от 9 июля 2004 г. Дело N А74-1394/04-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Гигель Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛСО", г. Абакан,
о признании незаконным решения Министерства здравоохранения Республики Хакасия об отказе в выдаче копии лицензии на аптечный пункт.
В судебном заседании принимали участие представители заявителя: Хисаева Н.А. дов. от 10.10.2003, Коровникова Н.Г. и Исакова М.М., представители Минздрава Республики Хакасия: Доценко О.Б., Башняк С.Л., Матвеева Ф.И.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 июня 2004 г.
Общество с ограниченной ответственностью "АЛСО" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства здравоохранения Республики Хакасия об отказе в выдаче копии лицензии на осуществление фармацевтический деятельности на аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 193.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования.
Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав Республики Хакасия) в отзыве на заявление, поддержанное представителями, требования не признало, полагая законным отказ в выдаче копии лицензии.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующее:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛСО" (далее - Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением Администрации города Черногорска от 22.12.1992 N 452, имеет лицензию Минздрава Республики Хакасия серия РХ-ФН Г 839795, регистрационный номер 00007/02/03 от 18.02.2003 на осуществление фармацевтической деятельности: розничная торговля лекарственными средствами, разрешенными к применению в Российской Федерации, за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых, входящих в списки I и II ПККН. В качестве адреса осуществления фармацевтической деятельности указана аптека готовых форм, расположенная в г. Абакане по ул. Дружбы народов, д. 4. Лицензия действительна до 18.02.2008.
10 декабря 2003 г. Общество обратилось в Минздрав Республики Хакасия с заявлением на получение лицензии для осуществления фармацевтической деятельности на территории Республики Хакасия. В приложении к заявлению Общество указало свою просьбу выдать копию уже имевшейся у него лицензии на аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 193.
20 января 2004 г. указанное заявление было рассмотрено на заседании Комиссии по лицензированию фармацевтической деятельности при Минздраве Республики Хакасия, которая приняла решение об отказе в выдаче копии лицензии. Письмом от 23.01.2004 исх. N 406-07 Первый заместитель Минздрава Республики Хакасия Артеменко Г.П. сообщил о принятом решении директору Общества Хисаеву Р.М.
В качестве основания отказа в письме указано несоответствие помещения аптечного пункта нормативам площадей, установленных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003.
В судебном заседании представители Минздрава Республики Хакасия пояснили, что при принятии решения Комиссия по лицензированию руководствовалась данными фармацевтического обследования, проведенного 14.01.2004 членами Комиссии в соответствии с приказом Первого заместителя Минздрава Республики Хакасия от 23.12.2003 N 292.
Согласно акту обследования общая площадь помещения аптечного пункта составляет 41,6 кв. м, в том числе торговый зал - 31,3 кв. м, помещение для персонала - 4 кв. м, отсутствует место для руководителя, помещение для приема товара и его хранения.
Кроме того, указано на несоответствие вывески на помещении виду аптечного учреждения - "Аптека" вместо полагающейся "Аптечный пункт", отсутствие вывески на хакасском языке.
Как следует из протокола заседания Комиссии по лицензированию от 20.01.2004, перечисленные обстоятельства учтены Комиссией по лицензированию при принятии решения об отказе в выдаче копии лицензии.
Общество оспаривает принятое Комиссией решение, полагая, что оно не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона "О лекарственных средствах", Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации N 460 от 23.09.2003, препятствует законной предпринимательской деятельности Общества.
Общество полагает, что его заявление о выдаче копии лицензии на аптечный пункт должно было быть рассмотрено Комиссией по лицензированию в течение 10 дней со дня его получения, как это предусмотрено статьей 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", при принятии решения Комиссия должна была исходить из нормативов площадей, установленных Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", который утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003 .
Оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения Министерства об отказе в выдаче копии лицензии незаконным.
При этом арбитражный суд руководствуется следующим.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 N 489. Пунктом 3 Положения установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство передало по соглашению с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности. В соответствии с установленным Положением порядком для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган установленные пунктом 5 документы, лицензирующий орган вправе проводить проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Согласно пункту 11 Положения при наличии у лицензиата территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, одновременно с лицензией выдаются ее копии по числу указанных подразделений и объектов, заверенные лицензирующим органом.
Буквальное толкование содержания пункта 11 позволяет арбитражному суду заключить, что речь идет о выдаче копий лицензии при решении вопроса об оформлении самой лицензии. При этом действующее Положение о фармацевтической деятельности не предусматривает порядка оформления копий лицензии в случае создания лицензиатом дополнительных обособленных подразделений и объектов после выдачи лицензии.
