от 18 июля 2005 г. Дело N А74-1810/2005-К2
Резолютивная часть решения объявлена 8 июля 2005 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод", г. Саяногорск,
к Хакасской таможне, Абакан,
о признании недействительным ненормативного правового акта от 2 февраля 2005 года N 05-03/287.
В судебном заседании принимали участие представители:
Открытого акционерного общества "Саяногорский Алюминиевый Завод":
Рыбец О.В., доверенность от 08.02.2005 N 19 АА 130313.
Хакасской таможни:
Потапова М.В., доверенность от 11.01.2005 N 21-01/19.
Открытое акционерное общество "Саяногорский Алюминиевый Завод", город Саяногорск (далее - ОАО "САЗ"), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Хакасской таможни в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 528984 рублей 59 копеек, в том числе 188626 рублей 31 копейку - по заявлению от 17.01.2005 N 34/1-16, 222386 рублей 67 копеек - по заявлению от 17.01.2005 N 34/1-17, 117971 рублей 61 копейку - по заявлению от 17.01.2005 N 34/1-18, выраженного в письме от 2 февраля 2005 года N 05-03/287.
В судебном заседании представитель ОАО "САЗ" поддержал заявленное требование, пояснив, что излишняя уплата таможенных платежей (сборов) произошла в результате корректировки таможенной стоимости, которая в декларации указана предварительно в соответствии с контрактами на переработку алюминия. Корректировка осуществлялась в целях определения окончательной стоимости товара, вывозимого за пределы Российской Федерации в режиме переработки на таможенной территории с применением периодического декларирования. Представитель ОАО "САЗ" считает, что после завершения отгрузки в течение месяца всех товарных партий, представления сведений о фактически отгруженном алюминии, корректировки таможенной стоимости, о чем в периодической таможенной декларации делается отметка, декларант вправе обратиться с заявлением о возврате, зачете излишне уплаченных сборов согласно действующему таможенному законодательству.
Заявитель возразил против применения ограничений, установленных пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, так как сведения, влияющие на величину сборов за таможенное оформление, корректировались после принятия таможенной декларации, но не в ходе проверки, а в порядке пункта 5 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель полагает, что пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенный в действие с 01.01.2005, не может быть применен к спорным взаимоотношениям, поскольку правоотношения возникли до внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, а именно в 2004 году в момент подачи периодической таможенной декларации. В 2004 году действующее законодательство не запрещало таможенным органам производить возврат, зачет излишне уплаченных таможенных сборов на основании представленного заявления.
Представитель Хакасской таможни заявленное требование не признала, пояснив, что корректировка сведений, касающихся таможенной стоимости продукции (алюминия), таможенным органом принята, однако возврат излишне уплаченных сумм сборов не произведен с указанием на то обстоятельство, что в вышестоящий таможенный орган направлен запрос о применении статьи 357 Таможенного кодекса Российской Федерации. По существу заявленного требования пояснила, что согласно пункту 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации сумма таможенных сборов, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, не возвращается и дополнительно не взыскивается в случае, если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление. Поскольку при представлении формы корректировки грузовой таможенной декларации такие сведения изменились, то оснований для рассмотрения заявления декларанта положительно не имеется. С доводами заявителя о том, что при представлении декларантом дополнительных документов и сведений, в частности, при корректировке таможенной стоимости, проверка не проводится, а заканчивается в момент проверки представления декларации, представитель таможенного органа не согласилась. При этом указала, что завершение проверки документов и сведений, заявленных в декларации, при периодическом декларировании заканчивается после подачи формы корректировки к ГТД путем сопоставления сведений, содержащихся в декларации и в форме корректировки.
Арбитражный суд установил: 01.02.2003 ОАО "САЗ" заключило контракт N 1195/3-620-2003-12, 01.12.2003 ОАО "САЗ" заключило контракты N 1195/3-620-2004-18, N 1195/3-620-2004-19 с иностранной фирмой на переработку продукции (глинозем металлургический, кокс нефтяной прокаленный, кремний) в сплавы алюминиевые.
12.05.2003, 30.12.2003 заявителем в Хакасской таможне получены лицензии N 10604/120503/510003, N 10604/301203/510010, N 10604/301203/510009 на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации.
