-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Мурманской области

Решение от 22 февраля 2011 года

По делу № А42-8287/2010
    Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049
    E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru
    http://murmansk.arbitr.ru/
    Решение
    город Мурманск Дело № А42-8287/2010
    22 февраля 2011 года
    Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2011, Решение в полном объеме изготовлено 22.02.2011.
    Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.
    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карачевой А.Е.
    рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Судебного департамента в Мурманской области
    заинтересованные лица: Совет депутатов г. Полярные Зори; Администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области
    о признании незаконным бездействия Администрации г. Полярные Зори, выразившегося в не направлении в Совет депутатов г. Полярные Зори предложения о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность помещений, используемых Полярнозоринским районным судом
    при участии в судебном заседании представителей:
    заявителя – Ковалева А.В., доверенность от 29.11.2010 № УСД-01/6543
    Совета депутатов г. Полярные Зори – Богдановой В.А., доверенность от 16.08.2010
    Администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией – Тимкиной Т.А., доверенность от 03.08.2010
    ТУ Росимущества в Мурманской области – не участвовал
    Управление Судебного департамента в Мурманской области (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным) о признании незаконным бездействия Администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией (далее – Администрация), выразившегося в не направлении в Совет депутатов г. Полярные Зори (далее – Совет) предложения о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность помещений по адресу: г. Полярные Зори, пр. Нивский, д. 11, 1 и 2 этажи здания (левое крыло) общей площадью 626,23кв.м, используемых Полярнозоринским районным судом, и обязании Администрации принять Решение о направлении в Совет предложений о передаче указанного помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность.
    В обоснование требований Управление указало на несоответствие оспариваемого бездействия пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), а также пункту 4 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Закон № 131-ФЗ).
    Считает, что Совет и Администрация до 01.01.2012 обязаны передать из муниципальной собственности в федеральную собственность помещения, в которых находится Полярнозоринский районный суд, Управлению Судебного департамента в Мурманской области.
    Администрация представила отзыв, в котором с требованием не согласилась, указав следующее:
    1.Положения пункта 4 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ не предусматривают обязанности муниципальных органов передать имущество в федеральную собственность.
    Порядок безвозмездной передачи муниципального имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов власти, определенный Законом № 122-ФЗ, предусматривает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу.
    2.Управлением не представлены доказательства наделения его новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления.
    При отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий, передача спорных помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ), изложенной в постановлении от 30.06.2006 № 8-П, определениях КС РФ от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007 № 828-О, а также позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ), изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7321/08, определениях ВАС РФ от 15.05.2009 № 5911/09, от 01.07.2009 № ВАС-7323/09.
    Совет представил письменный отзыв, в котором с требованием заявителя не согласился, указав на необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу; поддержал позицию Администрации.
    Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее – ТУ Росимущества в Мурманской области) представило отзыв, в котором с требованием заявителя согласилось, указав, что, в соответствии с положениями Закона № 122-ФЗ предложения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность направляются органами местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества.
    Полномочиями на принятие решения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность в соответствии со статьей 131 Устава муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией обладает Совет депутатов указанного муниципального образования.
    С учетом обстоятельств дела, на статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие ТУ Росимущества в Мурманской области, надлежащим образом извещенного арбитражным судом.
    В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзывах на заявление.
    Из материалов дела установлено.
    Постановлением Администрации от 17.03.2003 № 151 Управлению переданы в безвозмездное пользование помещения 2 этажа здания (левое крыло), расположенного по адресу: Мурманская область г. Полярные Зори, пр. Нивский, 11, общей площадью 3628 кв.м с 01.01.2003.
    02.06.2008 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Полярные Зори (Ссудодатель) и Управлением Судебного департамента в Мурманской области (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды), предметом которого является муниципальное имущество: 1 этаж здания (левое крыло), расположенное по адресу: г. Полярные Зори, пр. Нивский, д. 11, общей площадью 263,43кв.м, предназначенное для организации деятельности Полярнозоринского районного суда (пункты 1.2, 1.3 договора ссуды).
    17.08.2010 (исх. № УСД-05/4593) Управление, со ссылкой на положения Законов № 131-ФЗ и № 122-ФЗ, обратилось к Главе муниципального образования г. Полярные Зори с обращением о рассмотрении вопроса о передаче в федеральную собственность помещений общей площадью 626,23кв.м, расположенных по вышеуказанному адресу, и занимаемых Полярнозоринским районным судом, с последующим оформлением права оперативного управления на данные помещения Управлению Судебного департамента в Мурманской области.
    Аналогичное обращение Управление направило Председателю Совета депутатов г. Полярные Зори (от 17.08.2010 исх. № УСД-05/4594).
