от 3 июня 2005 г. Дело N А74-799/2005-К2
Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2005 года
Мотивированное решение изготовлено в 17 часов 00 минут 3 июня 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит", г. Черногорск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск,
о признании частично незаконным решения от 24 января 2005 года и обязании произвести зачет.
В судебном заседании 31 мая 2005 года принимали участие представители:
заявителя: Морозова Л.К. (по доверенности от 12.05.2005), Сереброва О.Л. (по доверенности от 29.03.2005),
налогового органа: Сергеев В.П. (по доверенности от 12.02.2005).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 31 мая 2005 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 3 июня 2005 года.
После перерыва от заявителя присутствовали те же лица, представитель налогового органа отсутствовал.
Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
Общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, принятого 24 января 2005 года. Данным решением заявителю предложено внести в бухгалтерский учет необходимые исправления, связанные с доначислением налога на добычу полезных ископаемых в сумме 126918 рублей.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требование и просил признать незаконным указанное решение налогового органа и обязать его произвести зачет 126918 рублей в счет задолженности в федеральный бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия требования ООО "Аргиллит" не признала, сославшись на несоблюдение последним Порядка утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года N 921.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" зарегистрировано 17 июня 1999 года Усть-Абаканской регистрационной палатой, действует на основании свидетельства о регистрации N 147.
Являясь плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, 30 апреля 2002 года ООО представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 квартал 2002 года, в которой отражена исчисленная сумма налога в размере 302145 рублей 76 копеек. Количество потерь при добыче полезных ископаемых определено налогоплательщиком на странице 07 декларации в размере 1280 тонн.
29 июля 2002 года Обществом представлена декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за 2 квартал 2002 года на сумму 410625 рублей 45 копеек, потери составили 1890 тонн.
28 октября 2002 года в налоговую инспекцию представлена декларация по тому же налогу за 3 квартал 2002 года, сумма налога исчислена в размере 451521 рубля. На странице 11 декларации указаны потери при добыче полезных ископаемых в количестве 2565 тонн.
20 января 2003 года Обществом представлена декларация по налогу за 4 квартал 2002 года на сумму 403672 рублей. Потери при добыче указаны налогоплательщиком в количестве 2464 тонн.
21 октября и 29 ноября 2002 года Общество обратилось в налоговый орган с уточненными декларациями за 1 - 4 кварталы 2002 года, согласно которым за 1 квартал 2002 года налог подлежал уменьшению на 26880 рублей, за 2 квартал 2002 года - на 39690 рублей, за 3 квартал 2002 года - на 30780 рублей, за 4 квартал 2002 года - на 29568 рублей. Общая сумма налога, подлежащая уменьшению по уточненным декларациям, составила 126918 рублей. Количество задекларированных потерь осталось прежним.
В письме от 27 мая 2004 года налоговый орган сообщил о том, что норматив потерь на добычу полезных ископаемых, облагаемый по ставке 0%, для ООО "Аргиллит" не доведен, в связи с чем Межрегиональная инспекция МНС РФ по Сибирскому федеральному округу доначислила Обществу налог на добычу полезных ископаемых за 1 - 4 кварталы 2002 года в сумме 25,4 тыс. рублей. Поэтому ООО предложено представить уточненные налоговые декларации за 1 - 4 кварталы 2002 года и уплатить доначисленные суммы налога в бюджет.
Согласно сопроводительному письму от 5 ноября 2004 года Общество представило уточненные декларации по налогу за 1 - 4 кварталы 2002 года и уплатило по платежному поручению N 763 от 29 октября 2004 года 73035 рублей. Кроме того, им сданы уточненные расчеты к уменьшению за 2003 год на сумму 53883 рубля. Таким образом, оплата произведена в сумме 126918 рублей, которая подтверждается выписками из лицевого счета налогоплательщика, его платежными документами, актами сверок, дополнительными расчетами и не оспаривается налоговым органом.
24 января 2005 года налоговый орган по материалам камеральной проверки принял решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и указал, что в нарушение пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ ООО "Аргиллит" неправомерно заявляет суммы налога к уменьшению по неутвержденным в установленном порядке нормативам потерь при добыче полезных ископаемых. В пункте 2 решения содержится предложение о внесении необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Не согласившись с решением, ООО "Аргиллит" оспорило его в арбитражный суд и просило обязать налоговый орган произвести зачет уплаченной суммы в размере 126918 рублей в счет задолженности в федеральный бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам:
Глава 26 Налогового кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" была введена в действие с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации".
В силу статьи 334 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус Общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит" как пользователя недр никем из сторон не оспаривается и подтверждается Уставом и лицензией на право пользования недрами серии АБН N 00313 вид лицензии ТЭ, выданной до 1 июня 2019 года.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
При исследовании вопроса об утверждении для ООО "Аргиллит" нормативов потерь арбитражный суд установил, что протоколом технического совещания Саянского отдела управления Енисейского округа от 30 января 2001 года эксплуатационные потери для ООО были утверждены на 2001 год в размере 9,8%.
4 февраля 2002 года эксплуатационные потери в том же размере (9,8%) были согласованы Госгортехнадзором России на 2002 год, что подтверждается протоколом технического совещания при начальнике Саянского отдела управления Енисейского округа от 4 февраля 2002 года.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений (далее - Правила), которые вступили в силу с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации. Министерство природных ресурсов РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство РФ по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Не подвергая сомнению факт согласования Обществом с Госгортехнадзором нормативов потерь на 2002 год, налоговый орган полагает, что в установленном порядке эти нормативы утверждены не были, в связи с чем применение налогоплательщиком ставки 0% является неправомерным. Сведений об утверждении нормативов на 2002 год в Управление МНС РФ по Республике Хакасия не поступало.