Платежными поручениями от 04.10.2004 N 000758, от 18.10.2004 N 000859 ОАО "САЗ" в счет авансовых платежей за таможенное оформление экспортных и импортных грузов перечислило на специальный счет Хакасской таможни 6000000 рублей, 8515864 рубля 60 копеек соответственно.
Во исполнение вышеуказанных контрактов заявителем представлены грузовые таможенные декларации с указанием в графе 44 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" сумм сборов, подлежащих уплате:
по контракту N 1195/3-620-2003-12: - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001673 (сумма сборов 140079 рублей 76 копеек, 70039 рублей 88 копеек); - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001674 (сумма сборов 262649 рублей 55 копеек, 131324 рубля 77 копеек); - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001675 (сумма сборов 67979 рублей 88 копеек, 33989 рублей 94 копейки); - 04.11.2004 - N 10604020/041104/0001726 (сумма сборов 26274 рубля 27 копеек, 13137 рублей 13 копеек); - 05.11.2004 - N 10604020/051104/0001728 (сумма сборов 67965 рублей 94 копейки, 33982 рубля 97 копеек); - 23.11.2004 - N 10604020/231104/0001798 (сумма сборов 6943 рубля 10 копеек, 3471 рубль 55 копеек);
по контракту N 1195/3-620-2004-18: - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001676 (сумма сборов 143688 рублей 01 копейка, 74344 рубля 01 копейка); - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001677 (сумма сборов 27879 рублей, 13939 рублей 50 копеек); - 29.10.2004 - N 10604020/291004/0001707 (сумма сборов 33080 рублей 66 копеек, 16540 рублей 33 копейки); - 29.10.2004 - N 10604020/291004/0001709 (сумма сборов 18043 рубля 99 копеек, 9022 рубля); - 03.11.2004 - N 10604020/031104/0001720 (сумма сборов 61348 рублей 51 копейка, 30674 рубля 26 копеек); - 23.11.2004 - N 10604020/231104/0001800 (сумма сборов 3684 рубля 89 копеек, 1842 рубля 44 копейки);
по контракту N 1195/3-620-2004-19: - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001672 (сумма сборов 254334 рубля 76 копеек, 127167 рублей 38 копеек); - 27.10.2004 - N 10604020/271004/0001678 (сумма сборов 29346 рублей 32 копейки, 14673 рубля 16 копеек); - 27.10.2004 - N 10604020/291004/0001679 (сумма сборов 19564 рубля 21 копейка, 9782 рубля 11 копеек); - 29.10.2004 - N 10604020/291004/0001708 (сумма сборов 44318 рублей 58 копеек, 22159 рублей 29 копеек); - 29.10.2004 - N 10604020/291004/0001710 (сумма сборов 56981 рубль 03 копейки, 28490 рублей 52 копейки); - 02.11.2004 - N 10604020/021104/0001718 (сумма сборов 632 рубля 83 копейки, 316 рублей 42 копейки); - 04.11.2004 - N 10604020/041104/0001724 (сумма сборов 19571 рубль 15 копеек, 9785 рублей 57 копеек); - 04.11.2004 - N 10604020/041104/0001725 (сумма сборов 97855 рублей 74 копейки, 48927 рублей 87 копеек); - 17.11.2004 - N 10604020/171104/0001763 (сумма сборов 11704 рубля 79 копеек, 5852 рубля 39 копеек).
В указанных декларациях в соответствии с порядком, определенным в пункте 4 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункте 13 "Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.06.2004 (действовавшей до 01.01.2005), ОАО "САЗ" распорядилось об использовании авансовых платежей в качестве оплаты сборов в сумме 188626 рублей 31 копейки, 117971 рубль 61 копейки, 222386 рублей 67 копеек соответственно (Графа 44 "Исчисление таможенных пошлин и сборов").
