Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 19 сентября 2007 года № А47-5786/2007АК-29

    (Извлечение)
    При рассмотрении дела Арбитражный суд
    в результате проверки состояния наружной рекламы на территории г. Оренбурга 23 марта 2007 г. сотрудниками УФАС Оренбургской области установлено, что по адресу: г. Оренбург ул. Расковой, 10 "А" на внешней стене здания, в котором расположен магазин "Винный мир", размещено панно. Данное панно содержит следующую визуально-графическую и текстовую информацию: на заднем плане панно изображены полки с винными бочками, в левой части рекламного панно полки с бочками перекрывают виноградные листья и виноградные ягоды. На переднем плане панно сверху размещен текст, выполненный крупным шрифтом, выделенный курсивом, следующего содержания: - "Истина в вине, если вино истинное". По центру панно, на переднем плане размещен текст, выполненный более крупным шрифтом, выделенный курсивом, следующего содержания: - "Винный мир". В нижней части панно, на переднем плане размещен текст, выполненный крупным шрифтом, выделенный курсивом, следующего содержания: - "Только истинные вина".
    Проверкой так же установлено, что в соответствии с Паспортом согласования наружной рекламы (рекламное панно с внешней подсветкой), согласованным начальником Управления по наружной рекламе и художественному оформлению г. Оренбурга; разрешением N 2-2123(р) 10695 на установку рекламной конструкции на территории города Оренбурга; актом приема-передачи от 01.06.2006 рекламораспространителем данной наружной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью "Винный мир".
    4 апреля 2007 г. возбуждено производство по делу N 07-17-04/2007 по признакам нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
    15 июня 2007 г. комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе приняла решение о признании наружной рекламы, размещенной ООО "Винный мир" по адресу: г. Оренбург, ул. Рассковой, 10 "А" на внешней стене здания, в котором расположен магазин "Винный мир" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 и передаче материала дела N 07-17-04/2007 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
    По факту выявленного административного правонарушения в отношении ООО "Винный мир", в присутствии законного представителя общества - генерального директора общества К., составлен 19.06.2007 протокол N 1 об административном правонарушении.
    ООО "Винный мир" представило в административный орган письменные объяснения, в которых не согласилось с фактом вменяемого правонарушения.
    28 июня 2007 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Винный мир", в присутствии законного представителя общества генерального директора К., вынесено постановление N 07-18-10/2007 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 МРОТ (40000 рублей), за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Заявитель считает постановление по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, так как: - на рекламном панно отсутствует реклама конкретного товара, а реклама продавца ООО "Винный мир" ни к какому товару, имеющему конкретные характеристики, явно не относится.
    Административный орган считает обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
    Изучив материалы дела, заслушав заявителя, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
    Согласно ст. 14.3 Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
    Под рекламой согласно ст. 3 Закона РФ от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон) понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
    Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    В п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона определено, что недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого, в частности, запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
    Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
    Антимонопольным органом в ходе проверки было зафиксировано, что рекламное панно ООО "Винный мир" содержит следующую визуально-графическую и текстовую информацию: на заднем плане панно изображены полки с винными бочками, в левой части рекламного панно полки с бочками перекрывают виноградные листья и виноградные ягоды. На переднем плане панно сверху размещен текст, выполненный крупным шрифтом, выделенный курсивом, следующего содержания: "Истина в вине, если вино истинное". По центру панно, на переднем плане размещен текст, выполненный более крупным шрифтом, выделенный курсивом, следующего содержания: "Винный мир". В нижней части панно, на переднем плане размещен текст, выполненный крупным шрифтом, выделенный курсивом, следующего содержания: "Только истинные вина".
    В результате визуального исследования имеющегося в материалах дела изображения рекламного панно, суд приходит к выводу о том, что информация, содержащаяся на рекламном панно, очевидно ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией, к которой в соответствии с п. 11 статьи 2 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.1995 относится и вино, исходя из следующего.
    Словосочетание "Винный мир" расположено по центру панно, выделено крупным шрифтом; текстовая информация на рекламном панно: "Истина в вине, если вино истинное. Винный мир. Только истинные вина" обращает внимание потребителей именно на вино; на рекламном панно имеется изображение винных бочек, виноградных листьев и виноградных ягод.
    Данная информация адресована неопределенному кругу лиц и целенаправленно направлена на привлечение внимания потребителей именно к вину, путем неоднократного упоминания в тексте рекламы слова "вино".
    Кроме того, рекламное панно размещено на стене здания у входа в магазин "Винный мир", графическое изображение словосочетания "Винный мир", фон, на котором оно расположено, выполнены в том же стиле, что и вывеска с наименованием магазина "Винный мир", расположенная над входными дверями в этот магазин, то есть данное рекламное панно, в том числе, обращает внимание потребителей на ООО "Винный мир" как на продавца "истинных вин".
    Следовательно, объектом рекламирования является ООО "Винный мир" в качестве продавца алкогольной продукции, а именно, вина.
    В силу ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона наружная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения, к которым относятся, в частности, щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, обществом вышеуказанная реклама распространялась с использованием брандмауэрного панно с внешней подсветкой. Указанное панно размещено с использованием средств стабильного территориального размещения, монтировано и расположено на внешней стене здания и в соответствии со статьей 19 Федерального закона является наружной рекламой.
    Таким образом, наружная реклама общества в соответствии со ст. 2 Федерального закона является ненадлежащей рекламой, так как размещена запрещенным способом (с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их), а также под видом рекламы продавца такого товара.
    Довод заявителя о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствует указание на конкретный товар, который рекламирует ООО "Винный мир" судом не принимается. Для признания рекламы ненадлежащей достаточно привлечение внимания к товару в виде алкогольной продукции в целом и не требуется указания на конкретный вид вина.
    Также отклоняются ссылки заявителя на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в части определения понятия "товара". В рамках настоящего дела рассматривается дело об оспаривании решения административного органа о нарушении ООО "Винный мир" законодательства о рекламе. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 38-ФЗ законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Кроме того, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться принятыми в соответствии с новым Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. Предметом правового регулирования законодательства о рекламе являются именно гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, в связи с чем, ссылки заявителя на нормы Гражданского кодекса, регулирующие гражданско-правовые отношения, связанные с продажей, обменом товаров несостоятельны. Федеральный закон "О рекламе" содержит четкое определение товара, которое в каком-либо расширительном толковании не нуждается.
    Таким образом, суд установил, что действия общества, выразившиеся в размещении наружной рекламы продавца (ООО "Винный мир") алкогольной продукции (вина) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), являются ненадлежащей рекламой, нарушают п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе", следовательно, в них содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    Порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный положениями ст.ст. 25.4, 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчиком соблюден.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  1. 1. В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Винный мир", отказать.
  2. Признать постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 07-18-10/2007 от 28.06.2007, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на ООО "Винный мир" в размере 40000 рублей законным и обоснованным.
    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.