Арбитражным судом установлено, что фактически лицензирующие органы практикуют оформление копий лицензии по мере создания подразделений и обращения лицензиата в лицензирующий орган с соответствующими заявлениями. При этом лицензирующий орган производит проверку соответствия новых подразделений и объектов лицензионным требованиям и условиям и отказывает в выдаче копий, если установлено несоответствие лицензионным условиям.
Арбитражный суд полагает, что такая практика не противоречит как положениям Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, так и природе лицензионных правоотношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Соответственно, лицензирующий орган при решении вопроса о выдаче лицензии вправе провести проверку каждого объекта, на котором планируется осуществление лицензируемой деятельности, на предмет соответствия его лицензионным требованиям и условиям и в зависимости от результата проверки решить вопрос о выдаче лицензии или отказе в ее оформлении.
Арбитражный суд полагает, что при решении вопроса о выдаче копии лицензии в процессе осуществления лицензируемой деятельности лицензирующий орган не может быть лишен возможности действовать аналогичным образом.
Согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам, а также оснащенных оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности; б) соблюдение требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации объектов и помещений, используемых для осуществления фармацевтической деятельности; в) соблюдение правил хранения и обращения с лекарственными средствами с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также с лекарственными средствами, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами; г) обеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации и изготовлении; д) соблюдение правил оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, а также правил изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях; е) руководители организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, работа которых непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, должны иметь высшее фармацевтическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и сертификат специалиста;
специалисты аптечных учреждений, занятые непосредственно изготовлением, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
специалисты организаций оптовой торговли лекарственными средствами, непосредственно осуществляющие прием, хранение и отпуск лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; ж) повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
Общество полагает, что все вышеперечисленные условия им выполняются. Помещение, предназначенное для продажи лекарственных средств в аптечном пункте по адресу г. Абакан, ул. Пушкина, д. 193, соответствует санитарным правилам, о чем свидетельствует санитарно-эпидемиологическое заключение Главного санитарного врача по Республике Хакасия от 09.12.2003, оснащено оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности. Других требований к помещению, по мнению представителей Общества, Положение о лицензировании фармацевтической деятельности не содержит.
В решении об отказе в выдаче копии лицензии отсутствует указание на конкретное нарушение условий лицензирования со ссылкой на норму пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представители Министерства здравоохранения Республики Хакасия уточнили, что несоответствие помещения аптечного пункта требованиям ОСТа 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" свидетельствует о несоблюдении Обществом правил розничной торговли лекарственными средствами, а также необеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении и реализации. Необходимость соблюдения указанных лицензионных условий предусмотрена подпунктами "г" и "д" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Арбитражный суд полагает обоснованной ссылку Министерства здравоохранения на несоблюдение Обществом подпункта "д" пункта 4 Положения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации (раздел II пункт 5), одной из основных задач Министерства здравоохранения Российской Федерации является организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. В соответствии с возложенной на него задачей Министерство здравоохранения Российской Федерации разрабатывает и утверждает отраслевые стандарты в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003 был утвержден Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003).
Согласно пункту 2.5 ОСТа (раздел II Общие положения) аптечные организации могут быть представлены аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками, аптечными магазинами. Пунктом 3.3 ОСТа предусмотрено, что аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин".
Как следует из акта обследования помещения аптечного пункта, вывеска на помещении аптечного пункта не соответствует виду аптечной организации. Кроме того, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Хакасия N 11 от 20.10.1992 "О языках народов Республики Хакасия" государственными языками Республики Хакасия являются русский и хакасский языки. Между тем, вывеска с наименованием вида аптечной организации на хакасском языке на помещении аптечного пункта на момент проведения лицензирующим органом обследования отсутствовала.
Согласно пункту 2.8 ОСТа аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качеств и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
Пунктом 3.5 указанного ОСТа (раздел III Помещения и оборудование аптечных организаций) предусмотрено, что состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации должны соответствовать объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности и действующим нормативам, обеспечивающим качество и безопасность лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечной организации. При этом в пункте имеется ссылка на приложение к стандарту.