После представления формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, заключений Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия ОАО "САЗ" 17.01.2005 обратилось в Хакасскую таможню с заявлениями N 34/1-16, N 34/1-17, N 34/1-18 о проведении корректировки таможенной стоимости алюминия, отправленного по вышеназванным контрактам, и по результатам корректировки о зачете в счет будущих платежей излишне уплаченных сборов в сумме 528984 рублей 59 копеек, составляющих:
по контракту N 1195/3-620-2003-12 - 188626 рублей 31 копейка, в том числе: - 101109 рублей 93 копейки - по таможенной декларации N 10604020/271004/0001673;
+7626 - N 10604020/271004/0001674; - 58986 рублей 27 копеек - N 10604020/271004/0001675; - 8456 рублей 70 копеек - N 10604020/041104/0001726; - 28531 рубль 92 копейки - N 10604020/051104/0001728;
+ 831 рубль 93 копейки - N 10604020/231104/0001798;
по контракту N 1195/3-620-2004-18 - 117971 рубль 61 копейка: - 67250 рублей 56 копеек - N 10604020/271004/0001676; - 26475 рублей 33 копейки - N 10604020/271004/0001677; - 7461 рубль 33 копейки - N 10604020/291004/0001707; - 10809 рублей 71 копейка - N 10604020/291004/0001709; - 5233 рубля 69 копеек - N 10604020/031104/0001720; - 740 рублей 99 копеек - N 10604020/231104/0001800;
по контракту N 1195-620-2004-19 - 222386 рублей 67 копеек, в том числе: - 82434 рубля 83 копейки - N 10604020/271004/0001672; - 3995 рублей 71 копейка - N 10604020/271004/0001678; - 23440 рублей 50 копеек - N 10604020/291004/0001679; - 8987 рублей 49 копеек - N 10604020/291004/0001708; - 32808 рублей 37 копеек - N 10604020/291004/0001710; - 85 рублей 43 копейки - N 10604020/021104/0001718; - 6006 рублей 14 копеек - N 10604020/041104/0001724; - 63258 рублей 87 копеек - N 10604020/041104/0001725; - 1369 рублей 33 копейки - N 10604020/171104/0001763.
Учитывая, что с 01.01.2005 внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации (глава 33 Таможенные сборы), Хакасская таможня письмом от 02.02.2005 N 05-03/287 сообщила о проведенной корректировке таможенной стоимости алюминия без перерасчета сумм сборов за таможенное оформление, отказав ОАО "САЗ" в зачете излишне уплаченных сборов за таможенное оформление.
В связи с названным обстоятельством ОАО "САЗ" обратилось с заявлением о признании незаконным отказа таможенного органа по зачету излишне уплаченных таможенных платежей (сборов).
Арбитражный суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает требование ОАО "САЗ" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 136 Таможенного кодекса Российской Федерации при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации (периодической) на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.
Статья 124 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет, что декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, которые, в свою очередь, должны сопровождаться представлением документов, подтверждающих заявленные сведения. Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации (п. 1, п. 5 статьи 131 Кодекса).
При периодическом декларировании декларант представляет одну таможенную декларацию на весь вывозимый в течение определенного времени товар, в которой содержатся плановые цифры о количестве товара, примерное описание характеристик товара, а уточняются после фактического его вывоза путем представления формы корректировки к грузовой таможенной декларации в порядке, предусмотренном пунктом 15 Инструкции "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", утвержденной приказом Государственного Таможенного Комитета России от 21.08.2003 N 915. С указанной формой также представляются дополнительные документы, подтверждающие заявленные сведения, подлежащие проверке таможенным органом.
Учитывая, что изменяемые сведения, вносимые в форму корректировки грузовой таможенной декларации согласно пункту 15 Инструкции Государственного Таможенного Комитета России от 21.08.2003 N 915 являются неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации, арбитражный суд пришел к выводу, что при периодическом декларировании такая форма таможенного контроля, как проверка, начинается в момент подачи грузовой таможенной декларации и заканчивается представлением формы корректировки ГТК и сопровождающих документов и проверки всех заявленных в ней сведений, то есть носит длящийся характер.
Из материалов дела следует, что ОАО "САЗ" производило вывоз товара в режиме "Переработка на таможенной территории" с применением периодического декларирования.
Декларации, перечисленные выше, были поданы в октябре - ноябре 2004 года.
Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ в Таможенный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся таможенных сборов, в частности, введена в действие с 01.01.2005 глава 33.1 "Таможенные сборы", регулирующая порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов.
Пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Пункт 15 Инструкции "О взимании таможенных сборов за таможенное оформление", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 07.06.2004 N 640 (действовавшей до 01.01.2005), позволял таможенному органу производить возврат таможенных сборов в соответствии с правилами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года для таможенных пошлин.