    Рассмотрев обращение Управления, письмом от 06.09.2010 № 2047 Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом сообщил о невозможности передачи используемого на праве безвозмездного пользования муниципального имущества в федеральную собственность. В обоснование сослался на положения части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ, а также указал, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом ранее направлялись на рассмотрение Совета депутатов г. Полярные Зори предложения о передаче муниципального имущества, используемого федеральными органами государственной власти в федеральную собственности, но данные предложения Советом были отклонены.
    Рассмотрев обращение Управления, письмом от 07.09.2010 № 178 Совет сообщил, что изменение формы собственности конкретных муниципальных объектов рассматриваются городским Советом депутатов по представлению администрацией города в установленном порядке. При этом указал, что органы местного самоуправления муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией, в рамках действующего законодательства, отказались от политики передачи муниципальных помещений в собственность федеральным и областным структурам, а также их использования на безвозмездной основе, поскольку это противоречит интересам населения муниципального образования при острой недостаточности бюджетных средств на Решение жизненно важных вопросов.
    Считая незаконным бездействие Администрации по направлению в Совет предложений о передачи из муниципальной собственности в федеральную собственность вышеуказанных помещений, используемых Полярнозоринским районным судом, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
    Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
    В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
    Из указанного следует, что с 01.01.2008 у органов местного самоуправления отсутствуют правовые основания для уменьшения имущественной массы городского округа посредством безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося с муниципальной собственности.
    До 01.01.2012 органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований (пункт 4 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ).
    Ссылка заявителя на положения пункта 4 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ не может быть принята.
    Предусмотренная указанной нормой обязанность органов местного самоуправления до 01.01.2012 осуществить отчуждение имущества в порядке приватизации, либо перепрофиилировать муниципальное имущество, не означает наличие у органов местного самоуправления безусловной обязанности до указанного срока совершить в отношении муниципального имущества (не соответствующего требованиям статьи 50 Закона № 131-ФЗ и не переданного в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 указанного Закона) иные действия, не предусмотренные пунктом 4 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ, в том числе обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность имущества, используемого государственным учреждением.
    Частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Из конституционно-правового смысла положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, изложенного в постановлении КС РФ от 30.06.2006 № 8-П и определениях от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007 № 829-О-П, следует, что права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества и при реализации процедуры разграничения государственной и муниципальной собственности путем осуществления безвозмездной передачи муниципального имущества в федеральную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации предполагается необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, достижения договоренности между передающей и принимающей сторонами и не допускается принудительное отчуждение имущества.
    Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как позволяющий принимать уполномоченному исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, решения в одностороннем порядке о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления.
    Довод Управления о том, что правовые положения, закрепленные в указанных постановлении и определении КС РФ, в данном случае применимы быть не могут, судом отклоняется, поскольку буквальное толкование данных положений свидетельствует о безусловном наличии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности.
    Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, поскольку абзацем 2 пункта 1 постановления КС РФ от 30.06.2006 № 8-П установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, выявленный в данном постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
    Из материалов дела следует, что Администрация возражает против передачи спорных помещений в федеральную собственность.
    Кроме того, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
    Согласно конституционно-правовому смыслу положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, изложенному в вышеуказанных актах КС РФ, передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154-ФЗ Закона № 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
    Следовательно, и передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями пункта 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
    Данная позиция нашла отражение и в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7321/08.
    Доказательств наделения в связи с принятием Закона № 131-ФЗ Управления Судебного департамента в Мурманской области новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, в нарушение статьи 65 АПК РФ, заявителем не представлено.
    Поскольку Управлением не представлены доказательства, подтверждающие факт наделения его новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, довод заявителя о том, что спорное помещение подлежит безвозмездной передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность в силу положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, является ошибочным.
    Ссылка заявителя на то, что сам по себе факт использования спорных помещений вышеназванным государственным учреждением, и невозможность нахождения указанного имущества в муниципальной собственности являются достаточным основанием для передачи имущества в федеральную собственность, противоречит отмеченному толкованию действующего законодательства, данному упомянутыми высшими судебными инстанциями.
    Согласно статье 154 Закона № 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу. Статья 154 названного Закона содержит прямой запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.
    Доказательств направления органом местного самоуправления соответствующего предложения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества, также не представлено.
    С учетом изложенного, оспариваемое бездействие Администрации не противоречит положениям части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, пункту 4 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ; оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется.
    Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    В удовлетворении требования Управления Судебного департамента в Мурманской области о признании незаконным бездействия Администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией, выразившегося в не направлении в Совет депутатов г. Полярные Зори предложения о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность помещений по адресу: г. Полярные Зори, пр. Нивский, д. 11, 1 и 2 этажи здания (левое крыло) общей площадью 626,23кв.м, используемых Полярнозоринским районным судом, и обязании Администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией принять Решение о направлении в Совет депутатов г. Полярные Зори предложений о передаче указанного помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность, отказать.
    Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
    Судья Л.Е. Беляева