмотренных ГОСТ 20334-81, для изделий автомобильной техники - полноприводных и неполноприводных автомобилей (грузовых, легковых и автобусов), прицепов и полуприцепов (далее - изделий).
    Стандарт не распространяется на специальные и специализированные изделия автомобильной техники.
    Требования к ЭТ и РП изделий должны включаться в техническое задание на разработку или модернизацию изделия и карту технического уровня.
    Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1.Требования по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники имеют целью снижение затрат времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонт и повышение эффективности их использования в процессе эксплуатации.
    1.2.Настоящим стандартом регламентируются значения нормируемых показателей ЭТ и РП изделий автомобильной техники.
    1.3.Показатели ЭТ и РП изделий должны задаваться в виде величин:
    периодичности видов технического обслуживания в километрах пробега изделия;
    удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания (без ежедневного) в человеко-часах на 1000 км пробега изделия;
    удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в человеко-часах на 1000 км пробега изделия.
    1.4.Значения всех показателей ЭТ и РП при техническом обслуживании и текущем ремонте заданы для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования 1,0.
    1.5.Периодичность технического обслуживания (кроме ежедневного), а также удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта для иных категорий условий эксплуатации и иных климатических районов устанавливаются с учетом коэффициентов корректирования, приведенных в рекомендуемом приложении 2.
    2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ
    2.1.Конструкция и компоновка изделия и его составных частей должны обеспечивать проведение всех операций технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) с минимально возможными трудовыми и материальными затратами.
    2.2.Общими требованиями по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники являются:
    увеличение периодичности ТО изделий;
    повышение безотказности работы изделия и его составных частей;
    обеспечение доступности к составным частям изделия, требующим проведения ТО и ТР;
    обеспечение легкосъемности составных частей изделия;
    стандартизация и унификация составных частей изделия и эксплуатационных материалов;
    сокращение количества объектов изделия, требующих регулярного технического обслуживания;
    сокращение номенклатуры и типоразмеров крепежных деталей;
    совершенствование антикоррозийной защиты изделия, его составных частей и крепежных деталей;
    обеспечение доступа к составным частям, требующим проведения антикоррозийной защиты в эксплуатации;
    обеспечение контролепригодности при использовании по назначению, техническом обслуживании и текущем ремонте;
    обеспечение приспособленности изделия к выполнению моечных, крепежных, регулировочных, смазочных, контрольно-диагностических и ремонтных работ;
    обеспечение приспособленности к выполнению доводочно-регулировочных и контрольно-измерительных работ;
    обеспечение возможности применения оригинальных конструктивных решений и новых материалов;
    обеспечение полной геометрической и функциональной взаимозаменяемости однотипных составных частей при техническом обслуживании и ремонте;
    снижение численности обслуживающего персонала и потребности в специалистах с высоким уровнем квалификации за счет уменьшения и упрощения демонтажно-монтажных, регулировочных и других работ.
    2.3.Конкретные рекомендации по обеспечению ЭТ и РП изделий и их составных частей приведены в рекомендуемом приложении 3.
    3.ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
    3.1.Значения периодичности ежедневного (ЕО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) технического обслуживания, задаваемые в технической документации, и ТО по сервисным книжкам приведены в табл.1.
    Таблица 1
    Периодичность технического обслуживания изделий автомобильной техники
    (I категория условий эксплуатации)
    Периодичность видов технического обслуживания
    Тип изделия ЕО ТО-1 ТО-2 ТО по сервисным книжкам
    км, не менее
    Автомобили легковые Один раз в рабочие сутки независимо от числа рабочих смен 5000 20000 10000
    Автобусы 5000 20000 -
    Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их основных агрегатов 4000 16000 -
    Прицепы и полуприцепы 4000 16000 -
    Автомобили полноприводные 4000 16000 -