Согласно статье 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили средства. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Анализ норм Таможенного кодекса Российской Федерации и названной Инструкции в части осуществления возврата (зачета) таможенных сборов и условий возврата позволяет сделать вывод, что пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2005, значительно ухудшает положение декларанта, поскольку до 01.01.2005 излишне уплаченная сумма таможенных сборов возвращалась без ограничений при соблюдении плательщиком установленного порядка.
Исходя из общего смысла статей 54, 57 Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение лиц, их исполняющих, обратной силы не имеют.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Учитывая, что таможенные декларации представлены ОАО "САЗ" в октябре - ноябре 2004 года, ограничения, введенные в действие статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации с 01.01.2005, не распространяются на спорные правоотношения, следовательно, отказ Хакасской таможни по зачету излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих платежей в размере 528984 рублей 59 копеек, составляющих:
по заявлению от 17 января 2005 года N 34/1-16 - 188626 рублей 31 копейку, в том числе: - 101109 рублей 93 копейки - по таможенной декларации N 10604020/271004/0001673;
+7626 - N 10604020/271004/0001674; - 58986 рублей 27 копеек - N 10604020/271004/0001675; - 8456 рублей 70 копеек - N 10604020/041104/0001726; - 28531 рубль 92 копейки - N 10604020/051104/0001728;
+ 831 рубль 93 копейки - N 10604020/231104/0001798;
по заявлению от 17 января 2005 года N 34/1-17 - 222386 рублей 67 копеек, в том числе: - 82434 рубля 83 копейки - N 10604020/271004/0001672; - 3995 рублей 71 копейка - N 10604020/271004/0001678; - 23440 рублей 50 копеек - N 10604020/291004/0001679; - 8987 рублей 49 копеек - N 10604020/291004/0001708; - 32808 рублей 37 копеек - N 10604020/291004/0001710; - 85 рублей 43 копейки - N 10604020/021104/0001718; - 6006 рублей 14 копеек - N 10604020/041104/0001724; - 63258 рублей 87 копеек - N 10604020/041104/0001725; - 1369 рублей 33 копейки - N 10604020/171104/0001763;
по заявлению от 17 января 2005 года N 34/1-18 - 117971 рубль 61 копейка: - 67250 рублей 56 копеек - N 10604020/271004/0001676; - 26475 рублей 33 копейки - N 10604020/271004/0001677; - 7461 рубль 33 копейки - N 10604020/291004/0001707; - 10809 рублей 71 копейка - N 10604020/291004/0001709; - 5233 рубля 69 копеек - N 10604020/031104/0001720; - 740 рублей 99 копеек - N 10604020/231104/0001800, является незаконным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Государственная пошлина согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 2000 рублей 00 копеек. В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на Хакасскую таможню.
При обращении с заявлением ОАО "САЗ" произвело уплату государственной пошлины в размере 2000 рублей, в связи с чем согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 304 от 6 мая 2005 года, подлинник которого остается в деле. Выдать справку.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с Хакасской таможни по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Заявление Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод", город Саяногорск, удовлетворить.
Признать отказ Хакасской таможни, город Абакан, в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 528984 рублей 59 копеек, в том числе 188626 рублей 31 копейку - по заявлению от 17.01.2005 N 34/1-16, 222386 рублей 67 копеек - по заявлению от 17.01.2005 N 34/1-17, 117971 рублей 61 копейки - по заявлению от 17.01.2005 N 34/1-18, выраженный в письме от 2 февраля 2005 года N 05-03/287, незаконным в связи с несоответствием статьям 54, 57 Конституции Российской Федерации, статьям 4, 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации. 2.Обязать Хакасскую таможню, город Абакан, в месячный срок со дня принятия решения рассмотреть заявления Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод" от 17 января 2005 года N 34/1-16 о зачете в счет будущих платежей 188626 рублей 31 копейки, от 17 января 2005 года N 34/1-17 о зачете таможенных сборов в счет будущих платежей в сумме 222386 рублей 67 копеек, от 17 января 2005 года N 34/1-18 о зачете таможенных сборов в счет будущих платежей в сумме 117971 рубля 61 копейки. 3.Предложить Хакасской таможне, город Абакан, сообщить арбитражному суду об исполнении настоящего решения. 4.Возвратить Открытому акционерному обществу "Саяногорский алюминиевый завод", город Саяногорск, государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 304 от 6 мая 2005 года, подлинник которого остается в деле. Выдать справку. 6.Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Ю.В.ХАБИБУЛИНА