Государственный строительный комитет СССР (Госстрой СССР) | Строительные нормы и правила | СНиП 2.05.09-90 |
Трамвайные и троллейбусные линии | Взамен СНиП II-41-76 |
Примечания:
1. Допускается проектировать линии скоростного трамвая с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1521 мм при соблюдении условий, изложенных в примеч. 1 к табл. 10.
2. При проектировании путей обычного трамвая, которые в перспективе (в ближайшие 10-15 лет) могут быть использованы для скоростного трамвая, труднопереустраиваемые элементы пути (земляное полотно, кривые участки, продольный профиль, габариты приближения строений и др.) следует предусматривать по нормам проектирования скоростного трамвая.
3. За расчетную скорость сообщения принимается скорость движения трамваев или троллейбусов между конечными пунктами посадки (высадки) пассажиров, включая время стоянок на промежуточных остановках.
Внесены Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР | Утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР от 9 июля 1990 г. № 60 | Срок введения в действие 1 января 1991 г. |
Радиус кривой, м | Расстояние, мм, между осями смежных путей на кривых участках трамвайной линии при исходных расстояниях между осями на прямых участках, мм | |
3200 | 3700 | |
20 | 4100 | 4100 |
25 | 3860 | 3860 |
30 | 3610 | 3710 |
40 | 3580 | 3700 |
50 | 3500 | 3700 |
60 | 3450 | 3700 |
75 | 3400 | 3700 |
100 | 3350 | 3700 |
150 | 3300 | 3700 |
300 | 3250 | 3700 |
1000 | 3200 | 3700 |
Примечания:
1. На кривых участках пути минимальные расстояния от оси пути до зданий, сооружений и устройств надлежит увеличивать на величину выноса или свеса вагона.
2. Для реконструируемых линий расстояние от оси пути до жилых и общественных зданий допускается уменьшать по согласованию с местными Советами.
Расположение путей | Наименьшие радиусы кривых в плане, м | |
в нормальных условиях | допускаемые в стесненных условиях | |
На перегонах трамвая: | ||
скоростного | 400 | 200 |
обычного | 50 | 25 |
На разворотных кольцах, в узлах, на грузовых и служебных путях, а также на путях, расположенных на территории депо и ремонтных мастерских (заводов) | 25 | 20 |
Примечание. Для узлов и стрелочных переводов допускается отступление от приведенных значений кратности радиусов.
Радиус круговой кривой, м | Наименьшие длины переходных кривых, м, для скоростных линий трамвая при скорости движения трамвайных поездов (вагонов), км/ч | |||||||
80-76 | 75-71 | 70-66 | 65-61 | 60-56 | 55-51 | 50-46 | 45-41 | |
1000 | 40 | 30 | 30 | 25 | 20 | - | - | - |
800 | 50 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | - | - |
600 | - | 50 | 45 | 40 | 30 | 25 | - | - |
500 | - | 60 | 55 | 45 | 35 | 30 | - | - |
400 | - | - | - | 50 | 45 | 35 | 30 | - |
350 | - | - | - | 50 | 50 | 40 | 30 | - |
300 | - | - | - | - | 50 | 45 | 35 | - |
250 | - | - | - | - | - | - | 40 | 35 |
200 | - | - | - | - | - | - | 50 | 40 |
Радиус круговой кривой, м | Наименьшие длины переходных кривых, м, для обычных линий трамвая | |||
на совмещенном полотне при скорости движения трамвайных поездов (вагонов), км/ч | на обособленном и самостоятельном полотне при скорости движения трамвайных поездов (вагонов), км/ч | |||
24-21 | 20-15 | 24-21 | 20-15 | |
100 | 9 | - | 18 | - |
75 | 9 | 8 | 18 | 14 |
50 | 9 | 8 | 18 | 14 |
30 | - | 8 | - | 14 |
20 | - | 7 | - | - |
Примечания:
1. Для стесненных условий допускается принимать меньшие значения длин переходных кривых в пределах, указанных в табл. 3 и 4, с соответствующим ограничением скорости движения.
2. На разворотных кольцах, в узлах, на путях, расположенных на территории депо и ремонтных мастерских (заводов), переходные кривые допускается не предусматривать.