Рассматривая дело по имеющимся в материалах дела документам, арбитражный суд установил, что в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов от 21 марта 2002 года N 164-р Методические рекомендации по расчету нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче в целях реализации Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 921 должны быть подготовлены ответственными лицами Министерства к 1 мая 2002 года.
Письмом от 15 мая 2002 года Комитет природных ресурсов по Республике Хакасия предложил руководителям предприятий - недропользователей, в том числе ООО "Аргиллит", представить сведения для утверждения нормативов потерь на 2002 год.
По свидетельству Территориального агентства по недропользованию по Республике Хакасия 28 мая 2002 года все документы, необходимые для утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, были представлены в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Хакасия, а затем направлены в Министерство природных ресурсов РФ, что подтверждается сопроводительным письмом от 8 июля 2002 года N ВК-1295.
Дальнейшая судьба представленных документов неизвестна ни налогоплательщику, ни налоговому органу. Не получив отказа в утверждении согласованных с Госгортехнадзором нормативов потерь, Общество применило эти нормативы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Учитывая, что Постановление Правительства РФ N 921 вступило в действие с 1 января 2002 года, а механизм его применения еще не был разработан, арбитражный суд проверил обоснованность согласования нормативов потерь на 2002 год Госгортехнадзором и установил следующее.
Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 ноября 1999 года N 85 утверждена Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, которая устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России.
В силу пункта 5 Инструкции под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, иных работ, а также мероприятия по охране недр и прочее, в том числе определяющий нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
Согласование таких планов с органами Госгортехнадзора в соответствии с пунктами 6, 20 Инструкции является обязательным. При этом территориальным органам Госгортехнадзора предписано обращать особое внимание на обоснованность технико-экономическими расчетами нормативов потерь.
Согласно разделу 2 Инструкции годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа Госгортехнадзора по графику, которым должно устанавливаться рассмотрение годовых планов в период не ранее 1 сентября и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому. Допускается включение в график более поздних дат рассмотрения годовых планов при сезонном характере добычных работ, но не позднее, чем за две недели до начала добычного сезона. Пользователь недр извещается о запланированной дате рассмотрения годового плана.
Заявителем представлено письмо без номера и без даты Саянского отдела Управления Енисейского округа, в соответствии с которым рассмотрение проекта плана развития горных работ на 2002 год ООО "Аргиллит" назначено на 29 января 2002 года. Эту дату Общество объясняет сезонным характером работ по добыче полезных ископаемых.
Как отмечалось выше, 4 февраля 2002 года нормативы потерь при добыче полезных ископаемых были утверждены Обществу в размере 9,8%.
Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов РФ от 19 апреля 2002 года, Первому заместителю министра Караганову В.В. следует обеспечить утверждение нормативов потерь по всем объектам добычи полезных ископаемых, согласованных с Госгортехнадзором России.
Поскольку нормативы потерь были согласованы Обществом в соответствии с Инструкцией, оснований для того, что отказать в их утверждении, не имелось.
Кроме того, Правилами не предусмотрено извещение налогоплательщика о факте утверждения нормативов потерь. Как уже упоминалось выше, сведения об утверждении нормативов потерь должны направляться в Министерство РФ по налогам и сборам. Следовательно, факт получения таких сведений, равно как и отказ в утверждении нормативов, должен доказывать налоговый орган, так как все предусмотренные указанными выше актами действия Общество выполнило.
В соответствии с совместным письмом Министерства природных ресурсов РФ от 16 августа 2002 г. N ПС-19-46/4467 и Федерального горного и промышленного надзора РФ от 13 августа 2002 года N АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921, повторному утверждению не подлежат.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Общество правомерно применило ставку 0% в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых.
Согласно представленному расчету, не опровергнутому налоговым органом, фактические потери за год не превысили утвержденных и составили 7,5% вместо 9,8%.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт. Учитывая, что налоговый орган не доказал неправомерное применение налогоплательщиком ставки 0% при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, арбитражный суд полагает, что требование о внесении исправлений в бухгалтерский учет организации, связанных с доначислением налога на добычу полезных ископаемых в сумме 126918 рублей, является незаконным, так как не соответствует статье 342 Налогового кодекса РФ.
Требование об обязании произвести зачет излишне уплаченной суммы в размере 126918 рублей в счет задолженности в федеральный бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых основано на положении статьи 78 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам в порядке, предусмотренном указанной статьей.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения заявления в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что сумма налога на добычу полезных ископаемых в размере 126918 рублей излишне уплачена Обществом и требование о внесении изменений в бухгалтерский учет является неправомерным, арбитражный суд полагает необходимым обязать налоговый орган произвести ее зачет в счет задолженности в федеральный бюджет по этому же налогу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы распределяются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
При обращении в арбитражный суд ООО "Аргиллит" по платежному поручению N 178 от 3 марта 2005 года уплатило государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Учитывая результаты рассмотрения дела, арбитражный суд полагает возвратить заявителю из федерального бюджета указанную сумму госпошлины, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит", г. Черногорск, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск, от 24 января 2005 года в связи с его несоответствием статье 342 Налогового кодекса РФ. 2.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ N 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск, произвести зачет 126918 рублей в счет уплаты задолженности Общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит", г. Черногорск, в федеральный бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых. 3.Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит", г. Черногорск, из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную им по платежному поручению от 3 марта 2005 года, подлинник которого вернуть заявителю.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия. Днем принятия решения считается дата изготовления его в полном объеме.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.М.ЖУРБА