-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Нижегородской области

Решение от 26 ноября 2010 года

По делу № А43-23265/2010
    Решение
    Дело № А43-23265/2010
    9-592
    г. Н. Новгород 26 ноября 2010 года
    Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 26 ноября 2010 года.
    Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чепурных М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившихся в отказе в предоставлении земельных участков, расположенных на территориях г.Павлово, Балахнинского и Павловского районах Нижегородской области, в аренду ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 49 лет, обязать ответчика подготовить и направить в адрес заявителя проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков,
    при участии представителей:
    от заявителя: Коноваловой Н.В. по доверенности от 03.06.2010,
    от ответчика: Золотаревой И.А. по доверенности от 14.09.2010 №03/40,
    от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
    в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО «МРСК Центра и Приволжья» с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившихся в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0060321:23, 52:17:0070315:90, 52:17:0070308:90, 52:17:0040101:1, 52:17:0070308:91, 52:17:0030202:38, 52:34:04000003:9, 52:33:0000052:0015, 52:33:0000066:0013, 52:33:0000066:0014, 52:33:0000062:0010, 52:34:0900018:3, 52:33:0000054:0015, 52:34:03000004:10, 52:33:0600006:0011, 52:33:0000061:62, 52:34:0600004:5, 52:34:0600006:10, 52:34:0600016:0009, 52:34:0600023:8, 52:33:0000044:0013, 52:33:0000037:5, 52:33:0000050:0019, 52:34:0800027:2, 52:34:0700006:0024, 52:34:0600002:9, 52:33:0000054:13, 52:34:0600018:9, 52:34:0400035:3, 52:34:0600020:6, 52:33:0000045:8, 52:34:0300008:0022, 52:33:0000082:3, 52:33:0000033:0015, 52:33:0000042:59, расположенных на территориях г.Павлово, Балахнинского и Павловского районах Нижегородской области, в аренду ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 49 лет, обязать ответчика подготовить и направить в адрес заявителя проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков.
    Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2010 года из настоящего дела были выделены в отдельные производства требования заявителя относительно испрашиваемых заявителем земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0060321:23, 52:17:0070315:90, 52:17:0070308:90, 52:17:0040101:1, 52:17:0070308:91, 52:17:0030202:38, 52:34:04000003:9, 52:33:0000052:0015, 52:33:0000066:0013, 52:33:0000066:0014, 52:33:0000062:0010, 52:34:0900018:3, 52:33:0000054:0015, 52:34:03000004:10, 52:33:0000061:62, 52:34:0600004:5, 52:34:0600006:10, 52:34:0600016:0009, 52:34:0600023:8, 52:33:0000044:0013, 52:33:0000037:5, 52:33:0000050:0019, 52:34:0800027:2, 52:34:0700006:0024, 52:34:0600002:9, 52:33:0000054:13, 52:34:0600018:9, 52:34:0400035:3, 52:34:0600020:6, 52:33:0000045:8, 52:34:0300008:0022, 52:33:0000082:3, 52:33:0000033:0015, поэтому в данном деле рассматривается требование заявителя относительно земельного участка с кадастровым номером 52:33:0600006:0011.
    По мнению заявителя, действие ответчика является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку заявителем представлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении права на земельный участок (Приложение к приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 №370) и требование ответчика о предоставлении дополнительных документов является незаконным.
    Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области указал на необоснованность требования заявителя. По его мнению, при рассмотрении вопроса о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка выяснилось, что заявителем был представлен неполный комплект документов, прилагаемый к заявлению на приватизацию. В кадастровых паспортах отсутствовали сведения о расположенных на нем зданиях, сооружениях, строениях, что не позволяло идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, а также сделать вывод о наличии или отсутствии указанных объектов, принадлежащих третьим лицам. Кроме того, ответчик полагает, что к компетенции Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не отнесено принятие решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам. Решения о предоставлении таких земельных участков принимаются заинтересованным лицом лишь при наличии поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Ответчику не выдавалось поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом о предоставлении спорных земельных участков в аренду Обществу. Подробно доводы ответчика изложены в отзыве и поддержаны его представителем в судебных заседаниях.
    Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, отзыв либо иное письменное выражение позиции по делу не представило. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по правилам ст.123, ч.5 ст.156, ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению в силу следующего.
    Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.07.2008 серия 52-АВ № 485863 ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства, являющиеся объектами недвижимого имущества: закрытые трансформаторные подстанции (ЗТП), распределительные пункты электроэнергии (РП) и иные сооружения, расположенные в г.Павлово и Павловском районе Нижегородской области, включая ЗТП №2519. Указанное ЗТП №2519 расположено на земельном участке по адресу: Нижегородская область, Павловский район, г. Ворсма, ул. Прудная, у дома №1 с кадастровым номером 52:33:0600006:11, находящемся в федеральной собственности.
    Имея намерение оформить права на указанный земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 26.05.2010 ОАО «МРСК Центра и Приволжья» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с заявлением вх.№8247 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, приложив к нему полный пакет документов, соответствующий утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 №370, в том числе, и копию свидетельства о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним объекта недвижимости, принадлежащего ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 52:33:0600006:11; в отношении самого земельного участка заявителем была представлена соответствующая выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровый паспорт земельного участка.
    Однако, уполномоченный орган письмом от 28.06.2010 № АБ-07/10365 возвратил ОАО «МРСК Центра и Приволжья» комплект документов на доработку в связи с отсутствием в представленном кадастровом паспорте сведений о расположенном на земельном участке объекте недвижимости, указанном в заявлении, а также сведений о наличии или отсутствии на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.
    Полагая, что такое действие ответчика является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
    В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение Решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
    Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
    В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
    Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
    В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
    В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
    Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
    Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
    Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
    Таким образом, реализация права юридического лица на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен принадлежащий юридическому лицу объект недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя.
    Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (далее - Перечень).
    В месячный срок со дня поступления указанного заявления уполномоченный орган принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.
    В течение одного месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
    Из материалов данного дела усматривается, что заявитель при обращении к ответчику выполнил требования п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил полный комплект документов, предусмотренный вышеназванным Перечнем, а Территориальное правление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, в нарушение требований ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя, не приняло Решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка и не направило в его адрес проект договора аренды этого участка. Из кадастрового паспорта вполне определенно явствует, что спорный земельный участок образован (сформирован) под существующим объектом недвижимости.
    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, у ответчика не имелось законных оснований утверждать о некомплектности (недостоверности) представленных заявителем документов для предоставления спорных земельных участков в долгосрочную аренду и возвратить их заявителю без принятия решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
    Кроме того, исходя из площади испрашиваемого заявителем земельного участка и площади, занимаемой непосредственно объектом, ответчик мог сделать вывод об отсутствии на этом земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.
    В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
    В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
    В соответствии с пунктами 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
    Таким образом, именно собственник земельного участка должен знать, что располагается на его земельном участке и контролировать его использование.
    В ходе судебных заседаний ответчик настоятельно убеждал суд в том, что не отказывал заявителю, а возвратил документы для доработки.
    Вместе с тем, исходя из наступивших последствий, суд квалифицирует письмо ответчика от 28.06.2010 № АБ-07/10365 именно как отказ.
    Довод ответчика об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка судом отклоняется в силу следующего.
    В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», упомянутый федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
    Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
    Пунктами 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, предусмотрено осуществление Управлением Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации – Нижегородской области.
    Из содержания письма ответчика от 28.06.2010 №АБ-07/10365 следует, что ответчик рассматривал обращение Общества о предоставлении земельного участка именно как орган, уполномоченный на основании статей 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации разрешать вопрос о возможности предоставления спорного земельного участка заявителю, поскольку непосредственно указывал на необходимость «доработки документов» заявителем. Следовательно, отказ был совершен уполномоченным органом.
    Таким образом, действие ответчика, выразившееся в возврате заявления Общества и требования дополнительных документов, выраженных в письме от 28.06.2010 №АБ-07/10365, а также в непредоставлении в аренду заявителю земельного участка, является неправомерным, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленное требование следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
    Руководствуясь изложенным выше, а также положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, подготовки проекта договора аренды спорного земельного участка и направлении его заявителю.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    Признать незаконным действие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившееся в отказе в предоставлении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в аренду на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, Павловский район, г. Ворсма, ул. Прудная, у дома №1, с кадастровым номером 52:33:0600006:11 и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области подготовить проект договора аренды на 49 лет указанного земельного участка и направить его в адрес ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
    Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в пользу ОАО «МРСК Центра и Приволжья» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
    Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
    Возвратить ОАО «МРСК Центра и Приволжья» из федерального бюджета госпошлину 2000рублей как излишне уплаченную по платежному поручению №11658 от 07.09.2010 года. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
    Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
    Настоящее Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
    В таком же порядке Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
    Судья Сандова Е.М.