Радиус кривой, м | Наибольшая допускаемая скорость, км/ч | Возвышение головки наружного рельса, мм, на скоростных линиях трамвая при расчетной скорости, км/ч | ||||
80 | 70 | 60 | 50 | 40 | ||
200 | 40 | н | н | н | н | 55 |
300 | 50 | н | н | н | 100 | 65 |
400 | 60 | н | н | 100 | 80 | 50 |
600 | 70 | н | 100 | 75 | 50 | 35 |
800 | 80 | 100 | 75 | 55 | 40 | 25 |
1000 | 80 | 90 | 60 | 45 | 30 | 20 |
1500 | 80 | 65 | 45 | 35 | 20 | 15 |
2000 | 80 | 40 | 30 | 25 | 15 | 10 |
_____________
“н" - не разрешается движение с данной скоростью.
Радиус кривой, м | Возвышение головки наружного рельса, мм, на обычных линиях трамвая |
До 100 включ. | 70 |
Св. 100 до 200 включ. | 50 |
“ 200 “ 500 “ | 40 |
“ 500 “ 1000 “ | 30 |
Радиус кривой, м | Возвышение наружного рельса, мм в трудных условиях движения поездов (вагонов) при расположении путей | |
в одном уровне с проезжей частью | обособленном или самостоятельном полотне | |
До 50 включ. | 100 | 150 |
Св. 50 до 100 включ. | 80 | 120 |
“ 100 “ 250 “ | 60 | 90 |
“ 250 “ 500 “ | 40 | 40 |
“ 500 “ 1000 “ | 30 | 30 |
_____________
* К трудным условиям движения поездов (вагонов) относятся:
спуски и подъемы с уклоном более 50 ‰ (любой протяженности);
затяжные (длиной более 200 м) спуски и подъемы с уклонами более 35 ‰;
кривые участки пути радиусом менее 78 м, располагаемые непосредственно за спуском с уклоном более 35 ‰.
Вид земляного полотна | Ширина самостоятельного земляного полотна на прямых участках пути, м, при использовании грунтов | |
глинистых и недренирующих мелких и пылеватых песков | скальных крупнообломочных и дренирующих песчаных | |
Однопутное | 5,5 | 5,0 |
Двухпутное при расстоянии между осями путей, мм: | ||
3200 | 8,8 | 8,2 |
3700 | 9,3 | 8,7 |
4100 | 9,7 | 9,1 |
Примечание. Ширину однопутного земляного полотна на кривых участках следует увеличивать с наружной стороны кривой: при радиусе 650 - 2000 м - на 0,1 м; „ „ 110 - 600 м - „ 0,2 м; „ „ 100 м и менее - „ 0,3 м. Ширину двухпутных участков следует увеличивать на величину уширения междупутья. |
Участок пути | Тип рельсов трамвая | |||
обычные линии трамвая | скоростные линии трамвая | депо, парки, ремонтные заводы | ||
на совмещенном полотне (с дорожным покрытием) | на обособленном полотне (без дорожного покрытия) | |||
Прямо и кривой радиусом более 400 м | Тв60 | Р50 | Р65; Р50 | Новые или старогодные Тв60; Р50; Р43 |
Кривой радиусом от 200 до 400 м при продольном уклоне: | ||||
менее 20 ‰ | Тв60 | Р50 | Тв60, а также при деревянных шпалах Р65 или Р50 с контррельсами Р50 или Р43 по обеим ниткам | То же |
более 20 ‰ | Тв65 | Тв65, а также при деревянных шпалах Р50 с контррельсами Р43 по внутренней нитке | То же | " |
Кривой радиусом от 75 до 200 м при продольном уклоне: | ||||
менее 20 ‰ | Тв65 | То же | - | " |
более 20 ‰ | Тв65 | То же, по обеим ниткам | - | " |
Кривой радиусом менее 75 м | Тв65 | То же | - | " |
На мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях высотой более 2 м, в стрелочных переводах и глухих пересечениях | Тв65 | “ | Тв65, а также при деревянных шпалах Р65 или Р50 с контррельсами Р50 или Р43 по обеим ниткам | Новые или старогодные Тв65, а также при деревянных шпалах Р50 с контррельсами Р43 по обеим ниткам |
Примечания:
1. Высшие административные органы, ведующие городским электрическим транспортом в республиках, имеют право по согласованию с Госстроем СССР разрешать в опытном порядке применение других типов рельсов (опытных или импортных, не соответствующих стандартам СССР или СЭВ) с типовыми и опытными конструкциями пути или их оснований.
