Решение от 06 апреля 2007 года № А47-11940/2006АК-36
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 06 апреля 2007 года № А47-11940/2006АК-36
(Извлечение)
Индивидуальный предприниматель А. (п. Акбулак Оренбургской области) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Оренбургской области в части отказа в проведении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части переплаты по КБК 18210202010061000160 в общей сумме 4650 рублей на КБК 18210202030061000160, выраженном в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Оренбургской области N 08-81/1289 от 21.08.2006 и обязании МРИ ФНС РФ N 5 по Оренбургской области произвести указанный зачет.
Отводов составу суда не заявлено, ходатайств не поступило.
Ответчик по существу требований возражает, считая, что действия налогового органа являются законными, а оспариваемый отказ в проведении зачета излишне оплаченных страховых взносов за период с 01.01.2005 по 30.09.2006, изложенный в Письме МРИ ФНС РФ N 5 по Оренбургской области от 22.08.2006 N 08-81/1289, является правомерным, следовательно, соответствует нормам действующего законодательства, а также не нарушает прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, 26 июля 2006 года индивидуальный предприниматель А. обратилась в налоговый орган с заявлением б/н о зачислении переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с КБК 18210202010061000160 в сумме 3300 рублей на КБК 18210202030061000160, а с КБК 18210202020061000160 в сумме 1350 рублей на КБК 18210202040061000160, как ошибочно перечисленных ввиду неверного указания КБК.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 5 по Оренбургской области письмом N 08-81/1289 от 22.08.2006 было отказано индивидуальному предпринимателю А. в проведении зачета данной суммы. Свой отказ налоговый орган мотивировал тем, что указанные взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не являются налоговыми платежами.
Таким образом, по мнению налогового органа, у Инспекции отсутствуют полномочия на принятие решения о возврате (зачете) переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная позиция ответчика изложена в отзыве на требование заявителя, приобщенном в дело.
Индивидуальный предприниматель считает, что данный отказ налогового органа в проведении зачета указанной переплаты противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 вышеуказанного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Суд считает, что поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета, либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежит применение положений главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность налогового органа о сообщении в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Так, в силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону Российской Федерации от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по зачету индивидуальному предпринимателю А. ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Оренбургской области.
На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Госпошлину в сумме 100 рублей следует возвратить заявителю из федерального бюджета РФ после вступления решения в законную силу, выдав ему справку на возврат госпошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявление индивидуального предпринимателя А. (п. Акбулак Оренбургской области), удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Оренбургской области по отказу в проведении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4650 рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Оренбургской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителя. 2.Выдать индивидуальному предпринимателю А. (п. Акбулак Оренбургской области) справку на возврат из бюджета Российской Федерации госпошлины в сумме 100 рублей, уплаченной платежной квитанцией N 17/354 от 19 октября 2006 г., после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www. 18aac.ru/ или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.