    Примечание. Указанная периодичность технического обслуживания не относится к периоду обкатки нового автомобиля или агрегата, для которых могут устанавливаться меньшие значения периодичности.
    3.2.При установлении других видов технического обслуживания их периодичность должна быть не менее периодичности второго технического обслуживания.
    3.3.Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняют дважды в течение календарного года перед началом осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещают с очередным ТО.
    Численное значение периодичности СО определяют отношением годового пробега к количеству выполненных СО.
    Удельную оперативную трудоемкость сезонного технического обслуживания включают в показатель удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания.
    3.4.Значения нормируемых показателей ЭТ и РП неполноприводных и полноприводных автомобилей приведены в табл.2-6.
    Таблица 2
    Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей легковых
    с колесной формулой 4х2
    Оперативная трудоемкость
    удельная
    Класс автомобиля Рабочий объем двигателя, л Масса (сухая), кг разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч технического обслуживания текущего ремонта
    чел.-ч/тыс. км
    не более
    Особо малый До 1,2 До 850 0,25 0,70 1,7
    Малый Св. 1,2 до 1,8 Св. 850 до 1150 0,35 0,80 2,0
    Средний Св. 1,8 до 3,5 Св. 1150 до 1500 0,50 1,00 2,3

    Таблица 3
    Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автобусов
    Оперативная трудоемкость
    удельная
    Класс Длина, м разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч технического обслуживания текущего ремонта
    чел.-ч/тыс. км
    не более
    Особо малый До 5,0 0,50 2,00 3,6
    Малый Св. 6,0 до 7,5 0,70 2,50 4,0
    Средний Св. 8,0 до 9,5 0,95 3,00 4,5
    Большой Св. 10,5 до 12,0 1,20 3,90 4,9

    Таблица 4
    Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей грузовых
    общего назначения с колесной формулой 4х2 и 6х4
    Оперативная трудоемкость
    удельная
    Грузоподъемность Полезная нагрузка, т разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч технического обслуживания текущего ремонта
    чел.-ч/тыс. км
    не более
    Особо малая От 0,5 до 1,0 0,20 0,90 2,0
    Малая Св. 1,0 до 3,0 0,40 1,20 2,7
    Средняя Св. 3,0 до 4,0 0,55 1,40 3,2
    Св. 4,0 до 5,0 0,55 1,80 3,5
    Большая Св. 5,0 до 8,0 0,65 2,00 5,0
    Особо большая Св. 8,0 до 10,0 0,80 2,50 5,5
    Св. 10,0 до 16,0 1,00 2,60 7,0

    Таблица 5
    Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта прицепов и полуприцепов
    Оперативная трудоемкость
    удельная
    Тип Грузоподъемность Полезная нагрузка, т разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч технического обслуживания текущего ремонта
    чел.-ч/тыс. км
    не более
    Прицепы одноосные Малая и средняя До 3,0 0,12 0,35 0,4
    Прицепы двухосные Средняя и большая До 8,0 0,22 0,70 1,2
    Особо большая 8,0 и более 0,34 0,90 1,8
    Полуприцепы одноосные Средняя и большая До 8,0 0,22 0,70 1,2
    Особо большая 8,0 и более 0,22 0,75 1,2
    Полуприцепы многоосные (двухосные и более) Особо большая 8,0 до 16,0 0,34 1,00 1,6

    Таблица 6
    Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей
    полноприводных односкатных с колесной формулой 4х4 и 6х6
    Оперативная трудоемкость
    удельная
    Грузоподъемность Полезная нагрузка, т разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч технического обслуживания текущего ремонта
    чел.-ч/тыс. км
    не более
    Особо малая Св. 0,3 до 1,0 0,35 1,50 3,2
    Малая Св. 1,0 до 3,0 0,45 1,80 3,8
    Средняя Св. 3,0 до 4,0 0,60 2,00 4,5
    Св. 4,0 до 6,0 0,65 2,40 5,2
    Большая Св. 6,0 до 8,0 0,70 2,80 6,8

    3.5.Величины разовой трудоемкости ЕО и удельной трудоемкости ТР, а также удельной оперативной трудоемкости ТО (без ежедневного), задаваемые в технической документации для базовых моделей изделий автомобильной техники общего назначения в первой категории условий эксплуатации, не должны превышать значений, приведенных в табл.2-5.
    3.6.Величины разовой оперативной трудоемкости ЕО, а также удельной оперативной трудоемкости ТО и ТР для полноприводных автомобилей не должны превышать значений, приведенных в табл.6.