2. На территориях депо и парков разрешается укладывать старогодные рельсы, если они имеют износ, не превышающий 50 % нормы, установленной Правилами технической эксплуатации трамвая.
Участок пути | Ширина колеи, мм, при рельсах | |
желобчатых | железнодорожного типа | |
Прямой и кривой радиусом более 200 м | 1524 | 1524 |
Кривой радиусом, м: | ||
76 - 200 | 1524 | 1524 |
26 - 75 | 1532 | 1532 |
21 - 25 | 1528 | 1532 |
20 и менее | 1526 | 1532 |
В стрелочных переводах и глухих пересечениях | 1524 | 1524 |
Примечания:
1. Ширина колеи 1521 мм допускается при рельсах железнодорожного типа на скоростных линиях трамвая, при условии применения соответствующих конструкций шпал и креплений.
2. В коротких кривых между спецчастями допускается ширина колеи 1524 мм.
Пути | Толщина слоя балласта под шпалой на прямых участках пути, см, при использовании грунтов для возведения земляного полотна | ||
глинистых и недренирующих мелких и пылеватых песков | скальных, крупнообломочных и дренирующих песчаных | ||
щебеночный или асбестовый балласт | другие виды балласта | все виды балласта | |
Трамвая: | |||
скоростного | 20 (10) | 30 | 20 |
обычного | 15 (10) | 25 | 15 |
Грузовые, служебные, а также расположенные на территории депо и ремонтных мастерских (заводов) | - | 15 | 15 |
Примечания:
1. В скобках указана толщина подстилающего слоя из песка, металлического шлака, дресвы, песчано-гравийной смеси или ракушки.
2. В полужестких конструкциях подрельсовых оснований толщина балластного слоя должна быть не менее 10 см.
3. При расположении путей трамвая в одном уровне с проезжей частью, а также на переездах через пути толщину балласта под шпалой следует увеличить на 3 см.
Примечание. Время фактического занятия поездом лимитирующего перегона представляет собой сумму времени хода поезда по перегону и расчетного времени стоянки на станции (остановочном пункте). Время хода поезда по перегону следует определять по тяговым расчетам. Время стоянки поезда на станции в расчетах следует принимать, в зависимости от условия движения, от 20 до 30 с.
Примечание. На первую очередь эксплуатации допускается применение резервной системы ИРДП (автоблокировка с путевыми светофорами) без оборудования трамвайных поездов устройствами АВС (АРС).
Тип контактных подвесок | Напряжение в проводах при растяжении, Н/мм2 (кгс/мм2) | Натяжение в сталеалюминиевых проводах ПКСА-80/180, Н (кгс) | ||||
в медных фасонных (МФ) и медных фасонных овального профиля (МФО) | в бронзовых фасонных (БрФ) и бронзовых овального профиля (БрФО) | |||||
минимальное | максимальное | минимальное | максимальное | минимальное | максимальное | |
Некомпенсированные | 45 (4,5) | 125 (12,5) | 55 (5,5) | 150 (15) | 2000 (200) | 12 000 (1200) |
Частично компенсированные | 40 (4) | 150 (15) | 55 (5,5) | 150 (15) | 2000 (200) | 12 000 (1200) |
Полукомпенсированные и компенсированные | 80 (8) | 95 (9,5) | 105 (10,5) | 115 (11,5) | 7000 (700) | 8000 (800) |
Примечание. При применении проводов овального профиля для троллейбуса следует учитывать форму профиля контактной вставки троллейбуса.