Приложением к ОСТу (пункт 5) установлен минимальный норматив площадей аптечных пунктов без права изготовления лекарственных препаратов, расположенных в городах, - общая площадь - 70 кв. м, торговый зал - 38 кв. м, помещения хранения - 10 кв. м, помещения приемки, распаковки - 4 кв. м, помещения персонала с местом для руководителя - 10 кв. м, помещение для хранения хоз. инвентаря (шкаф) - 2 кв. м, гардеробная - 4 кв. м, санузел - 2 кв. м.
Помещение аптечного пункта Общества не соответствует указанным нормативам по площадям и составу помещений.
Следовательно, использование указанного помещения для осуществления фармацевтической деятельности приведет к нарушению установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.
Арбитражный суд полагает, что данное нарушение может быть квалифицировано как нарушение правил розничной продажи лекарственных средств в том смысле, какой придается данному термину пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, и является нарушением лицензионных требований.
Понятие "отпуск лекарственных средств" в сочетании с термином "реализация", используемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в наименовании ОСТа 91500.05.0007-2003, по мнению арбитражного суда, включает в себя понятие "розничная продажа лекарственных средств".
Об этом свидетельствует анализ содержания ряда правовых норм.
Так, в пункте 2 статьи 32 Федерального закона N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" при установлении условий отпуска лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта применяется термин "продажа": лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты, лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.
Понятие фармацевтической деятельности, которое дано в статье 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 22.06.1998 "О лекарственных средствах" подразумевает под собой деятельность, осуществляемую предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающую оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств. Таким образом, "отпуск лекарственных средств" как самостоятельный подвид фармацевтической деятельности не рассматривается.
Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" установлено, что виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Подпунктом 2 пункта 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации последнему предоставлено право разрабатывать и утверждать правила оптовой торговли лекарственными средствами и правила отпуска лекарственных средств. ОСТ 91500.05.0007-2003 разработан и утвержден Минздравом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Довод Общества о том, что правила розничной продажи лекарственных средств указанным ОСТом не регламентируются, признан арбитражным судом несостоятельным.
Установленные ОСТом условия и порядок отпуска лекарственных средств населению на возмездной основе по своему смыслу и содержанию являются правилами розничной продажи лекарственных средств.
Довод Общества о том, что ОСТ, утвержденный приказом Минздрава России N 80 от 04.03.2003, не подлежит применению в связи с введением в действие Федерального закона "О техническом регулировании", признан арбитражным судом несостоятельным.
Приказ Минздрава России N 80 издан до введения указанного Закона, в период, когда Минздрав имел полномочия на утверждение стандартов в области здравоохранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Представители Минздрава Республики Хакасия полагают, что требование наличия у аптечной организации помещений определенной площади имеет целью гарантировать целостность и качество лекарственных средств, сводя к минимуму риск ошибочного отпуска лекарственных средств, необходимость обеспечения пространства, а именно: должных условий для хранения, отпуска и распространения медикаментов (включая меры безопасности).
Вопрос о соответствии положений ОСТа действующему законодательству являлся предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. Решением от 11.09.2003 N ГКПИ 03-607 Верховный Суд Российской Федерации отказал в признании недействующими пунктов 3.1, 3.2, 3.5, ч. 2 п. 3.10 ОСТа и пунктов 1, 5, 10 и 11 приложения к нему, констатировав законность утверждения Минздравом Российской Федерации данных норм и их соответствие положениям Федерального закона "О лекарственных средствах".
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2003 N КАС 03-523 вышеназванное решение оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции указал, что необходимость установления специальных требований к помещениям, в том числе определенных минимальных нормативов их площади, обусловлена спецификой деятельности аптечных организаций и вытекает из положений пункта 2 статьи 6 действовавшего на время принятия оспариваемого ОСТа Закона Российской Федерации "О стандартизации", статьи 11 действующего в настоящее время Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", а также из Руководства по разработке и внедрению стандартов по проекту "Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах", разработанного Всемирной организацией по фармации в ННГ совместно с сотрудничающим Центром ВОРЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики.
Кроме того, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отметила, что установленные оспариваемым нормативным правовым актом стандарты имеют целью повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, поскольку направлены на предупреждение порчи лекарственных средств в результате нарушения условий их изготовления и хранения и на предотвращение реализации некачественных лекарственных средств гражданам и организациям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд полагает невозможными иные выводы относительно законности ОСТа 91500.05.0007-2003.