Контактные сети | Высота подвешивания контактных проводов над уровнем головок рельсов или дорожного покрытия, м |
1. Вновь строящиеся или реконструируемые линии (пассажирские, служебные, на открытых территориях депо, парков и ремонтных мастерских, заводов) | 5,8 |
2. Новые участки контактных линий при совместном подвешивании на общих поддерживающих устройствах | Такая же, как существующей линии |
3. Участки контактных линий: | |
внутри производственных помещений | 5,2 |
в проемах ворот здания | 4,7 |
под вновь строящимися и реконструируемыми инженерными сооружениями и в помещениях закрытых стоянок | Не менее 4,4 |
под существующими инженерными сооружениями с габаритом по высоте менее 5,0 м (до реконструкции проезжей части дороги под сооружением) | „ 4,2 |
в тоннелях скоростного трамвая | „ 3,9 |
Примечания:
1. Для простых подвесок и цепных подвесок с двумя струнами в пролете высоту подвешивания контактных проводов следует принимать для среднегодовой температуры воздуха, а для цепных подвесок с числом струн в пролете более двух - для температуры расчетного беспровесного состояния контактных проводов.
2. При подвешивании на общих цепных гибких поперечинах допускается отклонение в высоте подвешивания контактных проводов в поз. 2 табл. 13 на разность конструктивных размеров подвесной арматуры.
3. Если применяемые в эксплуатации трамвайных и троллейбусных предприятий токоприемники при изменении высоты подвешивания контактного провода ухудшают свои характеристики, влияющие на качество токосъема, то высоту подвешиваемого контактного провода следует сохранять принятой для данного предприятия.
Троллейбусные линии | Горизонтальные расстояния, м, от контактного провода троллейбусной линии до ближайшего | |||
рельса трамвайной линии при движении | контактного провода смежной троллейбусной линии при движении | |||
параллельном | встречном | параллельном | встречном | |
В нормальных условиях | ||||
Пассажирские | 3,5 | 4,0 | 3,0 | 3,5 |
Служебные и грузовые, а также расположенные на территории депо и ремонтных мастерских (заводов) | 2,5 | 3,0 | 2,0 | 3,0 |
Допускаемые в стесненных условиях | ||||
Пассажирские | 2,0 | 2,5 | 1,5 | 2,0 |
Служебные и грузовые | 1,5 | 2,0 | 1,0 | 1,5 |
Расположенные на территории депо и ремонтных мастерских (заводов) | 1,5 | 2,0 | 1,0 | 1,0 |
Примечание. В пролете, примыкающем к стрелочному узлу троллейбусных контактных линий, горизонтальное расстояние между ближайшими контактными проводами смежных линий может быть уменьшено до 1,0 м (это требование не распространяется на зону длиной 10 м; у стрелочного узла, где расстояние между крайними проводами сливающихся (расходящихся) линий определяется конструкцией стрелочного узла).
Условия поворота | Наименьший радиус кривой в плане по внутреннему контактному проводу троллейбусных линий, м | |
в нормальных условиях | допускаемый в стесненных условиях | |
На пассажирских линиях при углах поворота: | ||
до 90° | 12 | 10 |
св. 90° | 14 | 11 |
На служебных и грузовых линиях, а также на линиях депо и ремонтных мастерских (заводов) | 10 | 9 |
Контактные подвески | Наибольшие величины пролетов контактных подвесок между опорами на прямых участках, м, для линий | |
трамвайных | троллейбусных | |
Цепные | До 50 | До 50 |
Простые петлевые | „ 45 | „ 40 |
Простые на наклонных струнах | „ 40 | „ 40 |
Простые на гибких тросовых поперечинах | „ 35 | „ 30 |
Цепные малогабаритные в тоннелях | „ 25 | „ 25 |
Простые на эластичных поддерживающих устройствах в тоннелях | „ 15 | „ 15 |
Простые жесткие на потолочных подвесах | „ 8 | „ 4 |
в контактной сети трамвая ........ 0,5 „ „ „ троллейбуса 0,7
пересечения троллейбусных линий ................................................................... до 20 „ трамвайной и троллейбусной линии .......................................... „ 25 стрелочные узлы управляемые ...............….......................................................... „ 25 „ „ сходные ..................................................................................... „ 30 секционные изоляторы .......................................................................................... „ 40
для троллейбусов длиной до 12 м .... 20 „ сочлененных троллейбусов ....... 30
для проводов с напряжением 380/220 В - 200 „ „ с меньшим напряжением - 100
Примечание. Для тяговых подстанций скоростного трамвая допускается предусматривать рабочие помещения устройств ИРДП.
_____________
* В дальнейшем "депо".