Позиция МАП Российской Федерации, изложенная в определении от 24.10.2003 N СД/13484, не может быть принята во внимание арбитражным судом, поскольку она противоречит судебным актам Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, указанным определением МАП России прекратило производство по антимонопольному делу, не рассмотрев его по существу заявленных требований.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу, что Министерство здравоохранения Республики Хакасия при решении вопроса о выдаче Обществу копии лицензии на аптечный пункт правомерно руководствовалось ОСТом 91500.05.0007-2003, в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003.
Арбитражным судом признан несостоятельным довод Общества о том, что лицензирующий орган должен был применить нормативы, установленные ОСТом 91500.05.0007-2003, в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 460 от 23.09.2003, предусматривающей меньшие нормативы площадей помещений аптечных учреждений, поскольку на момент подачи Обществом заявления о выдаче копии лицензии действовала данная редакция приказа.
Действительно, до 1 января 2004 г. действовал ОСТ 91500.05.0007-2003, в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 460 от 23.09.2003, предусматривающий минимальный норматив площадей аптечных пунктов без права изготовления лекарственных препаратов и расположенных в населенных пунктах с числом жителей более 10 тысяч человек - 39 кв. м (общая площадь), 24 кв. м (производственные помещения), 13 (административно-хозяйственные помещения), 2 кв. м (санитарно-бытовые помещения). Помещение аптечного пункта по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 193, соответствовало указанным нормативам по составу помещений и по основным показателям площадей - общей площади и площади производственных помещений.
Вместе с тем, вопрос о выдаче копии лицензии рассматривался на заседании Лицензионной комиссии 20.01.2004, когда в связи с отменой приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 460 от 23.09.2003 (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 598 от 17.12.2003) вышеназванные нормативы уже не действовали. Не действовали они и 14 января 2004 г. - на момент проведения Лицензионной комиссией обследования помещения аптечного пункта с целью проверки его соответствия лицензионным требованиям и условиям.
Задачей лицензирующего органа является установление соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям с целью осуществления в будущем лицензируемой деятельности в соответствии с указанными условиями и требованиями.
С учетом этого обстоятельства арбитражный суд полагает, что лицензирующий орган правомерно руководствовался при принятии решения по вопросу о выдаче копии лицензии действующим нормативным правовым актом Министерства здравоохранения.
Арбитражный суд не согласился с доводом заявителя о том, что Министерством здравоохранения Республики Хакасия был нарушен срок для принятия решения по заявлению Общества, который, по мнению его представителей, составляет 10 дней с момента поступления заявления.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривают ни порядка принятия решения о выдаче копии лицензии, ни сроков его принятия. Положением установлен лишь срок для принятия решения по заявлениям о выдаче лицензии - 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами (пункт 8 Положения).
Кроме того, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен срок для переоформления лицензии и принятия решения о продлении лицензии - 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. Арбитражный суд полагает неверным утверждение заявителя о возможности применения последнего срока. Основания для обращения в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии или о продлении срока действия лицензии не аналогичны основаниям для выдачи копии лицензии.
Учитывая однородность вопросов, которые решаются лицензирующим органом при оформлении лицензии и при выдаче ее копий на новые объекты, необходимость проведения обследования данного объекта, арбитражный суд считает приемлемым применение по аналогии сроков, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности для рассмотрения заявления соискателя лицензии. Решение лицензирующего органа об отказе в выдаче Обществу копии лицензии принято в пределах указанного 60-дневного срока.
Арбитражный суд не находит оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим положениям Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным, наделенным функциями или правами указанных органов власти, органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Решение Минздрава Республики Хакасия об отказе в выдаче копии лицензии на аптечный пункт принято на основании и во исполнение приказа Минздрава Российской Федерации N 80 от 04.03.2003 и Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. Указанный приказ и утвержденный им Отраслевой стандарт не признаны недействующими Верховным Судом Российской Федерации в связи с его несоответствием Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что решение Министерства здравоохранения Республики Хакасия принято в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, не нарушает прав и законных интересов Общества. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания указанного решения незаконным у арбитражного суда не имеется.
Госпошлина по настоящему спору составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Общество.
Поскольку госпошлина была в полном объеме уплачена Обществом при подаче заявления, ее взыскание не производится.
Руководствуясь статьями 110, 169 - 170, частью 2 статьи 176, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "АЛСО", г. Абакан, в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 23 января 2004 г. исх. N 406-07 об отказе в выдаче копии лицензии на аптечный пункт в силу их несоответствия положениям Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона "О техническом регулировании", Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 489 от 01.07.2002.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.В.ГИГЕЛЬ