__________
** В дальнейшем "стоянка".
Примечание. В состав помещений депо, как правило, должны входить помещения гражданской обороны, размещаемые в одном из зданий депо или отдельно стоящими.
Регламентируемое расстояние | Минимальное расстояние, м |
Оси смежных путей при отсутствии опор контактной сети | 3,8 |
Ось пути крайнего ряда | |
и ограда | 2,8 |
и стена здания | 9,0 |
Ось пути и грань опоры | |
контактной сети, установленной в междупутье | 1,8 |
установленной вне междупутья | 1,9 |
Оси смежных путей, разделенных пожарным проездом | 8,0 |
Буферы двух стоящих друг за другом трамвайных вагонов | 1,5 |
Регламентируемое расстояние | Минимальное расстояние, м |
Оси смежных рядов троллейбусов | 4,0 - 6,0 |
Ось крайнего ряда троллейбусов | |
и ограда | 3,5 |
и стена здания | 9,0 |
Оси смежных рядов троллейбусов, разделенных пожарными проездами | 8,0 |
Бамперы стоящих друг за другом троллейбусов | 1,5 |
Регламентируемое расстояние | Расстояние, м | |
трамвай | троллейбус | |
Ось крайнего трамвайного пути или ось крайнего ряда троллейбусов до стен зданий: | ||
при отсутствии в них выходов | 2,3 | 2,25 |
„ наличии „ „ | 3,3 | 3,25 |
Сцепные приборы двух стоящих вагонов (поездов), между наиболее выступающими частями двух троллейбусов, стоящих друг за другом | 1,0 | 1,0 |
Оси смежных трамвайных путей (между осями двух рядом стоящих троллейбусов) | 3,4 | 3,3 |
Поперечная стена здания и наиболее выступающая часть трамвайного вагона или троллейбуса | 2,0 | 2,0 |
Примечание. Состав производственных и вспомогательных помещений должен быть уточнен технологической частью проекта.
Регламентируемое расстояние | Расстояние, м |
Трамвайный вагон или троллейбус на зонах диагностики, осмотра, ремонта и конструкций здания: | |
продольная (боковая) сторона трамвайного вагона или троллейбуса и стена без проема | 1,7 |
продольная (боковая) сторона трамвайного вагона или троллейбуса и стены с проемами | 1,9 |
торцевая сторона стены здания до сцепного прибора трамвайного вагона, наиболее выступающей части троллейбуса при наличии канавы | 4,5 |
торцевая сторона стены здания до сцепного прибора трамвайного вагона, наиболее выступающей части троллейбуса без канавы | 2,5 |
трамвайный вагон или троллейбус и колонна | 1,2 |
трамвайный вагон или троллейбус и нижний обрез лестницы канавы (в плане) | 0,5 |
крыша трамвайного вагона или троллейбуса и наинизшая точка конструкций | 2,5 |
Трамвайный вагон или троллейбус на зонах технического обслуживания и ремонта | |
между продольными (боковыми) сторонами трамвайных вагонов или троллейбусов, не менее | 2,9 |
между буферами стоящих на канаве друг за другом трамвайных вагонов или троллейбусов | 1,0 |
между буферами стоящих на канаве друг за другом трамвайных вагонов или троллейбусов при наличии проезда (прохода) между зонами | 3,0 |
Примечание. Расстояния между трамвайными вагонами или троллейбусами, а также между трамвайным вагоном или троллейбусом и стеной на зонах механизированной мойки, диагностики и подъемочных местах с домкратами следует принимать в зависимости от вида и габаритов оборудования этих зон, но не менее указанных в таблице.
Примечание. При камерной сушке подвижного состав помещения окрасочного отделения можно не разделять.
Примечание. Отдельное помещение для зарядки аккумуляторов допускается не предусматривать, если одновременно производится зарядка не более 10 аккумуляторов, и зарядка их выполняется в специальных шкафах с индивидуальным вентиляционным отсосом, включение которого сблокировано с зарядным устройством.
Примечание. Подземные аварийные резервуары для слива масла из указанных резервуаров не предусматриваются.
Примечание. Расчетную численность водителей следует устанавливать нормами технологического проектирования или технической частью проекта.
Примечания:
1. Помещения сортировки и подсчета денег при машинной обработке следует размещать изолировано.
2. Для депо мощностью более 150 единиц подвижного состава площадь помещений кассетной и сортировки денег следует принимать с коэффициентом 1,2.
3. Метод обслуживания пассажиров (кассовый или бескассовый) должен быть установлен заданием на проектирование.
Примечания:
1. Складские помещения должны быть оборудованы установками автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями СНиП 2.11.01-85.
2. Выбор установок автоматического пожаротушения определяется требованиями технологии и технико-экономическими обоснованиями.
Помещения депо | Группа производственных процессов | Расчетная температура воздуха, °С |
Моечно-уборочное отделение | IIа | 17 |
Диагностическое " | IIб | 15 |
Осмотровое | IIб | 15 |
Участок неплановых ремонтов (заявочных, случайных) | IIб | 15 |
Участок технического обслуживания (ТО-2) , в том числе с кантовкой тележек | IIб | 15 |
Мастерская цеха технического обслуживания (ЦТО) | IIа | 17 |
Аккумуляторная | IIб | 15 |
Мастерская ремонта касс | I | 19 |
Радиотехническая | I | 19 |
Кладовая ЦТО | - | 16 |
Кладовая уборочного инвентаря | - | 16 |
Контора ЦТО | I | 19 |
Помещение уборщиц | - | 16 |
Кузовное отделение | IIб | 15 |
Моечно-дефектовочное и разборочное отделение | IIб | 15 |
Столярное отделение | IIб | 15 |
Обойное " | IIб | 15 |
Малярное ", в том числе пост подготовки, сушки и окраски | IIб | 15 |
Краскоприготовительная | - | 15 |
Помещение отдыха маляров | - | 20 |
Слесарно-кузовное отделение | IIб | 15 |
Слесарно-сборочное " | IIб | 15 |
Пневматическое " с гидравлическим участком | IIб | 15 |
Редукторное отделение | IIб | 15 |
Участок ремонта токоприемников | IIб | 15 |
Электротехническое отделение | IIа | 17 |
Электроаппаратный участок | IIа | 17 |
Испытательная станция | IIб | 15 |
Пропиточно-сушильная и окраска деталей | IIб | 15 |
Кузнечно-рессорное отделение | IIб | 15 |
Электросварочная | IIб | 15 |
Механическое отделение | IIб | 15 |
Колесотокарное " | IIб | 15 |
Шиномонтажная | IIб | 15 |
Вулканизационная | III | 13 |
Кладовая колес (резины) | - | 8 |
Кладовая цеха плановых ремонтов (ЦПР) | - | 16 |
Кладовая лакокрасочных материалов | - | 10 |
Контора ЦПР и диспетчер по ремонту | - | 19 |
Промежуточная кладовая | - | 16 |
Мастерская отдела главного механика (ОГМ) | IIб | 15 |
Инструментальная | I | 19 |
Инструментально-раздаточная кладовая | I | 19 |
Компрессорная | IIб | 21 |
Маслораздаточная и кладовая масел | IIа | 17 |
Склад газовых баллонов | III | 13 |
Главная кладовая | - | 16 |
Участок технического обслуживания спецавтомашин | IIб | 15 |
Помещение водителей спецавтомашин | I | 19 |
Кладовая инструмента водителей | - | 16 |
" диагностического оборудования | - | 16 |
Кабинет начальника отдела сбора выручки | I | 19 |
Билетная касса | I | 19 |
Кассетная | I | 19 |
Помещение подсчета денег | I | 19 |
" сортировки денег | I | 19 |
" инкассаторов Госбанка | I | 19 |
Центральный тепловой пункт | IIа | 23 |
Бункерная | - | 5 |
Станция очистки промышленных стоков | - | 5 |
Комплектная трансформаторная станция | - | * |
Электрощитовая | - | * |
Станция автоматического пожаротушения | - | 5 |
Индивидуальный тепловой пункт | IIа | 23 |
Вентиляционные камеры (приточные и вытяжные) | - | 5 |
Уборные | - | 16 |
Насосные мойки | - | 5 |
Реагентное хозяйство | - | 5 |
Контрольная | I | 19 |
Проходная | I | 19 |
_____________
* Принимать в зависимости от рекомендаций заводов-изготовителей.